Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 11:12, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в постановке и разрешении основных теоретических проблем института государственного управления, анализе его современного состояния и правовых проблем совершенствования, выработке на этой основе практических рекомендаций и предложений, направленных на дальнейшее повышение эффективности охраны окружающей среды и природопользования Республики Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Понятие и особенности управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования в условиях рынка
1.2 Роль и место управления в системе обеспечения исполнения требований экологического и природоресурсного законодательства
2 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1 Правовое обеспечение государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
2.2 Организационно-структурный элемент системы управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Теоретические аспекты системы государственного управления охраной окружающей среды
3.2 Совершенствования экономического механизма регулирования регионального природопользования и государственного управления в сфере охраны окружающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Еще одним назначением административного ресурса в природоресурсной и природоохранной сфере является реализация органами государственного управления организационно-
В системе охраны окружающей среды и природопользования объективно существуют такие сферы, которыми можно руководить только на основе административных рычагов управления, состоящих из приоритетного использования организационно-
Однако не следует переоценивать возможности административного воздействия на природоресурсные и природоохранные отношения. На протяжении многих лет не утихает дискуссия какими средствами можно снизить нагрузки на окружающую среду и на здоровье человека от деятельности по природопользованию. На наш взгляд, более строгая редакция закона, широкий контроль, направленный на устранение дефицита исполнения имеющихся законов и предписаний, сохранение положительной части административного ресурса прежней системы природопользования, имеющие целью уменьшение риска для человека и окружающей среды, должны приветствоваться. Вместе с тем рыночные изменения организации системы природопользования требуют применения экономических методов управления под контролем и при поддержке государства. Рыночная система охраны окружающей среды и природопользования характеризуется возможностью использования более эффективного и дешевого финансово-экономического ресурса управления. Экономическое или косвенное воздействие – это все те механизмы и формы, которые позволяют государству стимулировать поведение участников процесса природопользования, направлять их деятельность на достижение определенных целей. В мировой практике принято выделять в косвенном воздействии налоговую, платежную, штрафную, антимонопольную и кредитную политику.
В правовой системе Республики Казахстан перечисленные направления экономического ресурса управления представлены далеко не полно. В условиях рынка экономический ресурс, равно как и административный, сам нуждается в организационном и правовом опосредовании и обеспечении. Последнее не всегда возможно в рамках существующих законов. Это предопределяет необходимость поисков новых форм развития законодательства и совершенствования управления для продвижения к цели создания экологически и экономически приемлемой системы охраны окружающей среды и природопользования в условиях рынка.
В-третьих, при изучении вопросов управления в области окружающей среды (принципы, цели, задачи, роль, значение, характер, методы, структура, организационно-правовые формы органов управления, а также формы их работы (заседания, совещания, рейды, инспекции и т.д.), ученые-юристы обращают внимание на следующие значимые для права признаки:
а) объективный характер управления. Байдельдинов Д.Л. отмечает, что «вопросы управления, несмотря на свою научную разработанность, по-прежнему остаются актуальными в силу объективности своей основы как отражение социального процесса развития общества, постоянно меняющегося характера общественного производства и форм собственности» [17, с. 43-44].
б) характер управленческих отношений в системе экологического и природоресурсного права, которые складываются между соответствующими государственными органами и юридическими лицами, а также гражданами по поводу охраны и использования окружающей среды. В условиях рыночных отношений эти общественные отношения носят характер «исполнительно-
в) свойство юридического неравноправия субъектов. «Управленческое отношение есть общественное отношение, в котором одна сторона выступает в качестве носителя, выразителя функций управления (субъект), а другая испытывает на себе управляющее воздействие» [18, с. 152]. Эти отношения носят вертикальный характер и выражают форму «власть-подчинение», которую, однако, нельзя понимать в том смысле, что один субъект (властвующий) обладает только правами, а другой (подчиненный) – только обязанностями. И тот и другой имеют как права, так и обязанности, однако их соотношение показывает, что один из субъектов обладает большими полномочиями, нежели другой. Властвующим субъектом организационного экологического отношения всегда выступает государственный орган, уполномоченный осуществлять государственное управление экологической деятельностью в стране (отдельном регионе). Подчиненным субъектом в организационных экологических отношениях выступают нижестоящие государственные органы, уполномоченные на осуществление управления в области окружающей среды и природопользователи (юридические лица и граждане).
г) наличие специальных объектов, предполагающих правовую охрану и защиту. С позиций правового регулирования управление в экологическом и природоресурсном праве представляет собой общественные отношения по поводу охраны, воспроизводства и использования окружающей среды. Такое более узкое определение управления соответствует целям и возможностям правового регулирования. Дело в том, что было бы совершенно бессмысленно пытаться предопределить развитие процессов взаимодействия общества и природы, являющихся специальным объектом управления, поскольку сами они существуют объективно и в некоторой степени независимо от воли людей. С позиции права можно пытаться только некоторым образом направить этот процесс, вырабатывая и согласовывая некоторые общие ограничения в той степени, в какой можно вообще устанавливать пределы развития общественных отношений. Скажем, речь может идти об определении пределов осуществления права природопользования, установления необходимого уровня нормативов качества окружающей среды, целей, задач и функций органов управления и др.
В-четвертых, развивая формулировку понятия управление в экологическом и природоресурсном праве, следует учитывать как общие особенности, присущие социальному управлению в целом, так и специфические, свойственные только управлению в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Характер объекта управления, принципы, определяющие специфику данного управления, особенности его режима требуют адекватного способа юридического воздействия на отношения в области окружающей среды, в котором фокусируются, с одной стороны, некоторые свойства, характерные в целом для института управления общественными процессами, а с другой – признаки, присущие только данному виду социального управления. Правовой режим управления в системе экологического и природоресурсного права, соотносясь с социальным управлением как часть с целым, попадает под «силовое» поле последнего и поэтому характеризуется некоторыми общими чертами, присущими социальному управлению общественными отношениями. Вместе с тем, как и всякая часть в отличие от целого, юридический режим управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования обладает рядом только ему свойственных моментов. Они определены прежде всего существенными особенностями, отличающими окружающую среду от других отраслей управления. Эти особенности настолько важны, что от того, в какой степени и с какой полнотой они учитываются в правовом и организационном обеспечении управленческой деятельности, в решающей степени зависит ее эффективность, под которой следует понимать «строго определенную степень соотношения между ее целью, нормативно установленными функциями, управленческими действиями и результатами» [19, с. 44].
Среди особенных черт управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования главными являются связанные с объектом указанного вида социального управления. Природные ресурсы, как материальная основа суверенитета государства и окружающая среда, как место жизнеобитания человека, являются особыми объектами права, так как входят в социальную систему «человек – общество – природа». Публичность объектов влечет государственную правообязанность воздействовать на деятельность по охране окружающей среды и природопользованию независимо от существующего объема полномочий на природные ресурсы. Это воздействие именуется управлением. В условиях рынка государство может иметь лишь столько управленческих правомочий, сколько ему необходимо для обеспечения охраны окружающей среды и природопользования. Это первая особенность.
Вторая особенность управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования состоит в его правовой природе. По вопросу о правовой природе управления в исследуемой области возникла специальная дискуссия, выявившая различные точки зрения. Особый интерес представляет проблема многогранной и далеко неоднозначной взаимосвязи административного, экологического и природоресурсного права в формировании и развитии правового института управления в области окружающей среды, от правильности выявления которой зависит:
- определение места норм об управлении в области окружающей среды в системе отраслей права;
- определение предмета экологического права, природоресурсного права и административного права.
Необходимо отметить, что ряд организационно-правовых вопросов охраны окружающей среды и природопользования нашли отражение в административно-правовой науке, что объясняется зарождением института управления в сфере природопользования в недрах административного права.
Неразвитостью норм экологического и природоресурсного права можно объяснить тот факт, что диссертационные исследования, посвященные правовым проблемам управления в сфере окружающей среды и природопользования выполнялись в рамках административной специализации (12.00.02). Например, кандидатские диссертации Ерофеева Н.Б. «Планирование в области охраны окружающей среды» - Киев. 1985 г., Муррука А. «Организационно-правовые проблемы управления использованием и охраной вод» - Ашхабад, 1985 г., Досымбековой М.С. «Компетенция и деятельность Совета Министров союзной республики по управлению охраной окружающей среды рациональным использованием природных ресурсов /На материалах Казахской ССР» - Томск, 1985 г. и др.
Однако исследование вопросов о сущности, понятии, значении и свойствах управления в области окружающей среды в рамках административного права оказалось функционально недостаточным. Среди ученых – административистов появились высказывания, что «в административно-правовой науке, к сожалению, мало трудов, в которых исследуются различные аспекты природоохранительной роли административного права и органов государственного управления. Теоретики в области государственного управления долго не включались в разработку природоохранительных проблем, не изучали систему, компетенцию и взаимосвязь органов государственного управления, участвующих в охране природы и контролирующих рациональное использование природных ресурсов» [20, с. 9].
Управленческие отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования имеют определенную специфику. Ее исследование имеет научный и практический интерес. Бурно развивающиеся отдельные природоресурсные отрасли права и экологическое право в целом требовали собственных правовых институтов, которые основывались на традиционных институтах других отраслей права (права собственности, управление, ответственность и др.). Подчиняя эти институты правовому режиму природных ресурсов, в рамках природоресурсного и природоохранного права начали формироваться институт права собственности на природные ресурсы, институт управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования, с правовым режимом, значительно отличающимся от правового режима этих институтов в гражданском и административном праве. Эти отличия стали предметом изучения юристов-экологов, в результате которого был сделан вывод о том, что экологическое и природоресурсное право должны рассматривать вопросы управления природными ресурсами и охраны окружающей среды, так как есть определенные особенности, отличающие окружающую среду от иных объектов управления. И в этом нельзя усматривать проявление принижения административного права. Административное право оказывает непосредственное воздействие на природопользование, значительно определяя объем правомочий его участников. Еще Аксененок Г.А., анализируя вопрос о разграничении земельных правоотношений от административных, указывал, что «из сказанного, конечно, не вытекает, что представители науки административного права не могут заниматься вопросами компетенции государственных органов в области распоряжения и управления землей. Наоборот, участие представителей административного права в разработке вопросов, связанных с распоряжением и управлением земельным фондом, будет способствовать наиболее обстоятельному исследованию этой сложной области земельных правоотношений» [21, с. 53].
Управленческие отношения классифицируются на внутренние и внешние. Объектом внутренних отношений являются вопросы образования структурных подразделений, форм и методов работы государственного аппарата, комплектования кадров. Эти вопросы составляют предмет административного права (и ее составной части теории государственного управления), так как непосредственно не связаны с таким своеобразным объектом права как природные ресурсы. Что же касается внешних управленческих отношений (отношений, направленных на обеспечение природопользования и отношений, направленных на охрану окружающей среды), то эти отношения по своей правовой природе являются экологическими, т.к. связаны с особым предметом – окружающей средой (земля, воды, леса, недра и т.д.). Указанный предмет позволяет отграничить институт управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования от видов управления, используемых в других отраслях казахстанского права (например, в таможенном, налоговом, банковском и др.). Но здесь управление обладает иной юридической природой, имеет иные функциональные цели и задачи, приводит к иным правовым следствиям и т. д.
Информация о работе Управление природопользованием и окружающей средой