Маркетинговая стратегия АО «Нурбанк» в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели исследования ставились следующие задачи:
Определить специальное экономическое содержание маркетинга в коммерческом банке, методологические основы его формирования как особой формы воздействия на содержание и движение банковских продуктов и услуг.
Определить основные направления и способы проведения маркетинговых исследований на рынке банковских услуг, а также методику формирования на их основе маркетинговой стратегии банка.
На основе зарубежного опыта выявить современную тенденцию развития банковского маркетинга за рубежом.
Провести анализ маркетинговой деятельности конкретного банка (на примере АО «Нурбанк»), рассмотрев основные элементы его системы маркетинга и определив его положение на рынке.
На основе проведённого анализа определить пути совершенствования системы маркетинга банка в соответствии с современными условиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА………….6
1.1 Сущность, специфика и значение банковского маркетинга в современных условиях……………………………………………………………...……………6
1.2 Организация маркетинговых исследований
на рынке банковских услуг…………………………………………….………..11
1.3 Маркетинговая стратегия банка и развитие банковского
маркетинга за рубежом……………………………………………………….…16
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
НА ПРИМЕРЕ АО «НУРБАНК»……………………………………………….24
2.1 Общая характеристика и анализ финансовой
деятельности АО «Нурбанк» …………………………..………………………24
2.2 Анализ системы маркетинга АО «Нурбанк»………………………………32
2.3 Анализ текущего положения АО «Нурбанк» на рынке
банковских услуг Республики Казахстан………………………………………41
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ БАНКОВСКОГО
МАРКЕТИНГА АО «НУРБАНК»………………...……………………………48
3.1 Маркетинговая стратегия АО «Нурбанк»
в современных условиях………………………………………………………...48
3.2 Разработка новой модели организации сбыта
банковских услуг АО «Нурбанк»………………………………………...…….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………68

Файлы: 1 файл

Банк маркетинг.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

Расчёты по амортизации высчитаны из расчёта 10% от суммы основных средств в год, что составляет 1438540 тенге в год или 119900 тенге в месяц.

Расходы по инкассации определить отдельно по Центру достаточно сложно, поэтому ориентировочно приняты в размере 25000 тенге в месяц.

Расчёт заработной платы сделан исходя из штатной численности 7 человек:

- управляющий Центром – 1 единица;

- менеджер – 2 единицы;

- кредитный специалист – 2 единицы;

- кассир – 2 единицы.

При расчёте применялись действующие в банке ставки оплаты труда по соответствующим должностям. Социальный налог рассчитан из этого фонда заработной платы по ставке 20%.

Расходы на проведение презентации Центра обслуживания населения, а также проведение рекламной акции для привлечения клиентов в средствах массовой информации определены в размере 800000 тенге.

В составе основных средств для центра обслуживания населения на сумму свыше  14 миллионов тенге, кроме необходимой мебели и оборудования (стойки, сейфы) включена и стоимость банковского оборудования: банкоматы «Wincor», счётчики банкнот «Magner», кассовые аппараты с фискальной памятью, детекторы валют, компьютеры, принтер и модем.  Более, чем в 1 миллион тенге обойдутся банку мероприятия по охранно-пожарной сигнализации.

Следует отметить, что АО «Нурбанк» очень трепетно относится к поддержанию своего имиджа, для него характерно бережное отношение к безукоризненной репутации и авторитету,  складывающимся на протяжении вот уже более 15 лет. Поэтому банк не идёт на экономию затрат по оборудованию офисов и вложению средств в основные средства, которые несомненно окупятся в будущем. Эта позиция банка ещё раз подкрепляет его маркетинговую стратегию, направленную на привлечение большого количества потенциальных клиентов и соответственно занятие более выгодных ниш банковского рынка услуг.

Возможными рисками при реализации данного проекта являются:

1. Риск отсутствия сбыта. Его  вероятность невелика, однако, чтобы  уменьшить его следует на начальном  этапе реализации проекта проводить  активную рекламную компанию по привлечению клиентов.

2. Риск неплатежеспособности потенциальных  клиентов. Величина данного риска  также очень мала, поскольку Центр  будет расположен в довольно  перспективном районе. К тому  же малообеспеченные граждане  вряд ли станут обращаться в банк.

При успешной реализации данного проекта в городе Астана подобные Центры по обслуживанию населения могут быть открыты и в других городах, где функционируют филиалы банка и в первую очередь в городах Алматы и Атырау.

Таким образом, реализация данного проекта в рамках сбытовой маркетинговой стратегии позволит не только решить существующие проблемы сбыта АО «Нурбанк», но и привлечь новых клиентов, тем самым, увеличив долю на рынке и прибыль банка, тем самым, достигнув основных целей банковского маркетинга в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В работе рассмотрены принципы применения маркетинга в банковской деятельности. Отдельно посвящены разделы обоснованию применения маркетинга в банке, процессу и задачам организации маркетингового исследования. В нашей экономической литературе и в практике термин "банковская продукция" появился в процессе перехода к рыночной экономике.

Банковский маркетинг в качестве экономической категории определен нами как система методов достижения соответствия деятельности банка потребностям рынка, направленным на реализацию потребностей клиента в кредитных ресурсах и в других видах банковского продукта, на обеспечение ликвидности, прибыльности и надёжности банка.

Основные задачи в области банковского маркетинга:

- обеспечение рентабельной деятельности  коммерческого банка в изменяющихся  условиях развития  экономики  и финансово-денежного рынка;

- поддержание ликвидности банка  в целях соблюдения интересов  кредиторов и вкладчиков; поддержание общественного имиджа коммерческого банка;

- максимальное удовлетворение  спроса клиентуры на банковские  услуги и продукты (по объёму, структуре и качеству), что отражается  на устойчивости деловых партнёрских  отношений;

- комплексное решение коммерческих, организационных и социальных  задач банка.

Таким образом, мы видим, что маркетинговые исследования охватывают достаточно широкий круг вопросов. Организация и проведение таких исследований позволяет руководству банка получать наиболее точную информацию о текущем положении и существующих возможностях на рынке банковских услуг, чтобы впоследствии стать основой для формирования маркетинговой стратегии банка.

На сегодняшний день АО «Нурбанк» является довольно успешным и стабильно развивающимся банком,  предоставляющим широкий спектр услуг и имеющим обширную сеть корреспондентских отношений по всему миру. Увеличение в 2009 году уставного  капитала банка до 3265 млн. тенге свидетельствует о доверии крупных компаний, являющихся акционерами банка. Рост таких статей баланса банка как займы клиентам и текущие счета, и депозиты клиентов говорит о расширении масштабов деятельности банка на рынке.

Анализ системы маркетинга АО «Нурбанк» позволил сделать вывод в том, что осуществляя достаточно широкий спектр услуг, основной упор банк делает на привлечение средств, что чревато снижением ликвидности. Также следует отметить, что, хотя банк и имеет недостаточно развитую систему стимулирования сбыта, но эффективность мероприятий по продвижению банковских продуктов на рынок остается достаточно высокой.

 

 

Успешность осуществления маркетинговой стратегии зависит от ряда факторов, в частности, от:

- создания в организационной  структуре банка специальной  группы стратегического развития, занимающегося разработкой новых  форм банковского бизнеса, маркетинга;

- организации специальной системы  стимулирования работников, выполняющих  стратегические проекты;

- уровень заинтересованности руководства  банка в приоритетности задачи  стратегического планирования;

- системы привлечения к деятельности  в разработке и реализации стратегических планов банка руководителей всех уровней;

- организации системы информации  о ходе реализации стратегических  плановых программ всех за  них ответственных лиц;

- организации чёткой системы  контроля.

В АО «Нурбанк» развиваются многие традиционные банковские услуги, но несомненный  приоритет в банковском маркетинге имеют депозитные услуги, поскольку без привлеченных ресурсов коммерческий банк функционировать  не  может.  Источником  денежных  средств банка выступает собственный капитал, депозиты и займы. Депозиты подразделяются на: срочные, до востребования, условные. 

Промежуточное положение между срочными депозитами и депозитами  до востребования занимают сберегательные вклады.

Таким образом, специфической чертой маркетинговой деятельности банка выступает широкая гамма факторов, которые постоянно приходится держать под контролем: денежный оборот и кредитные отношения на макро- и микро уровнях, наличие немалого риска при выполнении  денежных  операций,  вытекающего из сложного переплетения действий многочисленных внутренних и внешних обстоятельств.

В конечном счете банковский маркетинг направляется на осуществление единой цели: рациональное использование доходов и одновременно высвобождающихся денежных средств в хозяйстве.

В рыночной экономике принято рассматривать несколько уровней маркетинга.

Первая ступень включает в себя такие категории, как товар, цена, рынок, прибыль. Вторая ступень объемлет систему информации в маркетинге, планирование и организацию маркетинговой  работы, контроль в системе маркетинга. В третью ступень входят посредники, поставщики, конкуренты, клиентура. Все эти элементы в совокупности, во взаимозависимости и взаимообусловленности и представляют комплексную систему маркетинга в банке.

Иными словами, система маркетинговой деятельности начинается с осознания того факта, что производители, в том числе и банки, существуют благодаря наличию спроса на их продукцию (банковские услуги). Если изучать банковский маркетинг более подробно, то в качестве составленных его частей можно выделить:

1. Сбор информации, необходимой для познания рынка, анализ собственных возможностей (ресурсов).

2. Комплекс маркетинга.

Комплекс маркетинга, в свою очередь, состоит из следующих элементов:

а) анализ продуктов ряда (продуктовая стратегия);

б) определение цены (ценовая стратегия);

в) методы распространения;

г) комплекс стимулирования.

Банковская реклама существенно отличается от рекламы всякого другого товара, прежде всего объектом, информация о котором должна быть доведена до потребителя. Банковские услуги, являясь товаром, не имеют материальной формы, их потребительские свойства абстрактны, заранее не фиксированы и не могут быть воспроизведены в воображении потребителя. Из этого следует, что объектом рекламы должны быть не только сами банковские услуги, но и полезный эффект, которого можно достичь, пользуясь этими услугами.

Банковская реклама в широком смысле слова означает комплекс мер, направленных на завоевание доверия к банку.

Расширение понимания рекламы позволяет выделить ряд элементов в системе рекламирования, каждый из которых играет свойственную только ему роль.

Работа с общественностью преследует долгосрочные цели и ставит своими задачами постоянно информировать население о банке, его политике и тем самым пробудить доверие и понимание к банку.

Такая деятельность выполняет роль своеобразного катализатора, позитивно воздействующего на другие составляющие рыночного поведения банка.

Собственно реклама создает предварительные условия для последующей реализации на рынке поставленных целей.

Реклама - инструмент долгосрочной и среднесрочной политики банка. Прямой маркетинг предполагает использование индивидуального канала общения с потребителем (посредством почты, телефона, беседы с глазу на глаз), является средством краткосрочной политики банка.

Внедрение  приёмов маркетинга в работе всех подразделений банка позволит увидеть новые способы оказания услуг и получения прибыли. Если раньше банк ориентировался только на свой товар, то после перехода к рыночным отношениям банк должен ориентироваться на нужды и потребности клиентов.

Прогнозные оценки развития экономики страны постоянно заставляют банк искать новые направления привлечения средств и их эффективного размещения. Общая задача  – это разработка стратегических направлений развития банка на внутреннем и внешнем рынках с использованием банковского маркетинга.   

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Абрамова Г.П.  Маркетинг: вопросы и ответы. М. Агроиздат, 2001г., с 159

2. Каренова Р.С. Теория и практика маркетинга, Караганда: полиграфия ,2009 –102с.

  1. Кузнецова Н.А Особенности маркетинга в банке (информационно-аналитический обзор) //Банковские услуги,  №4 2007 с.76
  2. Луговцов А.Ф. Медников В. А. Управление маркетингом в коммерческих банках. С -ПБ,2009г. с.45-78
  3. Закон о банках и банковской деятельности  в РК. 31.10.95г.
  4. Масалович  А, ТОРА-Центр, Маркетинговые исследования в банке.2001с.47
  5. Маркова  В. Маркетинг услуг, М.:Инфра-М,2005с12
  6. Медведков С.Ю –Международный маркетинг, М. Наука ,2005-190с.
  7. Морозова Г.А. Система маркетинга. Н-Новгород:2000.с.123
  8. Ноздрёв Р.Б, Маркетинг: как побеждать на рынке –М. Финансы и статистика ,2001.с.52
  9. Сюткин Э.Я  Банковский маркетинг,  М.:Инфра-М, 2005,с.58
  10. Спицын И.О Маркетинг в банке. Тернополь: УМС 2003с566
  11. Банковский рейтинг //Профиль, №9 2006,с.28
  12. Банковский рейтинг //Коммерсант-Деньги, №10 2005,с65
  13. Дамари Р. Маркетинг. Спецвыпуск №1,Теория и практика маркетинга. М, Центр маркетинговых исследований и менеджмента.2001.с .25-56
  14. Кулагин В.Г. Карточная игра: «зарплатный проект» //Маркетинг в СНГ и за рубежом, №9-10 2007
  15. Алихашкина Е. Исследование партнёров в коммерческом банке. Практический маркетинг .№7.2003.с.45-62
  16. Андреев Н. Обострение банковского кризиса // Маркетинг, №5 2007
  17. Арыстанов А. Конкуренция между банками и финансовыми институтами на рынке денежных сбережений  населения. Аль-Пари , №3, 2001,стр.32-34.
  18. Финансовая отчетность АО «Нрбанк» за 2008, 2009 годы
  19. Маркетинговый план АО «Нурбанк» на 2010 год
  20. Депозитная политика АО «Нурбанк» 2009 года
  21. Афанасьев М.П.  маркетинг: стратегия  и тактика фирмы. М. «Финстатинформ»,2005-112 с
  22. Слепов В.А Предпринимательство: Маркетинг и цены.-М.: РЭД,2000 г., с.128
  23. Устермен Р. Фактор обновления: как сохранить конкурентоспособность. Прогресс 2000.с.363
  24. Умебаев Ж..С. Организация маркетинга в банках Казахстана. Жетису, Алматы.2006.с.12-28
  25. Усиров  Е. Практические вопросы политических «Паблик Рилэйшнз», Астана, 2000 г., стр.9-10.
  26. Балабанова И.Т. (под. ред.) Банки и банковское дело: учебное пособие.- СПб: Питер, 2001. – 256 с.: ил
  27. Азоева О. Оценка состояния входных барьеров и целесообразности их преодоления. Маркетинг. Спецвыпуск.№6, 2002 г., с.45
  28. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М: Центр экономики и маркетинга, 2006. -176 с.
  29. Сейткасимов Г.С. (под. ред.) Банковское дело. – Алматы: Каржы-каражат, 2005. – 576 с.
  30. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг: учебное пособие.- СПб: Питер, 2001. – 235 с.: ил.
  31. Фетисов Г.Г. Устойчивость коммерческого банка и рейтинговые системы ее оценки. – М: Финансы и статистика, 2000. – 326 с
  32. Шеремет А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке. -: Финансы и статистика, 2000. – 357 с.
  33. Сейткасимов Г.С. (под. ред.) Деньги, кредит, банки: учебник.. – Второе переработан. и дополнен. издание. - Алматы: Экономика, 2002. – 432 с.
  34. Ф. Котлер. Маркетинг и прикладные аспекты маркетинговых исследований. – М. :Экономика, 2000. – 213 с.36.
  35. Лаврушин И.О. Организация финансово-кредитных отношений в банковской деятельности - М. :Экономика, 2001 -224 с.

Информация о работе Маркетинговая стратегия АО «Нурбанк» в современных условиях