Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:05, дипломная работа
Для менее крупных компаний краткосрочные обязательства являются основным источником внешнего финансирования. Именно по этим причинам финансовый директор уделяет значительную часть своего времени проблеме оборотных средств. Управление денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью являются прямой обязанностью финансиста на предприятии и требуют постоянного пристального внимания.
Каждое предприятие, решающее вопрос об объеме и структуре оборотных средств, сталкивается с проблемой выбора между риском и доходностью активов. Поддержание значительной величины оборотных активов замедляет оборот средств, однако служит запасом ликвидности, что в конечном итоге тоже способствует увеличению доходности. Важным здесь является вопрос о рациональной структуре оборотных средств и методах финансирования.
Организационные структуры, способствующие реализации принципов стратегического планирования и управления на практике, развивались эволюционно, по мере развития самой концепции стратегического менеджмента, для целей усиления функции стратегического управления используют:
Но наибольшего внимания заслуживает использование концепции стратегического хозяйственного подразделения при проектировании организационных структур управления организациями.
В ней в полной мере реализуются принципы:
Рассмотрим принципиальную схему организационной структуры управления с использованием концепции стратегического хозяйственного подразделения (рис.1, см. Приложение). В основу организационной структуры управления АО положена концептуальная модель диверсифицированной организации, ориентированной на стратегическое управление. Этот подход предполагает децентрализацию управления организацией и позволяет:
Верхний уровень управления в данной модели представлен типовой структурой управления АО (или другой структурой, соответствующей организационно-правовой форме фирмы). По мере перехода на новую структуру управления существенно меняются функции высшего руководства. Постепенно оно освобождается от оперативного управления производством и сосредотачивается на проблемах стратегического порядка, управлении экономикой и финансами организации в целом.
Особенностью этой модели организационной структуры является выделение в составе организации стратегических хозяйственных подразделений (СХП) и придание отдельным производственным и функциональным подразделениям статуса центров прибыли (ЦП). СХП представляет собой направление или группу направлений производственно-хозяйственной деятельности с четко выраженной специализацией, своими конкурентами, рынками и так далее. Каждое СХП должно иметь свою собственную генеральную цель, сравнительно независимую от целей других СХП. СХП может представлять собой отделение, филиал, группу цехов или отдельный цех, т.е. находиться на любом уровне иерархической структуры. Ответственность за каждое направление как в кратко -, так и долгосрочной перспективе возлагается на одного управляющего-директора.
Опыт показывает, что практически возможно создать 3 вида служб стратегического планирования:
Выбор той или иной структуры стратегического планирования определяется многими факторами: сложностью организационной структуры фирмы, ее специфическими свойствами, накопленным опытом и традициями планирования и т.п.
В рассматриваемой модели организационной структуры управления СХП занимают средний уровень власти, через который реализуется стратегическое управление. На нижнем этаже управления находятся центры прибыли (ЦП), создаваемые на базе производственных и функциональных подразделений организации; и через них реализуется оперативное управление производством.
ЦП, включенные в состав СХП, как правило, должны представлять собой структурные производственные подразделения (цехи, участки, функциональные службы), тесно связанные в технологические цепочки по одному из основных направлений деятельности. Эти ЦП функционируют на правах хозрасчета различной степени самостоятельности в составе СХП. Возможно выделение из этой группы ЦП и отдельных юридически самостоятельных образований, если это оправданно экономически.
Быстрое нарастание изменений во внешней среде организации, обострение конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках делают особенно актуальными разработку и внедрение систем стратегического управления. Решение этой задачи следует осуществлять постепенно, путем внедрения в управленческую практику организаций отдельных элементов стратегического управления с последующей обязательной их увязкой в хорошо структурированную и формализованную систему.
Схема организационной структуры управления АО «Петрозаводскмаш».
структурное администр.
подразделение à функциональное
предприятия управление
Организационная структура ТБМ.
Завод “Тяжбуммаш” АО “Петрозаводскмаш” (далее - ТБМ) – самостоятельная производственно-хозяйственная структурная единица АО “Петрозаводскмаш”, в состав которого входят производственные и функциональные подразделения. ТБМ возглавляет директор, подчиненный непосредственно главному инженеру АО.
ТБМ действует без права юридического лица, объединен с АО общей собственностью и единым правовым и хозяйственным механизмом.
Структурная схема ТБМ.
Условные обозначения:
ППО - планово-производственный отдел.
ЦМК - цех металлоконструкций.
Цех 21 (механический).
Цех 22 (механосборочный).
- прямое подчинение.
- функциональное подчинение.
Управление бумагоделательным оборудованием.
Управление бумагоделательным оборудованием (далее - УБО) является структурным подразделением АО “Петрозаводскмаш” направления “Проектирование, маркетинг и сбыт”.
Предметом и целью данного структурного подразделения является:
Структурная схема УБО.
Условные обозначения:
СЕ - структурная единица.
СП - структурное подразделение.
- прямое подчинение.
- функциональное подчинение.
Функциональные связи УБО с другими СЕ и СП осуществляются в соответствии с утвержденными нормами, действующими в АО.
После того, как фирма разработала стратегию, она должна приступить к следующему процессу - реализации стратегии.
Планирование и реализация стратегии
- вид управленческой деятельности, требующий
значительных усилий и затрат времени.
Поскольку функцию реализации стратегии
осуществляют люди, то, как отмечалось,
этот процесс должен быть формализован
и им нужно управлять. Управление реализацией
стратегии должно осуществляться и через
стимулирование должного к нему отношения
руководителей и работников всех уровней.
Особо здесь следует отметить необходимость
создания и постоянного поддержания хорошего
организационно-
Главное же условие эффективного функционирования системы стратегического планирования - это постоянное внимание к нему со стороны высших руководителей, умение их доказать необходимость планирования, привлечь к выработке и реализации стратегии широкий круг сотрудников. Такое внимание особенно важно на первой стадии внедрения системы планирования в организации. После внедрения стратегического планирования и распространения его по всем подразделениям, после того, как оно подтвердит свою эффективность и число работников, осознавших его необходимость, возрастет, процесс управления во многом может быть структурирован, и в нем существенную роль будет играть поощрение работников за ценные предложения по совершенствованию выпускаемой продукции, разработке новых рынков, системы планирования, выработке новой стратегии.
Но наиболее важным, на мой взгляд, является четкая координация взаимодействия отдельных структурных подразделений и единиц, в рамках единого предприятия. Объединение и систематизация процессов выработки и принятия стратегических целей задач и их решение. А главное согласование их с корпоративной стратегией и тактикой, что в конечном итоге обязательно должно привести к увеличению эффективности работы предприятия.
Одним из инструментов, с помощью которого можно этого добиться, несомненно является постоянная работа над организационной структурой предприятия, поиск и устранение ее недостатков.
Применительно к анализируемому предприятию, можно отметить, что на сегодняшний день считается, что схема работает успешно и она относительно не дорогая. В работе данной организационной структуры выделяют два основных недостатка это, во-первых, неспособность большинства персонала брать на себя ответственность, а, во-вторых, слабая компьютеризация такого большего предприятия. Подготовка самого процесса производства происходит на автоматизированных системах управления (АСУ), но контроль все еще производится вручную.
В заключение хочется поблагодарить за предоставленный материал и оказанную помощь при написании данной курсовой работы работников АО “Петрозаводскмаш”, а именно зам. директора – начальника отдела маркетинга и сбыта Феклистова Сергея Павловича и начальник отдела проектов и маркетинга УБО Малкова Владимира Георгиевича.
* Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. «Стратегический менеджмент», М. 2000г., с 13.
* Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. «Стратегический менеджмент», М. 2000г.,. с 35-38.
* Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. «Стратегический менеджмент», М. 2000г., с 38-41.
* Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. «Стратегический менеджмент», М. 2000г., с 68-70.
* Ансофф И. «Новая корпоративная стратегия».
* Ансофф И. «Новая корпоративная стратегия».
* Ансофф И. «Новая корпоративная стратегия».
* Ансофф И. «Новая корпоративная стратегия».
* Карлоф, Бенгт «Деловая стратегия», М. 1991г. с. 63-66.
* Карлоф, Бенгт «Деловая стратегия», М. 1991г. с. 49-50.
* Карлоф, Бенгт «Деловая стратегия», М. 1991г. с. 112-115.
* Карлоф, Бенгт «Деловая стратегия», М. 1991г. с. 152-154.
* Карлоф, Бенгт «Деловая стратегия», М. 1991г. с. 154-155.
* Карлоф, Бенгт «Деловая стратегия», М. 1991г. с.83-85.