Рынок ценных бумаг в КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:34, дипломная работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью финансового рынка любой страны, где действуют принципы рыночных отношений. В развитых странах компании обращаются к этому рынку с целью добывания средств, необходимых для финансирования строительства заводов, фабрик, административных зданий, самолётов, поездов, судов, телефонных линий и других объектов, проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок и поддержания множества других важных видов корпоративной деятельности.

Файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг в КР.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

Далее будут  рассмотрены основные характеристики товаров, обращающихся на рынке ценных бумаг, влияющие на организацию маркетинга и выработку рыночных стратегий.

Виды ценных бумаг: акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя, чеки, производные ценные бумаги (опционы, финансовые фьючерсы, варранты и др.), коносаменты и т. п..

Особенности ценных бумаг как товаров:

  • их потребительская ценность определяется качеством активов, правами на которые они являются, способностью этих активов генерировать денежный поток, репутацией и финансовой позицией эмитента и инвестиционного института, который с ним работает. Абстрагируясь от прав, которые они дают, ценные бумаги не имеют какой-либо самостоятельной ценности;
  • стоимость и потребительская стоимость ценных бумаг формируются под влиянием высоких рисков, которые способны превратить товар – ценную бумагу – в не товар, просто в лист бумаги, за который рынок отказывается признавать какую-либо потребительскую стоимость;
  • это стандартный товар, выпускаемый огромными партиями-сериями (например, миллионы акций, формирующих уставный капитал отдельной компании), способный на стандартной базе дать множество модификаций, приспосабливаясь к нуждам отдельных групп инвесторов. Кроме того, это товар, который может выпускаться на рынок и в уникальном, штучном виде (нестандартный именной вексель);
  • ценная бумага как товар способна к широкому обращению, переходя из рук в руки без ущерба для её потребительской стоимости. Широко используется практика выпуска ценных бессрочных бумаг (акций, бессрочных облигаций), имеющих ликвидный рынок и проходящих за время своего существования через сотни владельцев;
  • часть ценных бумаг (опционы, фьючерсы, варранты и т. п.) носит производный характер, представляя собой имущественные права на другие ценные бумаги. В этом случае риски, связанные с ними, неустойчивость их обращения и сложность операций с ними значительно возрастают. Потребительная стоимость этих ценных бумаг включает расширенные возможности спекулятивной игры, страхование от рисков по финансовым операциям;
  • ценные бумаги как товар и связанная с ними индустрия многие годы находится в стадии роста. В значительной части рынок ценных бумаг – это инновационный рынок, интенсивно выводящий к потребителю всё новые виды продукции.

Виды услуг  на рынке ценных бумаг: посредническая деятельность по операциям с ценными  бумагами на первичном и вторичном  рынках; инвестиционное консультирование, учёт, хранение и совершение расчётов по операциям с ценными бумагами; выполнение административных работ (функции регистратора, агента по трансферту, агента по обмену, инкассирование доходов и совершение платежей, связанных с ценными бумагами и т. п.); управление портфелем ценных бумаг, в том числе на доверительных началах; аудит на рынке ценных бумаг; кредитование на совершение сделок с ценными бумагами; страхование фондовых операций.

Особенности услуг, связанных с обращением ценных бумаг:

  • значительный объём спроса;
  • спрос на данные услуги во многом вторичен, будучи зависимым от состояния рынка и спроса на ценные бумаги; и, наоборот, товара «ценные бумаги» не существует без рынка услуг;
  • оказание подобных услуг невозможно без сложнейшей и затратоёмкой инфраструктуры рынка (регулятивной, технической, информационно-технологической, кадровой, широкого финансового обеспечения);
  • высокий уровень стандартности услуг, сопровождающих весь жизненный цикл товара «ценная бумага», наличие развитых международных стандартов в этой области;
  • значительное количество видов услуг, возможности создания разнообразных их модификаций, сопоставимых по количеству с числом модификаций товара «ценная бумага»;
  • необходимость специализации и высокого уровня профессионализма при оказании услуг на рынке ценных бумаг.

Самостоятельным товаром на рынке ценных бумаг является справочная и нормативная информация: о конъюнктуре рынка; об эмитента, инвестиционных институтах и отдельных рынках ценных бумаг; об отдельных видах ценных бумаг; о конкретных сделках; об уровне конкретных видов рисков; о технологиях, правовом и регулятивном обеспечении, кадрах и прочих ресурсных системах, обеспечивающих рынок ценных бумаг; базы данных о рынке ценных бумаг.

Также в качестве товара на рынке ценных бумаг выступает  научно-техническая продукция: технологии; правила, процедуры и другие методические документы, устанавливающие правила выпуска и обращения ценных бумаг; проспекты эмиссий, отчёты о выпуске ценных бумаг, информация, подготовленная для допуска ценных бумаг на биржу, материалы по оценке эмитента и выпускаемых им ценных бумаг; стандарты (технологические, информационные, квалификационные, этические); образцы бланков ценных бумаг, программное обеспечение.

Также как  и услуги, научно-техническая продукция  и информация, используемые на рынке  ценных бумаг, отличаются: массовостью спроса; стандартностью при возможности создания многих модификаций; взаимозависимостью с рынком ценных бумаг; необходимостью специализации и высокого уровня профессионализма; наличием развитой системы международных стандартов.

Важнейшей «товарной» особенностью рынка ценных бумаг  является то, что он находится в  постоянной конкуренции со смежным  – кредитно-банковским рынком. Их товары – перераспределение денежных ресурсов посредством кредита и выпуска  ценных бумаг – являются взаимозаменяемыми. Соответственно конкуренция повышает степень агрессивности и рискованности, присущих рынку ценных бумаг.

Участники рынка  ценных бумаг – это физические и юридические лица, которые продают  или покупают ценные бумаги или обслуживают  их оборот и расчёты по ним; это те, кто вступает между собой в определённые экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.

Основные  участники рынка ценных бумаг:

  • эмитенты – юридические лица, выпускающие ценные бумаги и «несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закреплённых этими ценными бумагами»;
  • инвесторы – физические и юридические лица, осуществляющие вложения собственных средств в ценные бумаги;
  • специализированные институциональные субъекты, осуществляющие посреднические функции в инвестиционной деятельности (профессиональные участники рынка ценных бумаг) – это юридические лица, в том числе кредитные организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют следующие виды деятельности: брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, клиринговая деятельность, депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра ценных бумаг, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, например, фондовые биржи.

Следует отметить, что инвесторы подразделяются на индивидуальных (физические лица) и  институциональных инвесторов.

1.2 Основные характеристики  корпоративных ценных бумаг.

 

В параграфе 1.1 были рассмотрены только особенности ценных бумаг как товаров, в данной части своей работы я дам понятие ценной бумаги, основные её характеристики, рассмотрю классификацию ценных бумаг.

На сегодняшний день имеется множество толкований термина  «ценная бумага». Например, ценная бумага понимается как:

  1. письменный документ, являющийся долевой бумагой корпорации (акция) или свидетельствующий о её задолженности (облигации);
  2. инвестиция, принимающая форму акции или облигации;
  3. документы, которые предоставляют право требования к реальным активам; и др.

Ценную бумагу можно определить как право на ресурсы, обособившиеся от своей  основы и даже имеющие собственную  материальную основу (например, в виде бумажного сертификата, записи по счетам и т.п.). Гражданский кодекс Кыргызской Республики признаёт ценной бумагой «документ или иной установленный законом способ фиксации прав, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности».

Ценная бумага – это такая форма фиксации рыночных отношений между участниками  рынка, которая сама является объектом этих отношений. То есть заключение сделки или какого-либо соглашения между  его участниками состоит в  передаче или купле-продаже ценной бумаги в обмен на деньги или товар. Но ценная бумага – это не деньги и не материальный товар. Её ценность состоит в тех правах, которые она даёт своему владельцу. Последний обменивает свой товар или деньги на ценную бумагу только в том случае, если он уверен, что эта бумага ничуть не хуже, а даже лучше (удобнее), чем сами деньги или товар. Если и деньги и товар в современных условиях разные формы существования капитала, то экономическое определение ценной бумаги можно выразить следующим образом.

Ценная и  денежная форма  бумаги – это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Суть её состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые зафиксированы в форме ценной бумаги. Последняя позволяет отделить собственность на капитал от самого капитала и, соответственно, включить последний  в рыночный процесс в таких формах, в каких это необходимо для самой экономики.

К ценным бумагам  относятся денежные документы:

  1. удостоверяющие право владения или отношения займа;
  2. определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти документы, и их владельцами;
  3. предусматривающие, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих отношений, другим лицам.

Ценная бумага выполняет ряд общественно значимых функций:

  • перераспределяет денежные средства (капиталы) между: отраслями и сферами экономики; территориями и странами; группами и слоями населения; населением и сферами экономики; населением и государством и т.п.;
  • предоставляет определённые дополнительные права её владельцам, помимо прав на капитал, например, право на участие в управлении, соответствующую информацию, первоочерёдность в определённых ситуациях и т.п.;
  • обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала, и др.

Как любая  экономическая категория ценная бумага имеет соответствующие характеристики: временные, пространственные, рыночные.

Временные характеристики:

  • срок существования ценной бумаги: когда выпущена в обращение и на какой период (или бессрочно);
  • происхождение: ведёт ли начало ценная бумага от своей первичной основы (товара, денег) или от других ценных бумаг.

Пространственные  характеристики:

  • форма существования: бумажная (документарная) или безбумажная (бездокументарная);
  • национальная принадлежность: ценная бумага отечественная или другого государства, то есть иностранная;
  • территориальная принадлежность: в каком регионе страны выпущена данная ценная бумага.

Рыночные  характеристики:

  • тип актива, лежащего в основе ценной бумаги, или её исходная основа (товары, деньги, совокупные активы фирмы и др.);
  • форма владения: ценная бумага на предъявителя или на конкретное лицо (юридическое, физическое);
  • форма выпуска: эмиссионная, т.е. выпускаемая отдельными сериями, внутри которых все ценные бумаги совершенно одинаковы по своим характеристикам, или не эмиссионная (индивидуальная);
  • форма собственности и вид эмитента, т.е. кто выпускает на рынок ценную бумагу: государство, корпорации, частные лица;
  • характер обращаемости: свободно обращается на рынке или есть ограничения;
  • уровень риска: высокий, низкий и т.п.;
  • наличие дохода: выплачивается по ценной бумаге какой-то доход или нет;
  • форма вложения средств: при покупке ценной бумаги одалживаются деньги в долг или приобретается право собственности.

Ценная бумага обладает рядом свойств, которые  сближают её с деньгами. Её главное  свойство – возможность обмена на деньги в различных формах (путём погашения, купли-продажи, возврата эмитенту, переуступки и т.д.). Она может использоваться в расчётах, быть предметом залога, передаваться по наследству, служить подарком и т.п.

Первоначально все ценные бумаги выпускались только в бумажной форме, откуда и произошло их название. Однако развитие рыночных отношений привело к появлению новой формы существования ценной бумаги – безбумажной или бездокументарной.

Переход от бумажной формы  ценной бумаги к безбумажной связан,

    • во-первых, с нарастанием количества обращающихся ценных бумаг, прежде всего таких видов, как акции и облигации.
    • во-вторых, многие права, которые закрепляются за владельцами ценной бумаги, могут быть реализованы безотносительно к её форме. Например, выплата дохода по ценной бумаге, купля-продажа ценной бумаги и т.п. могут производиться без наличия её самой в качестве материального носителя этих прав.
    • в-третьих, безбумажная форма ценной бумаги может ускорять, упрощать и удешевлять её обращение в части расчётов, передачи от одного владельца к другому, хранения и учёта, налогообложения и т.п.
    • в-четвёртых, это связано с изменениями в структуре всей совокупности обращающихся ценных бумаг (в частности с увеличением числа именных ценных бумаг и снижением доли предъявительских ценных бумаг).

Информация о работе Рынок ценных бумаг в КР