Леккции по "Экономике предприятий"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:42, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1 ТЕОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ТЕМА 2 ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
...
Тема 10. Инновационная деятельность
Тема 15. Развитие предприятий: современные модели, трансформация и реструктуризация

Файлы: 16 файлов

Тема 1 Теории предприятий.doc

— 63.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10 Инновацион. деят..doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 11 Технико-технологическая база.doc

— 66.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 12 Организация и качество.doc

— 108.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 13 Затраты.doc

— 980.00 Кб (Скачать файл)

где Po – равновесная цена;

       Qo – равновесное  количество.

На величину рыночной цены и степень ее отклонения от стоимости влияют оценка потребителем полезности товара, соответствие его моде, престижность товара и другие факторы.

Экономическая роль цены в рыночной экономике воплощается в функциях, которые она выполняет. Различают следующие функции цены: учетную, стимулирующую, распределительную и функцию поддержания рыночного равновесия.

 

С помощью цен и благодаря  функциям, которые они выполняют, находят свое решение три основные вопроса рыночной системы «что», «как» и «для кого производить».

Различают следующие виды цен:

договорные, закупочные, контрактные, оптовые, розничные, мировые, сметные, трансфертные, тарифы.

Договорные – это цены, которые устанавливаются на основе договора покупателя и продавца. Они учитывают как издержки производства, так и соотношение спроса и предложения на конкретный товар.

Закупочные – цены, по которым сельскохозяйственные предприятия и фермеры продают государству сельскохозяйственную продукцию. Эти цены должны обеспечить покрытие затрат на производство и получение нормальной нормы прибыли. На уровень этих цен оказывают влияние оптовые цены на промышленную продукцию, которой обеспечивается сельское хозяйство (машины, химикаты, топливо, энергия и др.).

Контрактные  - фактические цены по биржевым операциям.

Оптовые – это цены, по которым осуществляются расчеты между предприятиями за реализованную продукцию промышленности. По ним реализуется также сельскохозяйственное сырье, которое приобретают заготовительные организации у хозяйств и населения для дальнейшей переработки на предприятиях легкой и пищевой промышленности.

Розничные – такие цены, когда товары реализуются через розничную торговлю конечному потребителю. Эти цены сверх оптовой цены включают торговую надбавку, за счет которой покрываются издержки обращения и образуется прибыль торговых организаций.

Розничные цены могут быть регулируемыми и свободными. Регулируемые цены контролируются государством, а свободные устанавливаются под воздействием спроса и предложения. К розничным ценам относятся также цены рынка (базара) и цены комиссионной торговли, которые устанавливаются по договору с продавцом, сдающим товар на комиссию.

Мировые цены - цены сделок, заключенных в важнейших центрах международной торговли и по ним осуществляется значительная часть операций по данному товару на мировом рынке. Эти цены зависят от спроса и предложения товаров, внешнеэкономических ограничений, колебаний курсов валют, условий купли-продажи и др.

Сметные - оптовые цены в строительстве.

Трансфертные – цены, по которым продукция обращается внутри предприятия между цехами или между предприятиями внутри крупных фирм.

Тарифы – это цены на перевозку грузов, за потребление электроэнергии, тепла, воды и других услуг.

В мировой практике широко используются скидки с цены. Их насчитывается  более 20 видов. Скидки используются, чтобы реагировать на более низкие цены конкурентов, сократить слишком большие запасы, ликвидировать остатки товаров, привлечь большее число потребителей, стимулировать потребление товара и т.д.

Бонусная скидка, или скидка за оборот, представляется постоянным покупателям в зависимости от достигнутого объема продаж в течение обычно года.

Прогрессивная скидка предоставляется покупателю за количество, объем покупки или за серийность.

Сезонная скидка предоставляется покупателю за приобретение товара вне сезона его продажи.

Товарообменный зачет, или скидка за возврат старого, ранее купленного у данной фирмы товара, в счет приобретения у нее же нового также получила довольно широкое распространение в торговой практике.

Экспортная скидка предоставляется при продаже товара на экспорт при последующем вывозе его из страны.

Специальные скидки предоставляются тем покупателям, в которых продавец в наибольшей степени заинтересован, а также постоянным покупателям (привилегированные скидки).

Также используются сложные скидки, сочетающие одновременно различные скидки.

Менее распространены наценки, которые  могут быть установлены за повышенное качество (например, большой процент  содержания меди в поставляемой медной руде), за более удобную и срочную  поставку, за доставку товара непосредственно к месту использования и др., т.е. за выполнение дополнительных требований покупателя по отношению к продаваемому товару.

При формировании цен сталкиваются интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, экспортеров и импортеров, государства и профсоюзов. Именно поэтому цены являются объектом постоянного регулирования со стороны государства.

Государственное  регулирование  ценообразования  осуществляется прямыми и косвенными методами.

К прямым методам государственного регулирования относятся:

фиксация цен на товары и услуги государственного сектора (на уголь, электроэнергию, железнодорожные и почтово-телеграфные  услуги и др.);

ценовые субсидии - снижение цен путем  специальных доплат производителю  или потребителю;

санкционированная государством политика «ускоренной амортизации».

Косвенные методы включают:

- наблюдение за ценами со  стороны государственных органов  для выявления роста  цен   на   издержки   производства    национальной конкурентоспособности продукции;

- изменение налогов;

- эмиссию денег;

- введение или отмену таможенных  ограничений.

Политика на цены определяется в  Украине Законом от 03.12.90 г. «О ценах  и ценообразовании», действие которого распространяется на:

все предприятия  и  организации  независимо  от  форм  собственности, подчиненности и методов организации труда и производства. Политика ценообразования является составной частью общей экономической и социальной политики Украины.

Законом установлены виды цен и  тарифов, которые могут применяться в народном хозяйстве Украины, а именно:

свободные цены и тарифы;

государственные фиксированные  цены и тарифы;

регулируемые цены и  тарифы.

Свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, по которым осуществляется государственное   регулирование цен  и тарифов.

Государственные фиксированные  и регулируемые цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, которые оказывают определяющее воздействие на общий уровень и динамику цен на товары и услуги, имеющие решающее социальное значение, а также на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке.

В Украине также осуществляется регулирование цен, направленное на их ограничение. Законодательством приняты следующие методы государственного регулирования цен и тарифов:

  1. фиксация цен;
  2. ограничение цен;
  3. ограничение уровня рентабельности;
  4. ограничение наценок и надбавок к ценам;
  5. установление индикативных цен;
  6. замораживание цен.

Фиксация цен означает установление соответствующими органами определенного уровня цен. К субъектам предпринимательской деятельности, допускающим отклонение от этой цены в сторону увеличения или уменьшения, применяются санкции. Фиксированные цены (тарифы) устанавливаются в основном на различные услуги (например, услуги транспорта, авиации, связи и др.), а также на топливо и энергоносители.

Второй вид регулирования – ограничение цен - предусматривает ограничение цен в большую сторону против установленного уровня. Применяется к розничным ценам угольной промышленности, газ.    

 Ограничение уровня  рентабельности предполагает установления предельного уровня рентабельности в процентах к себестоимости.  В данном случае разрешается изменение цены при повышении затрат с учетом предельного уровня рентабельности. Применяется при установлении отпускных цен на пшеницу, рожь, кукурузу, хлеб и хлебобулочные изделия, муку.

Ограничение наценок  и надбавок к ценам осуществляется путем установления их предельного уровня в процентах к цене купленного товара. Используется в основном на продовольственные товары, овощи, медикаменты в том случае, если произошло удорожание названых продуктов. Это ограничение распространяется на предприятия торговли, общественного питания.

Индикативные цены устанавливаются при осуществление импортных и экспортных операций. Используются при заключении внешнеэкономических контрактов.

Замораживание цен является временной мерой, предусматривающей запрет государства на повышение цен. Применяется в исключительных случаях. 

 

В условиях рынка применяются различные  виды ценовой стратегии, основные из которых следующие:

стратегия  "снятия  сливок", предусматривающая продажу товара первоначально по высоким ценам; она характерна для продажи товаров-новинок, защищенных патентами;

стратегия низких цен или "проникновения", "прорыва на рынок", которая предусматривает продажу товаров по сравнительно низким ценам с целью привлечения большого числа покупателей и завоевание большой доли рынка;

стратегия дифференцированных цен, что активно применяется в торговой практике компаний, которые устанавливают определенную шкалу возможных скидок и надбавок к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей;

стратегия льготных цен; льготные цены устанавливаются на товары и для покупателей, в которых фирма-продавец имеет определенную заинтересованность, а также как временная мера стимулирования продаж, например, привлечения покупателей на распродажи;

стратегия ценового лидера предусматривающая соотношение своего уровня цен с движением и характером цен фирмы-лидера на данном рынке по конкретному товару;

стратегия престижных цен, которая предусматривает продажу товаров по высоким ценам и рассчитана на сегменты рынка, обращающие особое внимание на качество товара, его уникальность и товарную марку и менее всего – на цену;

стратегия неокругленных цен; она предусматривает установление цен ниже круглых цифр. Такие цены покупатели воспринимают как свидетельство тщательного анализа фирмой своих цен и желания установить их на минимальном уровне.

Кроме того, используются и другие стратегии ценообразования, такие, как стратегия единых цен, стратегия гибких, эластичных цен, стратегия конкурентных цен и др.


Тема 14 Фин-экон результаты.doc

— 61.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 15 Развитие предприятий.doc

— 57.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 16 Безопасность и антикризисная деятельность.doc

— 88.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2 Виды предприятий.doc

— 55.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3 Внешн. среда.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4 Структура и управление.doc

— 70.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 5 Рынок и продукция.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6 Планирование.doc

— 91.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7 Персонал, производительность, оплата.doc

— 144.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8 Капитал.doc

— 267.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9 Инвестиции.doc

— 67.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Леккции по "Экономике предприятий"