Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 08:56, дипломная работа
Цель работы - разработать направления совершенствования информационного обеспечения системы управления персоналом.
Задачи дипломного проекта:
Рассмотреть современные подходы к информационному обеспечению управления персоналом
Провести анализ применения информационного обеспечения в управлении персоналом на примере объекта исследования
Разработать направления совершенствования информационного обеспечения управления персоналом компании
В качестве объекта исследования в работе выступает компания ОАО «Седьмой коэффициент» (более узко – один из ее магазинов на Рублевском шоссе г.Москвы).
Введение 4
Глава 1. Современные подходы к информационному обеспечению системы управления персоналом 6
1.1. Тенденции совершенствования управления персоналом в современном торговом бизнесе 6
1.2. Понятие и виды информационного обеспечения управления персоналом 9
1.3. Практика применения разных видов информационного обеспечения в управлении персоналом на современных торговых фирмах 17
2. Анализ применения информационного обеспечения в управлении персоналом на примере магазина компании ОАО «Седьмой континент» 25
2.1. Общая характеристика компании, ее магазина как отдельного подразделения , его управления и персонала 25
2.2. Анализ организации кадровой работы, документооборота и информационного обеспечения в магазине 31
2.3. Проблемы в применении информации и информационного обеспечения в управлении персоналом магазина компании ОАО «Седьмой континент» 55
3. Совершенствование информационного обеспечения в управлении персоналом магазина компании ОАО «Седьмой континент» 63
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию 63
3.2. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 68
Заключение 73
Список литературы 77
Как видно из таблицы 2.17, наиболее распространенным методом получения информации при отборе кадров в организации является собеседование, а наименее распространенным - использование центров оценки.
Рис.2.7. Структура методов отбора персонала при найме
Из рисунка 2.7 видно, что наиболее распространенным методом при оборе кандидатов при найме в организации является собеседование.
Анализ системы адаптации и развития персонала
В магазине, как и в компании в целом, нет специального документа (например, Положения об адаптации), регулирующих такую сторону управления персоналом, как адаптацию новых работников. Несмотря на то, что в Уставе самой организации ОАО «Седьмой континет» нет положений об адаптации персонала, новые сотрудники все равно проходят процесс адаптации, т.к. без стадии адаптации персонала не обходится работа ни одного предприятия – такой тип адаптации называется стихийной адаптацией.
В ходе исследования на предприятии было проведено анкетирование, целью которого было выявление особенностей процесса адаптации новых сотрудников. Образец анкеты для сбора информации о процессе адаптации нового сотрудника приведен в приложениях 5 и 6. Приведем описание анкеты и результаты анкетирования. В приложении 6 представлена использовавшаяся анкета о сроках адаптации новых сотрудников. В таблице 2.18 приведены результаты анкетирования.
Таблица 2.18
Результаты анкетирования по поводу сроков адаптации новых сотрудников
вопрос
сот- рудник |
1. Укажите срок работы
в данной организации (в |
4. В какой период своей деятельности Вы почувствовали, что овладели профессиональными навыками (в месяцах)? |
5. В какой период Вы почувствовали, что вошли в коллектив(в месяцах)? |
Средний срок (по вопросам 4 и 5), в месяцах |
1. |
7 |
4 |
5 |
4,5 |
2. |
4 |
2 |
3 |
2,5 |
3. |
6 |
5 |
4 |
4,5 |
4. |
5 |
2 |
2 |
2 |
5. |
7 |
4 |
3 |
3,5 |
6. |
6 |
4 |
2 |
3 |
7. |
6 |
4 |
3 |
3,5 |
8. |
6 |
5 |
2 |
3,5 |
9. |
7 |
3 |
3 |
3 |
10 |
7 |
3 |
4 |
3,5 |
11. |
5 |
4 |
3 |
3,5 |
12. |
6 |
1 |
3 |
2 |
13. |
5 |
1 |
2 |
1,5 |
14. |
5 |
2 |
2 |
2 |
15. |
6 |
3 |
2 |
2,5 |
Средний срок, мес. |
6 |
3 |
3 |
Для большей наглядности результаты анкетирования представим графически (рис.2.8).
Рис.2.8. Средние сроки адаптации новых сотрудников в магазине ОАО «Седьмой континент»
Как видно из представленных выше данных, средний стаж работы опрошенных молодых специалистов составляет 6 месяцев, из которых в среднем 3 месяца им понадобилось на то, чтобы овладеть необходимыми профессиональными навыками и 3 месяца для того, чтобы войти в коллектив. Эти результаты нельзя считать удовлетворительными: период адаптации связан со стрессовым состоянием сотрудника; в стрессовом состоянии неизбежны брак в работе, текучесть кадров и другие негативные последствия. Период вхождения в коллектив, длящийся для нового сотрудника в среднем почти 3 месяца – также показатель неудовлетворительный, который свидетельствует о не совсем здоровом социально-психологическом климате в коллективе, создающийся вокруг новых сотрудников.
В Приложении 6 приведена Анкета о степени адаптации новых сотрудников использованная в ходе исследования. Приведем результаты анкетирования.
1. На вопрос «Представьте себе, что по каким-либо обстоятельствам Вы уволились с организации. Вернулись ли бы Вы через некоторое время на свое прежнее место работы?» 2 человека из 15 ответили, что не вернулись бы ни при каких обстоятельствах; 3 из 15 ответили, что вернулись бы в самом крайнем случае; и 10 из 15 ответили, что вернулись бы не очень охотно.
Таким образом, для большинства опрошенных период адаптации не способствовал повышению удовлетворенности своим трудом в организации.
2. На вопрос «Бывают ли у Вас конфликты» были получены следующие ответы:
время от времени |
редко |
не бывает | |
с руководителем |
3 |
4 |
8 |
с заместителем руководителя |
6 |
8 |
1 |
с коллективом по работе |
10 |
5 |
0 |
Конфликты неизбежны. Однако относительно
большое количество конфликтов с
коллективом говорит о
3. Третий вопрос анкеты: «Кто оказал Вам наиболее ощутимую помощь в процессе адаптации: сотрудник отдела кадров, линейный руководитель, наставник, коллега по работе или кто-то еще?». При ответе на этот вопрос 4 из 15 человек назвали своего линейного руководителя и 11 из 15 – коллег по работе. Это является показателем отсутствия в организации в целом и в магазине в частности системы адаптации новых сотрудников.
4. При ответе на последний вопрос анкеты «Что помогло Вам в процессе адаптации: лекции, семинары, специальная литература, фильмы, слайды или что-нибудь другое?», 2 из 15 опрошенных указали на специальную литературу и 13 из 15 затруднились выбрать ответ из предлагаемых вариантов, указывая в основном на коллег по работе. Такие результаты говорят об отсутствии научно-методического сопровождения процесса адаптации.
Итак, результаты исследования выявили следующие особенности процесса адаптации новых сотрудников в магазине ОАО «Седьмой континент»:
1) в организации в целом и в магазине в частности отсутствует продуманная, разработанная система адаптации новых сотрудников, не создано научно-методическое и психологическое сопровождение процесса адаптации новых сотрудников;
2) новые сотрудники, как торговый, так и управленческий персонал, проходят стихийную адаптацию к работе;
3) средний срок овладевания
4) социально-психологический
Таким образом, процесс адаптации
новых сотрудников как
Далее необходимо разработать систему развития специалистов в магазине ОАО «Седьмой континент» Ниже приводятся необходимые мероприятия и пути их реализации (таблица 2.19).
Таблица 2.19
Развитие персонала
№ п/п |
Мероприятия |
Пути реализации |
Сроки реализации |
1.
2. |
Выделение и закрепление наставника
Обучение и повышение квалификации |
Доплата наставникам
Организация курсов повышения квалификации |
До 1.07.11
До 1.07.11 |
1. Выделение и закрепление наставника
Для выделения и закрепления наставника необходимо внести соответствующие изменения в положение о магазине (которое утверждено в компании), где бы вводился принцип наставничества и соответствующее вознаграждение за эту деятельность, хотя изменения можно принять и на уровне компании в целом.
2. Обучение и повышение квалификации
Необходимо заключить ряд
На следующем этапе проводим анализ системы документооборота магазина.
В результате просмотра журнала регистрации документов была составлена таблица, где представлена сводная информация по каждому виду документа в динамике по годам (табл. 2.20). Из таблицы можно определить структурную характеристику документооборота и как она меняется по годам.
Таблица 2.20
Анализ структуры документооборота магазина ОАО «Седьмой континент»
Наименование |
Количество документов |
Темпы роста, % | |||
2008 |
2009 |
2010 |
в 2009 к 2008 |
в 2010 к 2009 | |
Входящие |
124 |
203 |
240 |
164 |
118 |
Исходящие |
384 |
402 |
358 |
105 |
89 |
Приказы в том числе: - по основной деятельности - по командировкам - по личному составу |
870
157 215 498 |
648
116 178 354 |
894
156 222 516 |
74
74 83 71 |
138
134 125 146 |
Внутренние в том числе: - финансовые - служебные |
3841
1492 2349 |
2597
973 1624 |
1972
1272 700 |
68
65 69 |
76
131 43 |
Итого в год: |
5219 |
3850 |
3464 |
74 |
90 |
В среднем за день |
18 |
13 |
12 |
72 |
92 |
При более подробном рассмотрении последней таблицы, где анализируется структура документооборота видно, что потоки внутренних документов сильнее сокращались, чем возрастали потоки входящих и исходящих документов. Ниже на рисунке эти изменения представлены на рис.2.9
Рис.2.9. Изменение количества документов магазина ОАО «Седьмой континент» в 2008-2010 годах, тыс. ед.
Ниже произведён анализ объёма документооборота в течение одного года на примере 2010 года (табл.2.21). Здесь разбивка происходит помесячно для выявления сезонности.
Таблица 2.21
Выявление сезонности в объёме документооборота
Месяцы Года |
Виды документов | |||
Входящие |
Исходящие |
Приказы |
Внутренние | |
Январь |
12 |
35 |
57 |
177 |
Февраль |
22 |
30 |
78 |
200 |
Март |
27 |
25 |
130 |
165 |
Апрель |
23 |
28 |
84 |
175 |
Май |
14 |
24 |
96 |
122 |
Июнь |
18 |
53 |
84 |
78 |
Июль |
23 |
42 |
34 |
94 |
Август |
17 |
29 |
23 |
120 |
Сентябрь |
25 |
69 |
69 |
183 |
Октябрь |
18 |
38 |
47 |
165 |
Ноябрь |
17 |
44 |
108 |
182 |
Декабрь |
24 |
44 |
79 |
211 |
Из представленной выше таблицы видно, что в летний период снижается активность организации, так как большинство сотрудников именно в этот период уходят в отпуска. Ниже на рисунке эти изменения наглядно представлены (рис.2.10).
Рис.2.10. Динамика объёма документооборота в течение года в магазине ОАО «Седьмой континент»
Автоматизацией документооборот