Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 17:39, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Стратегическому менеджменту".
Тема 6. Модели стратегического изменения
Стратегические изменения не являются самоцелью. В реальном бизнесе существует достаточно примеров продолжительного «удачного» функционирования в соответствии с одной и той же стратегией, т.е. по существу без каких-либо значимых изменений. Объяснить это можно двумя моментами. Во-первых, стабильность бизнеса может означать правильный выбор стратегии. Во-вторых, такие ситуации, представляют собой объект стратегического управления, но при этом они не являются предметом стратегического развития, обусловленного соответствующими изменениями внешней среды организации.
Стратегические изменения
Любое изменение означает перевод объекта из одного состояния в другое. Стратегические изменения переводят организацию из одного стратегического состояния в другое стратегическое состояние.
Рис.1 Модель стратегических изменений
Эффективное стратегическое развитие
организации характеризуется
Для успешной реализации любой конкретной стратегии необходимо, чтобы адекватные изменения были осуществлены во всех соответствующих областях и аспектах деятельности данной организации.
Традиционно к основным областям стратегических изменений относят следующие:
1. Информирование и мотивация персонала. Реализация изменений – очень сложная и иногда даже деликатная деятельность. Персонал – это основной капитал и главная ценность современной организации. Поэтому необходимо прежде всего достаточно подробно проинформировать о новой стратегии и соответствующих изменениях весь персонал организации. Наряду с подсистемой материального вознаграждения на эффективную реализацию стратегических изменений должны быть нацелены и другие подсистемы поощрения, а также вся система мотивации персонала организации в целом.
2. Лидерство и стиль менеджмента. Весь управленческий персонал организации обязан выполнять роль подлинного лидера в реализации как отдельных стратегических изменений, так и всей их системы в целом. При этом главную роль должны играть высшие руководители, а также команда их единомышленников.
3. Базовые ценности и корпоративная культура. В нормальной (т.е. этически правильной) организации никакие стратегические изменения не должно менять ее базовые ценности. Но стратегические изменения надо приводить в соответствии с этими ценностями, доказывая их принципиальную адекватность и показывая новые грани и аспекты этих ценностей.
4. Оргструктура и другие
структуры. Современное
5. Финансирование и
иное ресурсное обеспечение.
6. Компетенция и навыки. Особое
значение имеют адекватные
Особое место в стратегических изменениях занимают ключевые стратегические изменения. Реализация этих изменений означает:
1. Осуществление всех решающих изменений, связанных с данной конкретной общей стратегией, т.е. практическое воплощение как определенной, качественно новой стратегии.
2. Воплощение всей системы
Прежде всего рассмотрим три термина, встречающиеся в литературе по стратегическому менеджменту и организационным инновациям, а именно: изменение, нововведение и преобразование.
Изменение — это постепенный
или ступенчатый процесс
Традиционно стратегическое изменение представлялось как не частое, иногда однократное, крупномасштабное изменение. Однако в последнее время стратегическое развитие организации рассматривается как в большей степени непрерывный эволюционный процесс, в котором одно стратегическое изменение создает необходимость в других изменениях. Однако ясно, что фундаментальные стратегические изменения в жизни организации относительно редки, в то время как ступенчатое изменение (которое может по своей сути быть стратегическим) является процессом, который возникает гораздо чаще. Наиболее типично то, что стратегия реализуется за счет постепенных и ступенчатых перемен.
Вносимые в
организацию изменения с целью
содействия адаптации и обеспечения ее
выживания могут быть классифицированы по их масштабам
(т.е. в какой степени они являются постепенными,
или ступенчатыми, или фундаментальными,
или революционными). Постепенное, или
ступенчатое изменение — это серия текущих
устойчивых движений вперед, которые позволяют
организации поддерживать свое равновесие
и деятельность в нормальном состоянии
и обычно влияют только на отдельные части
системы организации в конкретной точке
в данное время. С другой стороны, фундаментальное,
революционное изменение является гораздо
более масштабным процессом, который приводит
к преобразованию всей системы организации.
А. Мейер, Дж. Гоус и Г. Брукс выделяют следующие
признаки этих двух типов изменений (табл.1).
Признаки постепенного, или ступенчатого, изменения |
Признаки фундаментального, или революционного, изменения |
Часто возникают в жизни организации |
Возникают в жизни организации не часто |
Серии устойчивых движений вперед |
Полное изменение |
Влияет на отдельные части системы организации |
Влияет на всю систему организации |
По прошествии времени организация может развивать и изменять свою стратегию, но, согласно Джонсону и Скулзу, она будет делать это постепенно. Это происходит потому, что с точки зрения организации постепенным изменением легче управлять и оно менее разрушительно для функционирования организации, чем фундаментальное, или революционное, изменение. На рисунке 2 проиллюстрированы различные типы изменения. Каждый из них можно охарактеризовать как:
Преемственное. В ходе большого периода установленные стратегии остаются неизменными или минимально модифицируются.
Ступенчатое. Подразумевает постепенное изменение в стратегиях по частям или систематически.
Колебательное. Включает изменения стратегии, которые не имеют конкретной цели или направленности.
Глобальное. Относится к стратегическому изменению революционного или преобразовательного характера за конкретный период времени.
Рис.2 Модели стратегического изменения.
Ни одна организация
не может эффективно функционировать,
если в ней часто производятся
фундаментальные изменения
На основании стратегического анализа и выбора стратегии осуществляются стратегические изменения. Они могут осуществляться преемственным или революционным методом. Выделяются четыре типа стратегических изменений: технологические; изменения в продукции и услугах; структурные и системные изменения; изменения в персонале.
Стратегические изменения являются четырехстадийным процессом. Это стадии анализа текущей ситуации, анализа факторов ситуации, выбора стратегии изменения и контроля за реализацией и внедрения. Модели управления процессом реализации стратегических изменений показано на рис.1.
Рис.1 Управление процессом реализации стратегических изменений
Практически всегда реализация новой
стратегии связана с
Во-первых, любые, даже самые незначительные изменения могут вызвать у людей недовольство и желание им противостоять. Сопротивление переменам не просто феномен, а серьезная проблема, требующая внимания и систематического анализа.
Во-вторых, следует учитывать тот факт, что реализация стратегии не следует автоматически сразу же за ее разработкой. Стратегические инициативы должны сопровождаться действиями, направленными на их реализацию.
В-третьих, источник сопротивления обычно не связан непосредственно с неприятием человеком идей стратегического менеджмента или сформулированной стратегии, хотя может быть и такое. Как правило, возникновение сопротивления обусловлено более глубинными причинами, такими, как: большая загруженность и ответственность в перспективе; изменение характера работы; изменение привычного образа жизни и т.п.
Помимо индивидуального
Особенности преодоления противодействия самым тесным образом связаны со спецификой различных подсистем и аспектов деятельности организации. Речь идет о мотивации персонала на стратегические изменения, адаптации к новой стратегии корпоративной культуре, обеспечении адекватного финансирования и т.д.
В процессе проведения стратегических преобразований неизбежно будет возникать сопротивление их воплощению в жизнь. Помимо индивидуального сопротивления, которое может быть достаточно интенсивным, не менее значимую, а может быть и более серьезную, угрозу представляет для компании групповое сопротивление. Очень важно, чтобы руководитель видел объективные причины этого процесса и заранее готовил мероприятия по управлению сопротивлением реализации стратегии. Подходов к управлению сопротивлением достаточно много, но только один из них или их синтезированная комбинация будет соответствовать ситуации.
Коттер и Шлезингер (1979) выдвинули предположение, что успешная разработка и внедрение изменения могут быть значительно облегчены за счет следующего процесса.
1. Анализ текущей ситуации. Здесь необходимо определить, в чем возможные причины проблем, которые вызывают изменения и темпы, с которыми они должны быть разрешены. Необходимо также выявить пути использования возможностей и затем определить все необходимые изменения и установить их результаты и влияния.
2. Анализ факторов ситуации. Для проведения такого анализа вводятся понятия заданных и незаданных факторов. Заданные факторы — это те, которые связаны с данным конкретным изменением. Они включают:
- набор соответствующих данных, необходимых для разработки и внедрения изменения;
- темпы, с которыми должно вводиться изменение;
- ресурсы, имеющиеся для
- размер обязательств, необходимых для того, чтобы изменения были приняты и внедрены;
- формирование мнения о
Незаданные факторы — это те, которые не связаны с данным Конкретным изменением, а являются относительно постоянными во времени. Такие факторы включают:
- существующие нормы относительно обязательств;
- отношение изменяемого фактора к цели изменения;
Информация о работе Курс лекций по "Стратегическому менеджменту"