Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Экономической теории"
Структура себестоимости продукции, факторы, ее определяющие по отраслям промышленности
Себестоимость продукции пред-ет выраженные в ден. форме текущие затраты предпр-ий на произв-во и реализацию продукции (работ, услуг). Структура себестоимости - это поэлементный состав затрат в общей стоимости затрат, т.е. удельный вес разл. элементов затрат на произв-во продукции. На основе отраслевой себе-сти, т.е. в зависимости от того, какой элемент затрат явл-ся преобладающим, выделяют: материалоемкие отрасли (пищевая, легкая); энергоемкие (химич., алюминиевая); фондоемкие (нефте- и газодобывающие); трудоемкие (угольная, лесная, с\х). По способу просчета себе-сть делится на: 1. Плановую- опред-ся по плановым норма расхода и плановым ценам и тарифам. 2. Нормативную – опред-ся по нормам расхода, действующим на начало расчетного периода, и по действующим на начало периода ценам. 3. Фактическая- отражает сложившиеся в расчетном периоде затраты на произв-во и сбыт. Разл-ют след. виды себе-сти: Цеховая себестоимость пред-ет затраты цеха, связанные с произв-вом продукции. Производств. себе-сть помимо затрат цехов вкл-ет общепроизводств. и общехоз. расходы. Полная себе-сть отражает все затраты на произв-во и реализацию продукции, слагается из производств. себе-сти и внепроизводствен. расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, пр. расходы). Разл-ют: Индивидуал. себе-сть обусловливается конкрет. условиями, в которых действует то или др. предпр-ие. Среднеотраслевая себе-сть опред-ся как средневзвешенная величина и харак-ет средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда. В усл-х перехода к рыноч. эк-ке роль и значение себе-сти продукции для предпр-ия резко возрастают. Значение снижения себестоимости продукции для предпр-ия закл-ся: 1. в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предпр-ия, в появлении возможности в простом и расширенном воспроизв-ве; 2. в появлении большей возможности для материал. стимулирования работников и реш. соц. проблем коллектива предпр-ия; 3. в улучшении финанс. сост. предпр-ия и снижении степени риска банкротства; 4. в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж; 5. в снижении себестоимости продукции в АО, что явл-ся хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки. Из всего сказанного вытекает вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда д/б в центре внимания на предпр-ях.