Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 01:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".
Проблема ликвидации нарушений законности
не только юридическая проблема. Для ее
решения прежде всего должны быть устранены,
изжиты те объективные факторы, которые
поддерживают, "оживляют" преступную
активность, создают условия для совершения
правонарушений, для отступлений от требований
законов. Стабилизация экономических
отношений, рост материальной обеспеченности
людей, их нравственное воспитание, укрепление
социальных связей, развитие демократии
- необходимые предпосылки и важнейшие
пути укрепления законности и правопорядка.
Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать
только на эти объективные процессы. В
обществе необходима специальная юридическая,
государственно-властная деятельность
по обеспечению законности. Формы этой
деятельности весьма разнообразны. Основными
из них являются убеждение, правовое воспитание,
профилактика правонарушений, общественное
воздействие на нарушителей и применение
к ним мер государственного принуждения.
Убеждение как метод укрепления
законности состоит в повышении
правосознания как граждан, так и должностных
лиц. Правовое воспитание предполагает
внедрение в сознание людей знания права,
понимания необходимости исполнения его
требований, чувства нетерпимости к любым
нарушениям законодательства. Это обеспечивается
созданием стройной системы правового
воспитания, обучения, средств пропаганды
и систематической планомерной работой
в данном направлении. Важное значение
имеет обучение граждан умению воевать
за свои права, защищать их законными средствами.
Еще Р. Иеринг писал, что сопротивление
личности неправу, т. е. нарушению права,
есть обязанность (долг) управомоченных
граждан по отношению к самим себе и к
обществу.
С убеждением тесно связана профилактика
правонарушений. Суть ее заключается в
предотвращении возможных правонарушений
путем тщательного изучения причин и условий,
способствовавших совершению нарушений
законности, и принятии мер по их ликвидации.
Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе "Моя хата с краю". Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.
Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, сооственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменитель-ных и правоохранительных органов.
Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что "даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона" И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.
Гарантии законности
Несмотря на свою значимость, требования
законности не претворяются в жизнь
автоматически, стихийно. Чтобы правовые
предписания не остались на бумаге (и тем
более не нарушались), необходимы соответствующие
условия и определенный комплекс организационных,
идеологических, политических, юридических
мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии
законности. Гарантировать законность
- значит сделать ее незыблемой.
Гарантии законности - это объективные
условия и субъективные факторы, а также
специальные средства, обеспечивающие
режим законности.
Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства.
Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.
Нередко в литературе общие условия как гарантии законности трактуются чрезвычайно широко. Под экономическими гарантиями понимается существующая система хозяйства, форма собственности, под политическими - политическая система, под социальными - классовая структура общества и т.д. Такое понимание гарантий tie может удовлетворить потребности практики, ибо их влияние на состояние законности неоднозначно, иной раз они оказывают на нее негативное воздействие. Поэтому общие условия необходимо рассматривать конкретно, выделять в них те факторы, которые положительно воздействуют на реализацию права.
Важной предпосылкой наилучшего использования
благоприятных условий в
Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности.
Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д. Подобные факторы самым непосредственным образом влияют на состояние законности. Так, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, роста цен, галопирующей инфляции возрастает социальная напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту числа преступлений, причем не только хозяйственных.
Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть - это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию принимаемых решений, низкого уровня исполнительской дисциплины, расцвета бюрократизма, коррупции законность не только не повышается, но и снижается, причем до опасного предела. Сильное государство ни в коей мере не означает централизацию государственной власти, авторитарный режим, который не обеспечивает, а, напротив, отрицает законность. Важным условием укрепления государства, обеспечения законности и правопорядка является демократия. Демократическое государство не слабая, аморфная власть. Это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования (разделение властей, парламентаризм, гласность, верховенство Конституции и т.д.).
Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.
Необходимый уровень культуры обеспечивается
организацией правовой пропаганды, четкой
системой воспитания у граждан высоких
нравственных качеств, патриотизма, ответственности,
чувства права и законности. В условиях
разрушения системы воспитания идеологический
вакуум заполняется чуждыми обществу
воззрениями, негативно влияющими на состояние
дисциплины, организованности, законности
(распространение порнографии, господство
силы и др.), способствующими росту правонарушений,
преступности, ставящими под угрозу режим
законности.
Социальные условия. Законопослушание
граждан, их уважение к закону, реализация
его предписаний во многом зависят от
положения, сложившегося в социальной
сфере. Падение жизненного уровня населения,
рост безработицы, стоимости жизни, социальных
услуг самым непосредственным образом
сказываются на уровне законности, провоцируя
граждан на поиски путей незаконного обогащения,
обход закона, порождают национальные
и социальные конфликты и т.д. Прочная
законность возможна только в условиях
социальной стабильности, уверенности
граждан в незыблемости своих социальных
прав и свобод.
Правовые условия.
Состояние законности как политико-правового
явления обусловлено состоянием самого
права, системы законодательства. Действующее
законодательство должно быть достаточно
полным, стабильным, обеспечиваться высоким
уровнем юридической техники, необходимыми
механизмами реализации и охраны. Важное
значение для реализации права и уровня
законности имеют используемые законодателем
правовые средства, методы, способы и типы
правового регулирования, принципы, на
которых строится законодательство. Так,
отстающее от динамического развития
общественных отношений законодательство
затрудняет борьбу с преступностью.
Гарантиями законности являются также
соответствующие субъективные факторы.
Среди них можно отметить состояние правовой
науки, полноту и развитие в ней прогрессивных
гуманистических идей, положений, научно-теоретических
конструкций. Непосредственное влияние
на уровень законности оказывают господствующие
в науке научно-теоретические концепции.
Например, несомненный ущерб в деле обеспечения
законности нанесло игнорирование таких
"буржуазных" (так их называли до
недавнего времени) теорий, как идея правового
государства, разделение властей, парламентаризм
и т.д. Напротив, научно-теоретическая
разработка идеи правового государства,
внедрение основных ее положений в законодательную
и правоприменительную практику позволяют
укрепить законность в деятельности государственных
органов. Проявлениям беззакония и произвола
в их деятельности способствовали теоретические
положения об усилении классовой борьбы
с построением социализма, об отмирании
государства, о сокращении сферы правового
регулирования и т.д.
Уровень законности определяется и
эффективной деятельностью
Специальные средства обеспечения
законности - о юридические и организационные
средства, предназначенные исключительно
для обеспечения законности. Среди них
можно выделить юридические и организационные
гарантии (средства).
Юридические гарантии - совокупность закрепленных
в законодательстве средств, а также организационно-правовая
деятельность по их применению, направленные
на обеспечение законности, на беспрепятственное
осуществление, защиту прав и свобод. Юридические
гарантии сопряжены с общими условиями
и определяются ими. Они юридически опосредуют
их, выступая в качестве их юридической
формы, не сливаясь, однако, с ними и не
утрачивая своего юридического качества
(формально-нормативное закрепление, процессуальный
порядок реализации, государственное
обеспечение). При этом юридические гарантии
немыслимы вне своего социального содержания.
Среди юридических гарантий различают
следующие. Средства выявления, (обнаружения)
правонарушений. К ним относится деятельность
прокуратуры, органов предварительного
расследования, Конституционного Суда
и т. д. Эти гарантии связаны с работой
компетентных государственных органов,
направленной на обнаружение правонарушений
с целью их пресечения и устранения их
последствий. Некоторые гарантии связаны
с деятельностью граждан. Таково, например,
конституционное право на обжалование
незаконных действий должностных лиц
в суд.
Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Например, ст. 35 КЗоТ предусматривает, что расторжение трудового договора по инициативе администрации (ст. 33 КЗоТ) возможно только с предварительного согласия профсоюзного органа. Подобное согласие имеет единственную цель - предотвратить возможное нарушение администрацией трудовых прав граждан, не допустить незаконного увольнения. Предупредительную роль играют и такие средства, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.
Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.
Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"