Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:17, дипломная работа
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: рассмотреть современные концепции управления персоналом; исследовать теоретические основы технологий и методов управления персоналом; выявить структуру и функции системы управления персоналом в современных организациях; проанализировать финансово-хозяйственное состояние ОАО «Гостиница «Красноярск»; провести оценку эффективности системы управления персоналом на объекте исследования; разработать проект развития персонала предприятия; составить комплекс рекомендаций по управлению изменениями при реализации проекта; определить социально-экономическую эффективность проекта развития персонала ОАО «Гостиница «Красноярск».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5
1.1. Современные концепции управления персоналом 5
1.2. Технологии и методы управления персоналом 16
1.3. Структура и функции системы управления персоналом на предприятии 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОАО «ГОСТИНИЦА «КРАСНОЯРСК» 29
2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности 29
2.2. Оценка эффективности системы управления персоналом в гостинице 44
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОАО «ГОСТИНИЦА КРАСНОЯРСК» 52
3.1. Проект развития персонала предприятия 52
3.2. Управление изменениями при реализации проекта 57
3.3. Социально-экономическая эффективность проекта 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5
1.1. Современные концепции управления персоналом 5
1.2. Технологии и методы управления персоналом 16
1.3. Структура и функции системы управления персоналом на предприятии 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОАО «ГОСТИНИЦА «КРАСНОЯРСК» 29
2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности 29
2.2. Оценка эффективности системы управления персоналом в гостинице 44
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОАО «ГОСТИНИЦА КРАСНОЯРСК» 52
3.1. Проект развития персонала предприятия 52
3.2. Управление изменениями при реализации проекта 57
3.3. Социально-экономическая эффективность проекта 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Успех работы предприятия обеспечивают
работники, занятые на нем. Именно поэтому,
современная концепция
Переход страны на рыночные отношения
в корне изменил концепцию
управления персоналом, выбор средств
и методов практической реализации
задач управления персоналом в целях
повышения эффективности
На результативность деятельности
предприятия (организации, фирмы), конечно,
определяющее влияние продолжает оказывать
экономический аспект в управлении
персоналом. Именно с ним связано
формирование численности персонала,
его профессионально-
Управление персоналом базируется на объективно присущих эффективному управлению производством методах, принципах, процедурах. Вместе с тем управление персоналом имеет свою специфику, свой объект и субъект управления, свою технологию.
Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики и методов управления персоналом.
Эта деятельность заключается в формировании системы управления персоналом, планировании кадровой работы, проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Технология управления персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров.
Она предусматривает
Новые экономические условия
В современной литературе достаточно широко освещены вопросы формирования системы управления персоналом на предприятиях, технологии управления персоналом, функций системы управления персоналом. Исследованиям различных аспектов управления персоналом в организации посвящены работы Д.А. Аширова, А.Я. Кибанова, Е.В. Маслова, В.В. Травина, Т.Ю. Базарова, Т.И. Овчинниковой, Д.Е. Попова и других.
Несмотря на большое количество исследований в данной области, вопросы формирования и реализации системы управления персоналом в организации сферы услуг (гостиничный бизнес) подлежат более глубокому анализу.
Объектом исследования в дипломной работе выступает открытое акционерное общество «Гостиница «Красноярск».
Предметом исследования является система управления персоналом на данном предприятии.
Цель работы – разработка комплекса мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом ОАО «Гостиница «Красноярск»
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: рассмотреть современные концепции управления персоналом; исследовать теоретические основы технологий и методов управления персоналом; выявить структуру и функции системы управления персоналом в современных организациях; проанализировать финансово-хозяйственное состояние ОАО «Гостиница «Красноярск»; провести оценку эффективности системы управления персоналом на объекте исследования; разработать проект развития персонала предприятия; составить комплекс рекомендаций по управлению изменениями при реализации проекта; определить социально-экономическую эффективность проекта развития персонала ОАО «Гостиница «Красноярск».
На протяжении десятилетий на отечественных предприятиях господствовал технократический подход к хозяйствованию, когда во главу угла ставились производственные планы, бюджеты, структуры, административные распоряжения. Кадровая политика была прерогативой государственных органов и идеологических механизмов. Руководители предприятий не имели достаточных полномочий для органичного соединения кадровой работы с интересами производства. Монополизм в сфере труда приводил к сужению трудовой мотивации и низкой производительности.
Традиционная модель управления организацией в командно-административной системе была ориентирована на действия вышестоящих органов и предполагала:
Традиционная система
Между тем, исследователи и практики свидетельствуют, что традиционный управленческий инструментарий становится все менее эффективным. Это обусловлено тем, что производственная и коммерческая деятельность все более усложняется, и предприятия для своего выживания и развития должны искать методы адаптации к изменениям среды. Текущие трудности современных предприятий во многом связаны с неэффективным управлением: сохранилась высокая концентрация полномочий по принятию решений у руководства, отсутствует долгосрочная стратегия в отношении персонала, сохраняется агрессивная политика менеджмента по отношению к рабочим и профсоюзам.
В начале 90-х годов централизованное регулирование оплаты труда практически было упразднено, предприятия самостоятельно стали решать вопросы организации заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда. Прямое государственное регулирование ограничилось установлением минимального размера оплаты труда и определением ставок заработной платы работников бюджетной сферы. Предоставление предприятиям права самостоятельно устанавливать системы и размеры оплаты труда было оправданным решением, так как в условиях рыночной экономики они стали полностью отвечать за свое финансово-экономическое положение, в том числе и за социальную защиту своих сотрудников. Многие руководители предприятий делают только первые шаги на пути реформирования оплаты труда на принципах цены рабочей силы, складывающейся на рынке труда. Для развития этого процесса потребовалось новое законодательство — Трудовой кодекс РФ, адаптированный к рыночной экономике (старый КЗоТ РФ уже не отражал произошедшие в социально-трудовой сфере изменения).
Принятие нового Трудового кодекса, позволило:
Тем не менее, в некоторых отраслях до сих пор не разработаны нормы труда, учитывающие новые рыночные реалии. [30. С.133]
В постиндустриальную эпоху радикально
меняется экономическое пространство,
нелинейные социально-экономические
процессы сменяются на неопределенные,
а многонаправленность развития
уступает место хаотической тенденции.
В условиях динамически функционирующей
постиндустриальной экономики конкуренция
товаров и услуг
На смену управленческим иерархиям, жестким правилам и графикам приходят работа в командах, постоянные инновации, взаимный обмен информацией, непрерывное обучение и личное самосовершенствование. Интеллектуализация труда современного работника заставляет его всё больше ощущать себя не лишь узкопрофессиональным средством, функцией, но личностью. Сегодня человек предстаёт перед исследователями и практиками как системообразующий фактор организации и управления современного типа.
В условиях постиндустриальной экономики существенно изменяются факторы, влияющие на отношения человека и организации, как работодателя и работника, который выступает активным субъектом рынка (см. таблицу 1.1).
Таблица 1.1
Основные факторы, определяющие отношения работника и работодателя в рамках традиционной (индустриальной) и современной (постиндустриальной) экономических систем
Факторы |
Индустриальная экономическая система |
Постиндустриальная экономическая система |
Экономика |
Индустриальная; производство – главная сила общественного прогресса |
Экономика знаний, информатизации и сервиса |
Основная производительная сила |
Капитал в денежной и материальной форме |
Знания и персонал как их носитель |
Труд |
Дисциплинированный труд исполнителей |
Созидательный труд специалистов, вооруженных знаниями |
Организация |
Иерархическая структура, основанная на власти над ресурсами |
Разнообразные формы объединения человеческого знания и материальных ресурсов |
Информация |
Отражение властной структуры: доступ к информации определяется занимаемой должностью |
Универсальный доступ к информации: распространение знаний – важнейшая функция организации |
Рынок труда |
Внутренний, национальный |
Внешний, глобальный |
Трансформация отношений между работником и работодателем требует рассмотрения человека как активного субъекта рынка, а также объекта инвестиций, необходимых для его развития. В настоящее время обобщающим показателем возможностей созидательной деятельности индивида, уровня развития человеческих способностей и механизма их формирования выступает понятие «человеческий капитал», используемое для характеристики качества рабочей силы, возможностей работника в трудовом процессе. Понятие «человеческий капитал» одним из первых стал использовать в 60-е годы прошлого века Г. Беккер, который утверждал, что инвестиции в человека создают некий регулярный источник отдачи (поток доходов), причем эта отдача является значительной и устойчивой. По Г. Беккеру, величина человеческого капитала равна объему инвестиций в образование и соответственно содержание человеческого капитала отражают полученные работником знания, которые могут накапливаться.
Человеческий капитал рассматривается как принадлежащие человеку производительные активы (здоровье, способности, знания, умения, навыки), позволяющие ему на протяжении определенного времени создавать доходы, и являющиеся результатом инвестиций в них. Таким образом инвестиции в человеческий капитал выступают как один важных факторов развития экономики как на микро-, так и на макроуровнях (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Инвестиции в человеческий капитал как фактор развития экономики
Рассмотренные особенности современной постиндустриальной экономики позволяют систематизировать основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе. К таким факторам, прежде всего, следует отнести: