Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 08:56, дипломная работа
Цель работы - разработать направления совершенствования информационного обеспечения системы управления персоналом.
Задачи дипломного проекта:
Рассмотреть современные подходы к информационному обеспечению управления персоналом
Провести анализ применения информационного обеспечения в управлении персоналом на примере объекта исследования
Разработать направления совершенствования информационного обеспечения управления персоналом компании
В качестве объекта исследования в работе выступает компания ОАО «Седьмой коэффициент» (более узко – один из ее магазинов на Рублевском шоссе г.Москвы).
Введение 4
Глава 1. Современные подходы к информационному обеспечению системы управления персоналом 6
1.1. Тенденции совершенствования управления персоналом в современном торговом бизнесе 6
1.2. Понятие и виды информационного обеспечения управления персоналом 9
1.3. Практика применения разных видов информационного обеспечения в управлении персоналом на современных торговых фирмах 17
2. Анализ применения информационного обеспечения в управлении персоналом на примере магазина компании ОАО «Седьмой континент» 25
2.1. Общая характеристика компании, ее магазина как отдельного подразделения , его управления и персонала 25
2.2. Анализ организации кадровой работы, документооборота и информационного обеспечения в магазине 31
2.3. Проблемы в применении информации и информационного обеспечения в управлении персоналом магазина компании ОАО «Седьмой континент» 55
3. Совершенствование информационного обеспечения в управлении персоналом магазина компании ОАО «Седьмой континент» 63
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию 63
3.2. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 68
Заключение 73
Список литературы 77
Анализ аттестации и оценки персонала
Аттестационная комиссия компании (из головного офиса), работающая при необходимости (при проведении самой аттестации) в магазине, дает одну из следующих оценок деятельности аттестуемого к степени его соответствия занимаемой должности:
Таблица 2.11
Данные об аттестации персонала в магазине ОАО «Седьмой континент» в 2009-2010 гг.
Аттестация сотрудников в магазине |
2009 год |
2010 год |
Аттестовано всего: |
32 |
37 |
Соответствуют занимаемой должности |
28 |
30 |
Заслуживают повышения в должности |
4 |
7 |
Заслуживают зачисления в резерв на выдвижение |
- |
8 |
Соответствуют занимаемой
должности при условии |
- |
- |
Не соответствует занимаемой должности |
- |
- |
Аттестация проводится 2 раза в год.
Также в магазине ОАО «Седьмой континент», как и в компании в целом, проводится оценка персонала новыми методами путем тестовых вопросов и анкетирования.
Также аттестационная комиссия дает рекомендации о продвижении аттестуемых по работе или других поощрениях за успехи в работе, о переводе на другую работу, наиболее эффективном использовании их труда, повышении квалификации, обучение или освобождение от занимаемой должности. Таким образом, каждый работник магазина имеет равные возможности в вопросах продвижения по службе и признания своих профессиональных достижений.
Оценка труда сотрудников
Ниже представлена методика оценки эффективности труда менеджера компании, в которую входит исследуемый магазин, на примере должности руководителя.
Выделяем следующие основные этапы проведения оценки начальника товарного отдела исследуемого магазина (см. в структуре на рис.2.1):
Для исследования в данной работе выбран начальник товарного отдела магазина- Семенова О.П. Образование - высшее экономическое. Стаж работы по специальности – 5 лет. Возраст – 32 года. Обладает рядом наиболее ярких и сильных характеристик личности.
- должны хорошо знать Семенову О.П.;
- должны находиться на том же уровне управления, что и Семенова О.П.;
- должны уметь отстаивать свое мнение.
Однако в рамках данной работы в качестве эксперта при оценке качеств руководителя выступает сам автор.
Лист оценки качеств Семеновой О.П.
Требования к кандидату |
Оценка |
Примечание |
1. Личностные качества и моральные |
||
1.1. Направленность на достижение цели ( целеустремленность) |
5 |
|
1.2. Исполнительность |
5 |
|
1.3. Ответственность |
5 |
|
1.4. Честность |
4 |
|
1.5. Ставит общественные интерес выше личных |
3 |
|
1.6. Нравственность |
4 |
|
1.7. Критичность к себе |
3 |
|
2. Профессиональная подготовка и навыки |
||
2.1. Способность анализировать |
5 |
|
2.2. Грамотность в экономических вопросах |
5 |
|
2.3. Знания менеджмента |
4 |
|
2.4. Знание психологии |
3 |
|
2.5. Широкий кругозор |
4 |
|
2.6. Стремление к познанию нового |
5 |
|
2.7. Навыки работы на компьютере как профессионала |
5 |
|
3. Умение организовывать свой труд и труд подчиненных |
||
3.1. Пунктуальность |
4 |
|
3.2.Организованность |
4 |
|
3.3. Умение планировать свое время |
4 |
|
3.4. Умение панировать время подчиненных |
4 |
|
3.5. Способность переключать внимание с одного предмета на другой |
5 |
|
3.6. Не зацикливаемость на вопросах |
5 |
|
3.7. Способность смотреть на проблему с иной точки зрения |
5 |
|
4. Общение с подчиненными |
||
4.1. Умение четко и грамотно формулировать мысли |
5 |
|
4.2. Справедливость в решении конфликтных ситуаций |
4 |
|
4.3. Не конфликтность |
4 |
|
4.4. Умение вести себя в коллективе |
3 |
|
4.5. Общительность |
4 |
|
4.6. Простота общения |
5 |
|
4.7. Авторитетность |
4 |
Шкала значений оценок представлена в таблице 2.13
Таблица 2.13
Шкала оценок качеств
Значение |
Характеристика |
5 |
Качество проявляется постоянно |
4 |
Качество проявляется почти всегда |
3 |
Количество проявлений и не появлений качества одинаково |
2 |
Качество проявляется редко |
1 |
Качество не проявляется |
В таблице 2.14 представлены итоговые данные по суммарной оценке качества Семеновой О.П.
Таблица 2.14
Суммарная оценка качеств Семеновой О.П.
Группа качеств |
Фактическое количество баллов |
Максимально возможное количество баллов |
Коэффициент или оценка |
1. Личностные качества и моральные |
29 |
35 |
0,83 |
2. Профессиональная подготовка и навыки |
31 |
35 |
0,89 |
3. Умение организовывать свой труд и труд подчиненных |
31 |
35 |
0,89 |
4. Общение с подчиненными |
29 |
35 |
0,83 |
Итого |
120 |
140 |
0,86 |
1 - Направленность на достижение цели (целеустремленность)
2 – Честность
3 – Знания менеджмента
4 – Умение планировать свое время
5 – Организованность
6 – Умение четко и грамотно формулировать мысли
7- Авторитетность
Степень значимости качеств рассчитывается в баллах, для чего используется метод расстановки приоритетом, результаты сводятся в таблицу 2.15
Таблица 2.15
Результаты попарного
Качество |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
1,0 |
0,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
2 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
3 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
4 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
5 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
1,0 |
6 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
1,0 |
7 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
На заключительной стадии анализа, после выделения излишних качеств, для наглядного сопоставления степени значимости качеств, строится функционально – стоимостная диаграмма. На этой диаграмме по горизонтальной оси располагаются качества в соответствии с их рангом, вычисленным методом расстановки приоритетов, а по вертикальной – значимость (рис. 2.5).
Значимость качеств, ед. |
0,197 |
|||||||
0,176 |
||||||||
0,169 |
||||||||
0,135 |
||||||||
0,115 |
||||||||
0,112 |
||||||||
0,096 | ||||||||
5 |
3 |
6 |
4 |
7 |
2 |
1 | ||
Рис.2.5. Функционально-стоимостная диаграмма основных качеств О.П. Семеновой
Как видно из рисунка 2.5, наибольшую значимость среди всех качеств руководителя имеет качество № 5 – организованность, а наименьшее – качество № 1 – целеустремленность.
Таким образом, начальник товарного отдела исследуемого магазина соответствует занимаемой ею должности, так как основное качество - организованность оценено в отношении ее в наибольшей степени, о чем свидетельствует диаграмма основных качеств О.П. Семеновой. Вообще в целом можно сказать, что наибольшую значимость в целом в менеджере имеют умение организовать свой труд, а наименьшую - качества личностные и моральные. Однако такая тенденция не свидетельствует о несоответствии руководителя занимаемой должности. Однако Семеновой О.П. следует обратить особое внимание на свои личностные качества и профессиональные знания и навыки.
Анализ системы обора и подбора персонала
Существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования. Другая проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с лицом, с которым проводилось собеседование непосредственно перед этим.
Таблица 2.16
Оценка используемых в магазине ОАО «Седьмой континент» методов набора персонала в процессе кадрового планирования
Показатели |
Составляющие показателей |
% к итогу (из 100 случаев) |
Внешний набор |
1. Публикация объявлений в газетах и журналах |
2 |
2. Обращение к агентствам по трудоустройству |
12 | |
3. Направление заключивших контракты людей на специальные курсы при колледжах |
8 | |
Внутренний набор |
4. Рассылка информации об имеющихся вакансиях для продвижения своих работников |
78 |
ИТОГО |
100 |
В таблице 2.16 отражены используемые организацией методы набора персонала в магазине ОАО «Седьмой континент».
Важно отметить, что сам магазин и его работники не занимаются вопросами набора персонала – это задача кадровой службы самой компании ОАО «Седьмой континент», которая подбирает персонал и далее распределяет на работу в магазины компании. Как видно из таблицы 2.16, в организации наиболее распространенным методом набора персонала при кадровом планировании является рассылка информации об имеющихся вакансиях для продвижения своих работников (78 %), а наименее распространенным методом является публикация объявлений среди газет и журналов (2 %) .
Более наглядно структура используемых организацией методов набора персонала отражена на рисунке 2.6
Как видно из рисунка 2.6, наиболее предпочтительным методом набора кадров в ОАО «Седьмой континент» является внутренний отбор (78 %). Продвижение по службе своих работников в магазине ОАО «Седьмой континент» обходится дешевле в 2,5 раза.
Рис.2.6. Структура используемых организаций средств найма работников в процессе кадрового планирования
В таблице 2.17 отражены методы сбора информации о кандидате, используемые при отборе в компании ОАО «Седьмой континент».
Таблица 2.17
Методы получения информации при отборе кандидатов в ОАО «Седьмой континент» их оценка
№ п/п |
Методы |
Оценка , доля в % в общем итоге |
1 |
Испытания |
32 |
2 |
Собеседование |
58 |
3 |
Центры оценки |
10 |