Кредитные карты и их использование на примере "ГУТАбанка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 17:18, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы, на основании анализа операций ОАО «ГУТА-БАНК» с банковскими картами выявить направления совершенствования организации системы обслуживания клиентов с использованием пластиковых карт и повышения ее эффективности.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
 изучить сущность и виды банковских карт;
 рассмотреть нормативно-правовое регулирование функционирования системы расчетов банковскими картами;

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические и организационные основы системы обслуживания банковскими картами 5
1.1 Понятие и виды банковских карт 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование функционирования системы расчетов банковскими картами 13
1.3 Организационные основы построения системы обслуживания банковскими картами 18
ГЛАВА 2. Организация системы обслуживания банковскими картами в ОАО «ГУТА-БАНК» 23
2.1. Информационно-аналитическая характеристика банка как активного участника рынка банковских карт 23
2.2. Система обслуживания клиентов ОАО «ГУТА-БАНК» с использованием банковских карт 42
2.3. Анализ динамики и структуры операций с банковскими картами 46
ГЛАВА 3. Разработка направлений развития операций с банковскими картами в ОАО «ГУТА-БАНК» Ошибка! Закладка не определена.
3.1. Сравнительный анализ использования банковских карт юридическими и физическими лицами на российском рынке 53
3.2. Проблема функционирования системы обслуживания банковскими картами в ОАО «ГУТА-БАНК» 69
3.3. Направления совершенствования организации обслуживания банковскими картами клиентов ОАО «ГУТА-БАНК» 77
Заключение 90
Список использованной литературы 95
Приложения 99

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 828.00 Кб (Скачать файл)

Соответственно в банковской практике под рисками понимаются такие события, которые имеют достаточно высокую вероятность наступления, а потому и подлежат оценке.

Держателя банковской платежной карты теоретически подстерегает миллион опасностей, но вероятность наступления большинства из них настолько ничтожна, что эти риски не подлежат оценке[16].

 

1.3 Организационные основы построения системы обслуживания банковскими картами

 

Как было определено ранее, основные операции, проводимые банком посредством использования пластиковых карточек и банковских автоматов:

- списание и выдача денег с текущего или сберегательного счета в банке;

- получение ссуды в пределах открытого лимита;

- депонирование денег на счете с одновременным получением депозитной квитанции;

- получение в любой момент выписки о состоянии счета клиента в банке;

- перевод средств с одного счета на другой и др.[17]

Для совершения операций с пластиковыми картами кредитной организации достаточно иметь обычную лицензию на проведение банковских операций, отдельного разрешения со стороны Банка России не требуется.

Кредитная организации может эмитировать банковские карты для физических и юридических лиц при условии, что ее лицензия на проведение банковский операций предусматривает операции по счетам указанных лиц в соответствующей валюте.

Если эмитируемые банковские карты предоставляют держателю возможность трансграничных платежей, то есть платежей по операциям, совершаемым с использованием банковских карт за пределами государства, на территории которого они эмитированы, то эмиссию карт могут осуществлять только кредитные организации, являющиеся уполномоченными банками в соответствии с законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Банковские карты эмитируются на территории РФ кредитными организациями – резидентами.

Распространение  (продажа) карт другими кредитными организациями возможно только по специальному разрешению ЦБ РФ.

По одному счету клиента могут отражаться операции с использованием нескольких однотипных карт (расчетные, кредитные операции) одной или разных платежных систем.

Все расчеты по операциям с использованием банковских карт, совершенных на территории РФ, должны проводиться только в валюте РФ, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Юридические лица – резиденты могут совершать с использованием корпоративных карт безналичные операции на предприятиях торговли (услуг), а также операции получения наличных денежных средств.

Запрещается использовать корпоративные карты для выплаты зарплат.

При совершении операции с использованием банковских карт в случае отсутствия денежных средств на счет клиента расчеты по таким операциям проводятся путем предоставления клиенту кредита на соответствующую сумму на условиях договора между  эмитентом и клиентом.

За совершение операций по счетам пластиковых карт кредитные организации получают следующие виды комиссионного вознаграждения:

1.      Комиссии межбанковские;

2.      Комиссии за процессинг;

3.      Комиссии эквайрера;

4.      Комиссия эмитента.

Кроме того, при выдаче держателем карт кредитов в пределах установленных лимитом взимается банковский процент, предусмотренный договором.[18]

Пластиковые и электронные карточки обладают целым рядом преимуществ: увеличивают скорость обращения денег, способствуют установлению централизованного контроля над денежным обращением, появлению новых источников свободных денежных средств, снижают риск неплатежей и т. д.[19]

Платежная система - совокупность финансовых и технологических структур, технических средств, узаконенных информационных и финансовых потоков, обеспечивающая истинному держателю пластиковой карты возможность использовать карту как средство платежа за товары и услуги, получать с ее помощью наличные деньги, управлять банковским счетом или пользоваться банковскими услугами (в том числе и кредитом) в соответствии с договором между владельцем и эмитентом карты.

Под глобальной будем понимать платежную систему в которой клиент может получать товары и услуги c использованием пластиковой карты в различных географических точках в том числе используя точки обслуживания принадлежащие организациям не связанным непосредственно с эмитентом ни какими обязательствами.

Локальные платежные системы в которых область где клиент может получить товары и услуги ограничена точками обслуживания (Банкоматами, POS и т.д.) принадлежащими эмитенту или организациям связанным с ним определенными обязательствами.

Определим для  чего банку нужны пластиковые карты.

Во-первых, банк обслуживает крупных юридических лиц имеющих значительный штат сотрудников и соответствующий фонд заработной платы.
Внедрение банком зарплатной карты для сотрудников обслуживаемых им предприятий может сохранять на его счетах до 30% Фонда заработной платы в виде статистически неснижаемых остатков на карт счетах (это статистика реально работающих по такой методике банков). Расстановка своих POS терминалов в столовых предприятий и близлежащих магазинах увеличит эти остатки еще на 15-20%. Развитие такой системы может сделать ее общегородской или даже региональной. При этом могут быть по крайней мере частично решены проблемы невыплаты зарплаты или кризисов наличности.

Во-вторых, банк ориентирован на обслуживание частных вкладчиков. Частные вкладчики интересны банку только в массовых количествах поскольку сумма счету каждого из них обычно не велика. Для того чтобы обслуживать большое количество клиентов не создавая им при этом неудобств необходима автоматизация этого процесса, а еще лучше перевод клиентов на самообслуживание. Путь к этому открывает пластиковая карточка используемая в качестве электронной сберкнижки.

В-третьих, Банк рассмотренный в случае первом начинает рассматривать держателей зарплатной карты не только как работников его корпоративного клиента, но и как своих отдельных частных вкладчиков постепенно развивая спектр предоставляемых им банковских услуг и переводя первый случай описанный выше случай во второй. Это пожалуй единственный способ оторвать частного вкладчика от Сбербанка к которому он генетически привязан.

Здесь уместно добавить что как показывает мировой опыт стабильность банка достигается именно его универсальностью то есть ориентацией и на корпоративных и на массовых частных клиентов.

В первом рассмотренном выше случае использование карты какой либо глобальной платежной системы приведет к тому что в большинстве случаев клиенты будут получать из банкомата, принадлежащего банку, деньги банка по карточке выпущенной банком, а банк за это будет переводить процент от этих денег в процессинговую компанию да еще держать под эти деньги депозит в клиринговом банке глобальной платежной системы. При этом рентабельность системы будет значительно снижена. Тем же клиентам, которые собираются путешествовать по России или всему миру и посещать с картой магазины банк может выдать карту любой глобальной системы, благо процент таких вкладчиков весьма невысок.

Во втором случае использование внешней карты практически невозможно поскольку только свой собственный процессинг может позволить банку предоставить клиенту полный спектр банковских услуг в режиме самообслуживания с использованием карточки и прямого доступа к банковским счетам клиента.

Во всех случаях реализация банковского карточного проекта и степень доверия клиентов не должна зависеть от состояния дел в банке, являющемся опорой глобальной карточной системы эмитентом карт которой банк имел неосторожность стать[20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Оценка организации системы обслуживания банковскими картами в ОАО «ГУТА-БАНК»

 

2.1. Информационно-аналитическая характеристика банка как активного участника рынка банковских карт

 

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГУТА-БАНК» - классический банковский  институт.  В 2010 году Банк отметил 20-летний юбилей.  «ГУТА-БАНК» сегодня – это динамично развивающаяся кредитная организация, предоставляющая финансовые услуги корпоративным и розничным клиентам.

Банк зарегистрирован в марте 1990 года на паевой основе под названием «Тверь».[21] В 1996 г. преобразован в открытое акционерное общество (ОАО АКБ «Тверь»). Банк «Тверь» был приобретен «ГУТА-БАНК» в 2002 году, но в 2004 году бизнес «ГУТА-БАНК» был продан «ВТБ», образовавшему на базе московских и региональных отделений розничную сеть «ВТБ 24». Права на свой банковский бренд «Группа «Гута» сохранила за собой, и в 2008 году АКБ «Тверь», получив согласие ЦБ, объявило о своем ребрендинге и возвратило на рынок бренд «ГУТА-БАНК». В конце июня 2010 года головной офис банка перерегистрировался в Москве.

«ГУТА-БАНК» действует на основании Генеральной лицензии ЦБ РФ №256 на совершение банковских операций, является участником системы страхования вкладов.  Банк обладает всеми лицензиями для работы на рынке ценных бумаг и входит в Тор-100 наиболее активных операторов этого рынка. 

Финансовая устойчивость «ГУТА-БАНК» отражена в его балансовых показателях: размер уставного капитала Банка - 1,7 млрд. руб., собственный капитал Банка - 2,7 млрд. руб. (по данным на 01.07.2009г.). При этом показатель достаточности капитала составил 48,6%, что выше нормативного значения в 5 раз. Активы Банка - 6,3 млрд. руб. (по данным на 01.07.09г.).

             Качество капитала, а также высокие значения показателей ликвидности и достаточности капитала Банка отражены в показателях рейтинга:  в феврале 2010г. рейтинговое агентство AK&M повысило     «ГУТА-БАНК» рейтинг кредитоспособности по национальной шкале до уровня «А» со стабильными перспективами.

В конце 2007 года международное рейтинговое агентство Moody's присвоило долгосрочный и краткосрочный рейтинги по депозитам местной и иностранной валюте «CAA1/Not prime» российскому банку Тверь. Кроме того, банку присвоен рейтинг финансовой устойчивости «E» и долгосрочный рейтинг по национальной шкале «Ba1.ru». Прогноз рейтингов по глобальной шкале стабильный.

В 2010г. ОАО «ГУТА-БАНК» принял решение отказаться от сотрудничества с рейтинговым агентством Moody's.

ОАО «ГУТА-БАНК» является универсальным банком, оказывает все виды банковских услуг корпоративным и частным клиентам.

«ГУТА-БАНК» активно работает с предприятиями реального сектора экономики, в частности, является расчетным банком кондитерских фабрик холдинга «Объединенные кондитеры». В холдинг входят 15 российских кондитерских фабрик, специализирующихся на выпуске кондитерских изделий и продуктов питания. Среди них - крупные московские предприятия ОАО «Рот Фронт», ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский».

Клиентская политика «ГУТА-БАНК» ориентирована на установление, укрепление и поддержание доверительных партнерских отношений. Задача специалистов Банка - индивидуальная работа с каждым клиентом.

Частным клиентам «ГУТА-БАНК» предоставляет все основные виды финансовых  услуг.

«ГУТА-БАНК» придает большое значение установлению и укреплению деловых отношений с банками и финансовыми учреждениями Российской Федерации и дальнего зарубежья. «ГУТА-БАНК» активно сотрудничает с иностранными и российскими банками. Развитая корреспондентская сеть включает более 30 банков. Точки присутствия: Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Нижний Новгород, Челябинск, Новосибирск, Тамбов, Ростов-на-Дону. Банк имеет 9 филиалов.

Основными банками-корреспондентами являются: VTB Bank (Deutschland) AG (Франкфурт), COMMERZBANK AG (Франкфурт-на-Майне), «Сбербанк России» (ОАО), ЗАО «ЮниКредитБанк», ОАО «МДМ-Банк», ОАО «Банк ВТБ», «ВТБ 24» ЗАО, ЗАО «РосБР»

«ГУТА-БАНК» целенаправленно развивает корреспондентскую сеть, реализуя важнейшие задачи банка и своих клиентов.

Стратегия «ГУТА-БАНК» нацелена на внедрение и развитие передовых информационных технологий, таких как собственный процессинговый центр, позволяющий предоставлять клиентам широкий спектр услуг по дистанционному банковскому обслуживанию.

Визитная карточка Банка - это гибкий и максимально индивидуальный подход к каждому клиенту, гарантия сохранности вложенных средств  и своевременное проведение расчетов.

Корпоративные стандарты «ГУТА-БАНК» - это профессионализм его сотрудников, направленный на предоставление качественного клиентского  сервиса.

В 2009 году банк запустил свой процессинговый центр.

Проведем анализ структуры ресурсов «ГУТА-БАНК» на 01.01.09-01.01.10г.г. (таблицы 1- 3, рисунок 1-3). Для анализа использованы исходные данные баланса «ГУТА-БАНК» на 01.01.2010г. (приложение 1).

Темпы прироста пассивов «ГУТА-БАНК» с 01.01.09г. по 01.01.10г. составили 12,94% (таблица 1).

Таблица 1

Структура и динамика собственных средств «ГУТА-БАНК» 

за 01.01.2008- 01.01.2009 гг.

Собственные ресурсы

На 01.01.09

На 01.01.10

Изменение (тыс. руб.)

Темп роста (%)

Темп прироста (%)

Сумма (тыс. руб.)

%

Сумма (тыс. руб.)

%

Собственный капитал

2 644 924

41,50

2 966 980

41,22

322056,00

112,18

12,18

Обязательства

3 728 914

58,50

4 231 690

58,78

502776,00

113,48

13,48

Всего пассивов

6 373 838

100

7 198 670

100

824832,00

112,94

12,94

Информация о работе Кредитные карты и их использование на примере "ГУТАбанка"