Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 01:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".
Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.
В силу формальной определенности закон
не может изменяться одновременно с
изменяющейся жизнью и поэтому нередко
отстает от ее требований, устаревает.
Законы могут быть неэффективными,
несовершенными с технической стороны.
Нередки случаи, когда подобные законы
нарушаются именно по соображениям их
устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности.
С точки зрения принципов законности,
любые отступления от требований закона,
чем бы они ни мотивировались, терпимы
быть не могут. Законность, точное следование
предписаниям закона всегда целесообразны.
Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение
устаревших либо неэффективных правовых
предписаний может вызвать негативные
результаты, однако повсеместное отступление
от требований такого закона повлечет
за собой неопределенность, нестабильность
правового регулирования, нанесет ущерб
обществу и правопорядку.
Иначе говоря, с точки зрения целей правового
регулирования в любой ситуации целесообразно
следовать предписаниям закона, а отступление
от них всегда нецелесообразно. Законность
всегда целесообразна, и целесообразность
выступает как принцип, основа законности.
Несколько иначе целесообразность
проявляется в процессе правоприменения,
где учет пользы, эффективности, последствий
принимаемого решения не только допустим,
но и необходим. Однако и здесь целесообразность
должна достигаться в рамках законности.
Основанное на принципе законности, право
само предоставляет возможность учитывать
фактор целесообразности в ходе правопрИменительной
деятельности. Нормы права нередко предполагают
индивидуальное регулирование, когда
неизбежен учет субъектами особенностей
отдельного случая - выбор целесообразного
решения. Не случайно правовые нормы носят
преимущественно относительно определенный
характер. Например, нормы Уголовного
кодекса не имеют абсолютно определенных
санкций.
Отдельные авторы, рассматривая принципы
законности, в качестве таковых называют
"связь законности с культурностью",
"единство законности и справедливости"
и т.д. Не отрицая подобного единства, подчеркнем,
что связи законности с иными явлениями
не могут выступать в качестве принципов.
Кроме того, все они охватываются содержанием
принципа целесообразности.
Здесь же важно отметить, что благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.
Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе
С законностью тесно связано другое правовое явление - правопорядок (правовой порядок). Понятие "правопорядок" широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка - важнейшая функция государства.
Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена. Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность, однако подобная трактовка представляется не совсем верной.
Действительно,
указанные явления тесно
Обратимся к этимологии слова "правопорядок". Прежде всего, правопорядок - это порядок, организованность, устойчивость.
Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности.
Далее, правопорядок - это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такой урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и упрочению существующего строя. Но правопорядок не только цель, но и итог правового опосредствования - реально существующая фактическая урегулированность общественных отношений.
Исходя из сказанного, правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.
Рассмотрим особенности данного явления.
) он предусмотрен нормами и принципами права;
2) это качественное (согласованное,
системное) состояние
3) возникает в результате
реализации правовых норм и
позитивной ответственности
4) это одновременно и результат действия законности;
5) обеспечивается, охраняется государством.
Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований правовых норм, правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования).
Первый зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению, охране) правопорядка.
Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений. Каковы же принципы правопорядка?
Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.
Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.
Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.
Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.
Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.
В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.
Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т.е. государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: "Да и что такое государство, как не общий правопорядок?" Близок к нему и Кант, рассматривавший государство как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам".
Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка. С одной стороны, конституированное правом и функционирующее в строго установленных рамках государство составляет важнейшее звено правопорядка. С другой - оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок. Не случайно правовое регулирование деятельности государственных органов и должностных лиц осуществляется по принципу "Дозволено только то, что прямо разрешено".
Правопорядок, таким образом,
можно рассматривать как единст
Правой порядок
В структуру правопорядка входят:
нормативная основа общества;
правоотношения и связи, последовательность их взаимодействия, развития, изменения и прекращения;
атрибутивные элементы.
Правопорядок не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форма выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в общественных отношениях
Правопорядок и общественный порядок
Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления - общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т.д.
Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.
Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства.
С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок.
С другой - состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 УК РФ предусматривает ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка.
Основные пути укрепления законности и правопорядка
Законность и правопорядок - величайшие
социальные ценности, основа нормальной
жизни общества, его граждан. Поэтому их
укрепление - одна из главных задач, стоящих
перед обществом, одно из основных направлений
деятельности государства, его функция.
К сожалению, состояние законности и правопорядка
в нашей стране подошло к критической
черте. За последние годы резко возросло
количество правонарушений, в том числе
наиболее опасных из них - преступлений.
Достаточно сказать, что в 1995 г. в России
зарегистрировано 2 млн 755,7 тыс. преступлений,
почти 60% которых тяжкие. Поэтому укрепление
законности, борьба с возрастающей преступностью
- жизненно важные задачи нашего сегодня.
Существует довольно распространенное
мнение, что в росте правонарушений повинны
прежде всего юристы, которые якобы недостаточно
активно ведут борьбу с нарушителями законности.
Практика показывает ошибочность подобных
взглядов. Только в последние годы преодолено
представление, что корни преступности
в нашей стране - это пережитки прошлого
в сознании людей. Юридическая и политическая
практика доказала, что причины правонарушений
нужно искать не в "пережитках", не
в прошлом, а в действительности. Они порождены
теми объективными условиями (экономическими,
политическими, социальными), в которых
находится общество на конкретном этапе
развития.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"