Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:07, дипломная работа
Данная выпускная квалификационная работа состоит из: содержания, введения, теоретической части, факторного анализа ООО «Стройконструкция-Сервис», заключения, списка использованной литературы, глоссария и приложений. В первой главе отражены теоретические аспекты анализа производства и реализации продукции. Вторая глава посвящена анализу объемов производства и реализации продукции, путям их повышения в условиях ООО «Стройконструкция-Сервис».
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы анализа объемов производства и реализации продукции и пути их повышения………………………………………………………...6
1.1 Роль и содержание анализа объемов производства и реализации продукции………………………………………………………………………………….7
1.2 Анализ ассортимента, структуры и качества продукции……………………9
1.3 Анализ ритмичности работы предприятия………………………………….12
1.4 Анализ факторов изменения и пути повышения объемов выпуска и реализации продукции…………………………………………………………………..13
2 Факторный анализ производства в ООО «Стройконструкция-Сервис»…….18
2.1 Организационно экономическая характеристика ООО «Стройконструкция-Сервис»…………………………………………………………………………………...18
2.2 Анализ выполнения планов производства и реализации продуктов в ООО «Стройконструкция-Сервис»…………………………………………………………...26
2.3 Анализ ассортимента, структуры и качества продукции…………………..28
2.4 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции. Ритмичность работы ООО «Стройконструкция-Сервис»…………………………….32
2.5 Пути повышения объемов производства и реализации продукции в ООО «Стройконструкция-Сервис»……………………………………………………….......41
Заключение………………………………………………………………………...51
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………....55
Приложения……………………………………………………………………….58
При формировании ассортимента структуры и качества выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей:
- оценку уровня
- изучение жизненного
цикла изделий и принятия
- оценку экономической
эффективности и степени риска
изменений в ассортименте
В таблице 2.7 представлен анализ выполнения плана по ассортименту продукции.
Таблица 2.7 - Выполнение плана по ассортименту продукции, работ и услуг
Изделие |
Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. |
Процент выполнения плана, % |
Объем продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. | |
План |
факт | |||
Производство бетонных блоков |
2115 |
2278 |
107,7% |
2115 |
Производство пиломатериалов |
1260 |
1170 |
92,8% |
1170 |
Производство металлоконструкци |
2925 |
3034 |
103,7% |
2925 |
Итого |
6300 |
6482 |
102,9% |
6210 |
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. Из таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 98,6%.
К вып. п = 6210 / 6300 * 100 = 98,6%
А если проводить анализ по изделиям, то процент выполнения плана по производству бетонных блоков составил 107,7%, по производству металлоконструкций – 103,7%, так же видим не достаточный ассортимент продукции по пиломатериалам – 92,8 %.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Анализ качества произведенной продукции на ООО «Стройконструкция-Сервис» представлен в таблице 2.8
Из таблицы 2.8 видно, что за отчетный год на ООО «Стройконструкция-Сервис» проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышения ее конкурентоспособности. Об этом свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества на 10% по сравнению с прошлым годом, а также изменения экспортируемой продукции. В отчетном году этот показатель составил 1%. Уменьшение забракованной продукции также говорит об увеличении качества. Далее важно проанализировать потери от брака: по сравнению с прошлым годом этот показатель уменьшился и составляет 400 тыс. рублей.
Таблица 2.8 - Анализ обобщающих показателей качества продукции ООО «Стройконструкция-Сервис» за 2010 год
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год | |
план |
факт | ||
Средневзвешенный балл качества продукции |
0,65 |
0,81 |
0,75 |
Удельный вес, % а) продукции высшей категории качества; б) экспортируемой продукции; в) забракованной продукции; г) зарекламированной продукции. |
70 0,5 0,8 0,4 |
80 1,5 0,4 0,7 |
80 1,0 0,3 0,6 |
Потери от брака, тыс. руб. |
520 |
450 |
400 |
Изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и другие.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции; определяют потери от брака.
Таблица 2.9 - Определение потерь от брака в 2010 году
Показатели |
Тыс. руб. |
1.Себестоимость забракованной продукции |
620,0 |
2.Расходы по исправлению брака |
90,0 |
3.Стоимость брака по цене возможного использования |
210,0 |
4.Сумма удержаний с виновных лиц |
100,0 |
5.Потери от брака |
400,0 |
С 1 января 2010 года выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, в связи с этим возможна следующая методика анализа реализации продукции. Баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:
ГПн + ТП = РП + ГПк
Отсюда, РП = ГПн + ТП - ГПк
РП = 667+6482-770 = 6379
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.
Проведем анализ факторов изменения объема реализации продукции в таблице 2.10
Таблица 2.10 - Анализ факторов изменения объема реализации продукции
Показатель |
Стоимость продукции в базовых ценах, тыс. руб. |
Изменение объема реализации | ||
2009 |
2010 |
тыс. руб. |
% | |
Остаток готовой продукции на начало года |
426 |
667 |
241 |
156,6% |
Выпуск продукции за отчетный год |
4562 |
6482 |
1920 |
142,1% |
Остаток готовой продукции на конец года |
667 |
770 |
103 |
115,4% |
Реализация продукции |
4321 |
6379 |
2058 |
147,6% |
Данные таблицы 2.10 свидетельствуют о недовыполнении плана реализации продукции из-за значительного увеличения остатков готовой продукции в конце года.
Таблица 2.11 - Основные показатели, используемые при расчетах
Показатели |
Обозначения |
план |
факт |
1.Объем выпуска продукции, тыс. руб. |
ВП |
6300,0 |
6482,0 |
2.Прибыль от реализации продукции, тыс. р |
П |
1200,0 |
1287,0 |
3.Среднегодовая стоимость,тыс. |
|||
-основных производственных фондов |
ОПФ = (нач. года + кон. года) / 2 |
100,0 |
101,5 |
- активной части |
ОПФа.ч. = ОПФ х УДа.ч. |
95,0 |
95,0 |
- единицы оборудования |
Ц = ОПФа.ч. / К |
8,0 |
8,6 |
4. Коэффициент активной части фондов |
УДа.ч. |
0,95 |
0,936 |
5.Среднегодовое количество технологического оборудования, ед. |
К |
11 |
11 |
6. Фондорентабельность, (%) |
Rопф = П / ОПФ |
12,0 |
12,7 |
7. Рентабельность продукции, (%) |
Rвп = П / ВП |
19,0 |
19,8 |
8. Фондоотдача, тыс. р. |
ФОопф= В / ОПФ |
0,63 |
0,64 |
- основных производственных фондов |
ФОопф = Rопф / Rвп |
0,63 |
0,64 |
9. Отработано за год всем оборудованием, тыс. час. |
Т |
28,6 |
27,5 |
10.Отработано за год единицей оборудования, час. |
Тед = Т / К |
2600 |
2496 |
11. Количество смен за год, ед. |
СМ |
315 |
310 |
12. Отработано число дней за год |
Д |
315 |
310 |
13. Коэффициент сменности |
Ксм = СМ / Д |
1,0 |
1,0 |
14.Средняя продолжительность смены, час. |
Тс = Тед / СМ |
8,0 |
8 |
15. Выработка продукции за 1 машино-час, тыс. руб. |
ЧВ = ВП / Т |
220,0 |
236,0 |
В процессе анализа особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их три группы:
1) обеспеченность предприятия
трудовыми ресурсами и
ВП = ЧР*ГВ,
РП = ЧР*ГВ*Дв
2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
ВП = ОПФ*ФО ,
РП = ОПФ*ФО*Дв
3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
ВП = МЗ*МО ,
РП = МЗ*МО*Дв
Алгоритм анализа влияния
изменения эффективности
Анализ фондорентабельности
Наиболее обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондорентабельность. Ее уровень зависит не только от фондоотдачи, но и от рентабельности продукции. Взаимосвязь этих показателей можно представить следующим образом:
Rопф= П/ОПФ = ВП/ОПФ*П/ВП = ФО* Rвп
где Rопф - рентабельность основных производственных фондов;
П - прибыль от реализации продукции;
ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
ВП - стоимость произведенной продукции;
ФО - фондоотдача;
Rвп - рентабельность произведенной продукции.
Rопф = 1287,0/101,5 = 6482/101,5*1287,0/6482 = 0,64*19,8 = 12,7
Факторы, определяющие рентабельность основных фондов, представлены в Приложении Д
Факторами I уровня, влияющими на фондорентабельность, являются:
Используя метод абсолютных разниц, можно получить:
Информация о работе Анализ и пути повышения объемов выпуска продукции