Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:05, дипломная работа
Для менее крупных компаний краткосрочные обязательства являются основным источником внешнего финансирования. Именно по этим причинам финансовый директор уделяет значительную часть своего времени проблеме оборотных средств. Управление денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью являются прямой обязанностью финансиста на предприятии и требуют постоянного пристального внимания.
Каждое предприятие, решающее вопрос об объеме и структуре оборотных средств, сталкивается с проблемой выбора между риском и доходностью активов. Поддержание значительной величины оборотных активов замедляет оборот средств, однако служит запасом ликвидности, что в конечном итоге тоже способствует увеличению доходности. Важным здесь является вопрос о рациональной структуре оборотных средств и методах финансирования.
– Монополистическая
– Согласно Закону о конкуренции монополистическая деятельность противоречит нормам права, закрепленным в антимонопольном законодательстве, и поэтому такую деятельность можно с полным основанием назвать противоправной. Она состоит в нарушении обязанности, содержащейся в п.2 ст.34 Конституции РФ, ч.2 п.1 ст.10 ГК РФ и ст.5-8 Закона о конкуренции. Эта обязанность заключается в том, что соответствующий субъект должен не допускать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
– Другим элементом состава правонарушения является наличие вреда. Монополистическая деятельность, нарушающая правила антимонопольного законодательства, наносит вред правопорядку в сфере конкуренции. Такая деятельность разрушает основу цивилизованных рыночных отношений, препятствует открытости экономики страны, ограничивает свободу экономической деятельности различных хозяйствующих субъектов, лишает потребителей экономической основы их прав. Данный вред можно назвать социально-экономическим. При этом другой вид вреда – имущественный (в виде убытков, возмещение которых предусмотрено ст. ст. 15-16 ГК РФ) – может отсутствовать.
Признание монополистической деятельности вредоносной предполагает признание ее опасности для общества. Подобная опасность проявляется как раз в том, что монополистическая деятельность посягает на конкуренцию и ущемляет интересы добросовестных предпринимателей.
В соответствии со ст. 4 Закона о конкуренции состав монополистической деятельности является «формальным», так как при его установлении не требуется в обязательном порядке доказывать конкретный имущественный вред, причиненный потребителям или хозяйствующим субъектам, или иные отрицательные материальные последствия. В тоже время следует учитывать, что для применения ст. ст. 15-16 ГК РФ, а также ст. 26 Закона о конкуренции необходимо доказывать убытки и причинную связь.
1.3 Субъектами
монополистической
1.3.1 К хозяйствующим субъектам согласно Закону о конкуренции относятся российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели (граждане, которые в соответствии со ст.23 ГК занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации). Группа лиц как специальная категория антимонопольного законодательства представляет собой совокупность лиц, соответствующих требованиям ч.13 ст.4 Закона о конкуренции. При этом положения указанного Закона, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются и на группу лиц.
1.3.2 Органы государственной власти,
которым адресованы положения
раздела 2 Закона о конкуренции, охватывают
федеральные органы
1.4 Приведенный выше субъектный
состав монополистической
Из анализа общего понятия монополистической деятельности следует, что такая деятельность совершается только целенаправленно, умышленно. Законодатель считает деятельность монополистической только в том случае, если она в качестве своей непосредственной цели имеет недопущение, ограничение или устранение конкуренции, то есть состязательности хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.
Разделение монополистической деятельности на виды обычно осуществляется в соответствии с количеством участников такой деятельности и ее качественными характеристиками. Исходя из этого, можно выделить индивидуальную антиконкурентную практику и соглашения (сговоры, согласованные действия), именуемые также коллективной антиконкурентной практикой.
Индивидуальная монополистическая деятельность выражается в одностороннем использовании хозяйствующим субъектом своего доминирующего положения на рынке. В подобной ситуации предприниматели занимают на рынке, как правило, разное экономическое положение, и поэтому один из них (доминирующий) имеет реальную возможность диктовать своему более слабому контрагенту условия сделок, в ультимативном порядке навязывать их.
Коллективная антиконкурентная практика представляет собой в основном организационно-хозяйственную деятельность по созданию разных монополистических структур, доминирующих на рынке. В качестве формы здесь преобладают картельные соглашения (сговоры). В этом случае сговоры касаются образования общих структур управления и координации совместной деятельности, установления цен, прямого разграничения сфер влияния, обмена информацией о ситуации на рынке и перспективах ее развития, определения производственно-сбытовых квот, специализации и кооперирования, раздела хозяйственных программ, обмена патентами и лицензиями.
В соответствии с российским антимонопольным законодательством монополистическую деятельность целесообразно классифицировать по субъектам, которые осуществляют такую деятельность.
На основе этого принципа можно выделить следующие виды монополистической деятельности:
Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов подразделяется на индивидуальные и согласованные действия (соглашения).
К индивидуальным проявлениям монополистической деятельности относится злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Это правонарушение запрещено в ст. 5 российского Закона о конкуренции.
Предпринимателям, занимающим преобладающее положение на рынке, в п.1 ст.5 Закона о конкуренции запрещено злоупотреблять таким положением и тем самым ограничивать конкуренцию, а также ущемлять интересы других предпринимателей и физических лиц.
При реализации указанного запрета антимонопольным органам важно установить наличие доминирующего положения. Понятие «доминирующее положение» является базовым в системе антимонопольного законодательства. В этой связи можно отметить, что само по себе доминирование на рынке не считается правонарушением в отличие от злоупотребления таким положением.
В соответствии со ст.4 Закона о конкуренции доминирующим признается исключительное положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров (рынок определенного товара). Такое положение дает предпринимателю возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Итак, качественные и количественные характеристики категории доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке проявляется в том, что при установлении наличия такого положения учитываются:
В этой связи процесс установления федеральным антимонопольным органом факта доминирующего положения на рынке подразделяется на несколько этапов. Основными из них в соответствии с Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке (утверждены приказом ГКАП РФ от 3 июня 1994 года № 67) являются следующие:
Антимонопольные органы квалифицируют положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, как доминирующее, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что его положение на рынке не является доминирующим.
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.
Процесс установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого находится внутри пределов 35-65 процентов, включает анализ деятельности как его конкурентов, функционирующих на соответствующем товарном рынке, так и тех хозяйствующих субъектов, которые могут войти на товарный рынок. Последних именуют потенциальными конкурентами. Доля хозяйствующего субъекта, находящаяся в пределах 35-65 процентов, сама по себе еще не может служить достаточным основанием для подтверждения наличия доминирующего положения. Обязанность доказывать, что доминирующее положение имеет место, лежит в данном случае на антимонопольных органах.
Несмотря на то, что одной из основных категорий для квалификации деятельности хозяйствующего субъекта как монополистической, является понятие «ограничение конкуренции» легального определения для данного явления в российском законодательстве нет. Поэтому это понятие можно считать оценочным, вследствие чего оно должно каждый раз соотносится с имеющими место конкретными условиями.