Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:05, дипломная работа
Для менее крупных компаний краткосрочные обязательства являются основным источником внешнего финансирования. Именно по этим причинам финансовый директор уделяет значительную часть своего времени проблеме оборотных средств. Управление денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью являются прямой обязанностью финансиста на предприятии и требуют постоянного пристального внимания.
Каждое предприятие, решающее вопрос об объеме и структуре оборотных средств, сталкивается с проблемой выбора между риском и доходностью активов. Поддержание значительной величины оборотных активов замедляет оборот средств, однако служит запасом ликвидности, что в конечном итоге тоже способствует увеличению доходности. Важным здесь является вопрос о рациональной структуре оборотных средств и методах финансирования.
Схема 3: Структурная схема УБО.
Условные обозначения:
СЕ - структурная единица.
СП - структурное подразделение.
- прямое подчинение.
- функциональное подчинение.
Функциональные связи УБО с другими СЕ и СП осуществляются в соответствии с утвержденными нормами, действующими в АО.
Еще совсем недавно основной целью работы анализируемого предприятия был выпуск именно бумагоделательного оборудования для предприятий страны. Но времена изменились, и наше государство перешло к рыночной экономике. И вот уже конъюнктура рынка диктует свои жесткие условия. Анализируемое предприятие это коснулось в первую очередь, наладилось производство других более конкурентноспособных видов продукции, ТБМ упростилось до структурной единицы и стало работать в АО наряду с такими подразделениями как Производство Товаров Народного Потребления.
Естественно, что все изменения, произошедшие с предприятием не могли не отразиться на ТБМ как структурной единице. Как уже отмечалось ранее, на анализируемом предприятии, выделяется четыре основных производства: ТБМ (тяжелое бумагоделательное оборудование), ЛЗ (литейный завод), ПТНП (производство товаров народного потребления), РЭП (ремонтно-энергетическое производство).
Рассмотрим, какое же “место” занимает среди них интересующее нас структурное подразделение ТБМ.
Исходя из предложенных выше диаграмм 1 и 2 можно сделать вывод, что на отчетный 1998 год приоритетным направлением деятельности предприятия выбрано производство бумагоделательного оборудования.
Интересно проследить, как изменялись данные показатели, численность рабочих и выручка от реализации, по ТБМ в динамике, с 1996 по 1998 год.
Рассмотрев диаграмму 3 мы можем заметить снижающуюся из года в год численность ппп работающего на ТБМ и АО в целом. В 1998г. на предприятии работало 3307 чел, в предыдущем 1997г. – 3640 чел., а в 1996г. таких было 3852 человека. Стоит отметить, что на анализируемом предприятии в тот период времени еще трудилось около 150 человек принадлежащих к непромышленной группе. Для сравнения, в 1991г. на данном предприятии числилось около 10000 человек.
Машиностроение очень фондоемкая отрасль промышленности, в этом мы можем убедиться на примере данного предприятия. На конец 1998г. сумма основных фондов предприятия равнялась 899973 тыс. (деноминированных) руб., на конец предыдущего 1997г. – 901566 млн. рублей, а наконец 1996г. эта сумма равнялась 909330 млн. рублей. Удельный же вес суммы основных фондов ТБМ в АО, включая вспомогательное производство, составляет около 53,2%.
Обратившись к диаграмме 4 мы можем оценить как изменялась выручка от реализации в целом по АО и по ТБМ в частности. Так в 1998г. эта сумма по АО составила 169,2 тыс. руб., из них 41,21% принадлежало ТБМ. В предыдущем 1997г. эта цифра по АО равнялась 187 млн. руб., из которых в свою очередь 43,55% выручило ТБМ. А в анализируемом 1996г. выручка АО от реализации своей продукции составила 122,5 млн. руб., из них от реализации бумагоделательного оборудования 53,99%. Стоит сказать, что прибыль от реализации бум. оборудования составляет 3-5% от его оптовой стоимости.
Так же хочется отметить тот факт, что (судя по 1998 отчетному году) из общей суммы выручки от реализации бумагоделательного оборудования 32,67% приходится на новые машины, 0,53% на разрозненное оборудование, 13,12% на модернизацию старого оборудования и 53,68% уходит на запчасти.
3а свою долгую историю
АО "Петрозаводскмаш" имеет в своем составе три основных производственных комплекса: сварочное производство, механосборочное производство и литейный завод, а также инструментальное производство и ряд вспомогательных цехов. Ядром предприятия является Центр исследований и проектирования и Инженерный центр, осуществляющие конструкторскую и технологическую подготовку производства.
Уникальное оборудование, современные производственные цеха, опытные рабочие и инженерно-технические работники, высококвалифицированные конструкторы и исследователи, опытно-эксперементальная база на территории Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината позволяют создавать и испытывать сложное технологическое оборудование на современном техническом уровне.
Производственная программа предприятия открыта для потребителя и может изменяться в соответствии с взаимными интересами.
АО «Петрозаводскмаш» поставило заказчикам тысячи единиц оборудования, в их числе: 150 дефибреров, 210 барабанов корообдирочных, 190 крупных рубительных машин, 200 варочных котлов, 140 отбельных башен из нержавеющей стали и титана, 1700 дисковых мельниц, более 300 котлов железнодорожных цистерн для перевозки жидких нефтепродуктов и многое другое оборудование, а также провело модернизацию и поставило 57 бумагоделательных, картоноделательных и сушильных машин. Кроме того, по заказам целлюлозно-бумажных комбинатов изготовлено большое количество отдельных узлов бумагоделательных машин (в их числе сушильные и лощильные цилиндры, валы различного назначения и многое другое).
Как уже отмечалось выше оборудование этого предприятия эксплуатируется на всех целлюлозно-бумажных комбинатах России, стран СНГ и ряда зарубежных стран.
Ассортиментная политика – это формирование набора товаров, наиболее предпочтительных для сбыта на рынке и обеспечение экономической эффективности деятельности фирмы.
Анализируемый вид продукции (бумагоделательное оборудование) требует довольно больших затрат труда и материальных средств. Как следствие этого его производство занимает много времени и цена его очень велика. Естественно, что подавляющая часть данного оборудования единична или мелкосерийна и производится на заказ. Несмотря на это, данное предприятие постоянно работает над своей ассортиментной политикой. Ранее уже говорилось о том, что в план производства АО ежегодно включается более 600 типоразмеров бумагоделательного, целлюлозного и др. оборудования. А номенклатурный план производства продукции, включаемой в план производства на конкретный год разрабатывается по заказам потребителей и может изменятся со взаимными интересами.
Оборудование бумагоделательное.
Составные части и отдельные узлы бумагоделательных и картоноделательных машин
Оборудование для производства гофрированного и склеенного картона.
Составные части и отдельные узлы линий для производства гофрированного и склеенного картона
Оборудование древесно-подготовительное и массоподготовительное.
Оборудование для производства целлюлозы.
Предложенный выше список предлагаемой продукции более полно представлен в приложении 1. Стоит отметить, что в предложенном варианте ширина ассортимента 4, а глубина 18, в динамике ширина ассортимента мало подвержена каким-либо кардинальным изменениям, а вот его глубина и насыщенность полностью зависит от потребностей возникающих на данном ранке.
Сбытовая политика – это совокупность видов деятельности связанных с перемещением товаров от производителей до потребителей.
Для того чтобы оценить объемы поставок бумагоделательного оборудования в период с 1963 г. по 1999г. обратимся к диаграмме 5, где мы наглядно можем увидеть, сколько и в какой год АО “Петрозаводскмаш” установило машин на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности.
Из данной диаграммы видно, что анализируемое предприятие произвело и поставило 59 обезвоживающих, бумагоделательных, картоноделотельных и сушильных машин, 22 из которых в страны дальнего зарубежья. Следует заметить, что сюда входит модернизация старого оборудования и совместные поставки с фирмой Фойт. Полный перечень поставок (с технической характеристикой, заказчиком, годом поставки и количеством штук) приведен в приложении 2.
Анализируя данное приложение, интересно обратить внимание на внешний и внутренний рынки сбыта АО «Петрозаводскмаш». Рассмотрим с предприятиями каких стран наиболее тесно сотрудничало анализируемое АО в период с 1991 г. по 1998 г.
Из данной диаграммы мы видим, что “усилия” предприятия направлены на отечественную ЦБП и на такие ее предприятия как Кондопожский ЦБК, Архангельский ЦБК, Сыктывкарский ЛПК, Балахнинский ЦБК, Котласский ЦБК. Однако, стоить отметить, что на всех этих предприятиях за весь данный промежуток времени не было установлено ни одной новой машины, а том была проведена модернизация старых. Что касается зарубежья, то тут ситуация иная, в Китай было поставлено две новые машины, в Польшу и Англию были проведены совместные поставки с ф. Фойт, а в Тайланде произвели модернизацию трех старых машин.
Рассматривая приложение 2, нелишним будет обратить внимание и на то, какое именно новое бум. оборудование было реализовано и какие работы были произведены АО по модернизации старого, в анализируемый период времени (91-98 гг.).
В 1991 г. на Балахинский ЦБК АО «Петрозаводскмаш» совместно с ф.Фойт была поставлена бум. Машина для выработки газетной бумаги (массой 40-48,8 г/м2, о.ш. - 8900мм, скорость – 1400 м/мин). На Кондопожском ЦБК, анализируемым предприятием, на бум. машинах для выработки газетной бумаги (массой 40-48г/м2, o.ш.6720мм, скорость 1000 м/мин), в 91 г. была произведена модернизация (сеточной части – установка “наездника” (дуофомера) и установка нового гидродинамического напорного ящика). Стоит отметить, что аналогичные роботы на данном предприятии проводились в 92 и 93 гг., а 95г. на одной из машин была произведена модернизация прессовой части.
В 1992 г. в Китае, г. Цзямусы была установлена картоноделательная машина для выработки картона для плоских слоев гофркартона (массой 150-350г/м2, о.ш. - 4200мм, скорость – 303 м/мин). А в 1994 г. на Архангельском ЦБК и в 95 г. на Котласском ЦБК были модернизированы машины аналогичного типа (-установка новых гидродинамических напорных ящиков основного и покровного слоя).
В 1994 г. АО «Петрозаводскмаш» модернизировало: на Сыктывкарском ЛПК бум. машину для выработки офсетной бумаги (массой 60г/м2, о.ш. 6300 мм, скорость 850м/мин) - установка нового гидродинамического напорного ящика, каландра, наката,
на Архангельском ЦБК бум. машину для выработки бумаги-основы для гофрирования “флютинг” (массой 125-175г/м2, о.ш. 6300 мм, скорость 700м/мин) - установка нового гидродинамического напорного ящика.
В этом же году анализируемое предприятие, совместно с ф. Фойт, поставило в Польшу, г.Костин бум. машину для выработки писчепечатной бумаги (массой 60г/м2, о.ш. 5370 мм, скорость 753м/мин), в том же году и двух последующих, на машинах аналогичного типа, в Тайланде произведены модернизации – поставки сушильных частей.
В 1995 г. в Англии, г. Снодланд АО, совместно с ф. Фойт, была произведена поставка картоноделательной машины для выработки картона (массой 105 –300 г/м2 о.ш. 4450мм, скорость 260-750 м/мин).
А уже в следующем 96 г. анализируемое предприятие установило в Китае бум. машину для выработки легкомелованной офсетной бумаги с двухсторонним покрытием (массой 50-80г/м2, о.ш.2640мм, скорость 300 м/мин).
Данный товарный знак принадлежит АО «Петрозаводскмаш», входит в его стандарт, который устанавливает его форму, размеры и способы выполнения. Дата его введения 01.01.78г.
Товарный знак представляет собой стилизованное изображение буквы «П» - заглавной в названии предприятия – в виде комбинации горизонтального развернутого листа бумаги и елочки.
Товарный знак предназначается для нанесения на изделия, выпускаемые объединением. На изделия для экспорта или на их упаковке в соответствии с требованиями заказов-нарядов внешнеторговых организаций следует помещать товарный знак, зарегистрированный в установленном порядке в странах-импортерах. Размеры, место и способ нанесения товарного знака выполняемого совместно с деталью или наносимого на деталь ударным способом или краской, должны быть указаны на чертеже детали (сборочной единице). Начертание, способ построения изображения, размеры, способ выполнения, крепление, материал товарного знака и остальные технические требования указанны в стандарте предприятия.
Товарный знак вместе с названием предприятия также используется на всех документах предприятия и на печатях.
Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.