Анализ и пути повышения объемов выпуска продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:07, дипломная работа

Описание работы

Данная выпускная квалификационная работа состоит из: содержания, введения, теоретической части, факторного анализа ООО «Стройконструкция-Сервис», заключения, списка использованной литературы, глоссария и приложений. В первой главе отражены теоретические аспекты анализа производства и реализации продукции. Вторая глава посвящена анализу объемов производства и реализации продукции, путям их повышения в условиях ООО «Стройконструкция-Сервис».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы анализа объемов производства и реализации продукции и пути их повышения………………………………………………………...6
1.1 Роль и содержание анализа объемов производства и реализации продукции………………………………………………………………………………….7
1.2 Анализ ассортимента, структуры и качества продукции……………………9
1.3 Анализ ритмичности работы предприятия………………………………….12
1.4 Анализ факторов изменения и пути повышения объемов выпуска и реализации продукции…………………………………………………………………..13
2 Факторный анализ производства в ООО «Стройконструкция-Сервис»…….18
2.1 Организационно экономическая характеристика ООО «Стройконструкция-Сервис»…………………………………………………………………………………...18
2.2 Анализ выполнения планов производства и реализации продуктов в ООО «Стройконструкция-Сервис»…………………………………………………………...26
2.3 Анализ ассортимента, структуры и качества продукции…………………..28
2.4 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции. Ритмичность работы ООО «Стройконструкция-Сервис»…………………………….32
2.5 Пути повышения объемов производства и реализации продукции в ООО «Стройконструкция-Сервис»……………………………………………………….......41
Заключение………………………………………………………………………...51
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………....55
Приложения……………………………………………………………………….58

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 459.50 Кб (Скачать файл)

Анализ использования основных фондов предприятия осуществляется на основе показателей фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности.

Рассчитаем фондоотдачу. Для расчета величины фондоотдачи  используется формула:

Фотд - Т / Ф                                                                                                             (1)

где Т - объем реализованной  продукции, руб.;

Ф - среднегодовая стоимость  основных производственных фондов предприятия, руб.

Среднегодовая     стоимость     основных     производственных     фондов определяется по формуле:

Ф = Ф1 + (Ф ввод х nl) / 12 - (Ф выб х п2) / 12,                                                    (2)

где Ф1 - стоимость ОПФ  предприятия на начало года, руб;

Фввод, Фвыб - стоимость  вводимых (выбывающих) в течение года ОПФ, руб;

nl, п2 - количество полных месяцев с момента ввода (выбытия)

Рассчитаем фондоотдачу  за 2008 год:

Ф = 35 + (112 х 4)/12 - (19 х 1)/12 = 35  + (37,3 – 1,6) = 70,7

Фотд = 3275 / 70,7 = 46,3

Рассчитаем фондоотдачу  за 2009 год:

Ф = 116+(58 х 8)/12 - (52 х 6)/12 = 116 + (38,7 - 26) = 128,7

Фотд = 4321 / 128,7 = 33,6

Рассчитаем фондоотдачу за 2010 год:

 Ф = (121 + 82) / 2 = 101,5

Фотд = 6379 /101,5 = 62,8

Как видим показатель фондоотдачи  снизился в 2009 году по сравнению с  2008 годом. В 2008 году на 1 рубль стоимости основных фондов было выпущено продукции на 46,3 рублей, а в 2009 году на 1 рубль стоимости основных производственных фондов было выпущено продукции на 33,6 рубля. А вот уже в 2010 году показатель фондоотдачи увеличился как по сравнению с 2008, так и по сравнению с 2009 годом. В 2010 году на 1 рубль стоимости основных производственных фондов было выпущено продукции на 62,8 рубля. Теперь рассчитаем фондоемкость по формуле:

Фемк - Ф/Т                                                                                                               (3)

Фондоемкость в 2008 году составила: Фемк = 70,7 / 3275 = 0,02

Фондоемкость в 2009 году составила: Фемк = 128,7 / 4321 = 0,03

Фондоемкость в 2010 году составила: Фемк = 101,5 / 6379 = 0,02

Как видим фондоемкость выросла в 2009 году, а затем снизилась  в 2010 году до того же показателя, который  был в 2008. В 2008 году на каждый рубль  выпущенной продукции приходилось основных производственных фондов на 2 копейки, в 2009 году на 3 копейки, а в 2010 опять на 2 копейки.

Снижение фондоотдачи  и увеличение фондоемкости в 2009 году не очень хороший признак. На данном предприятии произошло это потому, что практически не задействован многопильный станок, а также была маленькая загрузка установки «Технология», выпускающей бетонные блоки (блоки выпускались только для собственных нужд предприятия). Что касается 2010 года, мы видим, что произошло снижение фондоемкости при увеличении фондоотдачи. Скорее всего, это произошло потому, что в 2010 году бетонные блоки выпускались не только для собственных нужд, но и на продажу.

Рассчитаем фондовооруженность по формуле:

Фвоор. - Ф / Ч                                                                                                          (4)

В 2008 году: Фвоор. =70,7 / 23 = 3,08 тыс.р

В 2009 году: Фвоор. = 128,7 / 26 = 4,95 тыс.р

В 2010 году: Фвоор.= 101,5/ 25 = 4,06 тыс.р

Мы видим, что в 2008 году на одного работающего приходится основных производственных фондов на 3,08 тыс. р, в 2009 году уже на 4,95 тыс.р, в 2010 году – 4,06 тыс.р. Эффективность работы предприятия во многом определяется уровнем фондовооруженности труда. Фондовооруженность в 2009 году выросла за счет ввода в эксплуатацию нового основного средства - бетономешалки и снизилась в 2010 году в связи с тем, что новые основные средства в 2010 году в эксплуатацию не вводились.

Показатели использования  основных производственных фондов ООО  «Стройконструкция-Сервис» представлены в табл. 2.3

Таблица 2.3 Показатели эффективности использования основных фондов ООО «Стройконструкция-Сервис»

 

Показатели

     

Темп роста, %

2008г.

2009г.

2010г.

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 

2009 г.

1. Объем реализованной  продукции, тыс.р.

 

3275,0

 

4321,0

 

6379,0

 

131,9

 

147,6

2. Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, тыс. р.

 

70,7

 

128,7

 

101,5

 

182

 

78,9

3. Фондоотдача, тыс. р.

46,3

33,6

62,8

76,6

186,9

4. Фондоемкость, тыс. р.

0,02

0,03

0,02

150,0

66,7

5.Фондовооруженность, тыс.р./чел.

 

3,08

 

4,95

 

4,06

 

160,7

 

82


 

Из таблицы 2.3 видно, что с 2009 года по 2010 год наблюдается увеличение показателя фондоотдачи, т.е. доля выпущенной продукции на 1 рубль стоимости основных фондов возрастает, что свидетельствует о более эффективном использовании основных фондов на предприятии. Фондоемкость при этом имеет тенденцию к снижению, т.е. доля стоимости основных фондов на каждый рубль выпускаемой продукции снижается.

Анализ структуры и  динамики оборотного капитала

Управление оборотными средствами предприятия весьма существенно  сказывается на его финансовом состоянии. Особенно это касается торговых предприятий и тех, кто имеет серьезные проблемы с текущими платежами.

На основе баланса  предприятия анализируется состав и структура оборотных средств, выявляются наиболее значительные элементы оборотных средств. Среди всех запасов выявляются наиболее значительные, в дебиторской задолженности – наиболее крупные должники и сроки погашения их задолженности и т. д.

В таблице 2.4 проведен анализ состава и структуры оборотных средств предприятия.

Таблица 2.4 - Анализ состава и структуры оборотных средств

 

Наименование оборотных средств

2009 год

2010 год

Изменения 2010г. от 2009г.

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Запасы

77

50,7%

369

23,3%

292

479,2

- сырье и материалы

66

43,4%

361

22,8%

295

547,0

- расходы будущих периодов

11

7,2%

8

0,5%

-3

72,7

НДС по приобретенным  ценностям

-

-

-

-

-

-

Дебиторкая задолженность (более 12 месяцев)

-

-

-

-

-

-

Дебиторкая задолженность (менее 12 месяцев)

73

48,0%

422

26,7%

349

578,1

-покупатели и заказчики

65

42,8%

190

12,0%

125

292,3

-прочие дебиторы

8

5,3%

232

14,7%

224

2900,0

Краткосрочные финансовые вложения

-

-

-

-

-

-

Денежные средства

2

1,3%

790

50,0%

788

39500,0

Итого оборотные средства

152

100,0%

1581

100,0%

1429

1040,1


 

К оборотным средствам организации  отнесено сырье, материалы, запасы готовой продукции, расходы будущих периодов, дебиторская задолженность, которая в свою очередь подразделяется на задолженность покупателей и заказчиков и прочих дебиторов, краткосрочные финансовые вложения. 

По данным анализа  оборотных средств ООО «Стройконструкция-Сервис» видно, что произошло значительное увеличение суммы оборотных средств по сравнению с 2009 годом на 1429 тыс. руб. или в 10 раз. Это увеличение произошло под влиянием ряда факторов, а именно, были значительно увеличены денежные средства на 788 тыс. руб. (или в 39,5 раз), запасы на 292 тыс. руб. (или 479,2%), дебиторская задолженность на 349 тыс. руб. (или на 578,1%).

В 2009 году наибольший удельный вес  занимали запасы (50,7%), и дебиторская  задолженность (48,0%). В 2010 году структура оборотных средства значительно изменилась: наибольший удельный вес занимают денежные средства (50,0%), и дебиторская задолженность (26,7%).

2.2 Анализ динамики и выполнения  плана производства и реализации  продукции

 

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (таблица 2.5).

Из таблицы 2.5 видно, что в течение  всех шести лет наблюдается рост  производства продукции. В итоге за шесть лет объем производства вырос на 114,9%, а объем реализации – на 116,1%. В 2009 году темпы роста производства значительно превышали темпы роста реализации, свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями. Однако, в остальные годы темпы роста производства продукции ниже темпов роста реализации продукции.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции рассчитаем по среднегеометрической взвешенной:

Твп = n±1Т1234*Т5*Т6 =  5 1,0*1,006*1,029*1,049*1,393*1,421 = 1,1475 = =114,75%,

Тпр =114,75-100 = 14.75%,

Трп =115,07,

Тпр =115,07-100=15.07% ,

Трп - темп роста реализации продукции;

Тпр - темп прироста.

Итак, среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 14,75%, а реализации продукции – 15,07%.

Таблица 2.5 Анализ динамики выпуска и реализации продукции, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста.

Год

Объем производства продукции  в ценах базисного года, тыс. руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

2005

3015

100,0%

100,0%

2952

100,0%

100,0%

2006

3034

100,6%

100,6%

2981

101,0%

101,0%

2007

3122

103,5%

102,9%

3051

103,4%

102,3%

2008

3275

108,6%

104,9%

3254

110,2%

106,7%

2009

4562

151,3%

139,3%

4321

146,4%

132,8%

2010

6482

214,9%

142,1%

6379

216,1%

147,6%


 

Оценка выполнения плана  по производству и реализации продукции  за отчетный период (месяц, квартал, год) базируется на сопоставлении фактического и планового объема производства и реализации продукции, рассчитывается абсолютное и относительное отклонение от плана. Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в таблице 2.6

Продукции пиломатериалов реализовано меньше, чем планировалось. А по производству бетонных блоков и металлоконструкций перевыполнена реализация по сравнению с планом. План по производству продукции опережает план по реализации. За год было произведено продукции больше на 182 тыс руб, а реализовано больше на 79 тыс. руб. следовательно, объем производства больше, чем объем реализации, что также свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Таблица 2.6 Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 2010 год.

Вид продукции

Объем производства продукции  в плановых ценах, тыс. руб.

Реализация продукции  в плановых ценах, тыс. руб.

план

факт.

+, –

%к плану

план

факт.

+, –

% к плану

Производство бетонных блоков

2115

2278

163

107,7%

2115

2272

157

107,4%

Производство пиломатериалов

1260

1170

-90

92,8%

1260

1080

-180

85,7%

Производство металлоконструкций

2925

3034

109

103,7%

2925

3027

102

103,5%

Итого

6300

6482

182

102,9%

6300

6379

79

101,2%


 

Общий прирост объемов  продаж предприятия происходит в  основном за счет производства бетонных блоков, это означает, что при принятии финансовых решений в первую очередь должны рассматриваться вопросы, связанные с финансированием мероприятий, направленных на поддержание темпов роста именно этой группы продукции, так же улучшать качество другой.

Информация о работе Анализ и пути повышения объемов выпуска продукции