Оценка конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование конкурентоспособности продукции и определение направлений ее совершенствования.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть теоретические аспекты кокурентоспособности продукции;
- изучить организационно-экономическую характеристику предприятия;
- оценить финансовое состояние предприятия;
- провести исследование конкурентоспособности продукции;
- рассчитать экономическую эффективность от внедрения предложений и рекомендаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………............4
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ……………………………………...8
1.1. Понятие и элементы конкурентоспособности ……………………………………..8
1.2. Показатели конкурентоспособности и подходы к их оценке……………………15
1.3. Стратегии обеспечения конкурентоспособности продукции …………………...32
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……41
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия………………….41
2.2 Финансовый анализ предприятия…………………………………………………..56
2.3. Анализ конкурентоспособности продукции………………………………………75
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………………………………83
3.1.Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции……………..83
3.2.Оценка эффективности предложенных мероприятий…………………………….86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….95
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….98
………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 893.50 Кб (Скачать файл)
  • Обоснованного снижения суммы запасов и затрат;
  • Ускорения оборачиваемости капитала в оборотных активах;
  • Пополнения собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников.

     Предприятие считается платежеспособным, если его  общие активы больше, чем долгосрочные и краткосрочные обязательства. Предприятие ликвидно, если его текущие активы больше, чем краткосрочные обязательства. При этом важно учитывать, что для успешного финансового управления деятельностью наличные средства более важны, чем прибыль. Их отсутствие на счетах в банке в силу несовпадения момента потребности и высвобождения средств в каждый данный момент может привести к кризисному финансовому состоянию. [23]

      Анализ  ликвидности и платежеспособности начинают с определения относительных  показателей ликвидности.

Таблица  2.15

Анализ  показателей ликвидности

Статьи  баланса и коэффициенты ликвидности Нормальные  ограничения 2008

г.т.р.

2009г.  т. р. 2010г.  т. р. Отклонения  +;-  т.р.
2009/

2008гг.

2010/

2009гг.

1 2 3 4 5 6
1. Денежные средства   692 861 2209 169 1348
2. Краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги)   - - 4444 - -4444
3. Итого денежных средств и ценных  бумаг (стр.1+стр.2)   692 861 6653 169 5792
4. Дебиторская задолженность   7786 14837 -1700 7051 -16537
5. Прочие оборотные активы   - - - - -
6. Итого денежных средств, ценных  бумаг, дебиторской задолженности  и прочих оборотных активов  (стр.3+стр.4+стр.5)   8478 15698 4953 7220 -10745
7. Запасы и затраты +НДС   7231 12661 12169 5430 -492
8. Итого ликвидных средств (стр.6+стр.7)   15709 28359 17122 12650 -11237
9. Краткосрочные кредиты и займы   28500 19190 2383 -9310 -16807
10.Кредиторская  задолженность   97097 96834 77685 -263 -19149
11. Расчеты по дивидендам   - - - - -
12. Доходы будущих периодов   - - - - -
13. Резервы предстоящих расходов и платежей   - - - - -
14. Прочие краткосрочные пассивы   - - - - -
15. Итого краткосрочных обязательств (стр.9+стр.10+стр.11+стр.12+стр.13 +

+стр.14)

  125597 116024 80068 -9573 -35956
16. Коэффициент абсолютной ликвидности  (стр. 3/(стр.9+стр.10+стр.11+стр.14)) >0,2-0,25 0,00550 0,00742 0,0830 0,0019 0,07567

Продолжение таблицы 2.15

1 2 3 4 5 6
17. Коэффициент ликвидности (критической  оценки срочности) (стр.6/(стр.9+стр.10+ +стр.11+стр.14))  
>0,7-0,8
0,06750 0,13529 0,0618 0,0677 -0,07343
18. Коэффициент текущей ликвидности  (покрытия) (стр.8/(стр.9+стр.10+стр.11+

+стр.14))

≥2 0,12507 0,24442 0,2138 0,1193 -0,03058
19. Доля ликвидных средств в активах    (стр.8/валюта  баланса)   0,13807 0,23211 0,1508 0,0940 -0,08122
20. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами (итог раздела3/итог раздела1) > 0,6 -0,5213 -0,33331 0,0159 0,1880 0,34932
 

      Коэффициент абсолютной ликвидности в 2009г. по сравнению с 2008г. вырос  на 0,0019, в 2010 году вырос по сравнению с 2009г. на 0,0756. Таким образом, за анализируемый период  предприятие старается повысить  способность к немедленному погашению текущих обязательств за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.

      Коэффициент ликвидности (критической оценки срочности) за рассматриваемый период увеличился и составил 0,13, 0,0618 соответственно (при нормативе 0,7-0,8), что свидетельствует о том, что предприятие повышает свою способность к немедленному погашению текущих обязательств за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов в 2009 году, однако в 2010г. наблюдается тенденция к снижению[29].

      Коэффициент текущей ликвидности, характеризующий  общую обеспеченность предприятия  оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных (текущих) обязательств предприятия, ниже нормативного за весь анализируемый период. Незначительный рост этого показателя за анализируемый период повышает способность погашения текущих обязательств за счет производственных запасов, готовой продукции, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов.

      Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, показывающий, какая часть текущей деятельности предприятия финансируется за счет собственных источников, имеет значение гораздо ниже нормативного.

      Таким образом, финансовое состояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства. В анализируемом периоде прослеживается рост  выручки от реализации продукции и чистой прибыли, что обусловлено благоприятной рыночной конъюнктурой, изменением курсов иностранных валют по отношению к рублю, темпами внутренней инфляции и некоторыми другими факторами. В целом по предприятию наблюдается ухудшение  в использовании имущества. С каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие получило в отчетном году  прибыли меньше, чем в предыдущем периоде. Прибыль с каждого рубля реализованной продукции также снизилась, что подтверждает снижение рентабельности реализованной продукции, что произошло в связи с финансово-экономическим кризисом.

      Приведенные данные таблица показывают, что  рентабельность  активов, т.е. доходность вложенный средств в имущество  предприятия,  по  сравнению  с  предыдущим годом снизилась на 41,94% и 16,05% соответственно. В то же время   наблюдается  уменьшение уровня  рентабельности  на 351,77%, однако в 2010г. по сравнению с 2009г. наблюдается рост данного показателя на 121,21%. Произошло снижение рентабельности производственной деятельности на 7,43% и 0,4% соответственно, снижение данного показателя неблагоприятно для деятельности предприятия. В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений предприятия находятся на низком уровне, что говорит о недостаточно эффективном вложении средств[29].

      Прибыль с каждого рубля реализованной  продукции также снизилась, что подтверждает снижение рентабельности реализованной продукции, что произошло в связи с финансово-экономическим кризисом. по результатам рассчитанных коэффициентов можно сделать вывод о снижении финансовой устойчивости ООО «Промагро» к концу анализируемого периода.  

2.3. Анализ  конкурентоспособности продукции 

     Современный рынок характеризуется ужесточением конкуренции между производителями, чрезмерным насыщением товарами в большинстве  сегментов. Ключевым элементом всей рыночной системы, объектом конкурентной борьбы был и остается товар. Успех товара на рынке, т.е. его конкурентоспособность, залог финансового благополучия производителя. Под конкурентоспособностью товара здесь подразумевается оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка достигнутое без ущерба производителю. Если товар по качеству и цене не удовлетворяет покупателя, то никакие дополнительные усилия из арсенала маркетинга не смогут существенным образом улучшить его положение на рынке. Именно поэтому проблема обеспечения конкурентоспособности товаров становится жизненно важной функцией производителей[30].

     Первоочередной  задачей для расширения рынка  сбыта является дальнейшее продвижение  товара, и увеличение объемов сбыта путем удовлетворения потребностей потребителей.

     Главная цель анализа потребительского рынка  – получение исчерпывающей информации обо всех элементах рынка, в центре внимания которого, как правило, находятся  потребители. Для анализа может использоваться любая информация, полученная с помощью методов исследования рынка, а также отчеты службы сбыта, письма клиентов и т.п.

     В данной работе используется информация, полученная на основе маркетинговых  исследований путем наблюдения и  опроса потребителей мясной и колбасной продукции. Исследования включали в себя:

  • анализ всех клиентурных рынков;
  • выявление наиболее предпочтительных целевых сегментов;
  • изучение состояния производства мясопродукции местными товаропроизводителями г. Старый Оскол;
  • оценка развития конкуренции на рынке;
  • выявление предпочтений потребителей и оценка их текущего покупательского спроса на мясопродукции.

     ООО «Промагро» имеет покупателей на трех типах рынка: потребительском  рынке, рынке промежуточных продавцов  и на рынке государственных учреждений.

     На  сегодняшний день на потребительском  рынке у Общества имеется большое  количество конкурентов, из которых  основными являются:

Губкинский  мясокомбинат;

-  Чернянский  мясокомбинат;

-  Мясокомбинат  СГОКа;

-  Мясокомбинат  завода  АТЭ;

-  Мясокомбинат  «Обуховский»

     Проведенный анализ рынка г. Бугульма показал, что  доля продукции ООО «Промагро» составляет около 25% (рис. 2.1).

     Это сравнительно небольшой показатель, который несколько лет назад  был еще ниже. Что же мешает исследуемому предприятию завоевать данный сегмент рынка своего города? 

     

     Рисунок 2.1 - Распределение долей мясопродукции рынка г. Старый Оскол

     Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести оценку конкурентоспособности  продукции ООО «Промагро» и выявить его конкурентные преимущества[30].

     Поэтому одним из методов исследования конкурентоспособности  продукции данного предприятия  стал метод экспертных оценок: десяти экспертам предлагалось оценить  продукцию ООО «Промагро» и его  основных конкурентов по пятибалльной шкале по основным показателям. Данные для анализа приведены в таблице .

     Таблица 2.16 

       Экспертная оценка конкурентоспособности  мясопродукции в 2010 г.

Показатели ООО 

«МК Промагро»

МК

«СГОК»

МК

«Губкинский»

МК

«СОАТЭ»

1 2 3 4 5
Цена 3,5 4,7 4,2 4,5
Экологичность и безопасность 5 2 4 4
Вкус 4,6 3 4,7 4,6
Ассортимент 4,4 4,6 4,5 3
Квалификация  персонала 3,7 4,8 5 3,5
Сумма баллов 21,2 19,1 22,4 19,6

     *Источник: обобщение данных опроса экспертов.

     Таким образом, места распределились в следующем порядке:

     1. МК «Губкинский»

     2. МК «Промагро»

     3. МК «СОАТЭ»

     4. МК «СГОК»

     То  есть мы видим, что по сумме баллов, по мнению экспертов, лидирует продукция МК «Губкинский». Второе место занимает ООО МК «Промагро», не значительно уступая лидеру, а по показателю экологичности и безопасности даже опережает всех, так как предприятие использует мясо собственного забоя, использует только натуральные специи. Поэтому продукция исследуемого предприятия абсолютно безопасна для здоровья[1].

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции