Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 19:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование аудита материалов на примере предприятия ОАО "Хлебокомбинат Печерский".
В соответствии с вышеуказанной целью, задачами курсовой работы являются:
1) изучение теоретических и методических аспектов учета материалов на предприятии;
2) анализ нормативно-правового регулирования учета материалов действующей в Российской Федерации;
3) определение основных аспектов учета материалов на рассматриваемом предприятии;
4) проведение анализа эффективности использования материалов за анализируемый период;
5) разработка программы аудита и проведение процедуры аудита на предприятии;
6) разработка направлений по повышению эффективности текущей деятельности ОАО "Хлебокомбинат Печерский".
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ………………………………………………………………..5
1.1 Источники информации для проверки материалов……………………….5
1.2 План и программа аудиторской проверки материалов…………………....7
1.3 Методика проверки работ по учету материалов…………………………..11
1.4 Аудиторский риск и существенность……………………………………...15
1.5 Типичные ошибки аудита учета материалов……………………………...20
2. АУДИТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО "ХЛЕБОКОМБИНАТ ПЕЧЕРСКИЙ"……………….21
2.1 Цель, задачи и информационное обеспечение аудита материалов………21
2.2 Планирование аудиторской проверки……………………………………...24
2.3 Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………
Посчитаем аудиторский риск:
АР = РСИО х РНО, где
АР – аудиторский риск,
РСИО – риск существенного искажения отчетности,
РНО – риск необнаружения,.
Основываясь на результатах средств внутреннего контроля, аудитор может сделать вывод, что риск необнаружения ошибки является средним, риск существенного искажения отчетности низким. Следовательно, аудиторский риск является средним.
Опираясь на полученные выше данные, разработана программа аудиторских процедур (Приложение 3).
Методика аудита материалов содержит ряд этапов:
Этап 1. Проверку операций с материалами начинается с анализа их оценки, так как в фактическую себестоимость приобретения материалов помимо их стоимости по ценам приобретения включаются также: транспортно-заготовительные расходы; уплачиваемые снабженческим организациям комиссионные вознаграждения; таможенные пошлины; оплата услуг сторонним организациям по транспортировке, доставке и хранению ценностей. В то же время аудитор должен проверить, не включались ли в стоимость материалов расходы на содержание складов, отделов снабжения и сбыта производства или расходы на командирование работников для оформления и согласования договоров на поставку материалов, которые должны включаться в состав общехозяйственных расходов.
Этап 2. Он включает три основных вопроса: инвентаризация материалов; проверка полноты их оприходования; анализ правильности списания.
Проверка запасов рассматривается обычно как основная часть аудита на тех предприятиях, где их сумма является значительной величиной. Преднамеренное или непреднамеренное искажение количества или оценки данных по запасам мгновенно сказывается как на финансовых результатах предприятия (поскольку оказывает влияние на определение себестоимости реализованной продукции), так и на балансе в целом.
Отсутствие объективной информации о состоянии и стоимостной оценке материалов негативно отражается на финансовом состоянии предприятия, поскольку, во-первых, администрация предприятия не имеет возможности точно планировать деятельность предприятия, во-вторых, искажаются показатели финансового состояния предприятия, и внешние пользователи отчетности (кредиторы, банки, инвесторы) не могут объективно судить о рентабельности и платежеспособности предприятия, в-третьих, происходит искажение сумм налогов.
В функции аудитора при проверке материалов входят:
2.3 Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки
Производим проверку соответствия учетной политики действующему законодательству:
1. Материальные ценности учитываются по фактической себестоимости их приобретения, с использованием только счета 10.
2. С основного склада материалы по цене приобретения отписываются на участки работы небольшими партиями.
3. При отпуске в производство
материалы списываются по
4. Инвентаризация материальных запасов проводится: полная - один раз в ноябре или при смене материально-ответственного лица; выборочная - ежемесячно, в конце месяца; инвентаризируются участки в конце каждого месяца.
Таблица 2.3 Контроль наличия документов по операциям поступления материалов
№ п/п |
Дата |
Сумма |
Акт о приемки |
Счет-фактура |
Накладная |
Договор |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
12.01.09 |
300000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
12.01.09 |
50000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
15.01.09 |
40000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
20.01.09 |
120000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
27.01.09 |
375000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
31.01.09 |
52000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
05.02.09 |
300000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
10.02.09 |
200000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
15.02.09 |
100000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
28.02.09 |
50000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 |
01.03.09 |
200000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
03.03.09 |
90000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
12.03.09 |
450000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
15.03.09 |
300000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
15 |
20.03.09 |
150000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
16 |
28.03.09 |
20000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
17 |
30.03.09 |
100000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
18 |
31.03.09 |
45000 |
+ |
+ |
+ |
+ |
На основании регистров синтетического учета выявляем периоды осуществления хозяйственных операций с товарно-материальными ценностями, подлежащие обязательной проверке. Анализ выявленных особенностей движения материалов позволит сделать предварительные выводы о том, действительно ли имели место операции, отраженные в бухгалтерском учете. По результатам процедуры может корректироваться состав и объем аудиторской выборки.
Таблица 2.4 Анализ особенностей движения материалов
Период |
Сальдо начальное |
Поступление |
Доля к итогу, % |
Выбытие |
Доля к итогу, % |
Сальдо конечное |
1 квартал |
152048 |
780000 |
46 |
215650 |
12 |
716398 |
2 квартал |
716398 |
911560 |
54 |
1540000 |
88 |
87958 |
ИТОГО |
868446 |
1691560 |
100 |
1755650 |
100 |
804356 |
Таблица 2.5 Анализ материальных затрат
Материальные затраты за предыдущий период |
Материальные затраты за проверяемый период |
Прирост материальных затрат, % |
Общий прирост затрат, % |
Сумма |
Доля, % |
Сумма |
Доля, % |
125560 |
11 |
356211 |
17 |
988000 |
89 |
1690040 |
83 |
1113560 |
100 |
2046251 |
100 |
Проводим просмотр и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку.
Производим проверку полноты документального подтверждения хозяйственных операций по движению материалов в бухгалтерском учете, проверку наличия первичных документов, служащих основанием для бухгалтерских записей (накладные, требования, приходные и расходные ордера и т.д.), регистров аналитического учета.
Проверка должна проводиться с учетом особенностей организации запасов и системы управленческого учета (наличие удаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннего контроля за деятельностью складского персонала и т.д.). Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе.
Таблица 2.6 Проверка полноты документального подтверждения хозяйственных операций по движению материалов
Наим-ние документа |
Номер докумен-та |
Дата документа |
Наименование ТМЦ |
Сумма |
Отражение в бухгалтерскотчете |
Дата |
Сумма | |
Д-т |
К-т | |||||||
Счет-фактура |
1284 |
25.06.09 |
Мука пшеничная |
45211 |
10 |
60 |
26.06.09 |
45211 |
Счет-фактура |
8099 |
27.06.09 |
Сахар песок |
604522 |
10 |
60 |
27.06.09 |
604522 |
Таблица 2.7 Проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операции по материалам
№ п/п |
Дата |
Наименование аудита |
Сумма |
Корреспонденция счетов |
Прим. | |||
БУ |
А | |||||||
БУ |
А |
Дт |
Кт |
Дт |
Кт | |||
1 |
18.06.09 |
Отпущены материалы на цеховые нужды |
41667 |
41667 |
25 |
10 |
25 |
10 |
2 |
24.06.09 |
Поступление материала на цеховые нужды |
37500 |
37500 |
10 |
60 |
10 |
60 |
3 |
26.06.09 |
Отпущены материалы на ремонт ОС |
5000 |
5000 |
08 |
10 |
08 |
10 |
По проверке правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операции по материалам замечаний нет.
На основании актов инвентаризаций, актов о потерях и недостачах, утвержденных норм естественной убыли, регистров аналитического и синтетического учета проверяем правильность расчетов бухгалтера при определении размера отклонений от установленных нормативов расходования материалов стоимости материалов, подлежащих списанию.
Сопоставляем данные первичных документов на списание материалов (требований, накладных, актов на списание и т.д.) и регистров аналитического и синтетического учета с данными бухгалтерского учета.
Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе.
Таблица 2.8 Проверка данных первичных документов на списание материалов, тыс. руб.
Период |
Наименование материала |
Номер и дата документа |
Содержание наруше-ния |
Списано по данным бух. учета |
Списано по данным аудитора | ||
Кол-во |
Сумма |
Кол-во |
Сумма | ||||
25.06.09 |
Мука пшеничная |
6345 от 24.06 |
нет |
14 т |
95,60 |
14 т |
95,61 |
26.06.09 |
Дрожжи |
6346 от 25.06 |
нет |
66,4 кг |
1912,45 |
66.4 кг |
1912.45 |
В ходе проверки правильности определения стоимости материалов, приобретенных с применением неденежных форм расчетов данные договоров поставки, договоров мены, спецификаций, накладных поставщиков, актов зачета встречных требований, книг учета векселей и ценных бумаг, регистров аналитического и синтетического учета сопоставляются с данными бухгалтерского учета. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе
В ходе процедуры по данным регистров синтетического учета проверяется правильность отражения операций с материалами на счетах бухгалтерского учета. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочих документах по каждому из проверяемых видов материалов.