Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:05, дипломная работа
Для менее крупных компаний краткосрочные обязательства являются основным источником внешнего финансирования. Именно по этим причинам финансовый директор уделяет значительную часть своего времени проблеме оборотных средств. Управление денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью являются прямой обязанностью финансиста на предприятии и требуют постоянного пристального внимания.
Каждое предприятие, решающее вопрос об объеме и структуре оборотных средств, сталкивается с проблемой выбора между риском и доходностью активов. Поддержание значительной величины оборотных активов замедляет оборот средств, однако служит запасом ликвидности, что в конечном итоге тоже способствует увеличению доходности. Важным здесь является вопрос о рациональной структуре оборотных средств и методах финансирования.
Учитывая остроту проблемы недостатка собственных оборотных средств, необходимо сконцентрироваться на природе ФЭП и способах их регулирования.
Для финансового состояния предприятия благоприятно получение отсрочек платежа от поставщиков (коммерческий кредит), от работников предприятия (если имеет место задолженность по зарплате), от государства (если в краткосрочном периоде есть задолженность по уплате налогов) и т. д. Отсрочки платежа дают источник финансирования, порожденные самим эксплуатационным циклом. С другой стороны неблагоприятно замораживание определенной части средств в запасах (резервных и текущих запасах сырья, запасах готовой продукции). Это порождает первостепенную потребность предприятия в финансировании. Также неблагоприятно предоставление длительных отсрочек платежа клиентам. Такие отсрочки соответствуют, однако, коммерческим обычаям. Предприятие воздерживается при этом от немедленного возмещения затрат – отсюда вторая важнейшая потребность в финансировании.
Рассмотрение экономического содержания ФЭП предприятия вплотную подводит к расчету средней длительности оборота оборотных средств, т. е. времени, необходимого для превращения средств, вложенных в запасы и дебиторскую задолженность, в деньги на счете.
Величина финансово-эксплуатационных потребностей неодинакова для различных отраслей и даже для предприятий одной и той же отрасли. На ФЭП оказывают влияние:
• во-первых, длительность эксплуатационного и сбытового циклов: чем быстрее сырье превращается в готовую продукцию, а готовая продукция – в деньги, тем меньше иммобилизация денежных средств в запасах сырья и готовой продукции;
• во-вторых, темпы роста производства: поскольку текущие финансовые потребности вытекают непосредственно из величины оборота, постольку и Величина их изменяется параллельно динамике оборота; больший объем выпуска требует и больших средств на сырье, материалы, энергоносители и прочее. Кроме того, в условиях инфляции предприятия предпочитают создавать солидные запасы сырья, чтобы не переплачивать за него после очередного взлета цен;
• в-третьих, сезонность производства и реализации готовой продукции, а также снабжения сырьем и материалами. Расхождение сроков поступлений и платежей может довести предприятие до отсутствия средств для осуществления расчетов в выполнение своих обязательств – так называемой технической неплатежеспособности (разрыва ликвидности);
• в-четвертых, состояние конъюнктуры и высокий уровень конкуренции рынке. Чтобы опередить конкурентов, нужно поддерживать запасы готовой продукции на разумном уровне. Общеизвестно также, что наращивание оборота приводит обычно к разбуханию дебиторской задолженности предприятия, ибо конкуренция вынуждает продавца привлекать покупателей все более выгодными условиями коммерческого кредита;
• в-пятых, величина и норма добавленной стоимости: чем меньше норма добавленной стоимости, тем в большей степени коммерческий кредит поставщиков способен компенсировать клиентскую задолженность. Парадокс заключается в том, что при высокой норме добавленной стоимости и, казалось бы, не большой степени зависимости предприятия от закупок сырья, фирме приходится просить своих поставщиков о более длительных отсрочках платежей.
1.7 Ускорение оборачиваемости оборотных средств
Основной задачей рационального управления оборотными активами предприятия является сокращение периода оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности и увеличение среднего срока оплаты кредиторской задолженности (в рамках деловой этики), с целью снижения финансово-эксплуатационных потребностей, вплоть до превращения их в отрицательную величину. Здесь рассматриваются в основном те возможности маневра по сокращению финансово-эксплуатационных потребностей предприятия и сроков оборачиваемости оборотных средств, которые относятся к «стыку» финансов и сбыта:
• Принцип дорогой закупки и дешевой продажи товара, полностью соответствующий формуле Дюпона.
• Скидки покупателям за сокращение сроков расчета (спонтанное финансирование).
• Учет векселей и факторинг.
Итак, ФОРМУЛА ДЮПОНА, представляет собой преобразование показателя чистой (экономической) рентабельности (Чистая прибыль / Актив х 100%) в произведение двух элементов: коммерческая маржа и коэффициент трансформации, путем выделения:
ЭР =
От такой операции уровень рентабельности не изменится, зато проявятся два важнейших элемента рентабельности: коммерческая маржа (КМ) и коэффициент трансформации (КТ).
Коммерческая маржа показывает, какую чистую прибыль дают каждые 100 руб. оборота (обычно коммерческая маржа выражают в процентах). По существу, это чистая экономическая рентабельность оборота, или чистая рентабельность реализованной продукции. У предприятий с высоким уровнем прибыли коммерческая маржа превышает 20 и даже 30%, у других едва достигает 3 – 5%8.
Коэффициент трансформации показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля активов, т. е. в какой оборот трансформируется каждый рубль активов. Коэффициент трансформации можно также воспринимать как оборачиваемость активов. В такой трактовке он показывает, сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль активов.
Регулирование экономической рентабельности сводится к воздействию на обе составляющие: и на коммерческую маржу и на коэффициент трансформации: При низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, то есть повышением рентабельности продаж9.
На коммерческую маржу влияют такие факторы, как ценовая политика, объем и структура затрат и т. п. Коэффициент трансформации складывается под воздействием отраслевых условий деятельности, а также экономической стратегии самого предприятия. Примирить высокую коммерческую маржу с высоким коэффициентом трансформации очень трудно, так как Оборот присутствует в числителе одного сомножителя и в знаменателе другого. Поэтому при наращивании оборота удается увеличить экономическую рентабельность только тогда, когда под возросший оборот подставляют «нераздутые» активы, и чистая прибыль начинает расти быстрее оборота. В анализе факторов изменения рентабельности главное – решить вопрос, какой из показателей: коммерческая маржа или коэффициент трансформации изменяется сильнее и быстрее, оказывая тем самым более мощное воздействие на общий уровень экономической рентабельности активов.
Идеальная позиция тяготеет к зоне III, но на практике соединить высокую коммерческую маржу с высоким коэффициентом трансформации бывает, как правило, очень трудно, так как при наращивании оборота коэффициент трансформации увеличивается, а коммерческая маржа снижается, если только, как было отмечено выше, чистая прибыль не возрастает быстрее оборота. У большинства предприятий показатели располагаются между зонами I и II. При этом любое снижение к зоне I опасно, так как грозит падением экономической рентабельности10.
Различия в фондоемкости и ценовые факторы могут оказывать решающее влияние на уровень экономической рентабельности. Но, независимо от отраслевой принадлежности, предприятия располагают все-таки определенной свободой маневра, чтобы усилить коммерческую маржу (воздействуя на себестоимость, снижая расходы по реализации продукции, упорядочивая административно-управленческие расходы) и улучшить коэффициент трансформации. Второе требует, впрочем, более тонких инструментов. Для актива предприятия важно поглощать излишние запасы, товарную задолженность, чтобы не «погибнуть от истощения», но это не значит, что можно питаться чем попало и как попало. И актив должен вести здоровый образ жизни! Каждый лишний рубль актива может стать тормозом для развития предприятия:
• чем больше средств затрачивается для достижения заданной величины оборота, тем больше усилий будет затрачено на их конверсию в случае переориентации деятельности предприятия;
• если предприятие обращается к новым видам и сферам деятельности, руководствуясь лишь максимизацией коммерческой маржи и недооценивая коэффициент трансформации, последствия грозят быть плачевными.
Согласно исследованию И. Шерра «Учение о торговле», в условиях конкуренции имеет больший смысл ускорять оборачиваемость оборотных средств, чем упорствовать на максимизации нормы прибыли на каждую единицу реализуемого товара.
«Так как частно-хозяйственная цель торговли заключается в достижении возможно большей прибыли, а последняя составляется из разницы между ценой закупочной и продажной, то само собою разумеющимся представляется правило: дешево купить, дорого продать. Этому правилу следует каждый купец, и его усилия направлены к тому, чтобы подешевле купить товар у производителя. Практическое искусство торговли и состоит в использовании всех средств и преимуществ, ведущих к этому. Для этого купцу необходимо обозревать весь рынок, самым тщательным образом изучать количество товаров у производителя, видимые и невидимые запасы, условия производства и производственные затруднения, колебания конъюнктуры в области предмета его торговли. Поступая так, он действует согласно экономическому принципу, что не исключает вступление его на ложный путь, в особенности тогда, когда при этом он прибегает к нечестным средствам…
Однако, во всех этих случаях вопрос о дешевой закупке представляет собою не столько вопрос влияния силы капитала и создаваемого ею монопольного положения. Во всех тех областях торговли, где не исключена свободная конкуренция или где после сильной борьбы с капиталистической коалицией она вновь приобрела значение, дешевой закупке при помощи так называемых торговых уловок ставятся известные пределы…
Поэтому свободная торговля сама себе копает яму, если она при покупках руководствуется только своими частными интересами. В виду этого дешевые закупки также имеют свои границы, определяемые конкуренцией, расчетом на длительные и устойчивые деловые отношения. Коммерчески неразумно, если купец из-за каждой мелочной скидки с цены будет менять своего поставщика. Само собою разумеется, при каждой закупке он будет сравнивать конкретные предложения по цене и качеству товара с предложениями постоянных своих поставщиков и попытается выяснить, достаточно ли надежен новый поставщик в смысле обслуживания и исполнения своих обязательств в срок и в отношении качества товара. Учитывая эти важные вопросы при закупке, следует прийти к выводу, что самое дешевое предложение не всегда самое лучшее.
Точно также обстоит дело и с дорогой продажей. Стремление к увеличению своей прибыли заставляет купца стараться поднять продажную цену, как можно выше. Однако, и здесь благоразумный купец должен соблюдать известную норму. Помимо того, что при назначении продажной цены он должен всегда считаться с конкуренцией, он может приобрести постоянную клиентуру только при условии, если предупредительно идет навстречу своим покупателям. Прибыльность торговли в большинстве случаев зависит не от однажды полученной выгоды, а от длительных торговых отношений, верной клиентуры, которую купец может приобрести себе только в том случае, если ограничится небольшой надбавкой. Как ни звучит парадоксально, но правильным будет положение: продавать как можно дешевле; при чем, само собой разумеется, пределы продажной цены должны устанавливаться точной калькуляцией.
Эта именно калькуляция должна убедить купца, что расстояние между покупной и продажной ценой, единовременная прибыль от единичного оборота является лишь одним из трех факторов, из которых составляется весь доход предприятия. Двумя другими факторами служат величина оборота и продолжительность обращения отдельной коммерческой операции, то есть быстрота оборота»11.
Помимо этого, в конкурентной борьбе побеждает то торговое предприятие, которое предлагает большую цену производителю и тем самым получает более выгодные условия, а продает товар дешевле, завоевывая все больше покупателей и выигрывает за счет большого оборота.
Следующей задачей исследования является определение скидок покупателям за сокращение сроков расчета (спонтанное финансирование).
Предоставляя покупателю отсрочку платежа за товар, продавец, по существу, предоставляет своему партнеру кредит, который, вопреки бытующему мнению, отнюдь не является бесплатным. Предоставляя отсрочку на определенный срок, продавец идете на упущенную выгоду (тот же убыток) по крайней мере в сумме банковского процента. Более того, если рентабельность предприятия превышает среднюю банковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная вами в оборот, могла бы принести еще большее приращение.
С другой стороны, зачастую трудно реализовать свой товар, не предоставляя коммерческого кредита. В странах развитой рыночной экономики давно был найден и успешно применяется способ облегчения страданий поставщика, небесприбыльный и для покупателя: спонтанное финансирование.
Если покупатель оплатит товар до истечения определенного срока, то сможет воспользоваться установленной скидкой с цены. После этого срока оплачивается вся стоимость товара. В данном случае покупателю предстоит сделать выбор, воспользоваться скидкой или прибегнуть к банковской ссуде. Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств; такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.
Эффективность управления текущими активами и текущими пассивами можно также повысить, разумно используя учет векселей и факторинг с целью превращения ФЭП в отрицательную величину и ускорения оборачиваемости оборотных средств.
1.8 Выбор политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами
Суть этой политики состоит, с одной стороны, в определении достаточного уровня и рациональной структуры текущих активов, учитывая, что предприятия различных сфер и масштабов деятельности испытывают неодинаковые потребности в текущих активах для поддержания заданного объема реализации, а с другой стороны – в определении величины и структуры источников финансирования текущих активов.