Управление инновациями на предприятиях туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение инновационного менеджмента на предприятиях туристской индустрии, в том числе на примере предприятия ОДО «ЕЛЕНА ПЛЮС».
Задачами исследования являются:
- определить понятие и сущность инноваций на предприятиях туристской индустрии;
- проанализировать основные направления инновационной деятельности на туристическом предприятии ОДО «ЕЛЕНА ПЛЮС»;
- предложить пути совершенствования инновационного менеджмента на туристическом предприятии ОДО «ЕЛЕНА ПЛЮС» и в Белоруссии в целом.

Файлы: 1 файл

Курсовая в целом.docx

— 79.14 Кб (Скачать файл)

- они вовлекают в производство  новые производительные силы, способствуют  повышению производительности труда  и эффективности производства, сокращают  различного рода затраты;

- повышают уровень жизни  каждого человека и общества  в целом за счет разнообразия  и качества производимой продукции  и услуг, удовлетворения потребностей  населения;

- помогают привести в  соответствие структуру производства  со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддержанию равновесия  между спросом и предложением, между производством и потреблением;

- являются результатом  применения творческих возможностей  и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в  свою очередь, стимулирует дальнейший  рост творческой деятельности [20, c. 243].

Таким образом, инновационная  деятельность в сфере туризма  направлена на создание нового или  изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, использование новых  видов ресурсов, развитие новых маркетинговых  подходов, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности, а также новых способов ведения бизнеса.

 

 

1.3 Инновационный  цикл в туризме

 

Для того чтобы учесть совокупность всех этапов деятельности в период от поиска новых идей до их использования, коммерциализации и распространения, следует ввести понятие "инновационный  цикл".

Инновационный цикл включает в себя период создания новации и  жизненный цикл (ПРИЛОЖЕНИЕ А). Это обусловлено тем, что новшество может использоваться для создания инноваций неоднократно, причем в сферах, иногда очень удаленных от сферы появления новации.

Период создания новации  включает стадии зарождения (осознание  потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в  производство, эксперимент).

Жизненный цикл инновации  включает фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и повсеместного  распространения и превращения  в традиционный продукт.

Инновационный цикл не будет  полностью завершенным, если он остановится  на одной из промежуточных стадий периода новации или фазе жизненного цикла.

В туристском бизнесе инновационный  цикл начинается с момента возникновения  идеи об открытии нового направления (дестинации) поездок, создания нового продукта или  внесения изменений в существующий, внедрения новых видов технологии или коммуникаций. Разрабатывается  и определяется целевая направленность продукта с ориентацией на определенного  потребителя, примерное наполнение туристского продукта. После формирования идеи будущего продукта изучаются возможности  реализации идеи на практике, осуществляются поиск и отбор поставщиков  и партнеров, планирование основных и дополнительных услуг, транспортировки, медицинского страхования, предварительная  экономическая и ценовая проработка. После таких действий проводится экспериментальная проверка продукта: презентация, пробные продажи, оценка предполагаемого спроса и конкурентоспособности. На этом заканчивается период создания новации.

Следующим этапом инновационного цикла является комплекс мер, направленных на продвижение туристского продукта и внедрение его на рынок, реализацию и коммерциализацию (проведение пропагандистских и рекламных акций, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз). Формируется система управления сбытом, включающая стимулирование персонала.

Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты туристского  рынка начинают в своей деятельности активно применять эту инновацию [20,c.234].

Внедряя новый продукт  или услугу, следует учитывать  отношение клиентов к инновациям (рис. 1.1).

 

Таблица 1.1 – Потребители по восприимчивости инноваций

Категория потребителей

Доля, %

Характеристика потребителей

Новаторы

2,5

Идут на риск, опробуя  новшества

Ранние последователи

13,5

Лидеры по восприятию новшеств, хотя и с осторожностью

Раннее большинство

34

Принимают новшества с  осмотрительностью, но редко бывают лидерами

Запоздалое большинство

34

Воспринимают новшество  после того, как оно опробовано большинством потребителей

Отстающие

16

Либо не воспринимают новшество  вообще, либо воспринимают после того, как новшество становится традиционным


Примечание - [20, c. 301]

 

Эффективность современного туристского продукта темпы его  развития определяются инновационной  активностью и производством  товаров «рыночной новизны», которые  либо удовлетворяют совершенно новую  потребность, либо существенно расширяют  круг потребителей. Инновационный процесс, т. е. процесс внедрения новых  продуктов на туристский рынок, характеризуется:

1) многочисленностью и  изначальной неопределенностью  путей достижения цели и высоким  риском;

2) невозможностью детального  планирования и ориентацией на  прогнозные оценки;

3) необходимостью преодоления  сопротивления как в сфере  сложившихся отношений, так и  интересов участников инновационного  процесса. Инновации являются основным  средством повышения стоимости  субъекта и реального сектора  в целом в нашем случае —  сектора туризма. Чем выше потенциал  нововведений, тем выше ожидаемая  реальная прибыль [5,c.311].

 Существует даже наука  инноватика, занимающаяся изучением  и внедрением нововведений. В  своем научном направления она  опирается на диалектические  учения о всеобщем развитий. Любые  нововведения приводят вначале  к созданию кризисных состояний,  выход из которых может быть  найден только при профессиональном  отношении ко всем стадиям  процесса внедрения нового туристского  продукта [10, c. 112].

 Таким образом, инновационный цикл включает в себя период создания новации и жизненный цикл. В свою очередь период создания новации включает стадии зарождения (осознание потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в производство, эксперимент). Жизненный цикл инновации включает фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и повсеместного распространения и превращения в традиционный продукт. Процесс внедрения инноваций является достаточно длительным и сопровождается значительным риском.

 

 

1.4 Инновационный менеджмент на предприятиях туристской индустрии

 

В условиях рыночной экономики  туристские организации все более  осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и  связанную с этим выгоду. Определение  будущей прибыли от нового туристского  продукта является задачей инновационного менеджмента.

 Что же он из себя  представляет? Это отдельный вид  культурно экономической и предпринимательской  деятельности для достижения  целей туристских фирм на основе  эффективной организации инновационных  процессов. Кроме того, инновационный  менеджмент предполагает реальное  и грамотное использование всех  имеющихся в распоряжении ресурсов  и обязательное внедрение новых  форм работы. Инновационному менеджеру  предстоит побудить и объединить  большое количество организаций  и людей на обновление создать  необходимые и достаточные экономические  условия и стимулы для достижения  цели инновации. Управление инновациями  вне меньшей степени является  искусством чем наукой, и всегда  несет оттенок индивидуальности  менеджера [2, c. 201].

 Инновационный менеджмент  представляет собой сочетание  различных функций (таких как  маркетинг, планирование, организация,  разработка,  контроль). Основными  задачами инновационного менеджмента  являются изучение состояния  сферы туристской деятельности  и изучение самой специфики  инновационного процесса.

 Инновация — это  объект внедряемый в производство  в результате проведенного маркетинга  и сделанного открытия, качественно  отличный от предыдущего аналога.  Инновационные изменения в туризме  создают внутреннюю энергию эффективного  роста. Эти изменения нарушают  сбалансированность, но создают  основы дальнейшего развития, переход  системы в новое качество. Поэтому  именно профессиональное введение  инноваций в жизнь и является  развитием той или иной отрасли.  Современные специалисты по развитию  общества утверждают, что ни одна  из проблем, с которой сталкивается в наши дни бизнес, не является более важной и сложной, чем проблема нововведений [6, c.124].

 Инновации в туризме,  естественно влияют на состояние  всей отрасли в целом. Они  изменяют следующие основные  характеристики отрасли: 

1) объем производства  и продаж (в данном случае новых  туристских брендов);

2) текущие затраты фирмы,  занимающейся инновациями; 

3) размер созданного и  действующего имущества; 

4) численность специалистов  занятых в проектировке и внедрении  нового туристского продукта  на рынок; 

5) длительность освоения  и внедрения новшеств потребителям.

  Туристская компания  в целях расширения рынка сбыта  ее туристского продукта и  услуг должна правильно организовать  маркетинговую деятельность.  Туристский  маркетинг — это сфера деятельности  туристских организаций по разработке  новых, более эффективных видов  туристско-экскурсионных услуг,  а также по их производству  и сбыту с целью получения  прибыли на основе повышения  качества турпродукта и учета  процессов на мировом туристском  рынке. Туристский маркетинг преследует  три основные цели:

  • сохранение традиционного рынка;
  • развитие и увеличение нового рынка;
  • уменьшение влияния сезонности.

В туристском бизнесе есть условное разделение на четыре сезона: сезон «пик» (в основном это летний период и календарные праздники), «высокий» сезон (сюда включаются «бархатный сезон» весенние туры), «низкий» сезон (каникулярное время в зимний и  осенний период) и «мертвый» сезон (остальное зимнее время). Так вот, основная задача туристского маркетинга — приблизить к потребителю именно тот новый продукт, который способен хоты бы отчасти поддержать «мертвый»  сезон.

 Чтобы грамотно провести  маркетинговое исследование в  области туризма следует идти  по такой простой схеме: Желание  потребителей - исследование рынка  - получение прибыли путем внедрения  новых форм и удовлетворения  желаний покупателей [7, c. 98].

После изучения туристского  рынка с помощью маркетингового исследования следует грамотно планировать  появление и разработку нового продукта.

 

 Для этого необходимы:

1) генерация идей— планомерный  поиск новых решений; 

2) профессиональная оценка  турпродукта с помощью результатов  маркетинга;

3) экономический анализ  — прогноз объема продаж, издержек  и прибыли, составление бизнес-плана; 

4) разработка турпродукта  — создание условного макета  нового продукта;

5) проведение пробного  маркетинга — оценка нового  продукта в подлинной реальной  рыночной обстановке;

6) коммерческая реализация: определение того, где, кому, как  правильно и результативно предложить  инновационный туристский продукт. 

 Что касается составления  бизнес-плана, то в данном случае  он называется инновационным  проектом и определяется тремя  основными элементами:

1) целью разработки и  внедрения проекта; 

2) планом-календарем всех  планируемых мероприятий; 

3)источниками финансовых  средств. 

 Основываясь на этих  трех элементах, а также учитывая  экономическое обоснование инноваций,  принимают решение о целесообразности  их осуществления. После правильно  проведенного маркетинга, разработки  проекта и внедрения его в  жизнь, т. е. доведения до  потребителя, следует оценить  социальную эффективность инноваций  (насколько они отвечают потребностям  общества). Социальную эффективность  инноваций в туризме можно  рассматривать в двух измерениях. В масштабах общественной значимости  ожидаемые социально-экономические  результаты оцениваются как рост  национального богатства за счет  повышения уровня производимого  товара. Инновации способствуют  интенсивному росту запасов и  резервов, которые определяют устойчивость  отрасли, непрерывность работы, даже  в «низкий» и «мертвый» туристские  сезоны, и занятость населения.  Накопление подобных резервов определенно расширяет возможности развития объектов социально-культурного назначения, помогает сохранить уникальные исторические и природные памятники нашей страны. Кроме того, занятость населения в процессе производства и внедрения продукта улучшает жизненный уровень. Инновации помогают населению удовлетворять непрерывно растущие потребности в новых продуктах и с пользой проводить свободное время         [22, c.209].

Информация о работе Управление инновациями на предприятиях туристской индустрии