Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 19:59, дипломная работа
Под трудовыми ресурсами понимается экономически активное и трудоспособное население, а именно его профессионально-квалификационный уровень. Труд (рабочая сила) - один из важнейших факторов производства, который совершенствуется благодаря обучению и приобретению работниками новых навыков. Трудовые ресурсы характеризуются ограниченностью в вопросе уровня их подготовки и квалификации кадрового состава. Также им характерна и редкость в этом вопросе.
Введение 5
1. Экономическая сущность трудовых ресурсов и заработной платы 11
1.1. Понятие трудовых ресурсов и организация их деятельности на предприятии 11
1.2. Заработная плата как форма вознаграждения за труд 13
1.3. Нормативная правовая база, регулирующая трудовые отношения и оплату
труда в Республике Беларусь 15
1.4. Труд и заработная плата в зарубежных странах 18
2. Учет труда и заработной платы МоАЗ им. С.М. Кирова – филиал ОАО «БелАЗ» 22
2.1. Локальные нормативные правовые акты МоАЗ им. С.М. Кирова – филиал ОАО «БелАЗ» в сфере труда 22
2.2. Оперативный учет персонала и использования рабочего времени 24
2.3. Документальное оформление и учет расчетов с работниками по оплате труда 26
2.4. Учет удержаний из заработной платы и отчислений от фонда заработной
платы 37
2.5. Синтетический и аналитический учет по оплате труда 42
2.6. Совершенствование расчетов по оплате труда в контексте методологии аудита 45
3. Анализ фонда заработной платы в МоАЗ им. С.М. Кирова–филиал ОАО «БелАЗ»48
3.1. Анализ состава и структуры фонда заработной платы 48
3.2. Факторный анализ использования фонда заработной платы 53
3.3. Анализ среднего уровня заработной платы 57
3.4. Анализ соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы 61
3.5. Показатели эффективности использования фонда заработной платы и их
анализ 63
3.6. Основные направления повышения эффективности использования фонда заработной платы с учетом требований современного энергетического менеджмента 68
Заключение 72
Список использованных источников 76
Приложения 80
Инструкция о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством финансов, Министерством экономики от 24.02.2005 №18/23/34 (в ред. от 27.09.2010 г. №13/82/39) определяет порядок изменения тарифной ставки первого разряда, т.е. повышения заработной платы. [16]
Учет расчетов с персоналом по оплате труда осуществляется также различными правовыми актами.
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 г. №3321- XII (в ред. от 26.12.2007 №302-З) определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. [5]
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. №62 «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (в ред. от 12.11.2003 №152, от 26.05.2008г. №85) устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации. [11]
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №89 (в ред. от 26.03.2009 №33, от 05.01.2011г. №1) «Об утверждении типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» регламентирует содержание синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета. [13]
Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» от 17.06.2002г. № 124-З (с изменениями от 31.12.2010г. № 114-З) установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и ее применения. Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда. [7]
Инструкция по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утвержденная постановлением Министерства статистики и анализа 17.09.2001 №80 (в ред. от 03.12.2007 №439) определяет состав фонда заработной платы в организации и других выплат. [10]
Постановление Совета
Министров Республики Беларусь
от 30.09.1997 №1290 «Об утверждении положения
о порядке обеспечения пособиям
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999г. №115 «Об утверждении перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (в ред. от 26.04.2007) определяет перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. [8]
Также стандартные системы оплаты труда работников разрабатываются на основе применения норм:
- Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.04.2010г. №60;
- Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 09.11.1999г. №1748 «О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда»;
- Декрета Президента Республики Беларусь от 26.11.1999г. №29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины».
Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 №47 «Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством» (в ред. от 06.11.2008 №162) регламентирует основные положения начисления заработка за неотработанное время. [9]
Одним из важнейших направлений деятельности бухгалтерии любого предприятия, как в Белоруссии, так и за рубежом, является учет заработной платы работников предприятия. Учет труда и заработной платы является одним из наиболее трудоемких и ответственных участков работы бухгалтера. Он по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.
В условиях развития Белоруссии в системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Эти изменения требуют серьезного изучения и использования множества фундаментальных положений, принятых в странах с развитой экономикой, например, таких как США.
Можно ли однозначно ответить на вопрос, отличается ли бухгалтерский учет в США от бухгалтерского учета, принятого в Республике Беларусь? Отличается, потому что многие проблемы решаются в этих странах неодинаково, что обусловлено различной правовой основой, существующей в каждой стране, традициями, многовековым опытом и менталитетом бухгалтерских работников. И в тоже время, основные положения этих бухгалтерских систем одинаковы, так как берут начало от трудов Луки Пачоли (1445-1517).
В США в некоторых отраслях стоимость рабочей силы достигает более половины издержек. [31]
Значение учета заработной платы состоит в том, что работодатель обязан вести отчетность, подтверждающую обязательства по начислению заработной платы и удержаний из нее. Система учета заработной платы нуждается в строгом контроле и эффективной обработке данных, а также в регулярном информировании соответствующих финансовых органов.
Существуют три вида обязательств, связанных с учетом заработной платы:
1) Задолженность по выплате заработной платы.
2) Задолженность по
налогам, взимаемым с
3) Задолженность по
прочим удержаниям из
4) Задолженность по оплате отпусков.
Заработная плата рабочих рассчитывается исходя из почасовой ставки или сдельной выработки. Для служащих устанавливается месячные или годовые оклады. Как правило, к этой категории относят управленческий аппарат. Помимо определения минимального уровня заработной платы федеральный Закон о справедливых условиях труда упорядочивает выплаты за сверхурочные работы. Владелец промышленного, торгового или транспортного предприятия, деятельность которого выходит за пределы одного штата, согласно федеральному законодательству оплачивает каждый час сверхурочных работ. В выплатах за сверхурочное время, отработанное по коллективному договору (по согласованию с профсоюзами) или по другим контрактам по работе по найму, установленный минимум может быть превышен.
Как правило, конечная сумма, выплачиваемая рабочим и служащим, меньше начисленной им заработной платы вследствие того, что предприниматель по существующему законодательству обязан удержать определенную часть заработка своих работников (налоги) в пользу государственных органов. Сюда относятся налоги, взимаемые по федеральному Закону о налогообложении в фонд социального страхования, федеральный подоходный налог и подоходный налог, установленный правительством штата. Определенные удержания производят также в интересах самих рабочих и служащих и нередко по их просьбе. К этой группе принадлежат удержания в пенсионный фонд, страховые взносы органам здравоохранения, профсоюзные взносы и благотворительные налоги. Вне зависимости от того с какой целью производятся удержания из заработной платы рабочих и служащих, владелец предприятия обязан перечислить эти суммы в пользу соответствующих государственных органов, фондов или организаций.
Программа социального
обеспечения в США
В большинстве компаний рабочие и служащие имеют право на оплачиваемый отпуск. Например, служащий может заработать право на двухнедельный оплачиваемый отпуск за каждые пятьдесят недель работы. Таким образом, служащий получает 52–недельное жалование за пятьдесят недель работы.
Теоретически стоимость двух недель отпуска должна быть распределена в виде расходов на весь год. Отсюда, оплата отпуска составляет 4% (2-х недельный отпуск разделить на пятьдесят недель) заработной платы работника. Каждую отработанную неделю сотрудник зарабатывает небольшую долю (4%) своего отпускного жалования. Задолженность по оплате отпуска может составлять значительную сумму. [31, с. 54]
В обязанности каждого владельца предприятия входит ведение документации, связанной с начислением и выплатой заработной платы на каждого рабочего и служащего. Большинство компаний использует для этих целей компьютеры, но мелкие фирмы делают это вручную.
Расчетная ведомость представляет собой подробный перечень сумм начисленной и выплаченной заработной платы. Она заполняется к каждому дню выплаты заработной платы. В ведомость включаются: фамилия, количество отработанных часов, начисленная заработная плата, удержания и сумма к выплате каждому работнику. Итоги расчетной ведомости служат основанием для записи проводок в журнале операций.
После того, как недельная заработная плата начислена, возникает обязательство по ее выплате. Способ выплаты зависит от системы той или иной фирмы. Большинство фирм используют специальный текущий счет, по которому не требуется минимального остатка. В соответствии с этой системой чек сначала выписывается на обычный текущий счет для чистых поступлений и за тем депонируется на специальный текущий счет до того, как чеки будут выданы рабочим и служащим фирмы. Если используется система ваучеров (наряду со специальным текущим счетом), то подготавливается ваучер-чек на всю сумму подлежащей выплате заработной платы и делается запись в журнале выплат, произведенных наличными (регистре платежных документов-ваучере) по дебиту счета «Банковский счет заработной платы» и кредиту счета «Банковский счет заработной платы» и кредиту счета «Ваучеры к оплате».
FICA налоги с работников
и собственников предприятия,
а также федеральный
В условиях развития Белоруссии в системе рыночного
хозяйствования в связи с изменениями
в экономическом и социальном развитии
страны существенно меняется и политика
в области оплаты труда, социальной поддержки
и защиты работников. Многие функции государства
по реализации этой политики, как и в
США, переданы непосредственно предприятиям,
которые самостоятельно устанавливают
формы, системы и размеры оплаты труда,
материального стимулирования его результатов.
Понятие «заработная плата» наполнилось
новым содержанием и охватывает все виды
заработков (а также различных премий,
доплат, надбавок и социальных льгот),
начисленных в денежных и натуральных
формах (независимо от источников финансирования),
включая денежные суммы, начисленные работникам
в соответствии с законодательством
Республики Беларусь за неотработанное
время (ежегодный отпуск, праздничные
дни и т.д.).
Как и в США, переход к рыночным отношениям в Белоруссии вызвал к жизни новые источники получения денежных доходов в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладам в имущество предприятия (дивиденды, проценты).
Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников предприятий всех организационно- правовых форм определяется законодательством (и в этом заключается еще одно сходство с системой США – там минимальный размер оплаты труда определяется федеральным Законом о справедливых условиях труда (иногда его называют Законом о заработной плате и рабочем времени)).
Можно сказать, что принцип соответствия двух систем особенно наглядно проявляется на этом участке (учет труда и заработной платы) бухгалтерского учета. Именно здесь видно, что расходом фирмы является не выплата заработной платы, а ее начисление. Но на этом участке существуют и некоторые особенности. Так, в системе белорусского бухгалтерского учета можно четко проследить по каждому лицевому счету всю начисленную заработную плату и все удержания из нее, а в системе бухгалтерского учета США – только сумму, причитающуюся к выплате. Также интересно отметить, что расчетные листки выдаются работникам США только один раз в год, в Белоруссии должны выдаваться ежемесячно, а получатели заработной платы должны знать только свою, причитающуюся им сумму.
Все особенности американской системы бухгалтерского учета, и в частности системы учета труда и заработной платы, при ближайшем рассмотрении не могут быть полностью перенесены в нашу страну. Прежде всего это связано с тем, что в Белоруссии существует своя традиция ведения бухгалтерского учета. Далее необходимо помнить, что в стране существует огромное число бухгалтерских работников, которые имеют высшее и среднее специальное образование, и переучить такое количество бухгалтеров очень сложно. Кроме того, в Белоруссии имеется огромное количество бухгалтерской литературы и сделать ее в один день ненужной невозможно. Однако, несмотря на ряд сложностей, некоторые из которых были приведены выше, система бухгалтерского учета Республики Беларусь, как и бухгалтерские системы других стран, должны постепенно переходить на единые мировые стандарты, с тем чтобы сформировать единую систему бухгалтерского учета.
К источникам регулирования
трудовых и связанных с ними отношений
наряду с законодательством о
труде относятся локальные