Анализ и пути повышения объемов выпуска продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:07, дипломная работа

Описание работы

Данная выпускная квалификационная работа состоит из: содержания, введения, теоретической части, факторного анализа ООО «Стройконструкция-Сервис», заключения, списка использованной литературы, глоссария и приложений. В первой главе отражены теоретические аспекты анализа производства и реализации продукции. Вторая глава посвящена анализу объемов производства и реализации продукции, путям их повышения в условиях ООО «Стройконструкция-Сервис».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы анализа объемов производства и реализации продукции и пути их повышения………………………………………………………...6
1.1 Роль и содержание анализа объемов производства и реализации продукции………………………………………………………………………………….7
1.2 Анализ ассортимента, структуры и качества продукции……………………9
1.3 Анализ ритмичности работы предприятия………………………………….12
1.4 Анализ факторов изменения и пути повышения объемов выпуска и реализации продукции…………………………………………………………………..13
2 Факторный анализ производства в ООО «Стройконструкция-Сервис»…….18
2.1 Организационно экономическая характеристика ООО «Стройконструкция-Сервис»…………………………………………………………………………………...18
2.2 Анализ выполнения планов производства и реализации продуктов в ООО «Стройконструкция-Сервис»…………………………………………………………...26
2.3 Анализ ассортимента, структуры и качества продукции…………………..28
2.4 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции. Ритмичность работы ООО «Стройконструкция-Сервис»…………………………….32
2.5 Пути повышения объемов производства и реализации продукции в ООО «Стройконструкция-Сервис»……………………………………………………….......41
Заключение………………………………………………………………………...51
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………....55
Приложения……………………………………………………………………….58

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 459.50 Кб (Скачать файл)

2.3 Анализ ассортимента, структуры  и качества продукции, работ  и услуг

 

При формировании ассортимента структуры и качества выпуска  продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

- определение текущих  и перспективных потребностей покупателей:

- оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к  выпуску продукции;

- изучение жизненного  цикла изделий и принятия своевременных  мер по внедрению новых, более  совершенных видов продукции  и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

В таблице 2.7 представлен анализ выполнения плана по ассортименту продукции.

Таблица 2.7 - Выполнение плана по ассортименту продукции, работ и услуг

 

 

Изделие

Объем производства продукции  в плановых ценах, тыс. руб.

Процент выполнения плана, %

Объем продукции, зачтенной  в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.

План

факт

Производство бетонных блоков

2115

2278

107,7%

2115

Производство пиломатериалов

1260

1170

92,8%

1170

Производство металлоконструкций

2925

3034

103,7%

2925

Итого

6300

6482

102,9%

6210


 

Оценка выполнения плана  по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления  общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. Из таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 98,6%.

К вып. п = 6210 / 6300 * 100 = 98,6%

А если проводить анализ  по изделиям, то процент выполнения плана по производству бетонных блоков составил 107,7%, по производству металлоконструкций – 103,7%, так же видим не достаточный ассортимент продукции по пиломатериалам – 92,8 %.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры  производства оказывает большое  влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции,  то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Анализ качества произведенной продукции на ООО «Стройконструкция-Сервис» представлен в таблице 2.8

Из таблицы 2.8 видно, что  за отчетный год на  ООО «Стройконструкция-Сервис» проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышения ее конкурентоспособности. Об этом свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества на 10% по сравнению с прошлым годом, а также изменения экспортируемой продукции. В отчетном году этот показатель составил 1%. Уменьшение забракованной продукции также говорит об увеличении качества. Далее важно проанализировать  потери от брака: по сравнению с прошлым годом этот показатель уменьшился и составляет 400 тыс. рублей.

 

Таблица 2.8 - Анализ обобщающих показателей качества продукции ООО «Стройконструкция-Сервис» за 2010 год

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

план

факт

Средневзвешенный балл качества продукции

0,65

0,81

0,75

Удельный вес, %

а) продукции высшей категории качества;

б) экспортируемой продукции;

в) забракованной продукции;

г) зарекламированной продукции.

 

70

0,5

0,8

0,4

 

80

1,5

0,4

0,7

 

80

1,0

0,3

0,6

Потери от брака, тыс. руб.

520

450

400


 

Изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих,  аритмичность производства и другие.

В процессе анализа изучают  динамику брака по абсолютной сумме  и удельному весу в общем выпуске  товарной продукции; определяют потери от брака.

Таблица 2.9 - Определение потерь от брака в 2010 году

Показатели

Тыс. руб.

1.Себестоимость забракованной  продукции

      620,0

2.Расходы по исправлению  брака

        90,0

3.Стоимость брака по  цене возможного использования

      210,0

4.Сумма удержаний с  виновных лиц

      100,0

5.Потери от брака

      400,0


 

2.4 Анализ факторов и резервов  увеличения выпуска и реализации  продукции. Ритмичность работы ООО "Стройконструкция-Сервис"

 

С 1 января 2010 года выручка  на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, в связи с этим возможна следующая методика анализа реализации продукции. Баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:

ГПн + ТП = РП + ГПк                                                                                               (5)

Отсюда, РП  = ГПн + ТП - ГПк

РП = 667+6482-770 = 6379                                                              

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.

Проведем анализ факторов изменения объема реализации продукции  в таблице 2.10

Таблица 2.10 - Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель

Стоимость продукции  в базовых ценах, тыс. руб.

Изменение объема реализации

2009

2010

тыс. руб.

%

Остаток готовой продукции  на начало года

426

667

241

156,6%

Выпуск продукции за отчетный год

4562

6482

1920

142,1%

Остаток готовой продукции  на конец года

667

770

103

115,4%

Реализация продукции

4321

6379

2058

147,6%


 

Данные таблицы 2.10 свидетельствуют  о недовыполнении плана реализации продукции из-за значительного увеличения остатков готовой продукции в  конце года.

 

 

Таблица 2.11 - Основные показатели, используемые при расчетах

Показатели 

Обозначения

план

факт

1.Объем выпуска продукции,  тыс. руб.

ВП

6300,0

6482,0

2.Прибыль от реализации продукции,  тыс. р

П

1200,0

1287,0

3.Среднегодовая стоимость,тыс.

     

-основных производственных  фондов

ОПФ = (нач. года + кон. года) / 2

100,0

101,5

- активной части

ОПФа.ч. = ОПФ х УДа.ч.

95,0

95,0

- единицы оборудования

Ц = ОПФа.ч. / К

8,0

8,6

4. Коэффициент активной  части фондов

УДа.ч.

0,95

0,936

5.Среднегодовое количество технологического оборудования, ед.

К

11

11

6. Фондорентабельность, (%)

Rопф = П / ОПФ

12,0

12,7

7. Рентабельность продукции, (%)

Rвп = П / ВП

19,0

19,8

8. Фондоотдача, тыс.  р.

ФОопф= В / ОПФ

0,63

0,64

- основных производственных  фондов

ФОопф = Rопф / Rвп

0,63

0,64

9. Отработано за год  всем оборудованием, тыс. час.

Т

28,6

27,5

10.Отработано за год единицей оборудования, час.

Тед = Т / К

2600

2496

11. Количество смен  за год, ед.

СМ

315

310

12. Отработано число  дней за год

Д

315

310

13. Коэффициент сменности

Ксм = СМ / Д

1,0

1,0

14.Средняя продолжительность  смены, час.

Тс = Тед / СМ

8,0

8

15. Выработка продукции  за 1 машино-час, тыс. руб.

ЧВ = ВП / Т

220,0

236,0


 

В процессе анализа особое внимание уделяется изучению влияния  факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их три группы:

1) обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

ВП = ЧР*ГВ,

РП = ЧР*ГВ*Дв

2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

ВП = ОПФ*ФО ,                                                                                                  

РП = ОПФ*ФО*Дв                                                                                              

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ*МО ,                                                                                                     

РП = МЗ*МО*Дв                                                                                                

Алгоритм анализа влияния  изменения эффективности использования  основных фондов на объем производства продукции с помощью приемов  детерминированного факторного анализа.

Анализ фондорентабельности

Наиболее обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондорентабельность. Ее уровень зависит не только от фондоотдачи, но и от рентабельности продукции. Взаимосвязь этих показателей можно представить следующим образом:

Rопф= П/ОПФ = ВП/ОПФ*П/ВП = ФО* Rвп                                                          (6)

где Rопф - рентабельность основных производственных фондов;

П - прибыль от реализации продукции;

ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

ВП - стоимость произведенной продукции;

ФО - фондоотдача;

 Rвп - рентабельность произведенной продукции.

Rопф = 1287,0/101,5 = 6482/101,5*1287,0/6482 = 0,64*19,8 = 12,7

Факторы, определяющие рентабельность основных фондов, представлены в Приложении Д

Факторами I уровня, влияющими  на фондорентабельность, являются:

  • фондоотдача основных производственных фондов;
  • рентабельность продукции.

Используя метод абсолютных разниц, можно получить:

Информация о работе Анализ и пути повышения объемов выпуска продукции