Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 20:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является обобщение теоретического материала, проведение анализа реализации продукции животноводства на примере Коммунального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Совхоз-агрофирма «Рассвет» (далее - КУСП «Совхоз-агрофирма «Рассвет») Минского района Минской области.
Для достижения названной цели в работе решены следующие задачи:
рассмотрено значение и структура процесса реализации продукции животноводства;
изучены цель, задачи и источники информации анализа реализации продукции животноводства;
исследована система показателей, определяющих эффективность реализации продукции животноводства
Введение
Сельское хозяйство - одна из важнейших отраслей народного хозяйства. Она занимает главенствующее положение в АПК. На ее долю приходится около 48% общей продукции АПК. Сельское хозяйство имеет две основные отрасли: растениеводство и животноводство. Отличительной чертой сельского хозяйства 90-х гг. стало то, что на протяжении этого периода его производство снижалось ежегодно (в среднем на 5-7%), росло количество убыточных предприятий: если в 1990 г. их было только 0,3% от общего числа сельскохозяйственных предприятий, то в 2007 г. - 60,6%; уменьшилось также производство основных продуктов сельского хозяйства на душу населения (за исключением овощей и картофеля). Кризисные явления в сельском хозяйстве, в отличие от промышленности, не преодолены.
Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном животноводстве, свиноводстве, производстве льна, сахарной свеклы, картофеля, овощей, фруктов. При этом 4/5 товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство, где преобладает разведение крупного рогатого скота молочных и мясомолочных пород. Во всех областях есть крупные животноводческие комплексы и птицефабрики. Кроме продуктов питания, животноводство дает также сырье для легкой и пищевой промышленности, органические удобрения.
Скотоводство является превалирующей отраслью животноводства. Это обусловлено тем, что крупный рогатый скот дает более 99% молока и около 50% говядины - главных животноводческих продуктов питания населения планеты. В зависимости от природно-экономических особенностей отдельных зон, районов и хозяйств скотоводство может быть молочного, мясомолочного и мясного направления.
Увеличение производства высококачественных продуктов скотоводства - проблема с годами, не теряющая своей актуальности, а все больше приобретающая значение как с ростом населения Республики Беларусь, так и удовлетворения потребности населения в продуктах питания. В связи с этим развитию этой отрасли придается большое народнохозяйственное значение.
В развитых странах мира животноводство характеризуются стабильным динамичным ростом, освоением интенсивных технологий, что сопровождается повышением производства животноводческой продукции.
Главным направлением развития молочного скотоводства в Республике Беларусь является совершенствование материально-технической базы, позволяющей отрасль перевести на интенсивный путь развития, суть котopoгo заключается в максимальном производстве продукции при наименьших трудовых и материальных затратах. Это направление должно быть основано на достижениях научно-технического прогресса и использовании системного подхода к производству высококачественной скотоводческой продукции, все большего применения перспективных, высокоэффективных технологий производства молока на основе научных достижений и открытий, сделанных в последние годы в скотоводстве, позволяющих, даже в самых экстремальных условиях, организовывать и вести рентабельное молочное скотоводство.
Целью курсовой работы является обобщение теоретического материала, проведение анализа реализации продукции животноводства на примере Коммунального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Совхоз-агрофирма «Рассвет» (далее - КУСП «Совхоз-агрофирма «Рассвет») Минского района Минской области.
Для достижения названной цели в работе решены следующие задачи:
рассмотрено значение и структура процесса реализации продукции животноводства;
изучены цель, задачи и источники информации анализа реализации продукции животноводства;
исследована система показателей, определяющих эффективность реализации продукции животноводства;
дана экономико-финансовая характеристика КУСП «Совхоз-агрофирма «Рассвет»;
проведен анализ динамики состава и структуры товарной продукции;
проанализированы факторы, влияющие на объем реализации продукции в КУСП «Совхоз-агрофирма «Рассвет»;
проведен анализ денежной выручки и финансовых результатов от реализации продукции животноводства;
выявлены резервы увеличения объёма реализации продукции животноводства в КУСП «Совхоз-агрофирма «Рассвет».
Объектом исследования является производственно-хозяйственная деятельность КУСП «Совхоз-агрофирма «Рассвет». Предмет курсовой работы - изучение теоретических и практических аспектов повышения экономической эффективности производства и реализации продукции животноводства.
Для детального изучения темы автором работы использованы следующие методы исследования: системный подход, наблюдение, анализ и синтез, группировка и сравнение.
В процессе написания курсовой работы использовались работы отечественных и зарубежных экономистов, учебники и бухгалтерские документы. Основным источником практического материала, использованного при написании курсовой работы, являются отчетные данные, бизнес-план, статистическая отчетность КУСП «Совхоз-агрофирма «Рассвет» за 2008-2010 годы.
1. Процесс реализации продукции животноводства в организации
1.1 Значение и структура процесса реализации продукции животноводства
животноводство экономический производство
Конечным продуктом производственного процесса организации является готовая продукция, выполненные работы и оказанные услуги.
Последним этапом кругооборота средств организации является процесс реализации готовой продукции, в результате которого появляется возможность произвести расчеты из полученной выручки с работниками организации, ее поставщиками, бюджетом и внебюджетными фондами, прочими кредиторами. Сельскохозяйственные организации реализуют большую часть произведенной продукции, а также могут реализовывать выполненные на сторону услуги и работы своих вспомогательных и обслуживающих производств.
Реализация готовой продукции должна не только возместить произведенные затраты по их производству и сбыту, но и принести прибыль - основной источник расширения и модернизации производства. Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств организации, что позволяет ей выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам, персоналом, поставщиками и возмещать прочие производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение организации.
Согласно ст. 31 общей части Налогового кодекса Республики Беларусь реализацией товаров (работ, услуг) признаются отчуждение товара, выполнение работ, оказание услуг одним лицом для другого лица на возмездной или безвозмездной основе, вне зависимости от способа приобретения прав на товары, результаты выполненных работ или оказанных услуг или формы соответствующих сделок. Реализацией товаров (работ, услуг) признается также использование товаров (работ, услуг) для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения [16].
Не признается реализацией товаров безвозмездная передача:
Не признается реализацией товаров безвозмездная передача:
имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
имущества организации ее учредителю (участнику) в размере, не превышающем размер доли (пая, пакета акций) этого учредителя (участника), при ликвидации этой организации либо при выходе учредителя (участника) из этой организации;
имущества в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа [16].
Готовая продукция считается реализованной при переходе права собственности на нее от продавца к покупателю. С момента реализации их стоимость включается в объем выручки. Объем выручки от реализации является важнейшим показателем, характеризующим результаты деятельности организации. Данный показатель используется при проведении анализа и планировании развития деятельности организации, налогообложении и т.д.
В соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету «Доходы организации» [22] выручкой от реализации являются денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договором. Выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету:
а) в сумме, исчисленной на момент ее признания в соответствии с учетной политикой организации;
б) по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
в) в полной сумме дебиторской задолженности при продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях отсрочки оплаты (коммерческий заем).
Величина выручки от реализации определяется также с учетом предоставленных организации согласно договору скидок (наценок).
Порядок бухгалтерского учета процесса реализации во многом зависит от условий момента перехода права собственности на реализуемое имущество.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ст. 224 ГК РБ) [8].
Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки (ст. 225 ГК РБ) [8].
Таким образом, в учетной политике организации в обязательном порядке должен оговариваться момент реализации - момент, когда продукция, товары, отгруженные покупателю, считаются реализованными: по мере оплаты либо по мере отгрузки покупателю продукции, товаров и прочих активов.
Формирование финансовых результатов субъектов хозяйствования зависит от избранного варианта признания дохода от реализации. Хозяйствующие субъекты нашей республики могут определять момент реализации продукции, работ и услуг либо по мере их оплаты, либо по мере отгрузки и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Оба варианта признания дохода от реализации имеют свои преимущества и недостатки.
При отражении реализации продукции по мере ее оплаты момент реализации не совпадает по времени с переходом права собственности от продавца к покупателю, что противоречит международным принципам организации бухгалтерского учета. К тому же этот вариант ведет к снижению достоверности определения финансового результата, так как расходы, связанные с производством и реализацией продукции, отражаются в одном отчетном периоде (при непогашении задолженности покупателя в течение месяца), и выручка от реализации этой продукции - в другом.
Однако, несмотря на эти недостатки, вариант признания доходов от реализации по мере оплаты отгруженной продукции (работ, услуг) в условиях инфляции и неплатежей является преобладающим.
Что касается второго варианта, то есть признания доходов по мере отгрузки продукции и предъявления покупателям расчетных документов, то он наиболее традиционен. Его недостатком является увеличение задолженности хозяйствующего субъекта перед бюджетом, повышение доли заемных средств и снижение оборачиваемости средств (даже при наличии прибыли организация не имеет денежных средств для погашения своей задолженности).
Готовая продукция занимает большую долю в составе средств хозяйствующих субъектов. Выпуск готовой продукции и ее реализация оказывает большое влияние на показатели финансового состояния организации.
В процессе реализации, при условии его ритмичного и умелого осуществления, товаропроизводителям возвращаются в денежной форме затраты, связанные с производством и сбытом продукции, а также определенная сумма прибыли. Сумма прибыли определяется из объема реализованной продукции по продажным ценам и полной ее фактической себестоимости.
Полная себестоимость реализованной продукции складывается из производственной себестоимости и расходов, связанных с реализацией, которые называются внепроизводственными (коммерческими) расходами.
Объем полученной прибыли является одним из основных показателей, положительно характеризующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия при прочих равных условиях. Предприятия прогнозируют сумму прибыли исходя из предлагаемого объема продаж и установленного процента прибыли. Плановая сумма прибыли используется также в качестве базы для расчета авансовых платежей в бюджет по налогу на прибыль. Размер прибыли может быть увеличен за счет снижения себестоимости продукции объема производств, изменение ассортимента продукции в сторону увеличения выпуска наиболее рентабельных изделий, а также за счет регулирования продажных цен. Отношение прибыли и затрат на производство свидетельствуют об уровне рентабельности выпущенной продукции [34].
Рассмотрев сущность категорий выпуска и реализации готовой продукции и обосновав их взаимосвязь с финансовыми результатами и финансовым состоянием организации, перейдем к изучению договорных основ и основных направлений реализации продукции сельскохозяйственной организации.
При изучении процесса реализации продукции с точки зрения экономического анализа существует не мало важных вопросов.
Ермолович Л.А. [13] пишет, что одним из факторов увеличения реализации является инфляция. Для того, чтобы привести показатель реализации в сопоставимые условия, т.е. определить изменения реализации продукции в реальных показателях необходимо учесть соответствующее изменение цен, т.е. индекс цен. Об изменении этого показателя сообщается в публикациях Министерства статистики и анализа.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что совершенствовать учет реализации продукции и решать его проблемы необходимо, так как процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет предприятию выполнять обязательства перед поставщиками и подрядчиками, перед бюджетом по налогам и сборам, перед работниками по оплате труда, перед прочими кредиторами по финансовым обязательствам и возмещать производственные затраты. От объема реализации во многом зависит и величина дохода предприятия. Поэтому следует учитывать мнения и предложения вышеназванных авторов при совершенствовании учета и анализа.