Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 17:39, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Стратегическому менеджменту".
Конкурентные
преимущества — это положение
фирмы на рынке, позволяющее
ей преодолевать силы
Существует множество
Теория конкурентных преимуществ пришла на смену теории сравнительных преимуществ. Сравнительные преимущества, лежащие в основе конкурентоспособности страны или фирмы, определяются наличием и использованием находящихся в изобилии факторов производства, таких как трудовые и сырьевые ресурсы, капитал, инфраструктура и т.д. Но по мере развития технологических инноваций и глобализации бизнеса изменяется структура международной конкуренции и на смену сравнительным преимуществам приходит новая парадигма – конкурентные преимущества. Это означает следующее: преимущества перестали быть статическими, они изменяются под воздействием инновационного процесса (изменяются технологии производства, методы управления, способы доставки и сбыта продукции и т.д.). Поэтому для удержания конкурентных преимуществ требуется постоянное внедрение нововведений; глобализации бизнеса вынуждает компанию учитывать национальные и международные интересы; государство, территория рассматриваются как основа стратегии компании, а не только как место, где компания осуществляет свою деятельность.
Конкурентные преимущества определяются прежде всего ресурсами предприятия, т.е. товары и услуги производятся с помощью труда, капитала, сырья, технологий и знаний или ноу-хау. Какой из пяти компонентов создает самые большие и наиболее устойчивые преимущества для компаний? Становится все более понятным, единственный источник таких преимуществ заключается в людях – в их мастерстве, мотивациях, в необходимых им знаниях, а также в капитале.
В долгосрочной перспективе замена традиционных материалов новыми искусственными материалами, резко понизила дефицитность этих материалов. Кроме того, в краткосрочном аспекте - последние десятилетия, было предложено на мировой рынок большой объем традиционных материалов, что привело к падению их стоимости. Например, огромное предложение черных и цветных металлов, выбрасываемых на мировые рынки из республик СНГ, и особенно из России, сделало стоимость материалов сокращающейся частью всеохватывающих предельных издержек. Это говорит о доступности сырьевых ресурсов. Значит, сырье – подвижно и эти преимущества могут быть легко преодолены.
Капитал также стал
Подобно капиталу знания и технология весьма мобильны и перемещаются из одной страны в другую (имеется в виду открывателя) с высокой скоростью, преодолевая все препятствия. Попытки присвоить или монополизировать эти преимущества бесполезны. Например, японские фирмы производили 30 миллионов видеомагнитофонов в год в период «пика» и миллионы компакт-дисков, хотя технология производства видеомагнитофонов изначально возникла в США, а технология производства компакт-дисков впервые была разработана голландской компанией Philips. Также Сингапур, в 1980 г. не производил компьютерные накопители на дисках, а к 1982 г. он стал мировым лидером в их производстве, хотя эта продукция также была разработана в США.
И так, труд - наиболее важный из пяти факторов производства, потому что на сегодняшних мировых рынках он наименее мобилен. Квалифицированная рабочая сила с высокой мотивацией труда – главный постоянный источник конкурентных преимуществ, экспорта и роста для большинства компаний и даже для большинства стран.
Образованные, заинтересованные работники позволяют новым индустриальным странам захватывать все возрастающие объемы производства (осуществляемого в других странах) у североамериканских, японских, европейских фирм. Например, «Motorola» сконцентрировала большую часть своего производства сотовых телефонов в Малайзии. Технология, финансовый капитал, оборудование и материалы перемещаются туда, чтобы использовать квалифицированных, относительно дешевых рабочих этой страны. Еще один пример, теннисная ракетка «Принс» (Англия), которая котируется на мировом рынке, произведена тайванской компанией.
Труд имеет дополнительные преимущества: при надлежащих условиях работники становятся лучше со временем, с возрастом и с опытом в отличие от существующих технологий и машин, которые почти всегда становятся хуже. При правильных условиях люди обучаемы, и часто очень быстро, машины – нет.
Конкурентные преимущества
могут иметь разнообразные
- конкурентные преимущества, связанные
с уровнем информационного
- конкурентные преимущества, достигаемые в результате противоправных действий.
Конкурентные преимущества предприятия в отрасли определяются также широтой целевого рынка. Поэтому перед выбором одной из общих стратегий предприятие должно определить ряд ограничивающих факторов: ассортиментный набор продуктов, который оно будет производить, а также тип потенциальных покупателей; планируемые каналы распределения продукции; регион, в котором оно будет продавать продукцию, а также ряд смежных отраслей, в которых собирается конкурировать. При этом предприятие может выбрать массовый рынок или узкую рыночную нишу. Комбинируя целевые рынки с основными стратегиями, предприятие расширяет область выбора стратегий. Когда стратегии минимизации затрат и дифференциации продукции нацелены на массовый рынок, они называются лидерством в издержках и дифференциацией продукции соответственно. Но когда эти же стратегии нацелены на рыночную нишу, они называются фокусированием. Выбор конкретной стратегии конкуренции существенно зависит от стратегического потенциала предприятия и возможностей расширения его ресурсов. Именно внутренняя среда предприятия во многом определяет выполнимость выбранной стратегии. Фирма должна иметь несколько (четыре-пять) конкурентных преимуществ, которые необходимо защищать. Средствами защиты конкурентных преимуществ могут быть: монополия (на российском рынке это, например, монополия в сфере коммунальных услуг); патенты, ноу-хау (например, рецепты изготовления напитков), секретность; доступ к источникам сырья или коммуникациям (газовая отрасль в России) и т. д. Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются: • лидерство в издержках (себестоимости продукции); • дифференциация продукции; • фокусирование (концентрация); • ранний выход на рынок (стратегия первопроходца); синергизм.
Отметим, что конкурентные преимущества не являются вечными, они завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что является трудоемким и, как правило, дорогостоящим процессом. Возможности сохранения конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов. К числу этих факторов относятся:
1. Источники конкурентных преимущ
2. Очевидность источников
3. Инновации. Для удержания
4. Отказ от имеющегося
Информация о работе Курс лекций по "Стратегическому менеджменту"