Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:14, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучение теоретических аспектов оценки конкурентоспособности товаров и применение полученных знаний на практическом примере оценки конкурентоспособности автомобиля Hyundai Solaris .
Поставленная цель определяет главные задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
2. Выявить показатели и методы, определяющие конкурентоспособность товаров;
3. Изучить конкурентоспособность автомобиля Hyundai Solaris
Объектом исследования в Курсовой работе является автомобиль Hyundai Solaris. Предмет исследования – конкурентное положение автомобиля Hyundai Solaris на Российском рынке.
ВВЕДЕНИЕ……...………………………………………………………..……….3
Глава 1.Теоретические основы конкурентоспособности товара………………5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности товара…………..….………5
1.2. Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности товара …..…9
1.3 Информационное обеспечение оценки конкурентоспособности товара...18
Глава 2. Система методов оценки конкурентоспособности товара.................31
2.1 Матричные методы оценки конкурентоспособности товара……………..31
2.2 Аналитические методы оценки конкурентоспособности товара…………50
2.3 Графические методы оценки конкурентоспособности товара……………62
Глава 3.Оценка конкурентоспособности товара на примере автомобиля Hyundai Solaris…………………………………………………………………...65
3.1. Анализ потребительских предпочтений. Разработка «идеальной модели» товар.……………………………………………………………….……………..65
3.2. Анализ конкурентоспособности автомобиля Hyundai Solaris графическим методом ……………………………………………….………….77
3.3. Анализ оценки конкурентоспособности автомобиля Hyundai Solaris аналитическим методом ………………………………………………….…….79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
N1 = 0,2* 10= 2
Для VW Polo, Ford Focus , Kia Rio соответственно:
N1 = 0,2* 9= 1,8
N1 = 0,2* 9= 1,8
N1 = 0,2* 9= 1,8
Таблица 5 – Оценки экспертов для фактора «Послепродажное обслуживание»
Номер эксперта |
Ford Focus |
Hyundai Solaris |
VW Polo |
Kia Rio |
1 |
8 |
9 |
8 |
10 |
2 |
8 |
8 |
8 |
10 |
3 |
8 |
8 |
7 |
8 |
4 |
10 |
9 |
7 |
7 |
5 |
7 |
10 |
10 |
7 |
6 |
7 |
10 |
8 |
6 |
Итого |
48 |
54 |
48 |
48 |
Средняя оценка (Q) |
8 |
9 |
8 |
8 |
Так как, по мнению экспертов, весовая значимость фактора «Послепродажное обслуживание» равна 0,18, то можно рассчитать средневзвешенную оценку каждого предприятия по вышесказанному фактору по формуле 15
Таким образом, получаем средневзвешенные оценки по фактору «Послепродажное обслуживание». Для автомобиля Hyundai Solaris
N2 = 0,18* 9= 1,62
Для VW Polo, Ford Focus, Kia Rio соответственно:
N2 = 0,18* 8= 1,44
N2 = 0,18* 8= 1,44
N2 = 0,18* 8= 1,44.
Таблица 6 – Оценки экспертов для фактора «Мощность»
Номер эксперта |
Ford Focus |
Hyundai Solaris |
VW Polo |
Kia Rio |
1 |
8 |
9 |
7 |
9 |
2 |
8 |
8 |
8 |
9 |
3 |
7 |
8 |
7 |
8 |
4 |
7 |
9 |
8 |
10 |
5 |
10 |
10 |
9 |
9 |
6 |
8 |
10 |
9 |
9 |
Итого |
48 |
54 |
48 |
54 |
Средняя оценка |
8 |
9 |
8 |
9 |
Так как, по мнению экспертов, весовая значимость фактора «Мощность» равна 0,15, то можно рассчитать средневзвешенную оценку каждого предприятия по вышесказанному фактору по формуле 15
Таким образом, получаем средневзвешенные оценки по фактору «Мощность». Для автомобиля Hyundai Solaris
N3 = 0,15* 9= 1,35.
Для VW Polo, Ford Focus Kia Rio соответственно:
N3 = 0,15* 8= 1,2
N3 = 0,15* 8= 1,2
N3 = 0,15* 9= 1,35.
Таблица 7 – Оценки экспертов для фактора «Престиж модели»
Номер эксперта |
Ford Focus |
Hyundai Solaris |
VW Polo |
Kia Rio |
1 |
7 |
9 |
9 |
9 |
2 |
8 |
8 |
8 |
9 |
3 |
7 |
8 |
8 |
8 |
4 |
8 |
9 |
9 |
10 |
5 |
9 |
10 |
10 |
9 |
6 |
9 |
10 |
10 |
9 |
Итого |
48 |
54 |
54 |
54 |
Средняя оценка |
8 |
9 |
9 |
9 |
Так как, по мнению экспертов, весовая значимость фактора «Престиж модели» равна 0,14, то можно рассчитать средневзвешенную оценку каждого предприятия по вышесказанному фактору по формуле 15
Таким образом, получаем средневзвешенные оценки по фактору «Престиж модели». Для автомобиля Hyundai Solaris
N4 = 0,14* 9= 1,26
Для VW Polo, Ford Focus Kia Rio соответственно:
N4 = 0,14* 9= 1,26
N4 = 0,14* 8= 1,12
N4 = 0,14* 9= 1,26.
Таблица 8 – Оценки экспертов для фактора «Комфортабельность»
Номер эксперта |
Ford Focus |
Hyundai Solaris |
VW Polo |
Kia Rio |
1 |
8 |
10 |
7 |
9 |
2 |
8 |
10 |
8 |
8 |
3 |
7 |
10 |
7 |
8 |
4 |
7 |
10 |
8 |
9 |
5 |
10 |
10 |
6 |
10 |
6 |
8 |
10 |
6 |
10 |
Итого |
48 |
10 |
42 |
54 |
Средняя оценка |
8 |
10 |
7 |
9 |
Так как, по мнению экспертов, весовая значимость фактора «Комфортабельность» равна 0,15, то можно рассчитать средневзвешенную оценку каждого предприятия по вышесказанному фактору по формуле 15
Таким образом, получаем средневзвешенные оценки по фактору «Комфортабельность». Для автомобиля Hyundai Solaris
N5 = 0,15* 10= 1,5
Для VW Polo, Ford Focus Kia Rio соответственно:
N5 = 0,15* 7= 1,05
N5 = 0,15* 8= 1,2
N5 = 0,15* 9= 1,35.
Таблица 9 – Оценки экспертов для фактора «Внешний вид»
Номер эксперта |
Ford Focus |
Hyundai Solaris |
VW Polo |
Kia Rio |
1 |
7 |
9 |
10 |
9 |
2 |
8 |
9 |
10 |
8 |
3 |
7 |
8 |
10 |
8 |
4 |
8 |
10 |
10 |
9 |
5 |
9 |
9 |
10 |
10 |
6 |
9 |
9 |
10 |
10 |
Итого |
48 |
54 |
60 |
54 |
Средняя оценка |
8 |
9 |
10 |
9 |
Так как, по мнению шести экспертов, отобранных для исследования, весовая значимость фактора «Внешний вид» равна 0,18, то можно рассчитать средневзвешенную оценку каждого предприятия по вышесказанному фактору по формуле 15
Таким образом, получаем средневзвешенные оценки по фактору «Внешний вид». Для автомобиля Hyundai Solaris
N6= 0,18* 9= 1,62
Для VW Polo, Ford Focus Kia Rio соответственно:
N6 = 0,18* 10= 1,8
N6 = 0,18* 8= 1,44
N6 = 0,18* 9= 1,62
Взвешенные оценки рассчитывались путем умножения оценки предприятия, по данному показателю конкурентной силы используя бальную оценку на ее вес. Сумма средневзвешенных оценок по всем показателям конкурентной силы предприятия дает ее общую оценку при этом полученное значение округлялось. Соответственно высокие оценки показателей, характеризующих конкурентную силу, говорят о сильной конкурентной позиции и наличии конкурентного преимущества. Напротив, низкие, в этом случае, свидетельствуют о слабой конкурентной позиции и о конкурентных недостатках. Расчет общей оценки каждого предприятия рассмотрим ниже:
∑focus = 1,8 + 1,44 + 1,2 + 1,12 + 1,2 + 1,44 = 8,2,
∑soiaris = 2 + 1,62 + 1,35 + 1,26 + 1,5 + 1,62 = 9,35,
∑polo = 1,8 + 1,44 + 1,2 + 1,26 + 1,05 + 1,8 = 8,55,
∑rio= 1,8 + 1,44 + 1,35 + 1,26 + 1,35 + 1,62 = 8,82.
Представим все проделанные расчеты в таблице 10.
Таблица 10 - Оценка конкурентоспособности автомобиля Hyundai Solaris и его ближайших конкурентов на основе метода средневзвешенной экспертной оценки с использованием ключевых факторов успеха на автомобильном рынке.
КФУ |
Вес (Р) |
Ford Focus |
Hyundai Solaris |
VW Polo |
Kia Rio | ||||
Q |
N = Q*P |
Q |
N = Q*P |
Q |
N = Q*P |
Q |
N = Q*P | ||
Долговечность эксплуатации |
0,2 |
9 |
1,8 |
10 |
2 |
9 |
1,8 |
9 |
1,8 |
Послепродажное обслуживание |
0,18 |
8 |
1,44 |
9 |
1,62 |
8 |
1,44 |
8 |
1,44 |
Мощность |
0,15 |
8 |
1,2 |
9 |
1,35 |
8 |
1,2 |
9 |
1,35 |
Престиж модели |
0,14 |
8 |
1,12 |
9 |
1,26 |
9 |
1,26 |
9 |
1,26 |
Комфортабельность |
0,15 |
8 |
1,2 |
10 |
1,5 |
7 |
1,05 |
9 |
1,35 |
Внешний вид |
0,18 |
8 |
1,44 |
9 |
1,62 |
10 |
1,8 |
9 |
1,62 |
∑ |
1 |
49 |
8,2 |
56 |
9,35 |
51 |
8,55 |
53 |
8,82 |
Из таблицы 10 видно, что самую высокую взвешенную оценку имеют автомобили «Hyundai Solaris» и «Kia Rio» (она равна 9,35 и 8,82 соответственно). Эти компании являются признанными лидерами рынка. От них отстают «Ford Focus» (8,2) и «VW Polo» (8,55). Можно говорить о том, что Hyundai Solaris, несомненно, имеет лидирующие позиции, но ему стоит обратить внимание на улучшение внешнего вида автомобиля и удерживать свои лидирующие позиции на данном рынке бюджетных автомобилей.
Для анализа потребительских предпочтений был проведен анкетный опрос потребителей и экспертов с выведением «идеальной модели» товара.
Опрос проводился с целью узнать отношение респондентов (потенциальных потребителей) к автомобилю Hyundai Solaris Что их устраивает в нашей продукции, а что они хотели бы изменить. Так же на основе этих данных мы выявили критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. Эти критерии пригодились нам при составлении показателей конкурентоспособности товара и расчета потребительской полезности. На основе анкетных данных мы определили положение нашей продукции в ряду аналогов. Образец анкеты представлен в приложении 1.
Посредством случайной выборки было отобрано 100 респондентов, которыми являлись владельцами автомобиля Hyundai Solaris , работники салона, а также специалисты в сфере автомобильного бизнеса. Составлялась анкета, в которой экспертам следовало ответить на ряд вопросов. Она представлена в приложении данной работы. В анкете представлен перечень оцениваемых критериев, в него входят: цена, дизайн, сервис, качество, экономичность. Обработанные результаты анкетирования по вопросу, связанному с весовой значимостью, представлены в таблицах 11 и 12.
Таблица 11 – Распределение голосов ста респондентов по указанным критериям оценки.
Критерии оценки |
Количество респондентов, присвоивших соответствующий ранг каждому критерию, чел | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
∑ | |
Цена |
23 |
15 |
15 |
25 |
20 |
100 |
Дизайн |
17 |
25 |
23 |
21 |
14 |
100 |
Сервис |
15 |
16 |
20 |
24 |
25 |
100 |
Качество |
25 |
19 |
25 |
20 |
11 |
100 |
Экономичность |
20 |
25 |
18 |
17 |
20 |
100 |
Информация о работе Конкурентоспособность автомобиля Hyundai Solaris на рынке города Красноярск