Маркетинговая стратегия АО «Нурбанк» в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели исследования ставились следующие задачи:
Определить специальное экономическое содержание маркетинга в коммерческом банке, методологические основы его формирования как особой формы воздействия на содержание и движение банковских продуктов и услуг.
Определить основные направления и способы проведения маркетинговых исследований на рынке банковских услуг, а также методику формирования на их основе маркетинговой стратегии банка.
На основе зарубежного опыта выявить современную тенденцию развития банковского маркетинга за рубежом.
Провести анализ маркетинговой деятельности конкретного банка (на примере АО «Нурбанк»), рассмотрев основные элементы его системы маркетинга и определив его положение на рынке.
На основе проведённого анализа определить пути совершенствования системы маркетинга банка в соответствии с современными условиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА………….6
1.1 Сущность, специфика и значение банковского маркетинга в современных условиях……………………………………………………………...……………6
1.2 Организация маркетинговых исследований
на рынке банковских услуг…………………………………………….………..11
1.3 Маркетинговая стратегия банка и развитие банковского
маркетинга за рубежом……………………………………………………….…16
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
НА ПРИМЕРЕ АО «НУРБАНК»……………………………………………….24
2.1 Общая характеристика и анализ финансовой
деятельности АО «Нурбанк» …………………………..………………………24
2.2 Анализ системы маркетинга АО «Нурбанк»………………………………32
2.3 Анализ текущего положения АО «Нурбанк» на рынке
банковских услуг Республики Казахстан………………………………………41
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ БАНКОВСКОГО
МАРКЕТИНГА АО «НУРБАНК»………………...……………………………48
3.1 Маркетинговая стратегия АО «Нурбанк»
в современных условиях………………………………………………………...48
3.2 Разработка новой модели организации сбыта
банковских услуг АО «Нурбанк»………………………………………...…….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………68

Файлы: 1 файл

Банк маркетинг.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день в числе основных акционеров Банка – крупнейшие отечественные нефтедобывающие компании, предприятия пищевой отрасли, внешнеторговые фирмы, а также компании, осуществляющие свою деятельность в сфере издательского дела и информационного бизнеса. Клиентура Банка также представлена целым рядом крупных внешнеторговых компаний и производственных предприятий, вовлечённых в осуществление экспортно-импортных сделок, многочисленными субъектами малого и среднего бизнеса, населением страны.

Структура ссудного портфеля Банка (таблицу 1) по отраслям экономики отражает преимущественное кредитование Банком таких секторов экономики как торговля, добыча нефти и газа, реализация нефтепродуктов, транспорт и коммуникации, строительство и сельское хозяйство [20].

«Нурбанк» располагает достаточно широкой сетью банков-корреспондентов по всему миру, что позволяет ему осуществлять денежные переводы в иностранных валютах в любую из зарубежных стран, являющимися экономическими партнёрами Казахстана. Банком установлены и развиваются корреспондентские отношения с рядом первоклассных европейских и американских банков, в их числе «American Express Bank Ltd.», «Deutsche Bank Trust Company Americas», «Dresdner Bank AG»(Германия),  «Commerzbank AG», «BNP Paribas», «JPMorgan Chase» (США), «ING Barings» (Голландия), «Credit Suisse First Boston» (Швейцария), «Raiffeisen Zentralbank AG»(Австрия) и другие, а также банки стран СНГ и Балтии, которые имеют кредитные линии на торговые операции.

 

Таблица 1 – Структура ссудного портфеля АО «Нурбанк» по отраслям национальной  экономики

 

Наименование отрасли

На 31.12.2008г.

На 31.12.2009г.

Изменение

тыс. тг.

уд. вес, %

тыс. тг.

уд. вес, %

тыс. тг.

уд. вес, %

Торговля

4688927

26,39

7194374

19,60

2505447

53,43

Строительство

1662197

9,36

3682060

10,03

2019863

121,52

Сельское хозяйство

856374

4,82

1840021

5,01

983647

114,86

Топливная и нефтяная промыш-ленность

 

3239112

 

18,24

 

8470399

 

23,07

 

5231287

 

161,50

Сфера обслуживания

1447949

8,15

2378838

6,48

930889

64,29

Транспорт и коммуникации

 

2685780

 

15,12

 

4947865

 

13,56

 

2262085

 

84,22

Розничное кредитование

 

861195

 

4,85

 

2474905

 

6,66

 

1613710

 

187,38

Прочие

2321558

13,07

5722009

15,59

3400448

146,47

Всего:

17763092

100

36710468

100

18947376

106,67


 

Банк эмитирует кредитные карточки платёжной системы VISA, а также является уполномоченным агентом по распространению карточек  American Express.

Особое внимание Банк уделяет сфере индивидуального обслуживания, а также стремится к диверсификации своей депозитной базы, увеличению своей доли на рынке банковских услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства, розничных банковских продуктов.

Банк проводит активную социальную и благотворительную политику, неизменным лейтмотивом которой является оказание финансовой помощи детям Казахстана, в частности детским домам и интернатам. Регулярно оказывается материальная помощь ветеранам ВОВ, спортивным организациям.

Официальным аудитором Банка является ЗАО «KPMG - Janat».

Согласно лицензии № 142 от 4 февраля 2000 года, выданной Национальным Банком Республики Казахстан, Банк осуществляет следующие операции, предусмотренные банковским законодательством.

  1. Банковские операции в тенге и иностранной валюте:
  • приём депозитов, открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
  • приём депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц;
  • открытие и ведение корреспондентских счетов банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
  • кассовые операции: приём, выдача, пересчёт, размен, обмен, сортировка, упаковка и хранение банкнот, монет и ценностей;
  • переводные операции: выполнение поручений юридических и физических лиц по переводу денег;
  • учётные операции: учёт (дисконт) векселей и иных долговых обязательств юридических и физических лиц;
  • заёмные операции: предоставление кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности;
  • осуществление расчётов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • доверительные (трастовые) операции: управление деньгами в интересах и по поручению доверителя;
  • сейфовые операции: услуги по хранению ценных бумаг, документов и ценностей клиентов, включая сдачу в аренду сейфовых ящиков, шкафов и помещений;
  • ломбардные операции: предоставление краткосрочных кредитов под залог депонируемых легко реализуемых ценных бумаг и движимого имущества;
  • выпуск платёжных карточек;
  • организация обменных операций с иностранной валютой;
  • приём на инкассо платёжных документов (за исключением векселей).
  1. Иные операции, предусмотренные банковским законодательством:
  • выдача гарантий, предусматривающих исполнение в денежной форме;
  • выдача поручительств и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;
  • сдача в аренду имущества с сохранением права собственности арендодателя на сдаваемое в аренду имущество на весь срок действия договора лизинга;
  • эмиссия собственных ценных бумаг (за исключением акций);
  • факторинговые операции: приобретение прав требования платежа с покупателя товаров (работ, услуг) путём покупки векселя без оборота на продавца.

Огромное влияние банк уделяет эффективному использованию своих трудовых ресурсов. На 31 декабря 2008 года в АО «Нурбанк» численность работников составила 839 человек, из них 117 – специалисты Головного офиса банка и 722 – специалисты филиалов банка в городах Астана, Алматы, Атырау, Шымкент, Павлодар и других. Приоритеты в кадровой политике отдаются подбору и расстановке кадров из числа молодых специалистов, имеющих высшее экономическое образование и обладающих необходимыми деловыми качествами. Так, из общего числа работающих 78% имеют высшее образование, 19% - среднеспециальное образование, причём 60% работников банка в возрасте до 30 лет. Руководство Банка придаёт большое значение повышению уровня квалификации сотрудников. Осуществляется программа стажировок специалистов в банках стран СНГ, стран дальнего зарубежья, на курсах Центра Банковского Обучения.

Рациональность распределения обязанностей между подразделениями и полный охват всех сфер деятельности обеспечивается организационной структурой Головного офиса АО «Нурбанк», представленной в приложении А.

В целях повышения эффективности производимых затрат и улучшения обслуживания клиентов в филиалах банка организационная структура подразделяется на  Фронт-офис и Бэк-офис .

Фронт-офис – это основное связующее звено между филиалами банка и клиентами. Основное обязательство Фронт-офиса перед клиентами - обеспечение им качественного обслуживания и предоставление услуг, максимально отвечающих их нуждам. Функциями персонала Фронт-офиса являются:

  • расчётно-кассовое обслуживание;
  • валютные и обменные операции;
  • депозитные операции;
  • формирование пакета документов для кредитования;
  • организация и продажа банковских продуктов (предоставление услуг);
  • привлечение и удержание клиентов банка;
  • консультирование их по финансово-кредитным вопросам;
  • работа с проблемами и жалобами клиентов.

Основная обязанность персонала Бэк-офиса – обработка внутрифилиальных операций и контроль за всеми сделками и счетами клиентов. То есть первичные операции по счетам клиентов совершают сотрудники Фронт-офиса, последующий контроль – сотрудники Бэк-офиса.

Большое влияние на деятельность фронт-офиса оказывает служба маркетинга АО «Нурбанк», имеющая двухуровневую структуру: 1-й уровень – это отдел маркетинга Головного банка, 2-ой уровень – маркетологи региональных филиалов. Основными функциями отдела маркетинга являются: сбор и анализ маркетинговой информации, проведение маркетинговых исследований на национальном и международном банковском рынках; разработка стратегии маркетинга; планирование новых услуг, включая формирование ассортимента; определение условий их предоставления; работа с официальными службами маркетинга, контроль за их деятельностью. Региональные маркетологи занимаются проведением маркетинговых исследований на локальных рынках, планированием и реализацией рекламных проектов, проведением мероприятий по продвижению услуг банка до конкретных клиентов.

Для того чтобы определить результаты деятельности банка необходимо провести анализ его финансового состояния. Рассмотрим результаты анализа основных параметров деятельности АО «Нурбанк» за 2008 – 2009 годы. В размещении активов баланса за рассматриваемый период произошли существенные изменения (таблица 2).

 

Таблица 2 - Состав и размещение активов баланса АО «Нурбанк»

 

Наименование отрасли

На 31.12.2008г.

На 31.12.2009г.

Изменение

тыс. тг.

уд. вес, %

тыс. тг.

уд. вес, %

тыс. тг.

уд. вес, %

Деньги

1192545

3,28

2081885

3,37

889340

74,57

Счета в Национальном Банке РК

 

837978

 

2,31

 

2512077

 

4,06

 

1674099

 

199,79

Торговые финансовые инструменты

 

37358

 

0,1

 

10117

 

0,02

 

-27241

 

-72,92

Задолженность других банков

6550666

18,03

3266179

5,28

-3284487

-50,14

Займы, предоставленные по договорам обратного РЕПО

515240

1,42

1450899

2,35

935659

181,6

Займы клиентам

17763092

148,88

36710468

59,4

18947376

106,67

Дебиторы по документарным расчётам

-

-

3413129 

5,52 

   

Портфель ценных бумаг

8377644

23,05

10822389

17,51

2444745

29,18

Инвестиции в зависимые предприятия

26755

0,07

146625

0,24

119870

448,03

Основные средства

756686

2,08

1015428

1,65

258742

34,19

Нематериальные активы

60625

0,17

83241

0,13

22616

37,3

Прочие активы

220607

0,61

290408

0,47

69801

31,64

Всего активы

36339196

100

61802845

100

25463649

70,07


 

Так, на 72,92% с 37358 до 10117 тысяч тенге уменьшился объём торговых финансовых инструментов, более чем в 2 раза с 6550666 до 3266179 тысяч тенге снизилась величина задолженности других банков. Величина предоставленных кредитов и займов клиентам увеличилась более чем в 2 раза и достигла 36710468 тысяч тенге, что говорит о достаточно успешной реализации кредитной политики банка. Об активизации инвестиционной деятельности банка свидетельствует увеличение почти в 5,5 раз инвестиций в зависимые предприятия. Наибольшую долю в активах занимают займы клиентам (48,88% - в 2008 году и 59,4% - в 2009 году) и портфель ценных бумаг (23,05% и 17,51% соответственно), поскольку они являются основными источниками размещения средств банка и получения дохода. Общая величина активов АО «Нурбанк» за период возросла на 70,07% и составила 61802845 тысяч тенге.

Источником средств для формирования активов являются обязательства и капитал банка (таблица 3) [20].

Из данных таблицы 3 видно, что основными источниками средств банка являются задолженность перед банками и другими финансовыми организациями и текущие счета и депозиты клиентов. Их доля в средствах банка составила в 2009 году 15,07% и 56,46% соответственно.

 

Таблица 3 - Состав и размещение пассивов баланса АО «Нурбанк» за период 2008 – 2009 годов

 

 

На 31.12.2008г.

На 31.12.2009г.

Изменение

Наименование

тыс. тг.

уд.вес,%

тыс. тг.

уд. вес, %

тыс. тг.

уд. вес, %

Задолженность перед банками

           

4140924

11,4

9315905

15,07

5174981

124,97

Займы к оплате по договорам РЕПО

           

-

-

734279

1,19

-

-

           

Текущие счета и депозиты клиентов

           

23405125

64,41

34894119

56,46

11488994

49,09

Депозиты и займы от Правительства РК

           

392986

1,08

315162

0,51

-77824

-19,8

Кредиты по документарным расчётам

           

153415

0,42

4075943

6,6

3922528

2557

Выпущенные облигации

           

1516349

4,17

4810795

7,78

3294446

217,26

Прочие обязательства

           

491729

1,35

422463

0,68

-69266

-14,09

Отсроченные налоговые обязательства

           

10499

0,03

38754

0,06

28255

269,12

Всего обязательства

30111027

82,86

54607420

88,36

24496393

81,35

Уставной капитал

3000000

8,26

3265000

5,28

265000

8,83

Нераспределённая прибыль

3228169

8,88

3930425

6,36

702256

21,75

Всего капитал

6228169

17,14

7195425

11,64

967256

15,53

Всего обязательства и капитал

36339196

100

61802845

100

25463649

70,07

Информация о работе Маркетинговая стратегия АО «Нурбанк» в современных условиях