Повышения эффективности производства в условиях ОАО «Специнструмент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 02:03, дипломная работа

Описание работы

Бизнес-план предусматривает решение следующих стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятиями, не зависимо от их функциональной ориентации:
Организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия.
Выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия, при акцентировании внимания на сильных сторонах и не сокрытий слабых.
Формирование бизнес-идеи повышения эффективности этой деятельности на проектный период.
Преобладающее большинство бизнес - проектов носит инвестиционный характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от масштаба, длительности и сложности проекта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 7
1.1 ЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 7
1.2 БИЗНЕС-ИДЕЯ КАК КОМПОНЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 10
1.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕС-ИДЕИ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ 14
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СПЕЦИНСТРУМЕНТ» 21
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 21
2.2 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 28
2.3 ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ИДЕИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
3 ОБОСНОВАНИЕ БИЗНЕС-ИДЕИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ОАО «СПЕЦИНСТРУМЕНТ» 36
3.1. РЕЗЮМЕ 36
3.2. ОПИСАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ 38
3.3 АНАЛИЗ РЫНКА И МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ 47
3.4 ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА 53
3.5 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН 65
3.6 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 67
3.7 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ИДЕИ 70
3.8 АНАЛИЗ РИСКОВ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 840.50 Кб (Скачать файл)


оглавление

 

 

Введение

 

Современная экономическая  ситуация в РФ диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Процесс вхождения российской экономики в систему рыночных коммуникаций, деятельность хозяйственных субъектов в условиях конкуренции и в постоянно меняющейся конкурентной среде требуют от каждого предпринимателя, бизнесмена, менеджера постоянного совершенствования предпринимательской деятельности. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений, т.е. осуществлять выбор оптимальной бизнес-идеи. Оптимальным вариантом реализации бизнес-идеи в новых экономических условиях хозяйствования является бизнес-план.

Бизнес-план представляет собой результат исследований и  организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях. Бизнес-план – основной документ, на основании которого партнеры и инвесторы принимают решение об инвестировании проекта

Бизнес-план предусматривает  решение следующих стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятиями, не зависимо от их функциональной ориентации:

    1. Организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия.
    2. Выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия, при акцентировании внимания на сильных сторонах и не сокрытий слабых.
    3. Формирование бизнес-идеи повышения эффективности этой деятельности на проектный период.

Преобладающее большинство  бизнес - проектов носит инвестиционный характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от масштаба, длительности и сложности проекта.

Каждый инвестор захочет  оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.

Выполнение работ в  рамках бизнес-проекта базируется на методологии управления проектами, которая тесно связана с общей методологией делового планирования. Принципиальным отличием делового планирования в современных условиях от планирования в прежних условиях является разработка бизнес-плана, адекватного реальному жизненному окружению и обеспечивающего развитие организации, а не освоение выделенных капиталовложений [12].

Целью дипломной работы является выбор и обоснование бизнес-идеи повышения эффективности производства в условиях ОАО «Специнструмент».

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- охарактеризовать сложившуюся ситуацию на предприятии;

- проанализировать возможные направления разработки бизнес-идеи;

- выбрать оптимальную бизнес-идею, удовлетворяющую целям и ограничениям предприятия;

- обосновать целесообразность и эффективность предлагаемой бизнес-идеи.

 

 

 

 

 

1 особенности стратегического управления                           организацией в условиях рынка

1.1 Значение и основные  понятия стратегического управления

 

Понятие «стратегия»  вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя».

В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме.

По своему существу стратегия  есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Существует четыре различные группы.

1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание — заданием.

2. Правила, по которым  складываются отношения фирмы  с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.

4. Правила, по которым  фирма ведет свою повседневную  деятельность, называемые основными оперативными приемами.

Стратегии имеют несколько  отличительных черт:

1. Процесс выработки  стратегии не завершается каким-либо  немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

2. Сформулированная стратегия  должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как Несовместимые со стратегией.

3. Необходимость в  стратегии отпадает, как только  реальный ход развития выведет организацию на желательные события.

4. В ходе формулирования  стратегии нельзя предвидеть  все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

5. Как только в процессе  поиска открываются конкретные  альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

6. Поскольку для отбора  проектов применяются как стратегии,  так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которой стремится достичь фирма, а стратегия — средство для достижения цели. Ориентиры — это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.

7. Наконец, стратегия  и ориентиры взаимозаменяемы  как в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации. Некоторые параметры эффективности (например, доля рынка) в один момент будут служить фирме ориентирами, а в другой — станут ее стратегией. Далее, поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Можно указать на несколько  конструктивных определений, которые  были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.

1.2 Бизнес-идея  как компонент стратегического управления

 

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных  управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на рис. 1.1.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1       Структура стратегического управления

 

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих

Одной из ключевых ролей  любого управления является поддержание  баланса во взаимодействии организации  со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:

• получение ресурсов из внешней среды (вход);

• превращение ресурсов в продукт (преобразование);

• передача продукта во внешнюю среду (выход).

Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:

• макроокружения;

• непосредственного  окружения;

• внутренней среды организации.

Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

Непосредственное окружение  анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Анализ внутренней среды  вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.

Внутренняя среда анализируется  по следующим направлениям:

• кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;

• организация управления;

• производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;

• финансы фирмы;

• маркетинг;

• организационная культура.

Ранее было сказано, что  одной из ключевых задач управления является поддержание баланса между входом и выходом организации. Другой не менее важной задачей управления является установление баланса интересов различных социальных институтов и групп людей, заинтересованных в функционировании организации и оказывающих влияние на характер, содержание и направленность ее функционирования. Баланс интересов определяет то, куда будет двигаться организация, ее целевую ориентацию в виде миссии и целей.

Определение миссии и  целей организации, рассматриваемое  как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в формировании миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Миссия придает организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. И завершается эта часть стратегического управления подпроцесоом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.

Информация о работе Повышения эффективности производства в условиях ОАО «Специнструмент»