Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 00:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление возможностей хореографии в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков. Задачи: 1.Провести анализ литературы по исследуемому вопросу. 2. Выявить особенности развития опорно-двигательного аппарата у подростков. 3. Исследовать нарушение опорно-двигательного у подростков. 4. Разработать программу коррекции нарушений опорно– двигательного аппарата с использованием средств хореографии. 5. Провести анализ эффективности разработанной программы по коррекции опорно-двигательного аппарата подростков.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности развития и строения опорно-двигательного
аппарата
1.1.Строение и возрастные особенности опорно-двигательного
аппарата 6
1.2.Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата 16
1.3.Влияние занятий физической культурой при нарушении опорно-
двигательного аппарата 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Хореография, как средство физического воспитания подростков.
2.1.История возникновения хореографии 30
2.2. Аспекты воздействия хореографии на организм подростков 36
2.3. Принципы, формы построения и содержания занятий по
хореографии 39
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств хореографии
3.1. Организация и методы исследования 43
3.2. Исследование нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков и анализ полученных результатов 47
3.3. Программа коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков средствами хореографии 57
3.4. Анализ эффективности программы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии 70

Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение 78

Файлы: 1 файл

Али Диплом Хореография.docx

— 225.65 Кб (Скачать файл)

18

образованной стопами, примерно на линии, соединяющей передние края лодыжек[26].

    Важно обратить  внимание на форму грудной  клетки и конечностей ребенка.  При осмотре грудной клетки  оцениваются ее форма, состояние  реберного каркаса. При оценке  состояния конечностей ребенка  определяются длина и соотношение  их отделов (например, стопа—голень—бедро), форма ног и установка стопы  (О-образная или Х-образная), наличие деформаций, состояние суставов, в том числе суставов кистей и стоп, форма и длина пальцев рук и ног.  Пропорции тела постоянно меняются: относительный размер головы уменьшается, конечностей – увеличивается и т.д. Правильная осанка у дошкольников, школьников,  а также юношей и девушек в период полового созревания различаются. Нормальная осанка школьника характеризуется тем, что плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают). Физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно. Передняя поверхность брюшной стенки живота  расположена кпереди от грудной клетки. Правая и левая половины туловища при осмотре спереди сзади симметричны[ 18 ].

    Для   нормальной  осанки  юношей  и девушек   характерно: остистые отростки расположены  по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся на одном уровне. Лопатки прижаты к спине. Грудная клетка симметрична, молочные железы у девушки и соски у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Треугольники талии (просветы между руками и туловищем) хорошо заметны и симметричны. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, а у юношей грудной кифоз. В медицинской литературе указывают, что   на  осанку  детей негативно влияют многие факторы:  -  неполноценное питание, общее неудовлетворительное  состояние здоровья, загрязнение окружающей среды, индивидуальные особенности характера, но больше всего вредят

19

позвоночнику ребенка  плохое физическое развитие и  невнимательное отношение родителей к формированию осанки.        Нарушения  осанки не являются болезнью, но  они  создают условия для заболевания  позвоночника, а в дальнейшем и  внутренних органов. Выявленное нарушение  осанки в виде сутулости у девушек-подростков может быть результатом привычки сутулиться из-за излишней стеснительности  при формировании молочных желез  и сопровождаться болями в спине[19].

    Позвоночник может  изменять свое положение в  трех плоскостях: сагиттальной плоскости,  во фронтальной плоскости и  в горизонтальной плоскости. Профессор,  доктор медицинских наук  Т.А Евдокимова [30]  выделяет нарушения осанки в зависимости от плоскости искривления. К нарушениям осанки в сагиттальной плоскости относится – сутуловатость, круглая спина, кругло-вогнутая спина, плоская спина, плоско-вогнутая спина.

    Сутуловатость. Грудной кифоз увеличен, его вершина находится в верхней части грудного отдела, а на уровне  7-8 грудных позвонков кифотическая дуга заканчивается. Поясничный лордоз  сглажен. Плечи опущены и сведены вперед, лопатки не прилегают к спине( крыловидные лопатки).

    Круглая  спина. Кифоз равномерно  увеличен на всем протяжении грудного отдела, поясничный лордоз несколько сглажен, голова наклонена вперед, плечи опущены и сведены вперед, лопатки не прилегают к спине. Устойчивое положение тела сохраняется за счет небольшого сгибания ног в коленях.  Для круглой спины характерны впалая грудная клетка и плоские ягодицы. Из–за укороченных грудных мышц  ограниченно разгибание в плечевых суставах: ребенок не может полностью поднять руки.

    Кругло-вогнутая спина. Все изгибы позвоночника  увеличены, голова, шея, надплечья наклонены вперед, живот выступает и свисает. Колени максимально разогнуты, чтобы удержать центр тяжести в пределах опорной

20

поверхности. Мышцы живота, спины, задней поверхности бедер  и ягодиц  растянуты и истончены. Из-за дряблости брюшного пресса возможно опущение внутренних органов.

    Плоская  спина. Все изгибы позвоночника сглажены, поясничный лордоз выражен слабо и смещен кверху. Нижняя часть живота выдается вперед. Грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена кпереди. Скелетная мускулатура плохо развита, мышцы туловища и спины утончены. Плоская спина является следствием функциональной неполноценности мускулатуры, когда формирование физиологических изгибов позвоночника и наклона таза нарушено из-за недостаточной мышечной тяги. При плоской спине чаще развивается сколиоз и другие дегенеративно – дистрофические заболевания позвоночника[30]

    Плоско – вогнутая спина.  Грудной кифоз уменьшен, поясничный лордоз немного увеличен. Таз как бы сдвинут назад и опрокинут вперед, из-за чего ягодицы отставлены назад, а живот выступает вперед  и отвисает книзу. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены.

     Нарушения  осанки  во фронтальной плоскости  не подразделяются  на отдельные  виды. Для них характерно  дугообразное  смещение  линии остистых отростков   позвонков в сторону  от  средней линии спины. При этом  нарушается симметричное расположение  тела и конечностей относительно  позвоночника: голова наклонена  вправо или влево, плечи, лопатки,  соски находятся на разной  высоте, треугольники талии асимметричны. Мышечный тонус на правой и левой половинах туловища неодинаков, сила  и выносливость мышц снижены. Такие нарушения осанки трудно отличить от ранних стадий  развития сколиоза[30]/

    Деформация позвоночника  проявляется в   более сложном   изменении  в  опорно-двигательном  аппарате школьника. Сколиоз- сколиотическая  болезнь

– тяжелое прогрессирующее  заболевания позвоночника. Сколиоз  – это боковое искривление  позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный

21

горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с  выпуклостью вбок и кзади – кифосколиоз. [ 20]

    Сколиоз — это  всегда патология. К признакам,  подтверждающим наличие сколиоза, относятся: видимая деформация  остистых отростков позвонков;  асимметрия плеч, лопаток и складок  на талии, которые не исчезают  в положении сидя; асимметрия  параспинальных мышц; чрезмерный грудной кифоз и деформации в сагиттальной плоскости. Лордоз почти всегда носит вторичный характер и обусловлен либо наклоном таза вперед, либо изменениями в тазобедренных суставах. Сколиотическая болезнь возникает в период роста позвонков. Образованию сколиоза  способствует  рахит и слабость мышц. Искривление позвоночника в сторону - сколиоз, нередко появляется у школьников в результате  длительного неподвижного сидения за партой или столом  и неправильной косой посадке, чаще всего при писании. Различают две основные формы сколиоза: грудную и поясничную.  Грудная форма вызывает резкие нарушения функций сердца и легких. Она отличается наиболее выраженной склонностью к прогрессированию. Поясничная форма меньше нарушает функции сердечно-сосудистой  и дыхательной систем, медленно прогрессирует и часто останавливается на ранних стадиях развития деформации позвоночника. Сколиоз встречается гораздо чаще, чем об этом думают. По статистическим данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И. Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом,  можно встретить например правосторонний грудной сколиоз[ 19]

    Кифоз -  искривление позвоночника  выпуклостью кзади.  Различают физиологический (в грудном и пояснично-крестцовом отделах)  и патологический      кифоз  позвоночника.   Грудной кифоз      ненормально

22

увеличивается у школьников при длительном согнутом положении  позвоночника и слабости спинных  мышц.  Школьные кифозы возникают  в результате  несоответствия роста  тела увеличению крепости костей позвоночника.  Кифоз усиливается у детей  при  сгибании тела, ходьбе, работе за станком и неправильной  посадкой за партой.

    Остеохондроз – дегенеративное заболевание межпозвоночных дисков. По данным  рентгенологического исследования  уже в возрасте 10 лет видны первые признаки « старческих» изменений в фиброзных кольцах шейного отдела. Возрастные изменения в позвоночнике неизбежны даже у людей с хорошей осанкой. Причины разрушения  межпозвоночных дисков –постоянные нагрузки по вертикальной оси тела; нарушение обмена веществ в костной и соединительной тканях и патологическое  перерождение  межпозвоночных дисков; неправильная осанка, которая  создает неравномерную нагрузку на позвоночник;  подъем тяжестей, который способствует  образованию трещин фиброзного кольца[18].

    Одной из форм нарушения опорно-двигательного аппарата является деформация грудной клетки, которая может быть трех видов: в виде «груди сапожника», «куриной груди» и «впалой груди». При работе, связанной с  длительным сдавливанием грудной клетки, и при неправильной посадке  на парте и  опоре на нее грудью  может возникнуть деформация грудной клетки, что нарушает работу сердца, крупных сосудов. При осмотре грудной клетки оцениваются ее форма, состояние реберного каркаса. Деформация грудной клетки в виде «груди сапожника», килевидной грудной клетки может встречаться   при   рахите   или иметь врожденный    характер.

 «Куриная грудь» определяется резко выступающей вперед грудиной, прикрепленные к ней ребра лежат с ней не в одной плоскости, а под острым углом. В результате грудная клетка  сужается и уплощается, ее объем значительно уменьшается. Легкие, сердце и сосуды находятся в более стесненных условиях, что ухудшает их нормальное функционирование и

23

развитие. «Впалая грудь» характеризуется тем, что грудина  и ребра своим вдавлением в  грудную клетку образуют «воронку»[30].

    При осмотре  осанки ребенка важно обращать  внимание на состояние нижних  конечностей. Часто можно обнаружить  изменения в стопе ребенка.  Медицинские работники  отмечают  следующие  изменения формы  стопы: 

а )— плоская стопа; б )— высокая стопа;  в)— деформация пальцев стопы.    Наличие  у  ребенка  плоскостопия     (отсутствие  видимого  продольного, поперечного сводов стопы),    косолапости, высокого свода стопы («полая» стопа")  нарушает рессорную функцию стоп. К причинам, вызывающим у ребенка боли в стопе, наряду с множеством причин органического генеза можно отнести и такую, на первый взгляд банальную, как неправильно подобранная обувь[11].

    Плоскостопие-  деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. Стопа состоит из множества мелких косточек, соединенных между собой связками  и мышцами, которые образуют  два упругих свода – продольный и поперечный. Свод стопы выполняет функцию рессоры, пружины при ходьбе  или беге. Нормальная стопа при ходьбе не касается земли своим внутренней   частью. При слабости  или перенапряжении мышц  и связок, поддерживающих стопу, она как бы опускается,  уплощается.  Это называется  плоскостопием, которое бывает двух видов: продольное и поперечное. В литературе  по статистическим данным указывается, что плоскостопие отмечается у 7-8% школьников. Это говорит о том, что мышцы и связки стопы слабо развиты и требуют определенного внимания со стороны педагогов и родителей. При внешнем осмотре трудно определить наличие плоскостопия в начальных стадиях. Для установки диагноза применяют специальный метод – снятие отпечатка стопы. По отпечатку стопы на бумаге можно определить наличие деформации стопы. Поперечное плоскостопие встречается чаще, чем

24

продольное. Лечение плоскостопия зависит от степени деформации стопы. Большое значение имеет такие  меры, как формирование  правильной  походки, ношение точно подобранной  по  ноге  обуви, использование  специальных ортопедических стелек. Но важнее всего – специальные  физические  упражнения для укрепления мышц и связок стопы.  Причиной же «полой» стопы, которая формируется  на фоне мышечной контрактуры, чаще всего  является неврологическая патология: полиомиелит, атрофия малоберцовых мышц. «Подошва рокера», или деформация по типу «персидской туфли», развивается  при врожденном вертикальном положении таранной кости[30].

2.3. Влияние занятий физической культурой при нарушении опорно – двигательного аппарата

   Систематические занятия физической культурой и спортом оказывают огромное влияние на организм детей. Правильное применение различных средств физического воспитания оказывают глубокое и многостороннее влияние,  обеспечивает хорошее здоровье и необходимую физическую  подготовку. Специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения. Систематические занятия физическими упражнениями благотворно  влияют на деятельность центральной нервной системы, на развитие  и укрепление мышечной системы и опорно-двигательного аппарата, органов кровообращения и дыхания, снижают утомляемость коры головного мозга и повышают работоспособность школьника.    Значительные изменения происходят в мышцах: под влиянием физических упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила, повышается скорость сокращений мышц и их эластичность. Благоприятное воздействие оказывают физические упражнения и на внутренние органы  детей, прежде всего на сердце и легкие[13].

      “Двигательная  активность принадлежит к числу  основных факторов, определяющих   уровень  обменных процессов организма и состояние его

25

костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем”, - писал академик В. В. Парин. Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса ЦНС,  облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу (“мышечный насос”), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата[5].

    Мышцы — активная  часть двигательного аппарата. Для  обеспечения движения элементы  мышечной ткани должны иметь  вытянутую форму и фиксироваться  на опорных образованиях (костях, хрящах, коже, волокнистой соединительной  ткани и т.п.).    В процессе  занятий физическими упражнениями  и спортом  развиваются и  тренируются  все мышцы тела  человека. Динамическая анатомия  изучает функции мышц и влияние  тяжести тела на его положение,  как в покое, так и при  движениях (в статике и динамике).  В различных видах спорта нагрузка  на мышцы различна как по  интенсивности, так и по объему, в ней могут преобладать статические  или динамические элементы. Она  может быть связана с медленными  или быстрыми движениями. В связи  с этим и изменения, происходящие  в мышцах, будут неодинаковы. Спортивная  тренировка увеличивает силу  мышц, эластичность, характер проявления  силы и другие их функциональные  качества. Вместе с тем иногда, несмотря на регулярные тренировочные  занятия, сила мышц начинает  снижаться и спортсмен не может  даже повторить свой прежний  результат. Поэтому очень важно  знать, какие изменения происходят  в мышцах под влиянием физической  нагрузки, какой двигательный режим  спортсмену рекомендовать; должен  ли спортсмен иметь полный  покой (адинамию), перерыв в тренировочном  процессе, или минимальный объем  движений (гиподинамию), или проводить  тренировки с постепенным уменьшением нагрузки [26].

Информация о работе Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков