Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 00:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление возможностей хореографии в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков. Задачи: 1.Провести анализ литературы по исследуемому вопросу. 2. Выявить особенности развития опорно-двигательного аппарата у подростков. 3. Исследовать нарушение опорно-двигательного у подростков. 4. Разработать программу коррекции нарушений опорно– двигательного аппарата с использованием средств хореографии. 5. Провести анализ эффективности разработанной программы по коррекции опорно-двигательного аппарата подростков.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности развития и строения опорно-двигательного
аппарата
1.1.Строение и возрастные особенности опорно-двигательного
аппарата 6
1.2.Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата 16
1.3.Влияние занятий физической культурой при нарушении опорно-
двигательного аппарата 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Хореография, как средство физического воспитания подростков.
2.1.История возникновения хореографии 30
2.2. Аспекты воздействия хореографии на организм подростков 36
2.3. Принципы, формы построения и содержания занятий по
хореографии 39
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств хореографии
3.1. Организация и методы исследования 43
3.2. Исследование нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков и анализ полученных результатов 47
3.3. Программа коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков средствами хореографии 57
3.4. Анализ эффективности программы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии 70

Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение 78

Файлы: 1 файл

Али Диплом Хореография.docx

— 225.65 Кб (Скачать файл)

    Подвижность позвоночника  зависит от высоты межпозвоночных  хрящевых дисков и их упругости,  а так же от  фронтального  и сагиттального размера тел  позвонков. Чем выше межпозвоночные  диски, тем больше подвижность  позвоночника. В крестцовом отделе  позвоночник к 17 – 25 годам становится  неподвижным вследствие замещения  межпозвоночных дисков костной  тканью.

    Подвижность позвоночника  у детей  гораздо больше, чем  у взрослых, особенно с 7 до 9 лет,  что зависит от относительно  большей величины межпозвоночных  дисков и их большей упругости.  Развитие межпозвоночных дисков  происходит долго и заканчивается  к  17 – 20 годам[11].

    Позвоночник после  рождения приобретает  четыре  физиологических изгиба:  в 6 –  7 недель - изгиб кпереди – лордоз  в шейном отделе;  в 6 месяцев  -  изгиб кзади – кифоз в  грудном и крестцовом отделах;  около года  -   лордоз в  поясничном отделе.  Вначале изгибы  удерживаются мускулатурой, а затем  связочным аппаратом, хрящами  и костями позвонков. К 3-4 годам  эти изгибы постепенно увеличиваются.  Шейный лордоз, грудной кифоз  окончательно образуются  к 7 годам,  а поясничный лордоз  -  к  12. Поясничный лордоз окончательно  образуется к периоду половой  зрелости.

    Грудную  клетку  составляют  12 пар ребер и 12 грудных позвонков. Ребро состоит  из костной и хрящевой частей. Первое ребро самое массивное. 

10

Каждое ребро, переходя в  хрящ прикрепляется к грудине. Хрящи 8 -10 ребер оканчиваются свободно. 2-7 пары ребер соединены с грудиной небольшими суставами. С позвонками ребра соединяются суставами, которые при поднятии грудной клетки определяют движение верхних ребер главным образом вперед, а нижних  -  в стороны. Грудина -  непарная кость, в которой различают три части: рукоятку, тело, и мечевидный отросток. Рукоятка грудины сочленяется с ключицей посредством сустава, содержащего внутрихрящевой диск; по характеру движений он приближается к шаровидным[9].

    Форма грудной  клетки зависит от пола и  возраста. Форма грудной клетки  изменяется  и вследствие перераспределения  силы тяжести тела при стоянии  и ходьбе, а также в зависимости  от развития мускулатуры плечевого  пояса. С возрастом, у  мальчиков  к 7 – 8 годам, а у девочек немного раньше, она приобретает форму конуса с основанием, обращенным к верху, т. е. поперечный диаметр ее верхней части увеличивается. Грудная клетка  приобретает такую же форму, как у взрослых, к 12 – 13 годам, но имеет меньшие размеры. Половые различия в форме грудной клетки проявляются приблизительно с 15 лет. С 15 лет начинается интенсивное увеличение сагиттального размера грудной клетки. У мальчиков во время вдоха резко поднимаются нижние ребра, а у девочек -  верхние. В период полового созревания окружность грудной клетки растет быстрее.  Развитие грудной клетки и ее подвижность зависят от развития скелетных мышц. Чем больше развита скелетная мускулатура в результате мышечной деятельности, тем больше развита грудная клетка[ 4 ].

     Скелет верхних  конечностей состоит из  лопатки  и ключицы, плечевой кости,  двух костей предплечья (локтевой и лучевой)  и скелета кисти: запястья, пясти и фаланг пальцев.  Лопатка – плоская кость треугольной формы, расположенная на спине. Ключица – трубчатая кость, один конец которой сочленяется с грудиной и ребрами, а другой  - с лопаткой.  У детей

11

реберно – ключичный сустав появляется с 11 -12 лет; наибольшего развития он достигает у взрослых. Скелет руки состоит из плечевой кости,  из локтевой  и лучевой костей и из костей  кисти. Запястье составляет 8 мелких костей, расположенных в 2 ряда, которые образуют желоб на ладони и выпуклость на ее тыльной поверхности. Пясть состоит из 5 небольших трубчатых костей, из которых короче и толще кость большого пальца, длиннее – вторая кость, а каждая  из следующих костей меньше предыдущей, за исключением 1 пальца,  состоящего из двух фаланг; в четырех пальцах по 3 фалангa.

    У новорожденного  ключица почти полностью костная,  в грудинном ее отделе ядро  окостенения образуется в 16 –  18 лет и сливается с ее телом  в 20 – 25 лет.    Окостенение  хрящей запястья начинается на 1 году жизни. «Костный возраст»  определяют центры окостенения  кисти. Окостенение заканчивается  в ключице, лопатке и в плечевой  кости в 20 -25лет, лучевой кости  -   21 -25,  локтевой  -   21 -24, костях запястья -   10 -13, пястье  -  12, фалангах пальцев 9 -11 лет[9].

    К скелету нижних  конечностей  относятся тазовый  пояс, состоящий из трех прочно  соединенных костей ( крестца и двух тазовых); длинные кости ноги: бедренная, две кости голени (большая и малая берцовая); кости стопы, в том числе кости предплюсны, пять плюсневых  и фаланги пальцев. Головка бедренной кости входит в ямку тазовой, образуя тазобедренный сустав, в котором, благодаря его шаровидной форме, возможны движения во всех направлениях. Коленный сустав, образуемый бедренной костью и костями голени, имеет блоковидную форму, поэтому движения голени относительно бедра возможны только  по одной оси. Кости стопы, соединяясь между собой, образуют упругий свод, обращенный выпуклостью кверху. Сзади стопа опирается на пяточный бугор, а спереди -  на  головки плюсневых костей. Свод стопы укрепляется связками и мышцами[12].

   

12

   Кости таза интенсивно растут в первые три года. Их сращение начинается  в 5 -6 лет, к 7-8 годам  срастаются лобковая и седалищная кости. Примерно к 14-16 годам кости таза уже сращены, а полное их сращение заканчивается к 20-25 годам. Размеры таза у женщин больше, чем у мужчин. Различают  верхний – большой таз и нижний – малый таз. В бедренной кости к моменту рождения костным является  только диафиз, а остальные ее части состоят из хряща. Длинные кости заканчивают синостозирование  с 18 до 24 лет. Коленная чашечка приобретает форму, характерную для взрослого к 10 годам. Кости предплюсны развиваются гораздо раньше костей запястья, ядро окостенения появляется в них еще в утробном периоде. В клиновидных костях они возникают в 1-3 года, в ладьевидной – в 4,5 года.  Окостенение пяточной кости заканчивается в 12 -16 лет.  Кости ног окончательно окостеневают: бедренная, большеберцовая и малоберцовая  20-25годам, плюсневые - к 17-21 у мужчин и к 14-19 у женщин, фаланги к 15-21 у мужчин и к 13-17  у женщин. С семи лет ноги быстрее растут  у мальчиков. Наибольшей длины по отношению к длине туловища ноги достигают у мальчиков к 15 годам у женщин к 13 годам. Кости плюсны окостеневают позже костей предплюсны, в 3-6 лет. Окостенение фаланг стопы происходит на 3-4 году. Следовательно, раньше развиваются дистальные звенья кисти и стопы, затем средние – предплечья и голень и последними, проксимальные – плечо и бедро[11].

    Стопа образует  свод, который опирается на пяточную  кость и на передние концы   плюсневых костей. Общий свод  стопы состоит из двух  основных  сводов:  продольного  и поперечного.  Для формирования полноценной  стопы большое значение имеет   развитие мышц ног , особенно тех, которые удерживают продольный и поперечный свод стопы. Свод стопы защищает от давления  мышцы, сосуды и нервы подошвенной поверхности. Он действует как пружина, смягчая сотрясение и толчки тела во время ходьбы. Сглаживание свода стопы приводит к плоскостопию[4].

13

  Мышца  является активным элементом аппарата движения.  В  организме человека насчитывается около 660 мышц. Все движения  человека в окружающем мере производится рефлекторными сокращениями определенных групп  скелетных мышц. Мышца прикрепляется к костному рычагу с помощью сухожилия. Часто путают «сухожилия» и «связки». Сухожилия прикрепляют мышцу к кости, а связки — кости к костям, их роль сводится в основном к фиксации суставов. В любом движении, как правило, участвуют минимум две мышцы. Полная изоляция одной отдельно взятой мышцы при выполнении движений почти невозможна. Мышцы делят на две группы — антагонисты и синергисты. Поскольку это деление условно и в каждом конкретном движении мышцы могут выполнять разные функции: мышцы, сгибающие туловище или конечность, являются антагонистами по отношению к мышцам, разгибающим туловище или конечность;  
синергистами же являются мышцы (или группа мышц), которые выполняют движение совместно, работая в одном направлении. Например, антагонистическими являются двуглавые мышцы плеча (бицепсы) по отношению к трехглавым мышцам плеча (трицепсы) или широчайшие мышцы спины по отношению к грудным мышцам. Ряд мышц при выполнении конкретного движения вообще работают в своеобразном режиме: они развивают статическое усилие, не включаясь в выполнение тяги, развиваемой конечностью или туловищем, а лишь стабилизируя положение других частей тела, что помогает технически правильно проделывать упражнение[16]. 
    Скелетная мышца образована поперечнополосатыми мышечными волокнами. Периферия мышечного волокна окружена прозрачной оболочкой, или сарколеммой, содержащей фибриллы коллагеновой природы. Небольшие группы мышечных волокон окружены соединительнотканной оболочкой; более крупные комплексы представлены пучками мышечных волокон, которые       заключены в   рыхлую соединительную ткань -    внутренний

14

эндомизий, вся мышца в целом окружена наружным перимизием. Все соединительнотканные структуры мышцы, от сарколеммы до наружного перимизия, являются продолжением друг друга и непрерывно связаны между собой. Всю мышцу одевает соединительнотканный футляр – фасция. У большинства мышц различают брюшко, и два конца, из которых один является началом мышцы и получает название головки,  а другой, противоположный конец, называется хвостом мышцы. У концов мышцы соединительная ткань образует соединительнотканное сухожилие, которым мышца прикрепляется к кости. Сухожилия образованы пучками коллагеновых волокон, которые вытянуты по длиннику мышцы и располагаются параллельно друг другу. Отдельные пучки различного порядка окружены соединительнотканной оболочкой - эндо-тендинием, переходящей непосредственно в наружную оболочку, окружающую все сухожилие в целом - перитендиний. Плоское сухожилие получает название сухожильного растяжения. По направлению мышечных пучков и их отношению к сухожилиям различают три основных типа мышц: а) параллельный тип - мышечные пучки располагаются параллельно длинной оси мышцы (например, портняжная мышца); б) перистый тип - параллельно идущие мышечные пучки располагаются под углом к длиннику мышцы. Различают мышцы одноперистые, мышечные пучки которых прикреплены по одну сторону сухожилия (например, длинный сгибатель большого пальца кисти,);  двуперистые мышцы, где мышечные пучки прикрепляются по обеим сторонам сухожилия (например, длинный сгибатель большого пальца стопы,); многоперистые мышцы, в которых мышечные пучки в виде многих перистых групп примыкают друг к другу (например, дельтовидная мышца); в) треугольный тип мышц - мышечные пучки с различных направлений сходятся к одному общему концевому сухожилию (например, височная мышца)[12].

   

15

  Некоторые мышцы имеют две или несколько головок. Мышца, имеющая две головки, получает название двуглавой, три головки - трехглавой, четыре головки - четырехглавой. Встречаются мышцы, имеющие два брюшка, разделенных промежуточным сухожилием. Такие мышцы получают название двубрюшных. Некоторые мышцы имеют на своем протяжении несколько сухожильных перемычек. По месту положения выделяют мышцы туловища, головы и шеи, верхних конечностей и плечевого пояса, нижних конечностей и тазового пояса.  Мышцы делятся на сгибатели, разгибатели, приводящие, отводящие, вращательные, поднимающие, сжимающие (напрягающие), мимические, жевательные и дыхательные.  К вспомогательным аппаратам мышц, способствующим их работе, относят фасции, синовиальные и фиброзные влагалища сухожилий, синовиальные сумки и сесамовидные кости. Фасции, образуют соединительнотканные футляры, которые окружают отдельные мышцы или целые группы мышц. Фасции представляют собой различной протяженности, толщины и слоистости соединительнотканные пластины с множеством коллагеновых и эластических волокон, ориентация которых обусловлена теми функциональными особенностями, которые несет мышца или группа мышц, связанных с данной фасцией[11].

    Развитие мышечной  системы  проходит несколько  этапов. После рождения рост и  развитие разных мышц происходит  неравномерно. Раньше начинают развиваться   те мышцы, которые обеспечивают  двигательные функции , имеющие существенное значение для жизни. Кроме того, больше развиваются те мышцы, которые участвуют в процессе обучения и воспитания  у детей определенных  навыков.  К 1 году  более развиты мышцы плечевого пояса и рук, чем мышцы   нижних конечностей. С 2 до 4 лет особенно быстро растут  волокна в длиннейших мышцах спины и в большой ягодичной мышце.  К 4- 5 годам развиты мышцы плеча и предплечья, но  недостаточно мышцы кистей рук. Ускоренное развитие

16

мышц кисти происходит в  6-7 лет. Согласно данным С.А. Советова[36] в первые годы жизни у детей слабы глубокие мышцы спины, недостаточно развиты и их сухожильно – связочные  аппараты. К 12-14 годам эти мышцы укреплены сухожильно-связочным аппаратом, но меньше чем у взрослых. Мышцы брюшного пресса к 14 -16 годам укрепляется. До 9 лет прямая мышца живота очень интенсивно растет.  С 12до 16 лет растут мышцы, обеспечивающие  вертикальное положение тела,  особенно подвздошно- поясничная, играющая важную роль в ходьбе. Масса мышц особенно интенсивно возрастает  у девочек в 11- 12 лет, а у мальчиков в13-14.[36]

    При организации  физкультурно-оздоровительных занятий  с детьми школьного возраста  важно учитывать анатомическое  строение и возрастные изменения  в развитии опорно-двигательного  аппарата

1.2. Классификация нарушений опорно – двигательного аппарата подростков

    Врачи, физиологи, педагоги  выражают серьёзную озабоченность состоянием здоровья подрастающего поколения. Современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит. Количество движений производимых ими ниже возрастной нормы. И это оказывает отрицательное влияние на их организм. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. А длительное пребывание в одной позе (например, за письменным столом в школе и дома) вызывает статическую нагрузку на определенные группы мышц, что приводит к их утомлению и усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей, ожирением. У таких детей чаще регистрируются травмы.

 

17

  В литературе отмечается увеличение нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков. Специалисты в области физической культуры и спорта, медики и родители озабочены заболеваниями детей связанными с нарушением опорно-двигательного аппарата. Профессор, доктор медицинских наук  Т.А Евдокимова [30] отмечает,  что между «просто»  нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет четкой границы. Типичный пример такого «переходного состояния» -  нестабильность позвоночника. Слабые мышцы и связки не в состоянии удержать позвонки при движениях, вялая осанка приводит к повышенному давлению на межпозвоночные диски, при этом развивается юношеский остеохондроз, который отличается от  «обычного»  только возрастом больных. По данным медицинской статистики, от 40 до 80% всех жителей земного шара страдают остеохондрозом. Два наиболее типичных нарушений связанных с позвоночником – нарушение осанки и остеохондроз – это звенья одной цепи. А поскольку нет такого заболевания позвоночника, которое не влияло бы на все остальные органы и системы организма, то можно сказать, что позвоночный столб – это действительно «столб здоровья»[ 32].

    Чтобы определить  нарушения осанки важно знать  основу определения хорошей осанки  у школьника. Определение осанки  звучит так: «Привычная поза  непринужденно стоящего человека, которую он принимает без особого  мышечного напряжения».  В более  широком понимании осанка –  это положение тела в различных  статических позах, и особенности  работы мышц при ходьбе и  при выполнении различных движений. Но для определения осанки  используют характеристики позы  стоя. При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости  и изгибов позвоночника или косого расположения таза – во фронтальной, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела  при хорошей осанке находится в пределах площади опоры,

Информация о работе Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков