Маркетинговая стратегия АО «Нурбанк» в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели исследования ставились следующие задачи:
Определить специальное экономическое содержание маркетинга в коммерческом банке, методологические основы его формирования как особой формы воздействия на содержание и движение банковских продуктов и услуг.
Определить основные направления и способы проведения маркетинговых исследований на рынке банковских услуг, а также методику формирования на их основе маркетинговой стратегии банка.
На основе зарубежного опыта выявить современную тенденцию развития банковского маркетинга за рубежом.
Провести анализ маркетинговой деятельности конкретного банка (на примере АО «Нурбанк»), рассмотрев основные элементы его системы маркетинга и определив его положение на рынке.
На основе проведённого анализа определить пути совершенствования системы маркетинга банка в соответствии с современными условиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА………….6
1.1 Сущность, специфика и значение банковского маркетинга в современных условиях……………………………………………………………...……………6
1.2 Организация маркетинговых исследований
на рынке банковских услуг…………………………………………….………..11
1.3 Маркетинговая стратегия банка и развитие банковского
маркетинга за рубежом……………………………………………………….…16
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
НА ПРИМЕРЕ АО «НУРБАНК»……………………………………………….24
2.1 Общая характеристика и анализ финансовой
деятельности АО «Нурбанк» …………………………..………………………24
2.2 Анализ системы маркетинга АО «Нурбанк»………………………………32
2.3 Анализ текущего положения АО «Нурбанк» на рынке
банковских услуг Республики Казахстан………………………………………41
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ БАНКОВСКОГО
МАРКЕТИНГА АО «НУРБАНК»………………...……………………………48
3.1 Маркетинговая стратегия АО «Нурбанк»
в современных условиях………………………………………………………...48
3.2 Разработка новой модели организации сбыта
банковских услуг АО «Нурбанк»………………………………………...…….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………68

Файлы: 1 файл

Банк маркетинг.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из таблицы 8, депозитная политика банка направлена на то, чтобы учитывать интересы всех слоёв населения, социальных и возрастных групп, а также субъектов бизнеса.

Так, депозит «Максимум Пенсионный» рассчитан на лиц пенсионного и предпенсионого возраста и предназначен стать хорошей ежемесячной прибавкой к пенсии. Депозит «Максимум Зарплатный» наиболее удобен для лиц, получающих заработную плату по карточкам банка. «Максимум Популярный» является несомненным лидером, на его долю приходится более 50% депозитных договоров, заключённых банком, поскольку он рассчитан на широкие слои населения
Депозит «Максимум Престиж» предназначен для наиболее состоятельных клиентов банка, поэтому при его оформлении выдаётся платёжная карточка Visa Classic / Visa Gold (если сумма вклада составляет 1,5 млн. тенге или  10 тыс. долларов США).  Депозит «Максимум Бобек» - для родителей, кто желает обеспечить будущее своим детям, накопить средства, чтобы дать достойное образование.  И наконец, депозит «Максимум Плюс» - удобный вклад для тех, кто желает накопить средства на различные цели.

Депозиты, предлагаемые для юридических лиц, - это не только стабильный доход, сохранность и безопасность денежных средств, но  и возможность получения кредита на льготных условиях, возможность участия в различных тендерах. Таким образом, широкий спектр депозитов АО «Нурбанк» помогает клиентам выгодно инвестировать свои средства, а также содействует планированию будущих расходов и  накоплению средств на различные цели.

Кредитование – важнейшая операция банков, обеспечивающая им предпринимательскую деятельность и получение прибыли. АО «Нурбанк» предлагает своим клиентам различные программы кредитования, способные удовлетворить любые потребности в средствах. Рассмотрим основные виды кредитов во взаимосвязи с рыночными сегментами, на которые они ориентированы (таблица 9).

 

Таблица 9 - Разновидности кредитов, предлагаемые  АО «Нурбанк»

 

Виды кредитов

Процентная ставка кредита

Срок

Сегменты рынка

в тенге, %

в СКВ, %

Для физических лиц

       

Ипотечное кредитование

15

12

до 15 лет

семьи «со стажем»

На неотложные нужды

21

17,5

до 3-х лет

молодёжь, молодые люди, образовавшие семью

На потребление ТНП

20

18

до 18 мес.

семьи «со стажем», молодые люди, образовавшие семью

На покупку автомобиля

21

17,5

до 3-х лет

молодые люди, образовавшие семью

Для юридических лиц

       

На пополнение оборотных средств

18

18

до 18 мес.

Малый и средний бизнес

На инвестиционные цели

18

16

3-5 лет

крупные компании и предприятия


 

Как видно из таблицы 9 , основными потребителями розничного кредитования являются молодые люди, образовавшие семью (25-35 лет) и семьи со стажем (35-45 лет), что связано с наличием потребности в приобретении дорогостоящего имущества и возможностью (наличие достаточного дохода) выплачивать проценты по кредиту. Что касается сектора корпоративного кредитования, то он охватывает все возможные сегменты рынка.

Таким образом, рассмотрев продуктовый ряд АО «Нурбанк»,  мы пришли к выводу, что банк предоставляет стандартный набор услуг, ориентированный на достаточно широкие сегменты рынка. Рассмотрим, как же устанавливаются цены на эти продукты.

Цена является вторым элементом комплекса маркетинга. Ценообразование на банковские услуги – это многоэтапный и сложный процесс. Конкретная методика установления цен на те или иные продукты АО «Нурбанк» является банковской тайной, но мы можем рассмотреть ряд факторов, учитывавшихся службой маркетинга и руководством АО «Нурбанк» при разработке ценовой политики.

Банком предлагается множество различающихся по своему характеру услуг, поэтому и факторы, определяющие тарифы на эти услуги будут различны. Однако, общим фактором для всех услуг остаётся цель банка. Основная стратегическая цель развития АО «Нурбанк» сформулирована следующим образом: «Достижение максимальной прибыли путём сочетания в деятельности банка специализации и универсализации при сохранении приоритетности корпоративности».

Прибыль банка формируется благодаря тому, что он хотя и уплачивает клиентам процент по вкладам, но при этом получает с клиентуры более высокие проценты по ссудам. Разница и даёт прибыль, именуемую маржей. Оговоренный в кредитном договоре процент за предоставляемую банком ссуду формируется на основе составляющих, представленных на рисунке 4.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Надбавка за риск непла-   

                                            тежесобности заёмщика

 

                                     Надбавка за отраслевой риск

 

 

                                            Процентная маржа

 

                                               Базовая ставка

 

 

 

Рисунок 4 Основные элементы определения цены кредита

Уровень базовой ставки предопределяется учётной процентной ставкой, уровнем инфляции, ставкой рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан, ценой межбанковских кредитов и процентов по вкладам.

Следует также отметить, что в соответствии с Правилами начисления вознаграждения (интереса) по кредитам и депозитам, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 20.09.1999 года №293, АО «Нурбанк» установлены ставки по депозитам до 1 года – фиксированные, свыше 1 года – плавающие.

Тарифы на такие услуги как сейфовые операции, выпуск и обслуживание, переводные операции, выпуск и обслуживание пластиковых карточек определяются путём учёта совокупных затрат, включающих оплату труда персонала, административные расходы, плату за участие в международных системах (Western Union, Swift) и так далее. Однако, фактически, в АО «Нурбанк» при установлении тарифов на свои услуги ориентируются на уровень фактических рыночных ставок, что чревато последствиями уступки инициативы в ценообразовании конкурентам.

Система маркетинга банка не ограничивается продуктовой и ценовой стратегиями, нужно ещё, чтобы банковские услуги дошли до потребителя. АО «Нурбанк» при организации своей системы доставки услуг использовал системную модель «отделений, предоставляющих полный комплекс услуг», представленных в виде филиалов и подотчётных  филиалам малочисленных отделений (расчётно-кассовых отделов). Данная модель свойственна небольшим банкам и может быть представлена схематически (рисунок 5) [21].

 


 


Рисунок 5  Структура системы доставки АО «Нурбанк»

 

Отличительной особенностью данной модели является то, что обслуживание как розничного, так и корпоративного секторов организовано в одном месте - здание филиала или расчётно-кассового отдела банка.

Как уже отмечалось выше, в целях повышения эффективности работы подразделений, улучшения обслуживания клиентов в филиалах АО «Нурбанк» организационная структура подразделяется на  Фронт-офис и Бэк-офис. Фронт-офис – это основное связующее звено между филиалами банка и его клиентами. Поэтому внедрение такой организационной структуры филиалов банка позволило повысить эффективность их деятельности на 17%.

Непосредственно доставку продуктов (предоставление услуг) оказывают в зависимости от характера услуг – менеджеры банка по работе с клиентами, кассиры и банкоматы – автоматизированные кассовые машины. При организации сбыта услуг банка важное значение имеют выбор месторасположения и часы Работы банка. Все отделения АО «Нурбанк» имеют график работы (приёма клиентов) с 9.00 до 16.00, перерыв на обед с 13.00 до 14.00 и расположены в оживлённых центральных частях городов.

Однако, существенным недостатком системы доставки АО «Нурбанк» является недостаточно развитая филиальная сеть. Не полностью охваченными остаются такие регионы как Северный (города: Петропавловск, Кустанай, Павлодар) и Южный Казахстан (Тараз, Кызылорда).

Система коммуникаций АО «Нурбанк» носит разнонаправленный и перекрёстный характер, поскольку банк контактирует со своей клиентурой, различными финансовыми институтами, Национальным Банком Республики Казахстан, разными контактными аудиториями. Система маркетинговых коммуникаций занимает особое место в коммерческой деятельности АО «Нурбанк», так как представляет собой наиболее активную часть всего комплекса маркетинга.

Комплекс коммуникаций любого банка состоит из четырёх основных средств. Это личная продажа, стимулирование сбыта, связи с общественностью (паблик релейшинс) и реклама.

Система личных продаж в АО «Нурбанк» находится на достаточно высоком уровне. Менеджеры по работе с клиентами банка, непосредственно осуществляющие предоставление услуг, ежегодно проходят тренинги и участвуют в семинарах, организованных Головным офисом с привлечением ведущих специалистов зарубежных банков. Также в 2009 году была организована месячная стажировка в «Дойчбанк AG» (Германия) для наиболее способных специалистов региональных филиалов, на основе полученных знаний и был усовершенствован процесс личной продажи в банке. На сегодняшний день менеджерам банка рекомендован следующий порядок проведения личных продаж:

1. Подбор клиента на основе  таких критериев, как устойчивое  финансовое состояние, возможность  удовлетворения его основных  нужд.

2. Грамотное и понятное разъяснение клиенту преимуществ того или иного вида услуг, которое должно вызвать интерес и желание приобрести их, преодоление возможных возражений.

3. Заключение сделки быстро и  минимальными формальностями.

4. Последующий контакт с клиентами, который, как правило, носит долговременный характер.

Система стимулирования сбыта в АО «Нурбанк» носит характер единовременных побудительных мер. Так в 2009 году проводились следующие программы стимулирования: бесплатное открытие счета для субъектов малого бизнеса (май 2009 года), розыгрыш призов для первых вкладчиков по депозитной программе «максимум» (август 2009 года).  Рассматривается вопрос о снижении количества документов, предоставляемых заемщиком для получения кредита. Однако, стимулирование сбыта не получило в данном банке такого применения как в банках «Туран-Алем Банк», «Банк Каспийский», регулярно проводящих розыгрыши среди своих клиентов.

Очень важное значение имеет социальная ответственность банка перед обществом. На практике АО «Нурбанк» реализует ее в следующих формах:

- поощрение и поддержка перспективных  студентов (программы стипендии  банка);

- спонсорская поддержка детских  домов города Атырау;

- регулярные благотворительные  акции для пенсионеров и инвалидов.

Огромное значение имеет и визуальный имидж банка. Выбранные АО «Нурбанк» для своего логотипа синий и желтый цвета символизируют независимость и богатство, а форма двойного треугольника – стремление к достижению успеха. Это и подтверждает и основной лозунг банка: «Нурбанк – вместе к вершинам успеха».

Элементом пропаганды явилось и информирование общественности посредством телевизионных роликов в начале текущего года о признании высокого статуса «Партнер года» группой ведущих западных банков.

Таким образом, АО «Нурбанк» стремится создать образ стабильного, надежного и успешно развивающегося банка.

Наиболее эффективным и активно исполняющимся элементом комплекса продвижения является реклама. Рассмотрим основные направления рекламной деятельности исследуемого банка. Главной целью рекламной деятельности АО «Нурбанк» является информирование существующих и потенциальных клиентов о предоставляемых услугах и побуждение получить эти услуги. Каждое региональное представительство (филиал) самостоятельно принимает решение о применении тех или иных инструментов рекламы в рамках существующего рекламного бюджета, который тщательно планируется (таблица 10).

Как видно из таблицы 10 , большая часть расходов приходится на размещение рекламы – 62,64%. При этом в структуре расходов на размещение рекламы наибольшую долю занимают расходы на размещение рекламы в печати и наружной визуальной рекламы (билборды, тотемы, перетяжки) – 23,61% и 19,16% от общей суммы расходов собственно. Достаточно высокие расходы на размещение рекламы на телевидении (16576 тысяч тенге) объясняются не большим объемом роликов, а дороговизной эфира (до 5000 – 7000$ за минуту). Приоритетность размещения рекламы в печати и наружной рекламы в тех регионах, где расположены филиалы, была избрана АО «Нурбанк» вследствие не только высокой стоимости телевизионной рекламы, но и достаточно большой концентрации в эфире роликов других банков. Также большая часть средств (16956 тысяч тенге или 15,69% расходов) была потрачена на выпуск брошюр, буклетов и имиджевых календарей с информацией о банке.

 

Таблица 10 - Рекламный бюджет АО «Нурбанк» на 2010 год

 

Наименование

Величина расходов

тыс. тг

%

Размещение рекламы

67686

62,64

в том числе:

   

на телевидение

16576

15,34

на радио

8644

8,00

в печати

25510

23,61

наружная реклама

20705

19,16

Рекламные публикации

6142

5,68

Издание буклетов и брошюр

16956

15,69

Рекламные акции

5468

5,06

Поддержание сайта

1850

1,71

Прочие

6205

5,75

Всего расходов

108056

100,00

Информация о работе Маркетинговая стратегия АО «Нурбанк» в современных условиях