Финансовые проблемы формирования и использования оборотных средств на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:05, дипломная работа

Описание работы

Для менее крупных компаний краткосрочные обязательства являются основным источником внешнего финансирования. Именно по этим причинам финансовый директор уделяет значительную часть своего времени проблеме оборотных средств. Управление денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью являются прямой обязанностью финансиста на предприятии и требуют постоянного пристального внимания.
Каждое предприятие, решающее вопрос об объеме и структуре оборотных средств, сталкивается с проблемой выбора между риском и доходностью активов. Поддержание значительной величины оборотных активов замедляет оборот средств, однако служит запасом ликвидности, что в конечном итоге тоже способствует увеличению доходности. Важным здесь является вопрос о рациональной структуре оборотных средств и методах финансирования.

Файлы: 16 файлов

Выступление по дипломной работе.doc

— 55.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Выступление.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Дипломная работа (В).doc

— 352.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Дипломная работа.doc

— 348.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Отзыв.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ОтзывЗ.doc

— 22.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Рецензия.doc

— 22.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Диплом Свирида.doc

— 677.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсовая мэо.doc

— 908.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовой М.doc

— 2.24 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовой микроэкономика.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

 – Монополистическая деятельность  – это, прежде всего     деяние, то есть выраженное в форме действия или бездействия поведение хозяйствующего субъекта или органа власти. Действия и бездействие имеют вполне самостоятельную и определенную цель и могут выражаться, например, в установлении монопольно высоких (низких) цен или в не заключении договора с конкретными покупателями (заказчиками). Чаще всего такая деятельность выражается в активных действиях предпринимателей. Однако монополистическая деятельность может иметь место и в форме бездействия, связанного, например, с нежеланием субъекта ликвидировать искусственно созданные препятствия, ущемляющие интересы других предприятий на данном рынке товаров.

– Согласно Закону о конкуренции монополистическая деятельность противоречит нормам права, закрепленным в антимонопольном законодательстве, и поэтому такую деятельность можно с полным основанием назвать противоправной. Она состоит в нарушении обязанности, содержащейся в п.2 ст.34 Конституции РФ, ч.2 п.1 ст.10 ГК РФ и ст.5-8 Закона о конкуренции. Эта обязанность заключается в том, что соответствующий субъект должен не допускать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

– Другим элементом состава правонарушения является наличие вреда. Монополистическая деятельность, нарушающая правила антимонопольного законодательства, наносит вред правопорядку в сфере конкуренции. Такая деятельность разрушает основу цивилизованных рыночных отношений, препятствует открытости экономики страны, ограничивает свободу экономической деятельности различных хозяйствующих субъектов, лишает потребителей экономической основы их прав. Данный вред можно  назвать социально-экономическим. При этом другой вид вреда – имущественный (в виде убытков, возмещение которых предусмотрено ст. ст. 15-16 ГК РФ) – может отсутствовать.

Признание монополистической деятельности вредоносной предполагает признание ее опасности для общества. Подобная опасность проявляется как раз в том, что монополистическая деятельность посягает на конкуренцию и ущемляет интересы добросовестных предпринимателей.

В соответствии со ст. 4 Закона о конкуренции состав монополистической деятельности является «формальным», так как при его установлении не требуется в обязательном порядке доказывать конкретный имущественный вред, причиненный потребителям или хозяйствующим субъектам, или иные отрицательные материальные последствия. В тоже время следует учитывать, что для применения ст. ст. 15-16 ГК РФ, а также ст. 26 Закона о конкуренции необходимо доказывать убытки и причинную связь.

         1.3 Субъектами  монополистической деятельности  являются: 1. хозяйствующие субъекты (группы лиц); 2. органы государственной  власти; 3. органы местного самоуправления.

1.3.1  К хозяйствующим субъектам согласно Закону о конкуренции относятся российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели (граждане, которые в соответствии со ст.23 ГК занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации). Группа лиц как специальная категория антимонопольного законодательства представляет собой совокупность лиц, соответствующих требованиям ч.13 ст.4 Закона о конкуренции. При этом положения указанного Закона, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются и на группу лиц.

1.3.2 Органы государственной власти, которым адресованы положения  раздела 2 Закона о конкуренции, охватывают  федеральные органы исполнительной  власти и органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, образованные и действующие  в соответствии со ст. 10-11 и 77 Конституции Российской Федерации.

      1. В качестве особых субъектов монополистической деятельности следует рассматривать органы местного самоуправления, к которым согласно ст. 12 Конституции, ст. 1, 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 28 августа 1995 года) относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

1.4 Приведенный выше субъектный  состав монополистической деятельности следует учитывать  характеристики вины нарушителя. В российском праве закреплен принцип вины, наличие которой является условием наступления ответственности, поэтому вопрос о виновности встает и при квалификации нарушений антимонопольного законодательства. Традиционно вина понимается как психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям. Она означает осознание лицом противоправности своего поведения и связанных с ним последствий. Для ограничения и пресечения монополистической деятельности важно то, что такое понятие вины (с точки зрения ее психических, субъективных характеристик) применимо к юридическим лицам, поскольку они представляют собой коллективы людей, способных к оценке собственных действий. Именно из этих действий и складывается деятельность юридических лиц (правомерная и противоправная). Вина хозяйствующего субъекта (юридического лица) – это вина его работников. Применительно к антимонопольному законодательству данное утверждение, прежде всего, относится к руководителям коммерческих и некоммерческих организаций, так как именно они действуют в интересах этих субъектов и оказывают решающее влияние на хозяйственную деятельность, определяют конкурентную политику предприятия.

Из анализа общего понятия монополистической деятельности следует, что такая деятельность совершается только целенаправленно, умышленно. Законодатель считает деятельность монополистической только в том случае, если она в качестве своей непосредственной цели имеет недопущение, ограничение или устранение конкуренции, то есть состязательности хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

  1. Монополистическая деятельность носит предметный характер. Осуществляющие или намеревающиеся ее осуществить субъекты учитывают объективные экономические законы и их действие в условиях конкретного товарного рынка. Так, хозяйствующий субъект, используя свою монопольную власть на рынке, стремится получить прибыль путем установления цены выше конкурентного уровня на протяжении значительного промежутка времени. Для антимонопольных и иных компетентных органов из этого вытекает важное следствие. При доказывании фактов монополистической деятельности им также необходимо учитывать объективные экономические законы, их следствия и другие экономические категории. Для выявления и пресечения монополистической деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынках, в Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее – ГКАП России) подготовлены и применяются временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен от 21 апреля 1994 года №ВБ/2053. Они предназначены для проведения проверок соблюдения антимонопольного законодательства, в частности ст. 5-6 Закона о конкуренции. В соответствии с указанными рекомендациями  выявление злоупотреблений и доказательства применения монопольно высоких (низких) цен осуществляется на основе объективного экономического анализа рынков, динамики цен, издержек и прибыли, а также других категорий, свойственных рыночному механизму хозяйствования.

 

2.Виды монополистической деятельности.

Разделение монополистической деятельности на виды обычно осуществляется в соответствии с количеством участников такой деятельности и ее качественными характеристиками. Исходя из этого, можно выделить индивидуальную антиконкурентную практику и соглашения (сговоры, согласованные действия), именуемые также коллективной антиконкурентной практикой.

Индивидуальная монополистическая деятельность выражается в одностороннем использовании хозяйствующим субъектом своего доминирующего положения на рынке. В подобной ситуации предприниматели занимают на рынке, как правило, разное экономическое положение, и поэтому один из них (доминирующий) имеет реальную возможность диктовать своему более слабому контрагенту условия сделок, в ультимативном порядке навязывать их.

Коллективная антиконкурентная практика представляет собой в основном организационно-хозяйственную деятельность по созданию разных монополистических структур, доминирующих на рынке. В качестве формы здесь преобладают картельные соглашения (сговоры). В этом случае сговоры касаются образования общих структур управления и координации совместной деятельности, установления цен, прямого разграничения сфер влияния, обмена информацией о ситуации на рынке и перспективах ее развития, определения производственно-сбытовых квот, специализации и кооперирования, раздела хозяйственных программ, обмена патентами и лицензиями.

В соответствии с российским антимонопольным законодательством монополистическую деятельность целесообразно классифицировать по субъектам, которые осуществляют такую деятельность.

На основе этого принципа можно выделить следующие виды монополистической деятельности:

  1. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов (групп лиц)
  2. Монополистическая деятельность федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 

2.1 Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов.

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов подразделяется на индивидуальные и согласованные действия (соглашения).

К индивидуальным проявлениям монополистической деятельности относится злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Это правонарушение запрещено в ст. 5 российского Закона о конкуренции.

Предпринимателям, занимающим преобладающее положение на рынке, в п.1 ст.5 Закона о конкуренции запрещено злоупотреблять таким положением и тем самым ограничивать конкуренцию, а также ущемлять интересы других предпринимателей и физических лиц.

При реализации указанного запрета антимонопольным органам важно установить наличие доминирующего положения. Понятие «доминирующее положение» является базовым в системе антимонопольного законодательства. В этой связи можно отметить, что само по себе доминирование на рынке не считается правонарушением в отличие от злоупотребления таким положением.

В соответствии со ст.4 Закона о конкуренции доминирующим признается исключительное положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров (рынок определенного товара). Такое положение дает предпринимателю возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Итак, качественные и количественные характеристики категории доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке проявляется в том, что при установлении наличия такого положения учитываются:

  1. Возможность предпринимателя воздействовать решающим образом на конкуренцию или на отдельных участников рыночных отношений.
  2. Определенное соотношение двух экономических величин: доли, которую хозяйствующий субъект (субъекты) фактически занимает на рынке определенного товара; и доли, которая является предельной и установлена в Законе о конкуренции.

В этой связи процесс установления федеральным антимонопольным органом факта доминирующего положения на рынке подразделяется на несколько этапов. Основными из них в соответствии с Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке (утверждены приказом ГКАП РФ от 3 июня 1994 года № 67) являются следующие:

  1. Установление конкретной продукции, работ и услуг хозяйствующего субъекта, которые могут быть квалифицированы как товар (товары)
  2. Определение продуктовых и географических границ рынка товара, производимого хозяйствующим субъектом, а также его доли на данном товарном рынке
  3. Определение возможностей хозяйствующего субъекта оказывать влияние на рынок.

Антимонопольные органы квалифицируют положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, как доминирующее, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что его положение на рынке не является доминирующим.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.

Процесс установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого находится внутри пределов 35-65 процентов, включает анализ деятельности как его конкурентов, функционирующих на соответствующем товарном рынке, так и тех хозяйствующих субъектов, которые могут войти на товарный рынок. Последних именуют потенциальными конкурентами. Доля хозяйствующего субъекта, находящаяся в пределах 35-65 процентов, сама по себе еще не может служить достаточным основанием для подтверждения наличия доминирующего положения. Обязанность доказывать, что доминирующее положение имеет место, лежит в данном случае на антимонопольных органах.

Несмотря на то, что одной из основных категорий для квалификации деятельности хозяйствующего субъекта как монополистической, является понятие «ограничение конкуренции» легального определения для данного явления в российском законодательстве нет. Поэтому это понятие можно считать оценочным, вследствие чего оно должно каждый раз соотносится с имеющими место конкретными условиями.

Курсовой МЭО.doc

— 908.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовой СМ Cool .doc

— 600.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Микроэк.rtf

— 1.16 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

теория организации.doc

— 70.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Финансовые проблемы формирования и использования оборотных средств на предприятии