Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 14:25, дипломная работа
Цель данной работы – проанализировать состояние расходной части бюджета на примере города Нижний Тагил, выявить проблемы и разработать пути их решения.
Предметом исследования данной дипломной работы является формирование и исполнение бюджета города.
Объектом исследования является бюджет города Нижний Тагил.
Введение
1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Сущность, функции и роль бюджета в экономической системе
1.2 Понятие, место и роль местных бюджетов в системе РФ
1.3. Понятие и структура расходов местных бюджетов.
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НИЖНИЙ ТАГИЛ
2.1 Краткая характеристика города Нижний Тагил
2.2. Планирование расходной части бюджета МО город Нижний Тагил
2.3. Анализ исполнения расходной части бюджета города Нижний
Тагил за 2006 – 2008 гг
3.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА МО ГОРОД НИЖНИЙ ТАГИЛ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Заключение
Список использованных источников
Кроме того, в результате оптимизации сети муниципальных образовательных
учреждений можно увеличить доходную часть бюджета, путем передачи зданий школ 38, 55, 4, 12 в аренду.
В соответствии с решением Нижнетагильской городской Думы от 4.12.2008 года №63 установлена с 01.01.2009 года базовая ставка арендной платы за пользование объектами нежилого фонда в размере 620 рублей в год за один квадратный метр. Общая площадь реорганизованных образовательных учреждений составляет 20533,16 квадратных метров. В результате передачи зданий данных учреждений в аренду можно увеличить доходы бюджета на:
20553,16 кв.м * 620 руб. = 12743 тыс.руб.
Представим общий экономический эффект в результате внедрения мероприятий в таблице 12.
Таблица 12
Общий экономический эффект в результате внедрения мероприятий
Мероприятия | Экономический эффект, в тыс.руб. |
Сдача в аренду зданий реструктурированных учреждений: |
13699,7 |
учреждений образования | 12743 |
учреждений здравоохранения | 956,7 |
Сокращение расходов за счет платных услуг | 25912 |
Оптимизация сети образовательных учреждений. Сокращение расходов на текущее содержание учреждений | 8740 |
Оптимизация сети учреждений здравоохранения. Сокращение расходов на текущее содержание учреждений | 2912 |
Общий экономический эффект | 51263,7 |
Общий экономический эффект в результате внедрения мероприятий составит 51263,7 тыс.руб., что эквивалентно 1% от общего объема расходов бюджета города в 2009 году.
Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) есть перспективное планирование бюджета, оно строится на концепции управления результатами. Оно отвечает, прежде всего, на вопрос «Как использовать имеющиеся деньги?». И здесь на первый план выходит эффективность расходов, — способность поступающих из общественного сектора денежных средств доставить конкретные услуги в таком количестве и такого качества, которые удовлетворяли бы граждан как конечных их потребителей.
Внедрение БОР в бюджетный процесс позволяет оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета, повысить результативность функционирования государства. Оно обеспечивает:
повышение результативности расходов через экономию бюджетных средств за счет сокращения избыточных расходов и перераспределения ресурсов в пользу решения наиболее важных для общества задач;
улучшение социально-экономического бюджетного планирования за счет повышения качества информации при принятии решений о выделении средств на выполнение тех или иных функций общественного сектора;
развитие культуры стратегического планирования, управления расходами и ответственности за результаты деятельности перед обществом на всех уровнях власти.
Отличительной чертой последних двух десятилетий для многих стран в сфере выполнения государством его общественных функций является переход от традиционного государственного управления к новому государственному менеджменту. Его суть составляет перенос на государственные учреждения, осуществляющие предоставление гражданам общественных или социально значимых благ, принципов управления коммерческими организациями, фирмами.
Для того, чтобы такой перенос обеспечил повышение эффективности использования бюджетных средств, он должен сопровождаться:
1) расширением свободы соответствующих учреждений (агентств) в расходовании бюджетных средств;
2) усилением ориентации их деятельности на достижение установленных конечных результатов;
3) переходом от прямых предписаний таким агентствам со стороны вышестоящих органов государства к косвенному регулированию их поведения.
Все эти условия повышения эффективности использования бюджетных средств присутствуют в БОР.
БОР есть метод планирования и использования бюджетных ресурсов в целях оптимального достижения измеримых конечных общественно значимых результатов.
БОР полноценно реализуется только в условиях перспективного финансового планирования. Соединение социально-экономического и бюджетного планирования на среднесрочный период на основе принципов БОР определяется как среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат.
Целями внедрения БОР являются:
1) рост качества бюджетных услуг;
2) улучшение информации для принятия политических решений;
3) укрепление связи между приоритетами политики и структурой бюджетных расходов;
4) обеспечение эффективности бюджетных расходов;
5) повышение результативности работы органов исполнительной власти как распорядителей бюджетных средств;
6) усиление подотчетности обществу органов исполнительной власти.
Традиционный затратный подход к составлению бюджета характеризуется таким методом планирования и распределения ресурсов, при котором связь между ресурсами и прямыми результатами их использования, включая результаты деятельности госучреждений, очень слаба. Затратное бюджетирование ориентировано, в первую очередь, на имеющиеся ресурсы.
В отличие от затратного бюджетирования, планирующего, сколько средств нужно потратить, БОР ставит во главу угла планируемый общественный результат, который должен быть достигнут за счет потраченных средств. Сравнительные данные представлены в таблице 13.
Таблица 13
Бюджетирование по ресурсам и по результатам
Бюджетирование по ресурсам (затратам) | Бюджетирование, ориентированное на результат |
Целевое использование средств: соответствие плану | Целевое использование средств: соответствие плану, целям и результатам |
Годовой горизонт | Многолетние «потолки» расходов |
Индексация прошлых расходов | Конкуренция программ (инициатив) |
Приоритет детальной экономической классификации | Приоритет ведомственной (программной) классификации |
Контроль затрат | Контроль (мониторинг) результатов |
БОР соединяет стратегические цели с тактическими задачами и показателями деятельности. Направленные на реализацию конкретных тактических задач программы являются ключевыми компонентами БОР.
Традиционные постатейные бюджеты представляют в деталях расходы по различным типам ресурсов. При БОР бюджеты носят программный характер, средства привязаны к определенным программам. Они выделяются целой суммой, обеспечивая тем самым гибкость в их использовании.
Полномасштабное применение БОР означает большую свободу распорядителям бюджетных средств при выполнении закрепленных за ними программ, включая:
1) перераспределение средств в процессе реализации программ между отдельными статьями расходов (и, в некоторых случаях, даже между программами);
2) перераспределение людских ресурсов между подразделениями и программами;
3) сохранение за собой средств, сэкономленных в результате повышения эффективности, и использование их по собственному усмотрению;
4) перенос средств, неизрасходованных в ходе реализации программы в текущем финансовом году, в расходы по данной программе следующего финансового года;
5) переключение с внешнего контроля за использованием средств согласно утвержденной смете на внутренний контроль за достижением поставленных целей.
Правильно организованное БОР обладает рядом преимуществ перед затратным бюджетным планированием:
1) предоставление населению именно тех общественных благ и услуг, в которых оно реально заинтересовано;
2) улучшение распределения ресурсов в процессе среднесрочного (перспективного) финансового планирования;
3) усиление ответственность государственных и муниципальных органов власти за конечные результаты деятельности;
4) повышение обоснованности решений о государственных расходах;
5) появление возможности реально оценивать финансовое состояние региона/муниципалитета благодаря более полной картине имеющихся в его распоряжении ресурсов;
6) эффективный контроль со стороны граждан, их объединений за соответствием провозглашенных политических приоритетов и выбором направлений бюджетных расходов.
Рассмотрение БОР позволяет сделать ряд обобщений:
1. БОР как особый метод планирования и использования бюджетных ресурсов позволяет вывести перспективное финансовое планирование на новый уровень реализации целей и решения задач общественного сектора, достижимый только при переходе от управления ресурсами (бюджетирования по затратам) к управлению результатами. В случае полномасштабного и последовательного внедрения инструментов БОР общественный сектор получает механизм приведения в соответствие предлагаемых им услуг (по структуре и качеству) реальным запросам их потребителей. Одновременно он обретает способность перемещать ресурсы между различными своими сферами вслед за изменениями предпочтений граждан. Все это свидетельствует в пользу того, что БОР оказывается более-менее успешным имитатором конкурентно-ценового воздействия рынка.
2. Работа общественного сектора оценивается по его вкладу в удовлетворение потребностей населения, что означает необходимость четко различать продукт (непосредственный результат деятельности) и эффект (конечный ее результат). Важно не количество помещенных в больницу больных, а количество вышедших из нее здоровыми. В целях эффективного перспективного планирования и оценки работы поставщиков услуг в каждом случае необходима своя система показателей, представляющих измеримые промежуточные и конечные результаты деятельности. Промежуточный результат есть условие получения эффекта, но еще не сам эффект (снижение выбросов вредных веществ еще не есть снижение заболеваемости от них).
3. Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и привидении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 26.04.2007 как раз и направлены на смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами». Реализуется это путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. Наряду с дальнейшим развитием программно-целевого бюджетирования поправками в БК РФ предусматривается распространение методов БОР на все ассигнования по оказанию государственных (муниципальных) услуг независимо от того, являются ли они программами или нет.
4. Согласно требованиям Концепции, в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, был разработан Порядок проведения эксперимента по внедрению методов БОР. В бюджетный процесс были введены доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Был принят новый Порядок проведения эксперимента по внедрению методов БОР, в котором подчеркивалось, что содержанием эксперимента является распределение между его участниками средств на конкурсной основе в зависимости от степени использования ими методов БОР, качества финансового менеджмента, а также разработки и реализации мер по повышению качества управления бюджетными средствами.
5. Доклады включают следующие разделы:
а) Цели, задачи и показатели деятельности;
б) Расходные обязательства и формирование доходов;
в) Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность;
г) Распределение расходов по целям, задачам и программам;
Информация о работе Проблемы формирования и исполнения расходной части местных бюджетов