Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 17:39, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Стратегическому менеджменту".
Тема 10. Понятие конкурентоспособности фирмы. Показатели оценки
конкурентоспособности
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Европейский форум по проблемам управления определил, что «конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов».
Сущность
- безопасность на предприятии;
- занятость рабочих кадров и их квалификация;
- цены должны быть
низкими, но финансы,
- качество продукции
должно соответствовать
-передача лицензий и
Малый и средний
бизнес более подвержены
Для оценки конкурентоспособности фирмы сначала необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода. Тогда анализ можно называть системным. Цель системного анализа фирмы — установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров, эффективности и устойчивости функционирования фирмы. Этапы проведения системного анализа состояния организации предлагается «привязывать» к структуре системы стратегического менеджмента:
Данная методика
оценки конкурентоспособности
Конкурентоспособность организации (Корг) можно определить в статике и динамике. В статике она определяется с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются:
, (1)
где ai— удельный вес i-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период (определяется долями единицы i =1,2,…,n), ∑ai = 1; bj - показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для промышленно развитых стран (США, Япония, страны Евросоюза, Канада и др.) значимость рынка нами рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран — 0,7, для внутреннего рынка — 0,5; Кij — конкурентоспособность i-ro товара на j-м рынке.
Удельный вес i-ro товара организации в ее объеме продаж определяется по формуле:
ai = Vi/V, (2)
где Vi - объем продаж i-ro товара за анализируемый период, млн. ден. ед.; V — общий объем продаж организации за тот же период, млн ден. ед.
Конкурентоспособность организации должна быть равна 1. При меньшем значении конкурировать на внешнем рынке организации с такими товарами невозможно [1,с.268-272]. Рассмотрим пример оценки конкурентоспособности организации по исходным данным в таблицы 1.
Исходные данные для оценки конкурентоспособности организации-производителя
Показатели |
Товары организации | |||
А |
Б |
В |
Г | |
Рынок на котором предоставлены товары Показатели значимости рынка Уровень конкуренто способности на данном рынке Объем продаж товара на данном рынке, млн ден. ед. Удельный вес товара в объеме продаж - расчеты по формуле (2) |
Промышленно развитые страны
1,0
0,95
60
0,056 |
Остальные страны
0,7
1,05
210
0,194 |
Внутренний рынок
0,5
1,10
730
0,676 |
Внутренний рынок
0,5
0,97
80
0,074 |
В примере для упрощения принято, что каждый товар представлен только на одном рынке. На практике такая ситуация встречается редко, особенно с товаром А: такие товары обычно присутствуют на разных рынках. По формуле (1) сделаем расчет конкурентоспособности организации:
Анализ структуры товарной массы и конкурентоспособности организации позволяет сделать следующие выводы:
3. Для повышения
В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики в настоящее время не решается. Подходы к оценке конкурентоспособности не могут быть одними и теми же для стадий стратегического и тактического маркетинга. При измерении конкурентоспособности организации на стадии стратегического маркетинга приоритет должен отдаваться динамическому подходу, прогнозированию будущих состояний в настоящем на базе прошлого.
Методика оценки конкурентоспособности товара на основе его эффективности и рыночных факторов
Для расчета и анализа конкурентоспособности товаров, организации (предприятия) и ее конкурентов исходные данные собираются по таким показателям как полезный эффект товара (показатели назначения, надежности, экологичности, эргономичности, эстетичности, технологичности, стандартизации, патентной чистоты и патентоспособности); совокупных затрат на стратегический маркетинг (затраты на НИОКР, ОТПП, на производство, сервис, эксплуатацию и ремонт); качество сервиса товара (имидж организации-изготовителя, юридическая надежность фирмы, финансовая надежность организации, качество информации о товаре, упаковки товара, обслуживания торговой организации, доставки товара, гарантийного обслуживания, мониторинга рыночного механизма); удельный вес данного товара в объеме продаж организации, доли единицы; показатели значимости рынков. на который представлен товар; параметры товарных знаков; удельная цена товара; показатели, учитывающие конкурентные преимущества организации по сравнению с основным конкурентом у которого этот показатель равен единице.
Полезный эффект – это совокупность свойств объекта, используемых для выполнения конкретной работы конкретным потребителем, а качество - это потенциальный эффект для нескольких групп потребителей. Полезный эффект использования объекта конкретным потребителем, как правило, меньше интегрального показателя качества объекта. Приближение этих показателей друг к другу по величине приводит к разунификации объекта и увеличению затрат в сферах производства и восстановления. Значительный разрыв между интегральным показателем качества объекта и его полезным эффектом приводит к недоиспользованию полезных возможностей объекта, что тоже плохо. Поэтому целесообразно проектировать объект с полезным эффектом для конкретных условий, равным 0,8-0,9 интегрального показателя качества. Тогда в одних условиях будет полностью или частично использоваться набор одних потенциальных параметров объекта, в других – набор других параметров.
Количественную оценку конкурентоспособности однопараметрических объектов (например, машин и оборудования) можно осуществлять по формуле:
Ka.o = (Ea.o/Eл.о)k'1 x k'2 x k'n, (3)
где Ka.o — конкурентоспособность анализируемого образца товара на конкретном рынке, доли единицы; Ea.o — эффективность анализируемого образца товара на конкретном рынке, единица полезного эффекта/денежная единица; Eл.о — эффективность лучшего образца-конкурента, используемого на данном рынке; k'1xk'2xk'n — корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.
Эффективность товара рассчитывается по формуле:
Ea.o(л.о) = Пс/Зс , (4)
где Пс — полезный эффект товара за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка, единица полезного эффекта; Зс — совокупные затраты за жизненный цикл товара в условиях конкретного рынка, денежная единица. Полезный эффект однопараметрических машин определяется по формуле:
(5)
где Т — нормативный срок службы машины, лет; Пч – часовая паспортная производительность машины; Фг – годовой плановый фонд времени работы машины; К1, К2,…, Кn – коэффициенты, характеризующие несоответствие показателей качества машины требованиям потребителя, невыгодность их выполнения, низкую организацию эксплуатации и ремонта машины.
Совокупные затраты за жизненный цикл единицы машины можно определить по формуле:
, (6)
где Зм.ниокр – сметная
стоимость маркетинговых исследований,
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ; N1 – количество машин, которое намечается
выпустить по данной конструкторской
документации; 3отпп – сметная стоимость организационно-технологической
подготовки производства новой машины;
N2 — количество машин, которое намечается
выпустить по данной технологической
документации; N1 = N2 если один
изготовитель данной машины; 3изг – затраты на производство машины
(без амортизации предыдущих затрат); 3вн – затраты на внедрение машины у
потребителя, включающие транспортные
расходы, сметную стоимость строительно-монтажных
и пусковых работ; Т – нормативный срок службы машины;
3эt – затраты на эксплуатацию,
техническое обслуживание и ремонт машины
в году t (без амортизации предыдущих затрат);
3ликв – затраты на демонтаж и ликвидацию
(реализацию) элементов основных производственных
фондов (включая саму машину), выводимых
в связи с освоением и внедрением новой
машины. Если эти затраты меньше дохода
от реализации выводимых элементов фондов,
то в формуле (6) они должны быть со знаком
«минус», если больше – со знаком «плюс».
Формулы (3-6) применяются для однопараметрических
объектов (простые машины, оборудование,
сырье, материалы, топливо, энергия и т.п.)
с использованием данных оперативного
или статистического учета либо прогнозируются.
Пример оценки конкурентоспособности
воздушных поршневых компрессоров
Информация о работе Курс лекций по "Стратегическому менеджменту"