Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:05, дипломная работа
Для менее крупных компаний краткосрочные обязательства являются основным источником внешнего финансирования. Именно по этим причинам финансовый директор уделяет значительную часть своего времени проблеме оборотных средств. Управление денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью являются прямой обязанностью финансиста на предприятии и требуют постоянного пристального внимания.
Каждое предприятие, решающее вопрос об объеме и структуре оборотных средств, сталкивается с проблемой выбора между риском и доходностью активов. Поддержание значительной величины оборотных активов замедляет оборот средств, однако служит запасом ликвидности, что в конечном итоге тоже способствует увеличению доходности. Важным здесь является вопрос о рациональной структуре оборотных средств и методах финансирования.
Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и т.д. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера, их мы рассмотрим ниже в главе III.
Схема 4: Взаимодействие предприятия с внешней средой.
Поставщики:
На данной схеме мы можем наблюдать цепочку товарно-денежных отношений между нашим предприятием и его «внешней средой».
Рассматриваемое предприятие принадлежит
к материало- и фондоемкой отрасли – машиностроение.
Как следствие этого – тесные связи по
всей РФ с поставщиками сырья, материалов
и оборудования, хотя следует отметить
довольно большую собственную производственно-
Как уже отмечалось выше, данное предприятие производит бумагоделательное оборудование на заказ, в такой ситуации естественно появление посредников, как пример корпорация «Энергомаш» г. Москва. Так же стоит отметить, что анализируемое предприятие производит совместные поставки с другими фирмами новых бумагоделательных машин и модернизацию старых.
Не трудно догадаться, что потребителями данного вида продукции будут предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, как в нашей стране, так и за рубежом.
В данной цепочке не отражено еще одно немаловажное звено – конкуренты, но (ниже) оно обязательно будет рассмотрено.
Поставщики – это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг.
Распад СССР повлек за собой разрыв экономических и хозяйственных связей между крупнейшими предприятиями, связанными между собой многолетним совместным трудом.
Особенно большие сложности в связях с Украиной, странами Прибалтики, а также с другими сейчас конфликтными регионами. В сложившейся обстановке, где это было возможно, «Петрозаводскмаш» перешел на сотрудничество с предприятиями России. Осуществлен перевод поставок из Украины в Россию металлопроката, литейных материалов, многих видов электрооборудования, из Литвы низковольтной аппаратуры и пневмоаапаратуры, целой серии электродвигателей и т.д.
Основными поставщиками металлопроката, труб и цветного проката являются АО «Северсталь» г. Череповец, Завод «Красный выборжец» г. Санкт-Петербург, АО «ММК» г. Магнитогорск и др.
В целях снижения себестоимости выпускаемой продукции при выборе поставщиков учитывается уровень цен на материалы и комплектующие изделия, а также отдаленность производителя от потребителя.
Учитывая монополизм некоторых предприятий – поставщиков и ограниченность в денежных ресурсах, АО «Петрозаводскмаш» нередко вынужден работать по взаимозачетам, что ограничивает его даже в небольшом выборе более приоритетных поставщиков.
Конкуренты – соперники в борьбе за достижение каких-либо преимуществ; за получение наивысшей прибыли.
Как уже отмечалось выше, одним из факторов влияющих на рынок бумагоделательного оборудование (как и на рынки других товаров) является - отношения в конкурентной среде, партнерами и поставщиками.
То есть, другими словами, – конкурентоспособность нашей продукции, ее дешевизна и качество по сравнению с товаром аналогом. Именно это попытаемся отразить с помощью позиционирования анализируемой продукции. Однако стоит отметить, что нельзя однозначно сравнивать продукцию данного предприятия с продукцией других хоть и аналогичных производств, так как слишком разный ассортимент предлагаемой продукции. На территории бывшего СССР ранее насчитывалось 11 предприятий бумагоделательного машиностроения, сейчас же реально работают в этой отрасли единицы, такие как АО «Буммаш» г. Ижевск, но ни одно из этих предприятий не предлагает такой широкий ассортимент как анализируемое.
Сравнивая продукцию выпускаемую АО с западными аналогами, не всегда можно сказать, что наши машины хуже, порой они даже лучше (напомним, мы имеем такие же сертификаты мирового стандарта что и ф. Валмет, например), и как ни странно цена на нашу продукцию ниже чем на аналогичную западную.
Концерн Валмет является одним из крупнейших промышленных предприятий Финляндии. Валмет – это корпорация, сосредоточившая свою деятельность на двух основных, в международном масштабе отраслях: обслуживание целлюлозно-бумажной промышленности и удовлетворение потребностей в передовой транспортировочной технологии.
Для нужд целлюлозно-бумажной промышленности Валмет поставляет машины и системы автоматизации, связанные с производством всех видов бумаги и картона.
В настоящее время Валмет – ведущая в этой области фирма.
Потребности передовой транспортировочной технологии – это подъемно-транспортное оборудование, лесозаготовительные машины, сельскохозяйственные и лесные трактора, авиация и спецоборудованные легковые автомобили.
Концерн Валмет начал свою деятельность как производитель артиллерийских орудий и оружия для Оборонительных Сил Финляндии, а после второй мировой войны вскоре переключился на производство невоенной продукции. В настоящее время лишь авиационная промышленность Валмет производит военную технику.
Первый шаг в направлении расширения международной деятельности был сделан в 1960 году, когда Валмет начал производство сельскохозяйственных тракторов в Бразилии. В течение 1980-ых гг. концерн Валмет закрепился на международных рынках, приобретя несколько иностранных предприятий. Сегодня Валмет имеет собственное производство на всех континентах, а точки сбыта и обслуживания на всех основных рынках.
Валмет придает большое значение научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности и добивается доверия своих клиентов, повышая качество продукции и проявляя новаторство. Все основные предприятия Валмет получили Сертификат качества ISO 9000, высоко ценящийся во всем мире.
Владение передовыми технологиями вместе с постоянно растущим спросом на бумажные изделия дало возможность концерну Валмет упрочить свое положение ведущего поставщика оборудования и услуг для целлюлозно-бумажной промышленности.
Ассортимент продукции охватывает все основные машины и системы производства дефиберной древесной массы и оборудования массоподготовки до транспортно-упаковочных линий рулонов.
Валмет имеет большой опыт как поставщик бумагоделательных машин. Первая фабрика была введена в эксплуатацию уже в 1858 году. С тех пор Валмет поставил более 1200 комплектных бумаго- и картоноделательных машин. В настоящее время примерно 15 % бумаги и картона во всем мире производится на машинах Валмет.
Прибыль от производственной деятельности корпорации выросла до 939 миллионов финских марок. Объем годового оборота корпорации Валмет в 1997 г. вырос по сравнению с предшествующим годом и достиг 12313 миллионов финских марок. Получены новые заказы на сумму 10 609 миллионов финских марок, при этом выполняемые на конец 1997 г. заказы оказались равными 7126 миллионам финских марок. Численность работающих на предприятиях корпорации составляет около 13 000 человек, третья часть которых работает за пределами Финляндии.
Маркетинговые посредники – это фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры.
Как уже отмечалось ранее, анализируемое предприятие при реализации своей продукции не обходится без лиц (организаций) берущих на себя роль посредников. В данной работе в качестве такого примера рассматриваться Энергомашиностроительная корпорация (ЭМК) г. Москва.
Сегодня* ЭМК – это комплекс машиностроительных предприятий с числом работающих более 70 тысяч человек. В него наряду с АО «Петрозаводскмаш» входят:
ЭМК – крупнейшее объединение по разработке, изготовлению и комплексной поставке оборудования для тепловых, гидравлических и атомных электростанций. Кроме серийного оборудования для энергетических объектов, заводами корпорации изготавливается большая номенклатура специального и уникального оборудования для предприятий нефтяной, газовой, нефтеперерабатывающей, химической, металугической, горнодобывающей и других отраслей промышленности.
Многолетние традиции, технологические возможности (основные ср-ва и внеоборотные активы: 95г.-11,7 трлн. руб., 96г.-15,5 трлн. руб.), высококвалифицированный персонал и международная сертификация производства с присвоением предприятиям сертификатов качества и стандартов обеспечивают выпуск изделий, соответствующих по техническому уровню лучшим мировым образцам (прибыль: 95г.-0,6 трлн. руб., 96г.-0,8 трлн. руб.).
В производственную сферу деятельности Энергомашиностроительной корпорации входят:
Стоит отметить, что все оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности предоставляемое ЭМК выпускается ОА «Петрозавоскмаш».
На клиентурном рынке производителей заказчики – организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.
Как уже отмечалось выше, АО «Петрозаводскмаш» уникальное в своем роде предприятие производящее бум. оборудование. И естественно, что оно сотрудничает со всеми предприятиями целлюлозо-бумажной промышленности России, стран СНГ и многими предприятиями за рубежом. А таких предприятий в нашей стране не так уж и мало, в 2000г. в РФ насчитывалось 115 таких производств (из них 5 в РК), в республике Беларусь 13 и 18 на Украине.
Каков же портрет потребителя продукции анализируемого предприятия? Во времена СССР и плановой экономики, каждое предприятие ЦБ комплекса имело четкую специализацию, план производства и конкретного потребителя своей продукции. Естественно, что все они нормально работали и давали работу анализируемому АО.
После развала старой системы многие отрасли нашей промышленности оказались в трудном положении, в том числе и являющиеся непосредственными потребителями продукции ЦБ отрасли: строительная, легкая, пищевая, сельскохозяйственная и др. Выдержали только те ЦБК, продукция которых оказалась наиболее канкуретноспособной, например Кондопожский ЦБК, выпускающий полиграфическую бумагу. Предприятия такого рода не только смогли выжить, но и наладить достойную работу предприятия покупая часть оборудование уже не у АО «Петрозаводскмаш», а у западных фирм. Конечно это оборудование им обходится не дешево, но во-первых по качеству оно лучше, а во-вторых условия поставки часто позволяет оплачивать его в рассрочку или по бартеру, чего наше предприятие себе позволить ни как не может.
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее благополучные целлюлозно-бумажные предприятия будут стараться приобретать качественное оборудование (не смотря на сравнительно высокую цену), а остальные себе этого позволить просто не смогут. Следовательно, возникает обоснованная необходимость сегментировать анализируемый рынок и выделить несколько основных признаков сегментации. Это прежде всего финансовое положение предприятия, специализация (назначение) производимой продукции и его геополитическое положение.