Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 17:39, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Стратегическому менеджменту".
Тема. Эволюция и особенности трансформации стратегического менеджмента
Появление систематического стратегического менеджмента совпало по времени с зарождением информационного общества (постиндустриального) общества и может рассматриваться как один из элементов этого общества.
В
соответствии популярной концепцией известного
американского социолога Элвина
Тоффлера, мировое общественное развитие
представляет собой последовательную
смену «волн» цивилизации. Первая волна,
или «сельскохозяйственная
Фирма (предприятие) индустриальной эпохи занималась массовым производством и массовым сбытом стандартной продукции, обслуживая крупные однородные рынки. Она также использовала специальное однооперационное оборудование, связывая его с конвейерными технологиями, а в организационно-управленческом отношении строилась в разрезе основных функций по известным административным правилам: строгая иерархия власти, решений и контроля, жесткая регламентация работы, чисто исполнительская роль персонала в каком – то смысле по аналогии с машиной, механизмом..
Фирма постиндустриального типа, напротив, имеет дело с чрезвычайно разнообразным и динамичным спросом, характерны растущие дифференциация (различие) и индивидуализация стилей жизни и запросов потребителей. Бывшие однородные и массовые рынки превращены в наборы разнородных сегментов и ниш. Генеральная тенденция состоит в снижении роли стандартных продуктов с длительными жизненными циклами и замене их имеющими короткий цикл дифференцированными товарами, разработанными и произведенными для особых групп потребителей.
Поэтому современное производство
ведется в основном как поток
разнородной, мелкосерийной продукции.
По имеющимся оценкам, в развитых
странах системы массового
Такая
гибкость производства возможна благодаря
технологиям информационного
Гибкие технологии ведут к радикальным изменениям в взаимосвязанным изменениям практически всех элементов деятельности фирмы включая стратегические. Если рассмотреть, с точки зрения организации производства, существенно то, что уменьшение размеров партий сокращает в свою очередь производственные циклы и все виды запасов (включая внутрипроизводственные). А сокращение циклов, в свою очередь, способствует ускорению реакции фирмы на колебания спроса и ведет к уменьшению числа отложенных заказов. Это говорит о том, что оборачиваемость оборотных средств ускоряется. Поэтому в общей стратегии фирмы все чаще делается акцент на ускорении их деятельности (по всем направлениям, начиная с ёё сокращения периода разработки продукта и заканчивая ускорением доставки).
Стратегии, подобные этой, требуют не только гибкого оборудования и электронной связи, но и коротких производственных циклов.
Другое стратегическое следствие связано с низким уровнем запасов: фирме приходится выстраивать новые отношения с поставщиками, делая упор на развитие постоянных связей, поставки «точно в срок», совместное планирование, сотрудничество в подготовке производства и т.п. В то же время постиндустриальная фирма предпочитает иметь дело с независимыми поставщиками и контрактами, ведущим к сокращающимся жизненным циклам продуктов и технологий, тогда как в прошлом (в менее подвижных условиях) стратегически оправданнее были вертикальная интеграция (присоединение поставщиков)или же неограниченные по времени контракты.
Меняется также стратегия управления продуктом и маркетинга. Для того, чтобы соответствовать динамике рынка и конкуренции, а также компенсировать затраты на гибкие технологии, фирма постоянно обновляет продукцию и расширяет ее номенклатуру(это возможно благодаря автоматизированному проектированию) и с непременной ориентацией на высокое качество. Соответственно в области маркетинга стратегия состоит в том, чтобы устанавливать цены на низком уровне, делая основной упор (параллельно с ускорением обслуживания) на повышение качества за счет частого усовершенствования (модернизации) выпускаемых изделий.
Принципиально важным является переход от традиционного раздельного выполнения функций конструирования продукции, проектирования технологии, производства, сбыта и других к их интеграции - к совместной групповой работе конструкторов, дизайнеров, технологов, менеджеров по управлению производством, маркетологов и т.д., включая широкое привлечение заказчиков и поставщиков Это сокращает время на разработку новых моделей, применив вместо последовательного параллельный (групповой) подход к организации работы проектировщиков и инженеров и соединив его с технологией компьютерного проектирования.
Параллельно складывается новый тип работника, трудовых отношений и управление персоналом. Гибкое производство окончательно перечеркнуло идеи Ф. Тейлора о возможности формирования узкоспециализированного рабочего, который был полностью запрограммирован технологией и организационными нормами. Наоборот, для управления гибкими автоматизированными системами, станками с ЧПУ, роботами и т. д. потребовались операторы с комплексными знаниями и навыками (вплоть до навыков программирования), зачастую имеющие дело с нестандартными задачами. Достаточны показательны тенденции роста роли исследователей и разработчиков, формирования многофункциональных работников, широкая ротация персонала, обогащения содержания труда путем совмещения профессий и объединения операций (вместо их разделение) и повышения роли коллективных форм организации труда (когда группа работников полностью отвечает за определенный участок производства и его взаимодействие со смежными подразделениями). Работником подобного типа уже нельзя управлять по – старому, тем более зачастую только он сам по-настоящему знает свою работу. Отсюда гораздо важнее его собственные отношения к делу, заинтересованность, инициатива и ответственность, а также эффективность сотрудничества и взаимного контроля в рамках группы. Комплексно развитого работника разумнее стимулировать за уровень квалификации, чем в зависимости от характера фактически выполненной работы. Нематериальные стимулы (увлеченность работой, возможности для самовыражения, взаимоотношения с коллегами) для него зачастую важны не менее чем уровень оплаты.
Значимость изменений в
Существенным
для постиндустриального
Как и во всякой научной дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического управления — школами стратегического менеджмента. В литературе последних лет наиболее обстоятельный анализ школ стратегического менеджмента представлен в работе Г. Минцберга, Б. Олстрэнда и Дж. Лэмпела (1997). Авторы выделяют десять научных школ, называя их в следующей последовательности (табл.1).
Школы стратегического
№ |
Название школы |
Процесс формирования стратегии |
1 |
дизайна |
осмысление |
2 |
планирования |
формальный |
3 |
позиционирования |
аналитический |
4 |
предпринимательства |
предвидение |
5 |
когнитивная |
ментальный |
6 |
обучения |
развивающийся |
7 |
власти |
ведения переговоров |
8 |
организационной культуры |
коллективный процесс |
9 |
внешней среды |
реактивный |
10 |
конфигурации |
трансформации |
Эти школы, в свою очередь, подразделяются на три группы. Первые три школы имеют предписывающий характер — их приверженцы описывают, как должны формироваться стратегии. Так, представители первой школы, доминировавшей в 1960-е годы (а две последующие возникли на ее основе), рассматривают стратегию как процесс неформального дизайна, т.е. конструирования, проектирования, моделирования. Вторая школа, расцвет которой пришелся на 1970-е годы, рассматривала стратегию как относительно независимый процесс формального планирования. Сторонники третьей школы, заявившей о себе в 1980-е годы, сосредоточились не на планировании стратегии, а на ее содержании. Наименование «школы позиционирования» она получила потому, что ее последователи в качестве важнейшей задачи рассматривали принципы выбора стратегии в соответствии с позиционированием фирмы на рынке.
Следующие шесть школ рассматривают специфические аспекты процесса формулирования стратегии. Их последователи делают акцент на исследовании реальных процессов разработки стратегий. Стремясь связать стратегию с реальным поведением фирмы, они пытались рассматривать стратегию как результат предвидения будущего, озарения, разрешающего менеджеру принять риск. Таким образом, стратегия снизывалась с процессами, происходящими в сознании менеджера. наиболее последовательно эта позиция разрабатывалась когнитивной школой, которая выбрала своей методологической основой когнитивную психологию и на этой основе пыталась проникнуть в сознание стратега.
Четыре последующие школы пытаю
Современное значение этих школ различается. Одни из них хорошо зарекомендовали себя и удерживают надежные позиции для анализа деятельности компаний, принадлежащих к «традиционным» отраслям, другие демонстрируют эффективность своей методологии во вновь развивающихся, инновационных отраслях бизнеса, третьи больше подходят для проектирования стратегических изменений в бесприбыльных организациях или организациях муниципального управления и т.д. Поэтому вряд ли было бы продуктивно пытаться ранжировать школы и направления стратегического менеджмента по степени важности или эффективности в отрыве от реального контекста организационных проблем, в котором они возникли и который влияет на их развитие. Важнее научиться применять нужные и эффективные методы из всего арсенала методов, предоставляемого школами, для решения задач стратегического менеджмента, возникающих в конкретных организациях и в определенный момент времени.
Информация о работе Курс лекций по "Стратегическому менеджменту"