Финансовые проблемы формирования и использования оборотных средств на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:05, дипломная работа

Описание работы

Для менее крупных компаний краткосрочные обязательства являются основным источником внешнего финансирования. Именно по этим причинам финансовый директор уделяет значительную часть своего времени проблеме оборотных средств. Управление денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью являются прямой обязанностью финансиста на предприятии и требуют постоянного пристального внимания.
Каждое предприятие, решающее вопрос об объеме и структуре оборотных средств, сталкивается с проблемой выбора между риском и доходностью активов. Поддержание значительной величины оборотных активов замедляет оборот средств, однако служит запасом ликвидности, что в конечном итоге тоже способствует увеличению доходности. Важным здесь является вопрос о рациональной структуре оборотных средств и методах финансирования.

Файлы: 16 файлов

Выступление по дипломной работе.doc

— 55.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Выступление.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Дипломная работа (В).doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)

Если предприятие не ставит никаких ограничений в наращивании текущих активов, держит значительные денежные средства, имеет значительные запасы сырья и готовой продукции и, стимулируя покупателей, раздувает дебиторскую задолженность – удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов высок, а период оборачиваемости оборотных средств длителен, – это признаки агрессивной политики управления текущими активами. Агрессивная политика способна решить вопрос возрастания риска технической неплатежеспособности, но не может обеспечить повышенную экономическую рентабельность активов.

Если предприятие всячески сдерживает рост текущих активов, стараясь минимизировать их – удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов низок, а период оборачиваемости оборотных средств краток – это признаки консервативной политики управления текущими активами. Такую политику предприятия ведут либо в условиях достаточной определенности ситуации, когда объем продаж, сроки поступлений и платежей, необходимый объем запасов и точное время их потребления и т. д. известны заранее, либо при необходимости строжайшей экономии буквально на всем. Консервативная политика управления текущими активами обеспечивает высокую экономическую рентабельность активов, но несет в себе чрезмерный риск возникновения технической неплатежеспособности из-за малейшей заминки или ошибки в расчетах, ведущей к десинхронизации сроков поступлений и выплат предприятия.

Если предприятие придерживается «центристской позиции» – это умеренная политика управления текущими активами. И экономическая рентабельность активов, и риск технической неплатежеспособности, и период оборачиваемости оборотных средств находятся на средних уровнях.

Каждому из перечисленных типов политики управления текущими активам и должна быть подстать соответствующая политика финансирования, то есть политика управления текущими пассивами.

Признаком агрессивной политики управления текущими пассивами служит абсолютное преобладание краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов. При такой политике у предприятия повышается уровень эффекта финансового рычага. Постоянные затраты отягощаются процентами за кредит, увеличивается сила воздействия операционного рычага, но все же в меньшей степени, чем при преимущественном использовании более дорогого долгосрочного кредита, как это обычно бывает в случае выбора консервативной политики управления текущими пассивами.

Признаком консервативной политики управления текущими пассивами служит отсутствие или очень низкий удельный вес краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов предприятия. И стабильные, и нестабильные активы при этом финансируются, в основном, за счет постоянных пассивов (собственных средств и долгосрочных кредитов и займов).

Признаком умеренной политики управления текущими пассивами служит нейтральный (средний) уровень краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов предприятия.

Согласно экономической и финансовой природе краткосрочных и долгосрочных активов и пассивов, выбор политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами подчиняется следующим условиям:

• консервативной политике управления текущими активами может соответствовать умеренный или консервативный тип политики управления текущими пассивами, но не агрессивный;

• умеренной политике управления текущими активами может соответствовать любой тип политики управления текущими пассивами;

• агрессивной политике управления текущими активам может соответствовать агрессивный или умеренный тип политики управления текущими пассивами, но не консервативный.

На изменение размера собственного оборотного капитала соотношение источников финансирования оборотных активов оказывает решающее влияние. Если при неизменном объеме краткосрочных финансовых обязательств будет расти доля оборотных активов, финансируемых за счет собственных источников и долгосрочного заемного капитала, то размер собственного оборотного капитала будет увеличиваться. Естественно, в этом случае будет повышаться финансовая устойчивость предприятия, но снижаться эффект финансового рычага и расти средневзвешенная стоимость капитала в целом (так как процентная ставка по долгосрочным займам в силу большего их риска выше, чем по краткосрочным займам). Соответственно, если при неизменном участии собственного капитала и долгосрочных займов в формировании оборотных активов будет расти сумма краткосрочных финансовых обязательств, то размер чистого рабочего капитала будет сокращаться. В этом случае может быть снижена общая средневзвешенная стоимость капитала, достигнуто более эффективное использование собственного капитала (за счет роста эффекта финансового рычага), но при этом будет снижаться финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия (снижение платежеспособности будет происходить за счет роста объема текущих обязательств и увеличения частоты выплат долга)12.

Таким образом, выбор соответствующих источников финансирования оборотных активов в конечном итоге определяет соотношение между уровнем эффективности использования капитала и уровнем риска финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. С учетом этих факторов и строится политика управления финансированием оборотных активов.

Одной из главных задач управления текущими активами и текущими пассивами на практике является превращение ФЭП предприятия в отрицательную величину. Если это удается, у предприятия возникают денежные излишки и встает проблема их эффективного использования. Это сегодня менее острый вопрос для большинства предприятий, чем нехватка оборотных средств, но надо надеяться, что по мере нормализации условий отечественного рынка и роста профессионального мастерства финансистов рациональное использование текущих излишков денежных средств будет становиться все более актуальным для большинства менеджеров.

2. Анализ эффективности финансово-хозяйственной  деятельности, финансовой устойчивости  и управления оборотным капиталом предприятий

2.1 Общая экономическая характеристика предприятий

В состав розничного звена Компании Бонтон13 входят ООО «Сократ», ООО «Виллис» и ООО «Продэкс», являющиеся формально самостоятельными юридическими лицами. Фактически же они входят в четко выстроенную структуру Компании Бонтон (далее Компания) и имеют строго очерченную сферу деятельности. В работе представлен анализ каждого предприятия отдельно и совокупности «Сократ – Виллис – Продэкс» (СВП) в целом.

Предприятия образовались последовательно, начиная с 1998 года, по мере расширения и наращивания объемов сбыта в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью. Потребность разделения предприятий связана с экономией на налогах, так как в этом случае к предприятиям применяется упрощенная система налогообложения. Их появление связано с началом работы оптовой компании, входящей в состав Компании Бонтон и являющейся эксклюзивным представителем ПЛВЗ «Петровский» на рынке сбыта алкогольной продукции. Занимаются предприятия розничной торговлей продуктами для питания, и в отдельную категорию выделена торговля алкогольной продукцией на внутреннем потребительском рынке города Петрозаводска. Предприятия являются коммерческими, и поэтому основой целью их деятельности является извлечение прибыли.

Предприятиям «Сократ», «Виллис» и «Продэкс» принадлежат магазины розничной торговли, охватывающие практически все центральные районы города. Совокупный оборот всех трех предприятий составляет примерно 100 млн. рублей в год. При этом существует выраженный сезонный характер продажи некоторых групп товаров, объективно обусловленный как временем года, так и днем недели. Об этом свидетельствует неравномерное распределение выручки от реализации по отчетным периодам.

Базовой продукцией, реализуемой СВП, является алкогольная продукция, поставляемая оптовым центром, входящим в состав Компании. Оптовая цена на такую продукцию устанавливается исходя из общей стратегии Компании, что позволяет СВП регулировать величину издержек и цены на реализуемую продукцию. Основными поставщиками продукции, идущей на реализацию, являются крупные предприятия пищевой промышленности Республики Карелия (такие как ОАО «Петрозаводский Хлебозавод», ООО фирма «Торговый Дом Ярмарка», ЗАО «Эссойла», ЗАО «ХолодСлавмо» и др.) и предприятия оптовой торговли Северо-Западного региона Российской Федерации. Покупателями являются жители и гости города Петрозаводска.

В рамках внутренней организационной структуры Компании механизм выстраивания отношений является нерыночным. Каждое отдельное розничное предприятие не несет риска по вопросам поставок базовой алкогольной продукции, практически отсутствует риск технической неплатежеспособности (оформленные на какое-либо отдельное предприятие кредиты могут использоваться другими), нет внутрифирменной (внутрикорпоративной) конкуренции, свободы выбора (в широком смысле слова) и свободы ценообразования – все подчинены единой стратегии. Стратегия маркетинга и борьбы с конкурентами является исключительной прерогативой высшего звена управления. У предприятий не возникает вопросов каким образом распределять прибыль, когда и куда расширяться и где брать мощные инвестиции. Такая организационная структура позволяет эффективно координировать деятельность каждого предприятия, входящего в состав Компании, и добиваться максимизации прибыли в долгосрочном периоде в рамках всей Компании. Следует однако отметить, что значительным упущением является отсутствие выделенного центра финансового анализа и подготовки информации для принятия руководством управленческих решений, что препятствует эффективному управлению финансами.

Конкурентами Компании Бонтон являются все остальные предприятия, занимающиеся розничной торговлей в городе Петрозаводске. В связи с тем, что название «Бонтон» уже можно назвать «брендом», основным конкурентом Компании является фирма «Лотос», также имеющая крупную сеть магазинов в Петрозаводске, в том числе работающих круглосуточно.

Согласно общей стратегии развития и конкурентной борьбы, руководство Компании намеревается провести маркетинговое исследование в области потребительского спроса на рынке продуктов для питания и алкогольной продукции. По его завершении можно будет определить целевые группы потребителей и четко сформулировать ценовую и ассортиментную политику, что позволит успешно развиваться и бороться с конкурентами в жестких условиях рынка.

2.2 Необходимые допущения для проведения анализа

Для того, чтобы четко отразить картину происходящих на предприятии процессов, дать характеристику качества управления оборотными средствами, необходимо предварительно провести анализ финансового состояния предприятий. Очевидно, что если на предприятии существуют глубокие структурные проблемы, угрожающие его финансовому состоянию, не имеет смысла проводить качественный анализ эффективности политики управления оборотными средствами. Если предприятие финансово устойчиво, можно заняться управлением оборотными средствами с целью повышения эффективности деятельности, иначе необходимо искать пути выхода из сложившегося состояния.

Для полного объективного анализа необходимо учесть некоторые особенности, характерные для данных предприятий.

Во-первых, внутри структуры СВП существует взаимная задолженность, которая выражена кредиторской и дебиторской задолженностью предприятий друг другу. Ее необходимо убрать при рассмотрении совокупности предприятий в целом. Привлекаемые каждым предприятием кредиты и займы могут распределяться внутри СВП.

Во-вторых, все трое имеют значительные остатки на сч. 76, отмеченные как «Инвестиции», по сути являющиеся безвозвратными (долгосрочными)14, однако отраженны они в балансе по строке дебиторская задолженность до 12 мес. Следовательно, как минимум, их надо перенести в дебиторскую задолженность сроком свыше 12 мес., а желательно постепенно списать на убыток (безнадежная дебиторская задолженность). Это позволило бы расчистить баланс от нереальных активов и улучшить финансовое состояние предприятия.

В-третьих, значительная доля используемых СВП основных фондов находится в собственности предприятия, не входящего в состав СВП, но входящего в структуру Компании, а платой за использование фондов являются арендные платежи. Значит, баланс СВП не загружен зданиями и сооружениями, не нужны дополнительные собственные15 средства для их формирования и содержания – «львиную» долю в активе составляет оборотный капитал. К тому же арендная плата вполне может соответствовать амортизации арендуемого имущества, а это дополнительный источник экономии на затратах.

В-четвертых, в связи с тем, что величина основных средств неестественно мала, а собственный капитал составляет до 60% пассивы, предприятиям нет необходимости прибегать к долгосрочным займам. Следовательно, основной задачей управления финансами является управление оборотным капиталом.

Помимо этого необходимо учитывать, что предприятия являются торговыми, и поэтому все их оборотные средства находятся на стадии обращении. Запасы практически полностью представлены товарами для перепродажи, которые являются более ликвидными, чем прочие товарно-материальные ценности. Краткосрочная дебиторская задолженность незначительна, и представлена в основном расчетами по предварительной оплате продукции.

2.3 Основные положения организации анализа

Целесообразно построить анализ следующим образом:

  • анализ финансового состояния каждого отдельного предприятия, входящего в состав СВП в динамике;
  • комплексный анализ структуры СВП, тоже в динамике, позволяющий описать звено в целом, исключив факторы внутреннего распределения кредитных ресурсов и некоторых финансовых издержек;
  • и в заключении выявляется влияние каждого предприятия на сложившуюся ситуацию в СВП.

Комплексный анализ включает в себя горизонтальный (динамика) и вертикальный (структура) анализ статей баланса, рассмотрение четырех групп показателей финансового состояния: рентабельность и доходность, платежеспособность и ликвидность, деловая активность и показатели структуры капитала субъекта анализа. Выводы необходимо делать по каждой группе показателей отдельно и в их комплексе. Необходимо также учесть изменения в динамике.

Однако этого недостаточно для того, чтобы увидеть полную картину происходящих на предприятии процессов, и работу необходимо дополнить операционным анализом и анализом показателей финансового менеджмента.

Для анализа понадобятся данные баланса предприятия (Форма №1), «Отчет о финансовых результатах» (Форма №2), данные об основных средствах и их износе, фонд оплаты труда (для простоты расчетов можно принять, что квартальные ФОТ одинаковы), данные о полученных кредитах и начисленных по ним процентах, а также расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности.

Показатели рентабельности позволяют определить эффективность использования активов, капитала, инвестированного собственниками предприятия, а также эффективность самой предпринимательской деятельности. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие финансовые активы. При этом исходят из того, что предпринимательская деятельность должна иметь большую доходность.

Дипломная работа.doc

— 348.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Отзыв.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ОтзывЗ.doc

— 22.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Рецензия.doc

— 22.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Диплом Свирида.doc

— 677.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсовая мэо.doc

— 908.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовой М.doc

— 2.24 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовой микроэкономика.doc

— 226.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовой МЭО.doc

— 908.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовой СМ Cool .doc

— 600.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Микроэк.rtf

— 1.16 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

теория организации.doc

— 70.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Финансовые проблемы формирования и использования оборотных средств на предприятии