Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Экономической теории"
Ценообразование на рынке олигополии и рынке чистой монополии.
До сих пор нет единой теории олигополии, а существуют несколько ее моделей. Это связано с тем, что олигополия занимает как бы промежуточное положение между моделями чистой монополии и монополистической конкуренции.
Существует, например, и "жесткая"
олигополия, при которой две или
три фирмы делят весь рынок, и
"расплывчатая", когда, скажем, шесть-семь
фирм делят 70% рынка, в то время как
на множество мелких фирм приходится
всего 30%. Олигополия включает и дифференциацию
продукта, и стандартизацию. Она
охватывает как случаи, когда фирма
действуют в тайном сговоре, так
и те, в которых они выступают
независимо. Барьеры для входа
могут быть разными по прочности.
Т.е. единого механизма поведения
олигополистических фирм не существует.
Всеобщая зависимость и
Мы рассмотрим две модели олигополии: ценообразование, обусловленное тайным соглашением, и модель контроля цен и издержек. Первая модель довольно просто, потому что практически совпадает с моделью чистой монополии. Если, допустим, три фирмы А, Б, В являются полными хозяевами отрасли и производят однородную продукцию, то каждая из них после заключенного тайного соглашения будет стремиться удерживать свою кривую спроса как чистый монополист. Эта кривая и последующий механизм ценообразования уже показаны. Конечно, какая-то фирма может поддаться искушению снизить цену, в этом случае соперники потеряют долю рынка и их кривые спроса пойдут левее; но тогда и они сами через некоторое время станут снижать цены, чтобы удержаться на рынке. Если договор о ценах крепок, то будет адекватно отражать ситуацию на олигополистическом рынке.
Препятствиями для основанной на тайном
сговоре олигополии являются различия
в спросе и издержках, наличие
большого числа фирм, мошенничество
посредством ценовых скидок, экономические
спады и антитрестовские
Вторая модель более интересна. Пусть отрасль также состоит из 3-х фирм А, Б, В. Существует два возможных варианта реагирования конкурентов одной из этих фирм при изменении ее цены.
Одна из возможностей сводится к тому, что если фирма А понизит цену, то Б и В последуют ее примеру и поэтому возросший вследствие понижения цены спрос распределится между всеми фирмами, и фирме, которая первой понизила цену, достанется лишь часть возросшего спроса. А если эта же фирма повысит цену, другие фирмы могут и не последовать за ней, поэтому спрос на ее продукцию сократится более резко, чем это произошло бы в случае общего повышения цены.