Рефераты по литературе

"Чудотворец" поэзии Батюшков

19 Июня 2013, реферат

Место К. Н. Батюшкова (1787–1855) в истории русской литературы было определено еще Белинским. В его статьях имя Батюшкова как «замечательного таланта», «великого таланта», художника по преимуществу постоянно стоит вслед за Карамзиным, рядом с Жуковским, перед Пушкиным и рассматривается как необходимое звено в развитии русской поэтической культуры.[164] Заслуги Батюшкова перед русской поэзией особенно велики в обогащении лирических жанров, поэтического языка. Он был непосредственным предшественником Пушкина, во многом близким ему по духу, по поэтическому миросозерцанию. «Батюшков, — писал Белинский, — много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением» (7, 228).

"Қазақ әйелі" концептісінің этномәдени сипаты

13 Февраля 2014, автореферат

Зерттеудің нәтижелері мен пайымдаулары қазақ тіл біліміндегі этнолингвистика, лингвомәдениеттану, когнитивтік зерттеулердің ғылыми-теориялық негіздерін нақтылай түсуге белгілі бір дәрежеде өз үлесін қосады. Зерттеу барысында талдау жасалынған тілдік деректерді қазақ тілінің түсіндірме, фразеологиялық, ассоциативтік сөздіктерді құрастыруға пайдалануға болады. Зерттеудің нәтижелерін этнос тарихын, ұлттық дүниетанымды, ұлт мәдениетін тіл арқылы танытуға арналған дәрістерде, көркем мәтінді лингвистикалық талдауға қатысты арнайы курстарды жүргізуде, "Әлеуметтік лингвистика", "Лингвоелтану" пәндерін оқытуда, этнопедагогикалық тәжірибеде қолдануға болады.

«Банк» аргументов из художественной и публицистической литературы

20 Мая 2014, реферат

Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека) «Слово о полку Игореве» Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости. А.П. Чехов «Степь» Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.

«Бедные люди» Достоевского: традиции и новаторство

16 Мая 2015, доклад

Общее действительно было, но им не объяснить степень оригинальности Достоевского в разработке традиционной к тому времени темы "маленького человека" в литературе. И тем более не объяснить полемику Макара Девушкина по поводу "Станционного смотрителя" Пушкина и "Шинели" Гоголя, где выбор был не в пользу Гоголя вследствие неприятия Достоевским гоголевских принципов изображения человека. Лишь немногие видели в Достоевском ученика Гоголя. Более значительными были попытки В. Майкова и М. Бахтина противопоставлением Гоголя и Достоевского оттенить оригинальность дебютанта, что, впрочем, также не объясняет триумф "Бедных людей".

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

15 Января 2014, сочинение

В 1824 году А.С. Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряжённого времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова и его друзей, и в общем тоне комедии. В центре пьесы лежит столкновение между сторонниками барской Москвы и группой «новых людей».

«Во мне живут любовь и скорбь моей эпохи» Виталий Борисович Бакалдин

12 Декабря 2011, реферат

В данной работе на основе использования различных источников информации автором исследуется жизнь и деятельность одного из известных представителей творческой интеллигенции города Краснодара – поэта Виталия Борисовича Бакалдина. Своим исследованием автор отдает дань творчеству поэта, гражданина, патриота своей страны, своего города.

«Герой Нашего Времени» – психологический роман

18 Мая 2013, аттестационная работа

C давних времен человечество совершало открытия в разных сферах, стремясь усовершенствовать свою жизнь, будь то техника, медицина или астрология. Поэтапно решая свои насущные проблемы, люди хотели найти ответы на вечные вопросы, открыть тайны, скрытые от них. И все чаще и чаще человек задумывался,- а что там, за пределами Земли, где заканчивается галактика и, наконец, сколько тайн хранит вселенная? Но, пытаясь познать далекую и неизвестную вселенную, порой забываем и не видим, что «вселенная» рядом. Когда мы присматриваемся ко всему и ко всем, что нас окружает, то понимаем, что каждый человек – море загадок и неизвестных тайн, разгадывать которые можно вечно.

«Говорящие пуговицы» русской литературы

16 Декабря 2013, реферат

Согласно «Литературному энциклопедическому словарю» художественная деталь — это «выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. …В зависимости от конкретной реализации… деталь может быть уточняющей, проясняющей и обнажающей замысел…, но она может быть и смысловым фокусом, конденсатором авторской идеи, лейтмотивом произведения. …Понятия «художественная деталь» и «подробность» нередко употребляются и как синонимы — для обозначения мельчайшего, неразложимого структурного элемента произведения…» Примерно то же самое можно было бы сказать и о детали визуальной.

«Дни Турбиных» — пьеса об интеллигенции и революции

23 Мая 2013, реферат

Булгаков — воинствующий архаик в своих пристрастиях, и патриархальность, теплая и мирная, служила ему опорой. Особое обаяние роману сообщает его романтический личный тон, тон воспоминания и одновременно присутствия, как бывает в счастливом и тревожном сне. Книга подобна стону уставшего от войны, ее бессмыслицы, нахолодавшегося и наголодавшегося, измученного бездомьем человека.
Ведущей темой произведения стала судьба интеллигенции в обстановке Гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу здесь, в этой пьесе, противопоставлялось упорное стремление сохранить нормальный быт, “бронзовую лампу под абажуром”, “белизну скатерти”, “кремовые шторы”.
Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы. Семья Турбиных, типичная интеллигентная семья военных, где старший брат — полковник, младший — юнкер, сестра — замужем за полковником Тальбергом. И все друзья — военные.

«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни

20 Января 2015, доклад

Роман в стихах “Евгений Онегин” по праву можно назвать не только лучшим произведением А. С. Пушкина, вершиной его творчества, но и одним из самых изумительных произведений мировой литературы. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы.

«Злые языки страшнее пистолета». - Из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

20 Ноября 2013, статья

Как и в любом коллективе, в школьном тоже сплетничают. Начинается это еще в детсаду, а в средних и старших классах школы сплетня – вечная спутница отношений между детьми и повод для маленьких трагедий. Как же научиться правильно реагировать на сплетни, чтобы приобрести стойкий иммунитет против этой заразы.
Начнем с того, что вообще такое сплетни и из-за чего они возникают. Если подумать, то возникают они от
а) неумышленного искажения истины,
б) злого умысла,
в) желания отомстить человеку,
г) привычки всегда сплетничать.

«История души человеческой»в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

08 Июля 2013, реферат

По своему типу роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение центростремительное. В центре системы его художественных образов находится один персонаж – Григорий Александрович Печорин, все остальные герои располагаются вокруг него, помогая раскрытию этого характера.
На протяжении всего романа автор сопоставляет Печорина с другими персонажами произведения, формируя из них пары. Это помогает Лермонтову отчетливее и полнее показать характер «героя времени», высветить все нюансы его противоречивой натуры. Так, в романе мы встречаем следующие пары: Печорин - Максим Максимович («антипод»), Печорин - Грушницкий («пародия»), Печорин - Вулич («фаталист»), Печорин-Вернер («друг»), Печорин - женские образы («любовь»), Печорин - горцы («естественные люди») и другие.

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого

08 Декабря 2012, доклад

Цели. Образовательные: рассказать о роли Ярослава Мудрого в просвещении на Руси; учить отличать летописный текст от стилизации и современного авторского текста; учить выбирать цитаты, раскрывающие главную мысль текста.

«Пролог на небе» в трагедии Гетте «Фауст»

21 Мая 2015, сочинение

Иоганн Вольфганг Гете – самый выдающийся просветитель. Тонкий лирический поэт, драматург, романист, мыслитель, ученый и государственный деятель, занимавший пост министра, – так щедро одарила природа Гете. Он вступил в литературу как предромантик, увлеченный произведениями немецкого фольклора (баллада “Лесной царь”). Затем он создает “Страдания молодого Вертера” - одно из самых главных произведений европейского сентиментализма, а последний период творческой деятельности известен чеканными стихотворениями, которые утверждают поэтику классицизма. Дружба с Ф.Шиллером помогла писателю в поисках новых форм творческой выразительности.

«Смерть Артура» Т.Мэлори -как памятник конца средневековья

26 Ноября 2015, курсовая работа

Целью нашей работы является тщательное изучение романа «Смерть Артура» и значение данного произведения в литературе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить ранние легенды о короле Артуре
- выявить этапы формирования новых сюжетов
- тщательно изучить роман Томаса Мэлори, «Смерть Артура»

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

01 Ноября 2012, реферат

Цель работы: анализ повести М.Булгакова «Собачье сердце» с точки зрения социально-философской сатиры на современное общество.

Основные вопросы и задачи, подлежащие рассмотрению:

- история создания и судьба повести;

- выявить соответствие между «преобразованиями» в России начала 20-х годов и «преобразованиями» в повести «Собачье сердце»;

- сатира на общество «шариковых» и «швондеров»;

- образ профессора Преображенского;

- актуальность повести в наши дни.

«Сто лет одиночества», художественный анализ романа Габриэля Гарсия Маркеса

23 Октября 2015, реферат

Над романом «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркес работал восемнадцать месяцев. Ради одной из самых популярных книг XX века писатель рискнул всем: отказался от должности пиар-менеджера, заложил машину, перестал общаться с друзьями и переложил все семейные проблемы на плечи жены. Законченное в 1966 году произведение было впервые опубликовано в июне 1967 года, в Буэнос-Айреса. К началу XXI века переведённые на тридцать пять языков «Сто лет одиночества» разошлись по миру тиражом более чем в тридцать миллионов экземпляров.

«Тема человека и природы» в лирике М.Ю. Лермонтова

15 Ноября 2013, реферат

Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову.
Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, одиночество, грусть.

«Цветные» прилагательные в произведении Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

11 Января 2014, контрольная работа

В данной работе рассмотрены такие особенности произведения, как символика различных цветов в книге, их употребление для описания каждого из героев, а также их количество и зависимость употребления таких прилагательных от рассказчика. Цели работы: более полно раскрыть смысл произведения посредством анализа цветных прилагательных, употреблённых для описания каждого из героев; определить отношение автора к каждому из своих персонажей; раскрыть зависимость употребления цветов автором от рассказчика той или иной главы; исследовать символику, использованную для характеристики каждого цвета произведения.

«Чайка», написанная Чеховым

09 Марта 2014, доклад

Важнейшим событием в жизни А.П. Чехова оказалось сближение с московским Художественным театром. 17 декабря 1898 года там состоялось первое представление «Чайки». Спектакль прошел с большим успехом и явился историческим событием в жизни театра. Отныне летящая чайка сделалась эмблемой МХАТа. «Чайка», написанная Чеховым в 1895—1896 годах, резко отличается от предыдущих пьес своим лиризмом, подчеркнутой символикой и ярко очерченным столкновением различных взглядов на искусство и жизненных концепций. Значительное место в «Чайке» занимает любовная сюжетная линия: это могучее, страстное чувство в той или иной степени охватывает всех героев пьесы. Таким образом, можно одновременно наблюдать развитие отношений сразу внутри нескольких «любовных треугольников», что поддерживает напряженное внимание зрителя в течение всего действа. Сам Чехов острил, что в его «Чайке» «пять пудов любви...».

Євгенія Кононенко

04 Мая 2013, реферат

Народилася 17 лютого 1959 р. у Києві. Закінчила механіко-математичний факультет Київського державного університету ім. Т.Шевченка (тепер - Київський національний університет ім. Т.Шевченка) (1981) та французьку філологію Київського інституту іноземних мов (тепер - Київський лінгвістичний університет) (1994). Працює науковим співробітником Українського центру культурних досліджень. За переклад антології французького сонета стала лауреатом премії ім. М. Зерова (1993). Член Національної спілки письменників України та Асоціації українських письменників. Живе у Києві.

І.П.Котляревський – зачинатель нової української літератури

30 Мая 2013, курсовая работа

В історії нашої культури є діячі, які особливо яскраво й багатогранно відобразили в своїй творчості душу народу, його націо¬нальну своєрідність, поетичну вдачу. До таких належить Іван Пет¬рович Котляревський, класик нової української літератури, видат¬ний письменник-реаліст, автор славнозвісної “Енеїди” і “Наталки Полтавки”. У важкі часи самодержавства він розкривав духовну велич рідного народу, його мрії, у конкретних художніх образах утілив його віру в краще майбутнє.

Іван Франко і його концепції історії літератури

17 Декабря 2014, реферат

Найпомітніший слід в утвердженні психологічного напряму залишив в українському літературознавстві Іван Франко (1856—1916). На відміну від О. Потебні й Д. Овсянико-Куликовського, які писали російською мовою, а матеріал для досліджень брали значною мірою теж із російської (почасти — зарубіжної) літератури, І. Франко і мовою, і матеріалом був цілком в українській стихії. І до психологічних методів аналізу він підходив теж у зв'язку з наявністю предмета для розмови саме в українській літературі. Але відбулося це не одразу, а внаслідок певної еволюції його літературно-критичних поглядів.

Іван Франко – дослідник польської літератури

11 Декабря 2014, курсовая работа

Франко був видатним популяризатором польської літератури серед української громади. Його критичні статті та рецензії охоплюють значну частину польської літератури, хоча перевага надавалася «українській школі». Приділяючи велику увагу добрим польсько-українським взаємозв’язкам, він водночас твердо обстоював українську перспективу, як вона йому бачилася, нехай то буде дослідження старої польської літератури про Хмельниччину, критика поезії Залеського, роману Сенкевича «Ogniem i mieczem» чи «політичної філософії Міцкевича», яким він узагалі захоплювався і якого інтенсивно перекладав.

Ідіоматичні вирази та типи їч перекладу на украйнську мову

15 Декабря 2012, курсовая работа

Мета роботи – проаналізувати структурно-семантичні особливості та стилістичну функцію ідіоматичних одиниць в художньому тексті, звертаючи увагу на національну своєрідність ідіом у англійській та засоби їхньої передачі українською мовою. У завдання дослідження входить укладання класифікації способів перекладу ідіоматичних одиниць, а також дослідження ідіоматичних одиниць, які належать до різних функціональних стилів, їхніх морфологічних, синтаксичних, семантичних, стилістичних властивостей.

Ідейне спрямування, соціальне забарвлення сатири, двоплановість композиції повісті-казки Е.Т.А. Гофмана «Малюк Цахес» як прояв творчої

30 Сентября 2013, реферат

Розвиток німецької літератури ХІХ ст. проходить у відповідності до закономірностей європейського літературного процесу. Головні фактори, які формували характер літературного процесу кінця ХVІІІ – перших трьох десятиліть ХІХ ст. були вплив французької революції, політична роздрібленість та економічна відсталість країни, антинаполеонівський визвольний рух і атмосфера загальної політичної реакції періоду Реставрації.

Інтелігенція у творчості Ольги Кобилянської (псевдоінтелігенція, освідченість)

01 Декабря 2013, контрольная работа

Інтелігентність - це риса, яка дуже необхідна не лише для правильного і ефективного спілкування, для побудови хороших стосунків між людьми, між людиною і природою, а навіть і для того, щоб побудувати державу, розвивати країну, адже саме інтелігентні люди визначають розвиток не лише культури, науки, освіти, а й у цілому суспільства. Саме від людей інтелігентних, здатних зрозуміти й допомогти, залежить, як буде розвиватися те суспільство, у якому вони живуть, адже ці люди завжди готові взяти на себе відповідальність за все, що роблять для інших. Інтелігентність — не набір знань і гарних манер, хоча вони дуже потрібні інтелігентній людині.

Інтермедiальне декодування роману Алессандро Барiкко "Шовк"

28 Мая 2013, статья

У статті пропонується проаналізувати постмодерністську деконструкцію образу Японії середини ХІХ століття у романі А. Барікко „Шовк” в інтермедіальному вимірі. Висвітлюється культурний діалог між Сходом (Японією) та Заходом (Францією), зреалізований імаготворчим потенціалом „Щоденника” братів Едмона та Жюля де Гонкурів і мистецтвом гравюри укійо-е Кацусіки Хокусая й Кітагави Утамаро.

ІНТЕРТЕКСТУАЛЬНІСТЬ В РОМАНІ ДЖУЛІАНА БАРНСА “ІСТОРІЯ СВІТУ В 10 1/2 РОЗДІЛАХ”

19 Мая 2012, курсовая работа

В термінах класифікації Ж. Жeнетта основним типом інтертекстуальності для текстів-прикладів є відношення власне інтертекстуальності.

Інтертекстуальність – це “створення мовних конструкцій, “текст в тексті” й “текст про текст”, що пов’язано з активною установкою автора тексту на діалогічність, яка дозволяє йому не обмежуватися лише сферою своєї суб’єктивної, індивідуальної свідомості, а вводити у текст водночас декількох суб’єктів висловлення, які є носіями різних художніх систем”

Історія першого видання “Кобзаря” Тараса Шевченка , оцінка критикою хисту митця і його творів

03 Декабря 2013, реферат

Творчість Шевченка, як бачимо, здобула широкий резонанс уже з появою першого, ще дуже невеликого за об’ємом «Кобзаря» та поеми «Гайдамаки». Якими б не були суперечливими оцінки перших видань його творів, безперечне те, що Шевченка навіть у тих тяжких умовах існування української літератури не можна було поминути, не помітити, замовчати його незвичайний поетичний талант.