Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:34, дипломная работа
Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью финансового рынка любой страны, где действуют принципы рыночных отношений. В развитых странах компании обращаются к этому рынку с целью добывания средств, необходимых для финансирования строительства заводов, фабрик, административных зданий, самолётов, поездов, судов, телефонных линий и других объектов, проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок и поддержания множества других важных видов корпоративной деятельности.
Далее будут рассмотрены основные характеристики товаров, обращающихся на рынке ценных бумаг, влияющие на организацию маркетинга и выработку рыночных стратегий.
Виды ценных бумаг: акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя, чеки, производные ценные бумаги (опционы, финансовые фьючерсы, варранты и др.), коносаменты и т. п..
Особенности ценных бумаг как товаров:
Виды услуг на рынке ценных бумаг: посредническая деятельность по операциям с ценными бумагами на первичном и вторичном рынках; инвестиционное консультирование, учёт, хранение и совершение расчётов по операциям с ценными бумагами; выполнение административных работ (функции регистратора, агента по трансферту, агента по обмену, инкассирование доходов и совершение платежей, связанных с ценными бумагами и т. п.); управление портфелем ценных бумаг, в том числе на доверительных началах; аудит на рынке ценных бумаг; кредитование на совершение сделок с ценными бумагами; страхование фондовых операций.
Особенности услуг, связанных с обращением ценных бумаг:
Самостоятельным товаром на рынке ценных бумаг является справочная и нормативная информация: о конъюнктуре рынка; об эмитента, инвестиционных институтах и отдельных рынках ценных бумаг; об отдельных видах ценных бумаг; о конкретных сделках; об уровне конкретных видов рисков; о технологиях, правовом и регулятивном обеспечении, кадрах и прочих ресурсных системах, обеспечивающих рынок ценных бумаг; базы данных о рынке ценных бумаг.
Также в качестве товара на рынке ценных бумаг выступает научно-техническая продукция: технологии; правила, процедуры и другие методические документы, устанавливающие правила выпуска и обращения ценных бумаг; проспекты эмиссий, отчёты о выпуске ценных бумаг, информация, подготовленная для допуска ценных бумаг на биржу, материалы по оценке эмитента и выпускаемых им ценных бумаг; стандарты (технологические, информационные, квалификационные, этические); образцы бланков ценных бумаг, программное обеспечение.
Также как и услуги, научно-техническая продукция и информация, используемые на рынке ценных бумаг, отличаются: массовостью спроса; стандартностью при возможности создания многих модификаций; взаимозависимостью с рынком ценных бумаг; необходимостью специализации и высокого уровня профессионализма; наличием развитой системы международных стандартов.
Важнейшей «товарной» особенностью рынка ценных бумаг является то, что он находится в постоянной конкуренции со смежным – кредитно-банковским рынком. Их товары – перераспределение денежных ресурсов посредством кредита и выпуска ценных бумаг – являются взаимозаменяемыми. Соответственно конкуренция повышает степень агрессивности и рискованности, присущих рынку ценных бумаг.
Участники рынка ценных бумаг – это физические и юридические лица, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчёты по ним; это те, кто вступает между собой в определённые экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.
Основные участники рынка ценных бумаг:
Следует отметить, что инвесторы подразделяются на индивидуальных (физические лица) и институциональных инвесторов.
В параграфе 1.1 были рассмотрены только особенности ценных бумаг как товаров, в данной части своей работы я дам понятие ценной бумаги, основные её характеристики, рассмотрю классификацию ценных бумаг.
На сегодняшний день имеется множество толкований термина «ценная бумага». Например, ценная бумага понимается как:
Ценную бумагу можно определить как право на ресурсы, обособившиеся от своей основы и даже имеющие собственную материальную основу (например, в виде бумажного сертификата, записи по счетам и т.п.). Гражданский кодекс Кыргызской Республики признаёт ценной бумагой «документ или иной установленный законом способ фиксации прав, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности».
Ценная бумага – это такая форма фиксации рыночных отношений между участниками рынка, которая сама является объектом этих отношений. То есть заключение сделки или какого-либо соглашения между его участниками состоит в передаче или купле-продаже ценной бумаги в обмен на деньги или товар. Но ценная бумага – это не деньги и не материальный товар. Её ценность состоит в тех правах, которые она даёт своему владельцу. Последний обменивает свой товар или деньги на ценную бумагу только в том случае, если он уверен, что эта бумага ничуть не хуже, а даже лучше (удобнее), чем сами деньги или товар. Если и деньги и товар в современных условиях разные формы существования капитала, то экономическое определение ценной бумаги можно выразить следующим образом.
Ценная и денежная форма бумаги – это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Суть её состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые зафиксированы в форме ценной бумаги. Последняя позволяет отделить собственность на капитал от самого капитала и, соответственно, включить последний в рыночный процесс в таких формах, в каких это необходимо для самой экономики.
К ценным бумагам относятся денежные документы:
Ценная бумага
выполняет ряд общественно
Как любая
экономическая категория ценная
бумага имеет соответствующие
Временные характеристики:
Пространственные характеристики:
Рыночные характеристики:
Ценная бумага обладает рядом свойств, которые сближают её с деньгами. Её главное свойство – возможность обмена на деньги в различных формах (путём погашения, купли-продажи, возврата эмитенту, переуступки и т.д.). Она может использоваться в расчётах, быть предметом залога, передаваться по наследству, служить подарком и т.п.
Первоначально все ценные бумаги выпускались только в бумажной форме, откуда и произошло их название. Однако развитие рыночных отношений привело к появлению новой формы существования ценной бумаги – безбумажной или бездокументарной.
Переход от бумажной формы ценной бумаги к безбумажной связан,