Маркетинговая стратегия АО «Нурбанк» в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели исследования ставились следующие задачи:
Определить специальное экономическое содержание маркетинга в коммерческом банке, методологические основы его формирования как особой формы воздействия на содержание и движение банковских продуктов и услуг.
Определить основные направления и способы проведения маркетинговых исследований на рынке банковских услуг, а также методику формирования на их основе маркетинговой стратегии банка.
На основе зарубежного опыта выявить современную тенденцию развития банковского маркетинга за рубежом.
Провести анализ маркетинговой деятельности конкретного банка (на примере АО «Нурбанк»), рассмотрев основные элементы его системы маркетинга и определив его положение на рынке.
На основе проведённого анализа определить пути совершенствования системы маркетинга банка в соответствии с современными условиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА………….6
1.1 Сущность, специфика и значение банковского маркетинга в современных условиях……………………………………………………………...……………6
1.2 Организация маркетинговых исследований
на рынке банковских услуг…………………………………………….………..11
1.3 Маркетинговая стратегия банка и развитие банковского
маркетинга за рубежом……………………………………………………….…16
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
НА ПРИМЕРЕ АО «НУРБАНК»……………………………………………….24
2.1 Общая характеристика и анализ финансовой
деятельности АО «Нурбанк» …………………………..………………………24
2.2 Анализ системы маркетинга АО «Нурбанк»………………………………32
2.3 Анализ текущего положения АО «Нурбанк» на рынке
банковских услуг Республики Казахстан………………………………………41
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ БАНКОВСКОГО
МАРКЕТИНГА АО «НУРБАНК»………………...……………………………48
3.1 Маркетинговая стратегия АО «Нурбанк»
в современных условиях………………………………………………………...48
3.2 Разработка новой модели организации сбыта
банковских услуг АО «Нурбанк»………………………………………...…….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………68

Файлы: 1 файл

Банк маркетинг.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

 

Увеличение депозитной базы АО «Нурбанк» было стабильным, так как  на 31.12.2009 года она составила 34894119 тысяч тенге, то есть  увеличилась на 49,09%.  Произошло снижение почти  на 20% депозитов и займов Правительства Республики Казахстан, что связано с  приоритетом использования частных ресурсов. Важнейшим финансовым показателем банка является величина его уставного капитала. В результате дополнительной эмиссии акций уставный капитал АО «Нурбанк» был доведён до 3265 милионов тенге, что свидетельствует о доверии крупных компаний, являющихся акционерами банка.

Теперь рассмотрим позиции доходности АО «Нурбанк» с учётом произведённых расходов за указанный период, определив удельный вес в общей сумме и изменение соответствующих групп доходов и расходов.

Что касается результатов деятельности банка за 2009 год, то, следует отметить, что динамика доходов банка имеет положительную тенденцию (таблица 4).

 

Таблица 4 - Структура полученных доходов АО «Нурбанк»

 

 

Наименование

На 31.12.2008г.

На 31.12.2009г.

Изменение

Тыс. тг.

Уд. вес, %

Тыс. тг.

Уд. вес, %

Тыс. тг.

Уд. Вес, %

Процентные доходы

3014983

58,24

4541328

74,50

1526345

50,63

Комиссионные доходы

 

738004

 

14,26

 

929751

 

15,25

 

191747

 

25,98

Доход от операций с ценными бумагами

 

765465

 

14,79

 

1054

 

0,02

 

-764411

 

-99,86

Доход от операций с иностранной валютой

 

 

511600

 

 

9,88

 

 

330832

 

 

5,43

 

 

-180768

 

 

-35,33

Прочие доходы

135036

2,60

263745

4,32

128709

95,31

Операционный доход

 

5165088

 

99,77

 

6066710

 

99,52

 

901622

 

17,46

Доход от ассоциированных компаний

 

11755

 

0,23

 

29370

 

0,48

 

17615

 

149,85

Всего доходов

5176843

100,00

6096080

100,00

919237

17,76


 

Так, общая сумма поступлений АО «Нурбанк» по состоянию на 31 декабря 2009 года составила 6096080 тысяч тенге и увеличилась на 17,76% по сравнению с показателями предыдущего года. В структуре доходов наибольшую долю (74,50% или 45411328 тысяч тенге) занимают доходы, связанные с получением вознаграждения (процентные доходы), что по сравнению с 2008 годом больше в 1,5 раза. Второй ключевой источник доходов - доход от взимания комиссий по операциям. Их доля в общей структуре доходов в 2009 году составила 15,25% или 929751 тысяч тенге. Эта величина за год выросла на 191747 тысяч  тенге, то есть в 1,26 раза. Доход от операций с ценными бумагами в 2009 году составил 1054 тысяч тенге, доход от операций с иностранной валютой – 330832 тысяч тенге. Как видно, из таблицы произошло существенное снижение поступлений по данным статьям доходов. Однако, необходимо отметить, что наряду с классическими видами доходов растёт объём поступлений от внедрения дополнительных услуг (пластиковые карты, сейфовые услуги, ломбард) и доход от ассоциированных компаний.

Совокупная сумма расходов АО «Нурбанк» на 31 декабря 2009 года составила 5321824 тысяч тенге (таблица 5).

 

Таблица 5 - Структура расходов АО «Нурбанк»

 

 

Наименование

На 31.12.2008г.

На 31.12.2009г.

Изменение

тыс. тг.

уд. вес, %

тыс. тг.

уд. вес, %

тыс. тг.

уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Процентные расходы

 

762024

 

20,59

 

1631634

 

30,66

 

869610

 

114,12

Комиссионные расходы

 

229118

 

6,19

 

147981

 

2,78

 

-81137

 

-35,41

Общие и административные расходы

 

1755850

 

47,45

 

2342377

 

44,02

 

586527

 

33,40

Резервы на покрытие убытков

 

849852

 

22,97

 

870690

 

16,36

 

20838

 

2,45

Расходы по уплате подоходного налога

 

103662

 

2,80

 

329142

 

6,18

 

225480

 

217,51

Всего расходов

3700466

100,00

5321824

100,00

1621358

43,81


 

Основными статьями расходов банка в 2009 году  явились процентные (30,66%) и общие и административные расходы (44,02%). При этом величина процентных расходов увеличилась в 2,14 раза с 762024 тысяч тенге до 1631634 тысяч тенге, а общие и административные расходы увеличились на 33,4% с 1755850 тысяч тенге до 2342377 тысяч тенге. Также более чем в 3 раза с 103662 тысяч тенге до 329142 тысяч тенге увеличились расходы по уплате подоходного налога. Также следует отметить, что при увеличении комиссионных доходов произошло существенное снижение (на 35,41%) величины комиссионных расходов, что является свидетельством грамотно проводимой политики банка в области снижения издержек по комиссионным операциям.

Таким образом, 2009 год АО «Нурбанк» завершил с чистой прибылью в размере 774256 тысяч тенге, что по сравнению с предыдущим годом ниже на 702121 тысячу тенге или 90,68%. Основной причиной этому явилось существенное увеличение процентных расходов по уплате подоходного налога, а также снижение доходов по операциям с ценными бумагами.

Рассмотрим основные показатели, характеризующие финансовую деятельность АО «Нурбанк», и их изменение за период 2008 – 2009 годов (таблица 6) [20].

Как видно из таблицы 6, коэффициент текущей ликвидности банка снизился с 0,76 до 0,68, что свидетельствует о политике  избавления банка от излишней ликвидности. Обеспеченность ссуд капиталом выросла до 5,1, но всё ещё находится в оптимальных пределах. Величина коэффициента риска кредитной политики, также находится на оптимальном уровне (0,5 – 0,8), что говорит о том, что банк проводит взвешенную, но осторожную кредитную политику. Увеличение доли депозитов в обязательствах с 0,64 до 0,78 произошло вследствие грамотной кредитной политики банка в области привлечения средств. Снижение величины таких показателей как чистая процентная маржа (с 5,87 до 2,19), доходность активов (с 4,06% до 1,25%) и доходность капитала (с 23,7% до 10,76%) произошло вследствие превышения темпов роста расходов над темпами роста доходов, поэтому банку необходимо сосредоточить усилия на снижении издержек, в частности процентных расходов.

 

Таблица 6 - Основные показатели финансовой деятельности АО «Нурбанк»

 

Показатели

2008 год

2009 год

Изменение

Коэффициент текущей ликвидности

0,76

0,68

-0,08

Обеспеченность ссуд капиталом

2,85

5,10

2,25

Коэффициент риска кредитной политики

0,59

0,67

0,08

Доля депозитов в обязательствах

0,64

0,78

0,14

Чистая процентная маржа

5,87

2,19

-3,68

Доходность активов, %

4,06

1,25

-2,81

Доходность капитала, %

23,70

10,76

-12,94


 

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день АО «Нурбанк» является довольно успешным и стабильно развивающимся банком,  предоставляющим широкий спектр услуг и имеющим обширную сеть корреспондентских отношений по всему миру. Увеличение в 2009 году уставного  капитала банка до 3265 млн. тенге свидетельствует о доверии крупных компаний, являющихся акционерами банка. Рост таких статей  баланса банка как займы клиентам и текущие счета, и депозиты клиентов говорит о расширении масштабов деятельности банка на рынке. Однако, произошедшее снижение доходности АО «Нурбанк» должно сосредоточить усилия руководства банка на снижении издержек, в частности процентных расходов.

 

2.2 Анализ системы маркетинга АО «Нурбанк»

 

Система маркетинга объединяет факторы, посредством которых банк может оказывать воздействие на свою клиентуру с целью обеспечения желаемой ответной реакции с её стороны. Все переменные факторы, при помощи которых осуществляется прямое влияние банка на целевой рынок, подразделены на 4 группы: продукт (услуга), цена, методы распространения услуг и система стимулирования. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Как известно, к основным банковским услугам относится привлечение вкладов и последующее представление ссуд. Разница в процентах по этим услугам и составляет прибыль банка. Кроме того, банк оказывает расчётно-кассовые услуги,  выпуск и обслуживание платёжных карточек, осуществляет денежные переводы, сейфовые операции, обмен иностранной валюты и другие услуги. При этом АО «Нурбанк» имеет обширную клиентскую базу, на которую и рассчитаны данные услуги. Более того определенные банковские продукты «привязаны» к определенным сегментам рынка (таблица 7) [21].

 

Таблица 7 - Банковские продукты и услуги АО «Нурбанк» для разных категорий клиентов

 

Виды банковских услуг

Основные потребители услуг

Приём депозитов

Широкий круг физических и юридических лиц

Выдача кредитов

Широкий круг физических и юридических лиц

Расчётно-кассовое обслуживание

Широкий круг физических и юридических лиц

Переводные операции

Молодежь и лица зрелого возраста; различные организации

Сейфовые операции

Предприниматели

Ломбардные услуги

Лица среднего возраста

Обслуживание платёжных карточек

Молодёжь и лица среднего возраста, имеющие стабильный доход

Обменные операции

Широкий круг физических и юридических лиц

Выдача гарантий и поручительств

Субъекты малого и среднего бизнеса

Лизинговые операции

Субъекты малого и среднего бизнеса


 

Таким образом, видно что услугами пользуются различные категории населения, субъекты бизнеса. На основе анализа клиентской базы, сотрудниками банка была разработана и активно применяется в настоящее время следующая сегментация:

  1. Физические лица:

- молодёжь 18-25 лет   -   студенты, молодые специалисты;

  • молодые люди 25-35 лет  - предприниматели, менеджеры компаний, работники Министерств и ведомств;
  • люди в возрасте 35-45 лет, успевшие достичь определённого социального статуса;
  • люди предпенсионного и пенсионного возраста.
  1. Юридические лица.
  • крупные предприятия и организации;
  • субъекты среднего бизнеса;
  • субъекты малого бизнеса.

На основе данной сегментации проведём анализ направленности двух основных банковских продуктов – депозитов и кредитов (таблица 8).

Депозиты являются важным источником денежных средств банка. АО «Нурбанк» практикует различные виды вкладов, различающиеся по срокам, ставкам вознаграждения и группам клиентов, для которых они предназначены. В общем виде структура разновидностей депозитов, предлагаемых АО «Нурбанк», выглядит следующим образом (см. таблицу 8).

 

 

Таблица 8 - Разновидности депозитов, предлагаемых АО «Нурбанк»

 

Виды депозитов

Ставка вознаграждения

Минимальная сумма вклада

Для кого предназначен

в тенге, %

в СКВ, %

Для физических лиц

       

«До востребования»

3

2

нет

предприниматели

«Максимум пенсионный»

 

11

 

9

 

5000 тенге/50$

лица предпенсионного и пенсионного возраста

«Максимум зарплатный»

 

10,5

 

8

 

5000 тенге/50$

молодые люди 25-45 лет, имеющие постоянный доход

«Максимум популярный»

10,5

8

10000 тенге/100$

для всех групп клиентов

«Максимум престиж»

 

10

 

8,5

150000 тенге/1000$

люди в возрасте 35-45 лет с высокими доходами

«Максимум Бобек»

 

9,5

 

8

10000 тенге/100$

молодые люди в возрасте 25-35 лет, имеющие детей

«Максимум плюс»

 

10

 

8

150000 тенге/1000$

люди в возрасте 35-45 лет

Для юридических лиц

 

 

   

Срочный

3,5

2,5

100000 тенге/6000$

для всех групп клиентов

Накопительный

4

3,5

1000000 тенге/6000$

для всех групп клиентов

Овернайт

1,5

0,5

нет

субъекты малого и среднего бизнеса

Тендерный

2,5

2

Определя-ется   усло-

виями тендера

субъекты малого и среднего бизнеса

Информация о работе Маркетинговая стратегия АО «Нурбанк» в современных условиях