Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 08:56, дипломная работа
Цель работы - разработать направления совершенствования информационного обеспечения системы управления персоналом.
Задачи дипломного проекта:
Рассмотреть современные подходы к информационному обеспечению управления персоналом
Провести анализ применения информационного обеспечения в управлении персоналом на примере объекта исследования
Разработать направления совершенствования информационного обеспечения управления персоналом компании
В качестве объекта исследования в работе выступает компания ОАО «Седьмой коэффициент» (более узко – один из ее магазинов на Рублевском шоссе г.Москвы).
Введение 4
Глава 1. Современные подходы к информационному обеспечению системы управления персоналом 6
1.1. Тенденции совершенствования управления персоналом в современном торговом бизнесе 6
1.2. Понятие и виды информационного обеспечения управления персоналом 9
1.3. Практика применения разных видов информационного обеспечения в управлении персоналом на современных торговых фирмах 17
2. Анализ применения информационного обеспечения в управлении персоналом на примере магазина компании ОАО «Седьмой континент» 25
2.1. Общая характеристика компании, ее магазина как отдельного подразделения , его управления и персонала 25
2.2. Анализ организации кадровой работы, документооборота и информационного обеспечения в магазине 31
2.3. Проблемы в применении информации и информационного обеспечения в управлении персоналом магазина компании ОАО «Седьмой континент» 55
3. Совершенствование информационного обеспечения в управлении персоналом магазина компании ОАО «Седьмой континент» 63
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию 63
3.2. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 68
Заключение 73
Список литературы 77
Опишем эти пункты подробнее. Отсутствие постановки задачи менеджмента в магазине является наиболее значимым и сложным. На первый взгляд, его тема перекликается с содержанием второго пункта, посвященного реорганизации структуры предприятия. Однако, на самом деле, он является более глобальным и включает в себя не только методологии управления, но также философские и психологические аспекты. Дело в том, что большинство руководителей управляют своим подразделением, только исходя из своего опыта, своей интуиции, своего видения и весьма неструктурированных данных о его состоянии и динамике. Как правило, если руководителя попросить описать в каком-либо виде описать структуру деятельности своего предприятия или набор положений, исходя из которых он принимает управленческие решения, дело достаточно быстро заходит в тупик.
Грамотная постановка задач менеджмента является важнейшим фактором, влияющим как и на успех деятельности предприятия в целом, так и на успех проекта автоматизации. Например, совершенно бесполезно заниматься внедрением автоматизированной системы электронного документооборота, если сам документооборот не поставлен в организации должным образом, как определенный последовательный процесс.
К сожалению, на настоящий момент в России до конца не сложился национальный подход к менеджменту, и в данный момент российское управление представляет собой гремучую смесь из теории западного менеджмента (которая во многом не является адекватной существующей ситуации) и советско-российского опыта, который, хотя и во многом гармонирует с общими жизненными принципами, но уже не отвечает жестким требованиям рыночной конкуренции.
Поэтому, первое, что необходимо сделать для того, чтобы проект внедрения автоматизированной системы управления оказался удачным - максимально формализовать все те контуры управления, которые собственно планируется автоматизировать. В большинстве случае, для осуществления этого не обойтись без привлечения профессиональных консультантов, но по опыту, затраты на консультантов просто не сопоставимы с убытками от проваленного проекта автоматизации. Однако нужно не ошибиться в выборе консультантов, но это уже отдельный сложный вопрос.
Необходимость в частичной реорганизация структуры и деятельности предприятия. Прежде чем приступать к внедрению системы автоматизации на предприятии обычно необходимо произвести частичную реорганизацию его структуры и технологий ведения бизнеса. Поэтому, одним из важнейших этапов проекта внедрения, является полное и достоверное обследование предприятия во всех аспектах его деятельности. На основе заключения, полученного в результате обследования, строится вся дальнейшая схема построения корпоративной информационной системы. Несомненно, можно автоматизировать все, по принципу "как есть", однако, этого не следует делать по ряду причин. Дело в том, что в результате обследования обычно фиксируется большое количество мест возникновения необоснованных дополнительных затрат, а также противоречий в организационной структуре, устранение которых позволило бы уменьшить логистические издержки, а также существенно сократить время исполнения различных этапов основных бизнес-процессов.
Необходимость в изменении технологии работы с информацией, и принципов ведения бизнеса. Эффективно построенная информационная система не может не внести изменений в существующую технологию планирования бюджетирования и контроля, а также управления бизнес-процессами.
Выводы по главе
В аналитической главе также были изучены тенденции кадровых показателей одного из магазинов крупной торговой сетевой компании ОАО «Седьмой континент»,
Развитие магазина можно оценить и по увеличению численности его персонала. За анализируемый период выявлен прирост общей численности персонала на 33 человека, снижение коэффициента текучести в исследуемом магазине компании ОАО «Седьмой континент» является значительным и свидетельствует об улучшении использования трудовых ресурсов в организации.
В рамках аналитической главы также были изучены элементы системы управления персоналом компании и отдельные ее элементы: оценка персонала, мотивация, кадровое планирование, набор и найм, адаптация и т.д. Отмечено, что в исследуемом магазине, как и в компании в целом, мотивирующие воздействия на работника оказывают не только традиционные средства стимулирования (денежные и моральные), но и характеристики выполняемой работы. В исследуемом магазине, как и в целом в ОАО «Седьмой континент», оценка персонала проводится с применением таких методик, как распределение сотрудников по квалификационным группам, оценка потенциала сотрудника и оценка индивидуального вклада в процесс, проводится и аттестация персонала.
Немаловажным элементом кадрового планирования является набор персонала и используемые при этом методы. Набор персонала в исследуемом магазине не проводится – его проводит сама головная компания и ее кадровая служба, и процесс набора заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация подбирает более подходящих для нее работников. Наиболее предпочтительным методом набора кадров в ОАО «Седьмой континент» является внутренний отбор (78 %). В основном, производится продвижение по службе своих работников. Однако, торговый персонал набирается, разумеется, как менее квалифицированный, со стороны.
Процесс адаптации новых сотрудников как менеджеров, так и управленческого персонала магазина (как и компании в целом) нуждается в корректировке и совершенствовании. В частности, в компании в целом и в магазине в частности нет документа, регламентирующего адаптацию персонала.
Как один из важнейших элементов системы управления персоналом, в процессе анализа была рассмотрена применяемая в магазине информационная система. В магазине применяется та же система, что и в компании ОАО «Седьмой континент» в целом: а именно ИС «Парус», имеющая несколько взаимосвязанных модулей, в том числе модуль по учету персонала, табельному учету и расчету заработной платы (то есть, кадровой работе). Но применение данного модуля не решает все задачи управления персоналом в компании, потому дополнительно к ИС «Парус» применяется программный комплекс «Босс-кадровик», позволяющий дополнительно к тем же функциям вести данные по повышению квалификации персонала, прохождению аттестации и т.п., и эти две системы связаны между собой, из «Босс-кадровик» данные поступают через дополнительный модуль в ИС «Парус». В целом отмечено, что такая система не является особенно удобной, как выявлены и иные программные недостатки, ухудшающие информационное обеспечение кадровой работы как в магазине в частности, так и в компании в целом. Потому предлагается усовершенствовать данное информационное обеспечение.
Для совершенствования системы управления персоналом в ОАО «Седьмой континент» в целом и для исследуемого магазина в частности (поскльку общий учет в компании централизован) предлагается использование программы «1С: Зарплата и кадры». Оптимальным при этом будет полный переход компании к системе «1С: Предприятие», чтобы не делать промежуточных программ для экспорта данных из «1С: Зарплата и кадры» в ИС «Парус».
Вообще же, программа «1С:Зарплата и Кадры» представляет собой компоненту «Расчет» системы программ «1С:Предприятие» с типовой конфигурацией «Зарплата+Кадры», предназначенной для автоматизации расчета заработной платы и кадрового учета в компании.
Компонента «Расчет» позволяет компании автоматизировать периодические расчеты и может быть использована как автономно, так и совместно с другими компонентами системы программ «1С:Предприятие».
Использование данной программы в компании позволяет получить:
1. Расширенные возможности расчета заработной платы и кадрового учета;
2. Обмен данными с различными программами бухгалтерского учета компании;
3. «Путеводитель» повышает доступность первоначального освоения программы, позволяет ознакомиться с основными разделами расчета заработной платы и перейти в нужный режим работы программы;
4. Интерактивные «помощники» облегчают ввод данных: первоначальную настройку программы, прием сотрудников на работу в магазин, ввод больничных и отпускных, ввод доплат и удержаний, проведение различных выплат, переход на новый расчетный период;
Программа «1С:Зарплата и Кадры» в магазине ОАО «Седьмой континент» будет использоваться как для кадровой работы в целом, так и для расчета заработной платы и кадрового учета. Она позволит в компании не только усовершенствовать автоматизированный расчет заработной платы, но и организовать учет сотрудников, регистрировать служебные перемещения, получать налоговую отчетность по доходам физических лиц (всегда актуальнуб, даже с учетом изменения законодательства). Универсальность программы позволит реализовать любой подход к решению этих задач и самостоятельно расширить функциональность программы для исследуемого магазина.
Программа «1С:Зарплата и Кадры» для компании позволит проводить настройку на требования компании и даже конкретного пользователя. Список сотрудников магазина можно организовать, сгруппировав сотрудников по тому или иному признаку. Результаты расчетов текущего периода компании и вся их предыстория хранятся в журналах расчетов. Программа позволит сотрудникам кадровой службы формировать документы как в бумажном, так и в электронном виде для передачи данных в ИФНС, ПФР, ФСС, ФОМС и прочие организации. Программа позволит осуществлять работа с распределенными информационными базами.
«1С:Зарплата и Кадры» включает режимы обмена данными с программами системы «1С:Предприятие» и содержит разнообразные средства взаимодействия с другими программами внутри компании:
Программа «1С:Зарплата и Кадры» позволяет сотрудникам кадровой службы поддерживать современные средства интеграции приложений: ОLЕ, ОLЕ Аutоmаtiоn и DDЕ. Использование этих средств позволяет компании:
Программа позволит компании использовать возможность выбора режима для использования необходимого набора функциональных возможностей:
Программа «1С:Зарплата и Кадры» позволит кадровым работникам формировать все необходимые межотраслевые формы по учету труда и заработной платы и другие необходимые отчеты, позволяющие получить информацию за любой расчетный период:
Таким образом, программа «1С:Зарплата и Кадры» является для магазина готовым решением, позволяющим проводить расчет заработной платы и кадровый учет.
Что изменит применение данной программы
по сравнению с действующей
- не будет необходимости работы одновременно в двух программах («Босс-кадровик» и «Парус» и экспорта из «Босс-кадровик» в «Парус» данных);
- расширятся возможности
- собственно имеется больше возможностей для регулярного обновления системы или ее перепрогаммирования для нужд исследуемой компании (во-первых, компания «1С» регулярно обновляет свои программные продукты, и процесс обновления для пользователей системы практически бесплатен, проводится оперативно; к тому же на рынке больше специалистов, которые непосредственно могут перепрограммировать программные продукты «1С» под нужды компании, а по иным программным продуктам, в частности, по тем что применяются в исследуемой организации, такая работа крайне затруднительна).
Обновленная информационная система управления персоналом будет иметь следующий вид, представленный на рисунке 3.1:
Рис.3.1. Предлагаемая информационная система управления персоналом
Таким образом, новая система исключает дополнительные выгрузки для экспорта, делает кадровую работу и бухгалтерию еще более полно взаимосвязанной.
Внедрение будет проводиться поэтапно, в целом по компании, а сами этапы можно представить в виде следующей таблицы:
Таблица 3.1
Этапы внедрения системы «1С: Предприятие» и «1С:Зарплата и Кадры» в ее рамках в ОАО «Седьмой Континент»
Этапы |
Действия |
Сроки, ответственные |
1.Разработка концепции
регламента новой системы, |
Оценка возможностей перехода, планирование переноса данных в новую систему, планирование переобучения персонала по работе с новой системой |
Сентябрь 2011 г. Руководство ОАО «Седьмой континент» |
2.Формулирование к
поставщику программного |
Оценка необходимых модулей и систем, письменное формулирование требований, заказ программного обеспечения |
Октябрь 2011 г. Отдел ИТ ОАО «Седьмой континент» совместно с бухгалтерией, кадровой службой, службами закупок и продаж, финансовой службой |