Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 11:12, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в постановке и разрешении основных теоретических проблем института государственного управления, анализе его современного состояния и правовых проблем совершенствования, выработке на этой основе практических рекомендаций и предложений, направленных на дальнейшее повышение эффективности охраны окружающей среды и природопользования Республики Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Понятие и особенности управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования в условиях рынка
1.2 Роль и место управления в системе обеспечения исполнения требований экологического и природоресурсного законодательства
2 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1 Правовое обеспечение государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
2.2 Организационно-структурный элемент системы управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Теоретические аспекты системы государственного управления охраной окружающей среды
3.2 Совершенствования экономического механизма регулирования регионального природопользования и государственного управления в сфере охраны окружающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
– это организационно-правовая гарантия достижения целей, поставленных экологическим и природоресурсным правом и их эффективности.
2) Вывод о том, что нельзя отождествлять административный институт управления и институт управления в экологическом и природоресурсном праве только на основании того, что управление в обоих случаях пользуется административным ресурсом (власть - подчинение). Управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования основывается не только на административных принципах, таких как подчиняемость, иерархичность, недопустимость дублирования функций, но и на экологических – учет природно-географического районирования при создании управленческих структур (бассейновый принцип управления), разумного сочетания экономических и экологических интересов в природопользовании и т. д.
Обеспечение управленческой составляющей в сфере охраны окружающей среды и природопользования – задача как административного права, так и экологического и природоресурсного права. Нормы, которые регулируют возникающие в этой сфере общественные отношения, будучи составной частью сложного института социального управления, содержатся в разных отраслях права. При этом одни отрасли права в силу своего назначения и характера занимаются проблемами управления в большей мере, другие в меньшей. Отсюда следует, что юристы-экологи, разрабатывающие теорию управления отдельными природоресурсными отраслями и охраной окружающей среды в целом, имеют собственную базу для понимания государственно-управленческих отношений в условиях рынка, в основе которой лежит учение об экологической функции государства. Экологический аспект управленческих отношений, состоящий в обеспечении рациональности природопользования, в обеспечении состояния окружающей среды благоприятной для жизни и здоровья человека, обуславливает принципы, цели, задачи, функции и другие системообразующие факторы управления как комплексного, правового института экологического и природоресурсного права. Комплексность правового института управления позволяет обеспечить комплексное применение средств рациональности природопользования и охраны окружающей среды, которые в сути своей являются «комбинированными», т.е. имеющими организационно-
3) Вывод о том, что в проникновении рыночных основ управления (право частной собственности на природные ресурсы, рыночная ценовая политика за «нагрузки на окружающую среду», внедрение инвестиций в сферу охраны окружающей среды и природопользования) заключается важнейшая особенность совершенствования правового механизма государственного управления в области окружающей среды в условиях рынка.
Это длительный процесс, который нужно проводить постепенно, по мере стабилизации рыночных отношений. В процессе совершенствования рыночного типа правового механизма государственного управления должно четко прослеживаться использование всех элементов системы управления и проявляться различные качества управления, как:
а) наиболее мобильного института экологического и природоресурсного права, постоянно и динамично изменяющегося в связи с развитием рыночных отношений;
б) начального и постоянного принципа охраны окружающей среды и природопользования;
в) формы реализации функций, вытекающих из экологической составляющей государственной деятельности;
г) организационно-правовой гарантии, являющейся важной, но не единственной из средств обеспечения исполнения требований экологического и природоресурсного законодательства.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы состоит в направленности исследования на дальнейшее развитие учения о правовом механизме государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а также в возможности использования, изложенных в диссертации положений, выводов и предложений:
– в нормотворческой деятельности по совершенствованию действующего экологического и природоресурсного законодательства, регулирующего управленческую деятельность в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
– в управленческой деятельности органов государственного, ведомственного и производственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
– в деятельности общественности в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
– в учебном процессе при преподавании курсов экологического и природоресурсного права, при разработке учебной и учебно-методической литературы.
.
Необходимость совершенствования системы охраны окружающей среды и природопользования одна из основных государственных задач Республики Казахстан, ибо в условиях рынка границы управляемости в области окружающей среды имеют тенденцию к расширению под возрастающим давлением общественных интересов.
Поскольку речь идет об общественных отношениях по поводу использования, охраны и воспроизводства природных объектов и ресурсов, каждый раз характеризующихся определенной мотивацией, преследующих определенные цели, постольку существуют меры и способы правового и организационного воздействия на экологические отношения, а через них и на состояние окружающей среды в целом. Выбор вышеназванных мер и способов обусловлен принадлежностью существующей в государстве системы охраны окружающей среды и природопользования к административно-командной или рыночной. Отмечая взаимосвязи между обществом и природой, Маркс К. писал: «Определенное отношение к природе обуславливается формой общества и наоборот» [4, с. 29].
Проблемы природных ресурсов в масштабах мирового сообщества (объем запасов, темпы воспроизводства и потребления, распределение по отдельным странам, ценовая политика и т.д.) стали одними из наиболее актуальных с 90-х годов ХХ века, когда произошли кардинальные изменения в социально-экономической жизни Казахстана, повлекшие (применительно к теме исследования) изменение порядка решения вопросов управления в области окружающей среды. В Советском Союзе правовое регулирование системы природопользования, включая ее организационно-правовой аспект, полностью находилось в «распоряжении» центра, а права союзных республик были существенно ограничены. В результате распада СССР Казахстан обрел независимость в решении не только политических вопросов, но и природоресурсных, что при наличии в Республике Казахстан значительных запасов полезных ископаемых и иных видов природных богатств позволяет надеяться на стабильность и процветание нашей страны.
Если рассмотреть возможности Казахстана с точки зрения обеспеченности природными ресурсами, интеллектуальным потенциалом и малой плотности населения, то в целом шансы достичь высокого уровня дохода и направить необходимую его часть на решение проблем рациональности природопользования и охраны окружающей среды можно оценить как реальные. С позиции ресурсной достаточности Казахстан занимает одно из ведущих мест в мире:
– в отношении земли по данным Государственного земельного кадастра в Республике Казахстан 3 млн. га земли, что выводит нашу страну на 9-е место в мире [5, с.4];
– в отношении полезных ископаемых в литературе отмечается, что «Республика Казахстан занимает одно из первых мест в мире по запасам нефти, угля, газа, драгоценных металлов. В разведанных месторождениях установлены 70 элементов таблицы Менделеева, а 56 учтены Государственным балансом запасов. Горнодобывающая отрасль республики характеризуется высшей обеспеченностью разведанными балансовыми запасами полезных ископаемых: до 30 лет по алюминию, до 80 лет по полиметаллам, 300 лет по углю» [6, с.1];
– что же касается лесных и водных ресурсов, то запасы их не столь велики. Так, по сравнению с огромной территорией Казахстана, ее лесопокрытая часть выглядит незначительной – всего 6 процентов или более девяти миллионов гектаров, в том числе хвойными породами занято 1,7 млн. га. Однако не совсем уж республика является безлесным регионом. «Казахстан может значительную часть потребности в древесине обеспечить за счет своих лесов, только если будет правильно организован уход за лесом, будет проявлена исключительная забота за возобновлением и приумножением лесных площадей, а также подойти к рубке леса по-хозяйски. Если применять безотходную технологию по использованию заготовленной древесины, то лесные массивы не будут истощены» [7, с.22].
Формирование рыночной системы охраны окружающей среды и природопользования обусловило проведение реформы экологического и природоресурсного права.
В рамках проводимых мер особая значимость придается совершенствованию управленческих отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Республике Казахстан.
Полученная от бывшего СССР сырьевая система природопользования с высокими техногенными нагрузками на окружающую среду, ставит перед Республикой Казахстан фундаментальную проблему – как организовать обеспечение выполнения программ, мероприятий в сфере охраны окружающей среды и природопользования, неукоснительное соблюдение требований экологического и природоресурсного законодательства всеми органами, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами, достижение качества окружающей среды, необходимого для сохранения здоровья людей, а также природных объектов и ресурсов.
Субъектом права целенаправленного законодательного и организационного воздействия на систему охраны окружающей среды и природопользования, безотносительно относится ли она к рыночной или нет, является государство.
Рациональное потребление в процессе природопользования и безопасное для жизни и здоровья человека состояние окружающей среды – недостижимо без государственных гарантий обеспечения исполнения требований экологического и природоресурсного законодательства.
Государственные гарантии включают правовую охрану и государственное управление в сфере природных богатств: земли, недр, вод, лесов и иной естественной растительности, зеленых наслаждений в населенных пунктах, типичных ландшафтов, редких и достопримечательных природных объектов, курортных местностей, лесопарковых защитных поясов и пригородных зон, животного мира, атмосферного воздуха.
Государственные гарантии состоят в реализации государством посредством своих органов правотворческих функций, то есть выработке ими общеобязательных правил поведения, которые призваны согласовывать публичные и частные интересы. Государство, представляя наиболее высокую социальную общность, реализует публичный интерес в различных сферах, в том числе и в области окружающей среды. Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы, главным потребителем которых является человек (земля, воды, леса и др.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). «Подсчитано, что за последние 50 лет содержание углекислого газа на планете повысилось приблизительно на 10 – 15%» [8, с. 460]. Право на благоприятную окружающую среду тесно увязано с основными правами личности на жизнь и здоровье. «Существование человека, его жизнь здоровье зависит прежде всего от важнейших объектов природы – земли, воды и чистоты атмосферного воздуха» [9, с. 21]. Именно государство обязано обеспечить граждан на всей территории Республики Казахстан благоприятной окружающей средой, безопасной для пользования ею.
Государственные гарантии – это не только законодательное установление системы нормативов качества окружающей среды, контроль за их соблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую среду, но и то, что объектом охраны со стороны государства является как человек, так и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее.
В системе государственных гарантий охраны окружающей среды и природопользования важное значение имеет организационно-правовая гарантия. Государство, осуществляя через свои органы экологическую функцию, наделяет их определенным комплексом правомочий как прямого, так и косвенного государственного воздействия (лицензирование, экологическая экспертиза, мониторинг и т.д.), который ни в доктрине, ни в законодательстве обобщенного определения не имеет. Этот комплекс правомочий в доктрине называется организационной составляющей либо организационным методом осуществления экологической функции государства, а в законодательстве – управлением либо регулированием в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Выяснение сущности категории управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования представляет определенную сложность. Во-первых, управление является базовым, исходным понятием, носит сложный характер и в науке, равно как и на практике, толкуется далеко не однозначно. В настоящее время, как в административном, так и в экологическом и природоресурсном праве (включая его отдельные отрасли: земельное, горное, водное и др.), существует не один десяток суждений по этому поводу. Например, в земельно-правовой литературе управление земельным фондом представляет собой распорядительную деятельность соответствующих государственных органов, направленную на обеспечение рационального использования и охраны единого земельного фонда страны [10, с. 111]; организационную, исполнительно- распорядительную деятельность соответствующих государственных органов, направленную на обеспечение рационального использования и охраны единого земельного фонда страны и достижение (установление) тем самым земельного правопорядка [5, с. 183].
Во-вторых, в правовой литературе предлагаются различные основания классификации управления, в связи с чем называются разные его виды. Применительно к экологическому и природоресурсному праву, пожалуй, самой распространенной является классификация в зависимости от субъекта, который правомочен на осуществление управления: государственное, ведомственное, производственное управление и участие общественности в деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и природопользования.
Информация о работе Управление природопользованием и окружающей средой