Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 00:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление возможностей хореографии в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков. Задачи: 1.Провести анализ литературы по исследуемому вопросу. 2. Выявить особенности развития опорно-двигательного аппарата у подростков. 3. Исследовать нарушение опорно-двигательного у подростков. 4. Разработать программу коррекции нарушений опорно– двигательного аппарата с использованием средств хореографии. 5. Провести анализ эффективности разработанной программы по коррекции опорно-двигательного аппарата подростков.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности развития и строения опорно-двигательного
аппарата
1.1.Строение и возрастные особенности опорно-двигательного
аппарата 6
1.2.Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата 16
1.3.Влияние занятий физической культурой при нарушении опорно-
двигательного аппарата 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Хореография, как средство физического воспитания подростков.
2.1.История возникновения хореографии 30
2.2. Аспекты воздействия хореографии на организм подростков 36
2.3. Принципы, формы построения и содержания занятий по
хореографии 39
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств хореографии
3.1. Организация и методы исследования 43
3.2. Исследование нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков и анализ полученных результатов 47
3.3. Программа коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков средствами хореографии 57
3.4. Анализ эффективности программы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии 70

Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение 78

Файлы: 1 файл

Али Диплом Хореография.docx

— 225.65 Кб (Скачать файл)

Коррекция нарушений опорно-двигательного  аппарата средствами хореографии у  подростков

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

                                                       Содержание.

Введение                                                                                                      3

Глава 1. Особенности развития  и строения опорно-двигательного

  аппарата                                                                                                

1.1.Строение и возрастные  особенности опорно-двигательного 

           аппарата                                                                                                    6

1.2.Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата        16

1.3.Влияние занятий физической  культурой при нарушении  опорно-

           двигательного аппарата                                                                           24

Выводы по первой главе                                                                            29

 Глава 2. Хореография, как средство    физического воспитания подростков.

2.1.История возникновения хореографии                                                 30

2.2. Аспекты воздействия хореографии на организм подростков         36

2.3. Принципы, формы построения и содержания занятий по    

хореографии                                                                                                 39   

Выводы по второй  главе                                                                            42

Глава 3. Коррекция  нарушений  опорно-двигательного аппарата с помощью средств хореографии

3.1. Организация и методы исследования                                                 43

3.2. Исследование нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков  и анализ полученных результатов                                                  47

3.3. Программа коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков средствами хореографии                                                               57

3.4. Анализ эффективности программы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата     средствами хореографии                                         70                                                                                                                                     

                                                                                                               

Выводы по третьей главе                                                                            72

Заключение                                                                                                   73

Список литературы                                                                                      75

           Приложение                                                                                                 78

 

                                                              3

Введение

   Ситуация в области здоровья детей, сложившаяся в Российской Федерации в настоящее время, крайне не проста. Более 50% школьников имеют функциональные отклонения в состоянии организма: 30–40% детей – со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз). В то же время существует принципиальный момент: реальный уровень нарушения осанки у школьников выше, чем данные официальной статистики. При более тщательном обследовании нарушения осанки диагностируются у 40–45% школьников. Общеизвестно, насколько важна правильная осанка в жизнедеятельности дошкольника. Любые ее нарушения приводят к хроническим заболеваниям или нарушениям функционирования систем и органов. В подростковом возрасте, когда происходит формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы функциональных возможностей организма, актуальной является задача формирования правильной осанки, поиска эффективных средств и технологий для ее решения.

   Основными средствами формирования правильной осанки традиционно принято считать лечебную и коррекционную физическую культуру, плавание и массаж. В современной школе необходимы новые подходы, расставлять другие акценты, определять такие средства физического воспитания, которые, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создают стойкий интерес у детей к двигательной деятельности и положительно влияют на формирование правильной осанки. Мы убеждены, что к таким средствам целесообразно отнести упражнения хореографии и танца, которые имеют достаточно широкий спектр воздействия на личность  подростка в целом. Более двух с половиной тысяч лет тому назад Платон сказал: «Танцы назначены для образования тела». И сегодня эти слова звучит актуально.

4

   Опыт современных специалистов в области физической культуры свидетельствует, что занятия танцем оказывают серьезнейшее воздействие на формирование правильной осанки, способствуют исправлению функциональных нарушений осанки, укреплению «мышечного корсета» и связочно-мышечного аппарата стопы и голени, развитию чувства равновесия, ловкости, координации, двигательной памяти. Вопрос о степени влияния упражнений хореографии на опорно-двигательный аппарат  подростка остается открытым. Анализ научных источников свидетельствует о недостаточности исследований эффективности хореографии как средства формирования правильной осанки. Использование упражнений хореографии и танца на физкультурных занятиях рекомендуется в методических пособиях и реализуется на практике, но на основе узкого понимания места «хореографии и танца» в процессе  профилактики и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата. Таким образом, тема нашего исследования  актуальна.

  Объект исследования: учебно-воспитательный процесс

  Предмет исследования: коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков

  Цель исследования: выявление возможностей хореографии в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков.

Задачи:1.Провести анализ литературы по исследуемому вопросу.

2. Выявить особенности развития опорно-двигательного аппарата у подростков.

3. Исследовать нарушение  опорно-двигательного у подростков.

4. Разработать программу коррекции нарушений опорно– двигательного аппарата с использованием средств хореографии.

 5.  Провести анализ эффективности разработанной программы по коррекции опорно-двигательного аппарата подростков.

 

5

Методы исследования: - анализ научной и научно-методической литературы;

- экспериментальное исследование;

- методы математической  обработки.

Гипотеза исследования. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков будет более эффективна, если в учебно - воспитательном процессе использовать средства хореографии. Мы полагаем, что использование хореографии у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата позволит:

- оказать положительное  влияние на эмоциональное состоянии  учащихся;

- будет способствовать  воспитанию повышения тонуса, растяжимости  и силы мышц спины и брюшного  пресса;

- увеличит подвижность  суставов;

- будет способствовать  формированию правильной осанки.

   Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, метод моделирования и проектирования, анализ данных, полученных методом педагогического наблюдения, экспертных оценок и самооценки, анкетирования, интервьюирования, обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.

 

 

 

 

 

 

6

Глава 1.

Развитие и  строение опорно-двигательного аппарата

1.1. Строение и  возрастные особенности опорно-двигательного  аппарата.

    Согласно данным  С.И. Гальперина организм человека  представляет собой единое целое,  в котором строение и функции  всех тканей, органов и систем  органов  взаимосвязаны. Вся  жизнь человека связана  с   движением. Движения  человека  – необходимое условие его  существования, они составляют  его поведение, производятся в  процессе труда, общения с окружающими  посредством речи, при удовлетворении  его потребности в пище, питье   и т.д[11].

    Движения человека  вызываются нервной системой, направляющей  по двигательным нервам центробежные  импульсы в мышцы, что обеспечивает  его жизнь и трудовую деятельность. Сокращающиеся мышцы перемещают  кости. Следовательно, в движениях  непосредственно участвуют мышцы  и кости.

     Прежде чем  приступить к изучению данной  темы, необходимо знать строение  опорно – двигательного аппарата. Человек снабжен эффективным аппаратом, предназначенным для движений и опоры. Этот аппарат составляют  кости, различным образом соединенные друг с другом, и прикрепленные к ним мышцы. При этом кости и их соединения являются пассивной частью опорно –двигательного аппарата, а мышцы -  активной частью.

     Кости являются твердой опорой мягких тканей тела и рычагами, перемещающимися силой сокращения мышц. Кости в целом теле образуют его скелет.  Скелет состоит из 206 костей: 85 парных и 36 непарных. По форме и строению  различают четыре основных вида костей: длинные, короткие, плоские и смешанные. Ряд костей имеет внутри наполненную воздухом полость; такие кости называют воздухоносными, или пневматическими[11].

7

Некоторые кости конечностей  напоминают по строению трубку и называются трубчатыми. В длинных костях различают  концы, и среднюю часть - тело. Конец, который располагается ближе  к туловищу, называют проксимальным  концом, а конец этой же кости, занимающий в скелете более отдаленное от туловища положение, называют дистальным концом.. В связи с особенностями  процесса развития костей дистальному, как и проксимальному, суставному концу кости дают название эпифиза, , средней части кости – диафиза. В течение всего периода детства  и юности (до 18-25 лет) между эпифизом и метафизом сохраняется прослойка хряща (пластинка роста) - эпифизарный хрящ; за счет размножения его клеток кость растет в длину. После окостенения участок кости, заместивший этот хрящ, сохраняет название метафиза.

    Плоские или  широкие, кости образуют полости  для внутренних органов (кости  черепа и таза) и к ним прикрепляются  фасции и многие мышцы.

    Короткие кости  располагаются в подвижных участках  тела и где необходима большая  прочность (позвонки, мелкие кости  стопы и кисти)

    Смешанные кости  имеют разнообразную форму (височная  кость).

Кости делят на:

-  кости туловища;

-  кости головы, составляющие  в совокупности череп;

-  кости верхней конечности;

-  кости нижней конечности[11].

    Скелет человека  подразделяют на скелет туловища, скелет головы  и скелет верхних  и нижних конечностей.

    Скелет туловища  - это позвоночник и кости, образующие  грудную клетку (ребра, грудина). Позвоночник  человека состоит  из 34 -36 позвонков. Позвоночник делится  на отделы и состоит из 24 свободных  позвонков ( 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных) и 9 – 10 несвободных ( 5 крестцовых  и 3 -5 копчиковых). Позвонок  - это   небольшая кость, в которой   выделяют тело 

8

и отростки. Размер и форма  позвонка зависит от того, к какому отделу он относится. Шейные позвонки  -  самые легкие и хрупкие, тело у них небольшое, поэтому шейный отдел позвоночника наиболее, уязвим. У грудных позвонков тело средних  размеров и очень длинные остистые отростки. Грудные позвонки даже у  детей малоподвижны, а с возрастом  это их качество усугубляется. Поясничные позвонки массивны и довольно подвижны.  Им приходится удерживать около половины массы тела человека и обеспечивать движения верхней половины тела. Еще  большая нагрузка приходится на крестцовые позвонки, поэтому они массивнее  поясничных позвонков.

    Свободные позвонки  сочленяются между собой, соединены  связками и между ними находятся  эластические  межпозвоночные диски  из волокнистого хряща. Крестцовые  и копчиковые позвонки сращены  и образуют крестец и копчик.

   Гальперин отмечает, что развитие позвоночника претерпевает  несколько этапов. Позвонки развиваются  из хрящевой ткани, которая  с возрастом уменьшается. Различают   четыре этапа  развития эпифизов  позвонков: 

1) до 8 лет – хрящевой  эпифиз,

2) от 9 до 13 лет – его  обызвествление,

3) от 14 до 17 лет – костный  эпифиз,

4) после 18 лет слияние  эпифиза с телом  позвонка [ 36].

    С 3 лет до 15 лет размеры нижних поясничных  позвонков увеличиваются  больше, чем верхних грудных, что обусловлено  увеличением веса тела, его давлением  на нижерасположенные позвонки. Структура тела позвонков продолжает  развиваться у детей старшего  школьного возраста. Окостенение  шейных, грудных и поясничных  позвонков заканчивается к 20, крестцовых – к 25 годам, а  копчиковых – к 30 годам.

    С 3 лет позвонки  растут одинаково в высоту  и ширину, а с 5 – 7 лет больше  растут в высоту. Особенно резко  увеличивается длина позвоночника  на 

9

первом и втором годах  жизни. Затем рост замедляется  и  снова ускоряется  с 7  до 9 лет; у девочек  больше, чем  у мальчиков. С 9 до 14 лет прирост длины позвоночника у мальчиков и девочек замедляется  в несколько раз, а с 14 до 20 лет  еще больше. У юношей рост позвоночника  заканчивается после 20 лет, а у  девушек он растет до 18 лет. Рост позвоночника у  женщин прекращается раньше, чем  у мужчин. Средняя длина позвоночника у мужчин 70 – 73 см, у женщин  -  66-69см. К концу полового созревания рост длины позвоночника почти заканчивается. Длина позвоночника равняется приблизительно  40%  от длины тела.

Информация о работе Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков