Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:38, курсовая работа
Для достижения поставленной цели исследования ставились следующие задачи:
Определить специальное экономическое содержание маркетинга в коммерческом банке, методологические основы его формирования как особой формы воздействия на содержание и движение банковских продуктов и услуг.
Определить основные направления и способы проведения маркетинговых исследований на рынке банковских услуг, а также методику формирования на их основе маркетинговой стратегии банка.
На основе зарубежного опыта выявить современную тенденцию развития банковского маркетинга за рубежом.
Провести анализ маркетинговой деятельности конкретного банка (на примере АО «Нурбанк»), рассмотрев основные элементы его системы маркетинга и определив его положение на рынке.
На основе проведённого анализа определить пути совершенствования системы маркетинга банка в соответствии с современными условиями.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА………….6
1.1 Сущность, специфика и значение банковского маркетинга в современных условиях……………………………………………………………...……………6
1.2 Организация маркетинговых исследований
на рынке банковских услуг…………………………………………….………..11
1.3 Маркетинговая стратегия банка и развитие банковского
маркетинга за рубежом……………………………………………………….…16
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
НА ПРИМЕРЕ АО «НУРБАНК»……………………………………………….24
2.1 Общая характеристика и анализ финансовой
деятельности АО «Нурбанк» …………………………..………………………24
2.2 Анализ системы маркетинга АО «Нурбанк»………………………………32
2.3 Анализ текущего положения АО «Нурбанк» на рынке
банковских услуг Республики Казахстан………………………………………41
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ БАНКОВСКОГО
МАРКЕТИНГА АО «НУРБАНК»………………...……………………………48
3.1 Маркетинговая стратегия АО «Нурбанк»
в современных условиях………………………………………………………...48
3.2 Разработка новой модели организации сбыта
банковских услуг АО «Нурбанк»………………………………………...…….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………68
На сегодняшний день в числе основных акционеров Банка – крупнейшие отечественные нефтедобывающие компании, предприятия пищевой отрасли, внешнеторговые фирмы, а также компании, осуществляющие свою деятельность в сфере издательского дела и информационного бизнеса. Клиентура Банка также представлена целым рядом крупных внешнеторговых компаний и производственных предприятий, вовлечённых в осуществление экспортно-импортных сделок, многочисленными субъектами малого и среднего бизнеса, населением страны.
Структура ссудного портфеля Банка (таблицу 1) по отраслям экономики отражает преимущественное кредитование Банком таких секторов экономики как торговля, добыча нефти и газа, реализация нефтепродуктов, транспорт и коммуникации, строительство и сельское хозяйство [20].
«Нурбанк» располагает достаточно широкой сетью банков-корреспондентов по всему миру, что позволяет ему осуществлять денежные переводы в иностранных валютах в любую из зарубежных стран, являющимися экономическими партнёрами Казахстана. Банком установлены и развиваются корреспондентские отношения с рядом первоклассных европейских и американских банков, в их числе «American Express Bank Ltd.», «Deutsche Bank Trust Company Americas», «Dresdner Bank AG»(Германия), «Commerzbank AG», «BNP Paribas», «JPMorgan Chase» (США), «ING Barings» (Голландия), «Credit Suisse First Boston» (Швейцария), «Raiffeisen Zentralbank AG»(Австрия) и другие, а также банки стран СНГ и Балтии, которые имеют кредитные линии на торговые операции.
Наименование отрасли |
На 31.12.2008г. |
На 31.12.2009г. |
Изменение | |||
тыс. тг. |
уд. вес, % |
тыс. тг. |
уд. вес, % |
тыс. тг. |
уд. вес, % | |
Торговля |
4688927 |
26,39 |
7194374 |
19,60 |
2505447 |
53,43 |
Строительство |
1662197 |
9,36 |
3682060 |
10,03 |
2019863 |
121,52 |
Сельское хозяйство |
856374 |
4,82 |
1840021 |
5,01 |
983647 |
114,86 |
Топливная и нефтяная промыш-ленность |
3239112 |
18,24 |
8470399 |
23,07 |
5231287 |
161,50 |
Сфера обслуживания |
1447949 |
8,15 |
2378838 |
6,48 |
930889 |
64,29 |
Транспорт и коммуникации |
2685780 |
15,12 |
4947865 |
13,56 |
2262085 |
84,22 |
Розничное кредитование |
861195 |
4,85 |
2474905 |
6,66 |
1613710 |
187,38 |
Прочие |
2321558 |
13,07 |
5722009 |
15,59 |
3400448 |
146,47 |
Всего: |
17763092 |
100 |
36710468 |
100 |
18947376 |
106,67 |
Банк эмитирует кредитные карточки платёжной системы VISA, а также является уполномоченным агентом по распространению карточек American Express.
Особое внимание Банк уделяет сфере индивидуального обслуживания, а также стремится к диверсификации своей депозитной базы, увеличению своей доли на рынке банковских услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства, розничных банковских продуктов.
Банк проводит активную социальную и благотворительную политику, неизменным лейтмотивом которой является оказание финансовой помощи детям Казахстана, в частности детским домам и интернатам. Регулярно оказывается материальная помощь ветеранам ВОВ, спортивным организациям.
Официальным аудитором Банка является ЗАО «KPMG - Janat».
Согласно лицензии № 142 от 4 февраля 2000 года, выданной Национальным Банком Республики Казахстан, Банк осуществляет следующие операции, предусмотренные банковским законодательством.
Огромное влияние банк уделяет эффективному использованию своих трудовых ресурсов. На 31 декабря 2008 года в АО «Нурбанк» численность работников составила 839 человек, из них 117 – специалисты Головного офиса банка и 722 – специалисты филиалов банка в городах Астана, Алматы, Атырау, Шымкент, Павлодар и других. Приоритеты в кадровой политике отдаются подбору и расстановке кадров из числа молодых специалистов, имеющих высшее экономическое образование и обладающих необходимыми деловыми качествами. Так, из общего числа работающих 78% имеют высшее образование, 19% - среднеспециальное образование, причём 60% работников банка в возрасте до 30 лет. Руководство Банка придаёт большое значение повышению уровня квалификации сотрудников. Осуществляется программа стажировок специалистов в банках стран СНГ, стран дальнего зарубежья, на курсах Центра Банковского Обучения.
Рациональность распределения обязанностей между подразделениями и полный охват всех сфер деятельности обеспечивается организационной структурой Головного офиса АО «Нурбанк», представленной в приложении А.
В целях повышения эффективности производимых затрат и улучшения обслуживания клиентов в филиалах банка организационная структура подразделяется на Фронт-офис и Бэк-офис .
Фронт-офис – это основное связующее звено между филиалами банка и клиентами. Основное обязательство Фронт-офиса перед клиентами - обеспечение им качественного обслуживания и предоставление услуг, максимально отвечающих их нуждам. Функциями персонала Фронт-офиса являются:
Основная обязанность персонала Бэк-офиса – обработка внутрифилиальных операций и контроль за всеми сделками и счетами клиентов. То есть первичные операции по счетам клиентов совершают сотрудники Фронт-офиса, последующий контроль – сотрудники Бэк-офиса.
Большое влияние на деятельность фронт-офиса оказывает служба маркетинга АО «Нурбанк», имеющая двухуровневую структуру: 1-й уровень – это отдел маркетинга Головного банка, 2-ой уровень – маркетологи региональных филиалов. Основными функциями отдела маркетинга являются: сбор и анализ маркетинговой информации, проведение маркетинговых исследований на национальном и международном банковском рынках; разработка стратегии маркетинга; планирование новых услуг, включая формирование ассортимента; определение условий их предоставления; работа с официальными службами маркетинга, контроль за их деятельностью. Региональные маркетологи занимаются проведением маркетинговых исследований на локальных рынках, планированием и реализацией рекламных проектов, проведением мероприятий по продвижению услуг банка до конкретных клиентов.
Для того чтобы определить результаты деятельности банка необходимо провести анализ его финансового состояния. Рассмотрим результаты анализа основных параметров деятельности АО «Нурбанк» за 2008 – 2009 годы. В размещении активов баланса за рассматриваемый период произошли существенные изменения (таблица 2).
Таблица 2 - Состав и размещение активов баланса АО «Нурбанк»
Наименование отрасли |
На 31.12.2008г. |
На 31.12.2009г. |
Изменение | |||
тыс. тг. |
уд. вес, % |
тыс. тг. |
уд. вес, % |
тыс. тг. |
уд. вес, % | |
Деньги |
1192545 |
3,28 |
2081885 |
3,37 |
889340 |
74,57 |
Счета в Национальном Банке РК |
837978 |
2,31 |
2512077 |
4,06 |
1674099 |
199,79 |
Торговые финансовые инструменты |
37358 |
0,1 |
10117 |
0,02 |
-27241 |
-72,92 |
Задолженность других банков |
6550666 |
18,03 |
3266179 |
5,28 |
-3284487 |
-50,14 |
Займы, предоставленные по договорам обратного РЕПО |
515240 |
1,42 |
1450899 |
2,35 |
935659 |
181,6 |
Займы клиентам |
17763092 |
148,88 |
36710468 |
59,4 |
18947376 |
106,67 |
Дебиторы по документарным расчётам |
- |
- |
3413129 |
5,52 |
||
Портфель ценных бумаг |
8377644 |
23,05 |
10822389 |
17,51 |
2444745 |
29,18 |
Инвестиции в зависимые предприятия |
26755 |
0,07 |
146625 |
0,24 |
119870 |
448,03 |
Основные средства |
756686 |
2,08 |
1015428 |
1,65 |
258742 |
34,19 |
Нематериальные активы |
60625 |
0,17 |
83241 |
0,13 |
22616 |
37,3 |
Прочие активы |
220607 |
0,61 |
290408 |
0,47 |
69801 |
31,64 |
Всего активы |
36339196 |
100 |
61802845 |
100 |
25463649 |
70,07 |
Так, на 72,92% с 37358 до 10117 тысяч тенге уменьшился объём торговых финансовых инструментов, более чем в 2 раза с 6550666 до 3266179 тысяч тенге снизилась величина задолженности других банков. Величина предоставленных кредитов и займов клиентам увеличилась более чем в 2 раза и достигла 36710468 тысяч тенге, что говорит о достаточно успешной реализации кредитной политики банка. Об активизации инвестиционной деятельности банка свидетельствует увеличение почти в 5,5 раз инвестиций в зависимые предприятия. Наибольшую долю в активах занимают займы клиентам (48,88% - в 2008 году и 59,4% - в 2009 году) и портфель ценных бумаг (23,05% и 17,51% соответственно), поскольку они являются основными источниками размещения средств банка и получения дохода. Общая величина активов АО «Нурбанк» за период возросла на 70,07% и составила 61802845 тысяч тенге.
Источником средств для формирования активов являются обязательства и капитал банка (таблица 3) [20].
Из данных таблицы 3 видно, что основными источниками средств банка являются задолженность перед банками и другими финансовыми организациями и текущие счета и депозиты клиентов. Их доля в средствах банка составила в 2009 году 15,07% и 56,46% соответственно.
Таблица 3 - Состав и размещение пассивов баланса АО «Нурбанк» за период 2008 – 2009 годов
На 31.12.2008г. |
На 31.12.2009г. |
Изменение | ||||
Наименование |
тыс. тг. |
уд.вес,% |
тыс. тг. |
уд. вес, % |
тыс. тг. |
уд. вес, % |
Задолженность перед банками |
||||||
4140924 |
11,4 |
9315905 |
15,07 |
5174981 |
124,97 | |
Займы к оплате по договорам РЕПО |
||||||
- |
- |
734279 |
1,19 |
- |
- | |
Текущие счета и депозиты клиентов |
||||||
23405125 |
64,41 |
34894119 |
56,46 |
11488994 |
49,09 | |
Депозиты и займы от Правительства РК |
||||||
392986 |
1,08 |
315162 |
0,51 |
-77824 |
-19,8 | |
Кредиты по документарным расчётам |
||||||
153415 |
0,42 |
4075943 |
6,6 |
3922528 |
2557 | |
Выпущенные облигации |
||||||
1516349 |
4,17 |
4810795 |
7,78 |
3294446 |
217,26 | |
Прочие обязательства |
||||||
491729 |
1,35 |
422463 |
0,68 |
-69266 |
-14,09 | |
Отсроченные налоговые обязательства |
||||||
10499 |
0,03 |
38754 |
0,06 |
28255 |
269,12 | |
Всего обязательства |
30111027 |
82,86 |
54607420 |
88,36 |
24496393 |
81,35 |
Уставной капитал |
3000000 |
8,26 |
3265000 |
5,28 |
265000 |
8,83 |
Нераспределённая прибыль |
3228169 |
8,88 |
3930425 |
6,36 |
702256 |
21,75 |
Всего капитал |
6228169 |
17,14 |
7195425 |
11,64 |
967256 |
15,53 |
Всего обязательства и капитал |
36339196 |
100 |
61802845 |
100 |
25463649 |
70,07 |
Информация о работе Маркетинговая стратегия АО «Нурбанк» в современных условиях