Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 15:05, курсовая работа
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: система музыкального развития детей раннего возраста
Предмет исследования: процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни.
Гипотеза исследования: процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни улучшается если:
- изучить процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни;
На музыкальных занятиях дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства. Нельзя ограничиваться лишь разучиванием данного произведения или репертуара. Важно, чтобы занятия носили творческий характер, создавать для этого предпосылки: дать возможность ребенку выбрать инструменты для исполнения той или иной пьесы, предоставить условия для проявления импровизации. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения (накопленные впечатления от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником). В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер [29].
Необходимо развивать у детей интерес к музыке, основные музыкальные способности для того, чтобы они могли сочинить и спеть мелодию. Необходимо развивать воображение и фантазию, свободную ориентировку в непривычных ситуациях для проявления своего творчества во всех видах музыкальной деятельности [35].
В процессе развития интереса к музыке у детей младшего дошкольного возраста, их не только обучают практическим музыкальным умениям и навыкам, но и они получают необходимые теоретические знания о музыке. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Развитие ладового чувства (различие эмоциональной окраски музыки - характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена; что изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску; что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика) создают определенное настроение (веселое или торжественное, нежное или грозное). Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность - бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (темп, фраза, часть и т.д.).
Музыкальные занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Они объединяют детей общими радостными эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий. Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях [28].
1.3 Педагогические условия развития интереса к музыке у детей третьего года жизни.
Основная форма образовательной работы с детьми - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности и важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности им не должны осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей и интересов [9].
Во время музыкального
Музыкальные произведения, избранные педагогом, должны вызвать у детей интерес и эмоциональное переживание музыки. Репертуар должен отбираться в соответствии с основными принципами: многомерности, художественности, доступности, принципом учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры; принципом учета деятельностной природы ребенка, принципом учета эмоционального опыта ребенка [8].
Педагогу при работе с детьми необходимо переключать внимание ребят с одного вида деятельности на другой, не снижая при этом эмоционального подъема. Вызывает трудность у педагогов последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. Учебный материал различен по степени трудности. Поэтому задания более сложные следует давать в начале занятий. Необходимо также к концу занятия снижать общую нагрузку[28]..
Структура занятий должна быть гибкой, доступная для данного возраста детей, содержания, особенностей материала видоизменяться.
Большое значение в развитии интереса к музыке у детей играет правильно организованная работа в детском саду.
Существенную роль в развитии у детей интереса к музыке играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный интерес, слух, творческий способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать новые знания. Во многих музыкально-дидактических играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан и другие). Слушая танцевальную музыку в записи, дети стараются определить ее характер: полька, вальс или русская плясовая. Этому иногда помогают движения под нее. Двигаясь под музыку, дети как бы проверяют, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке [8].
Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоции, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. На прогулке подвижные игры проводятся с пением. Летом можно использовать детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии.
На художественных занятиях педагог также может развивать интерес к музыке у детей. Знакомя ребят с русскими народными сказками, воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Музыка помогает передать характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления.
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. И здесь у ребят развивается музыкальность, основные ее компоненты - эмоциональная отзывчивость, слух [18].
Важным средством для развития интереса к музыке у детей третьего года жизни являются развлечения с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры - драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и другое). Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино. Музыка в развлечениях используется по-разному: в одном случае она составляет основное содержание (музыкальные игры, концерты, хореографические миниатюры, хороводы), в другом - применяются частично (спектакли, игры - драматизации). Правильное нахождение места музыки в развлечениях помогает точно отобрать музыкальные произведения и этим создать необходимое настроение, атмосферу и тем самым более целенаправленно осуществить педагогическое воздействие на детей [28].
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития интереса к музыке у детей третьего года жизни
2.1. Цель, задачи, диагностики и результаты констатирующего эксперимента
Целью нашего эксперимента было изучение уровня развития интереса к музыке у детей третьего года жизни, который решался через следующие задачи:
Исследование проводилось на базе МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 178» г. Чебоксары. В эксперименте приняли участи 50 детей третьего года жизни.
Входе проведения исследования развития интереса к музыке и у детей младшего дошкольного возраста мы проводили методику «Музыкальный магазин», и методику по А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская «Игровые индивидуальные задания» [13].
Целью методики «Музыкальный магазин» являлось изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.
Использовался следующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:
Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.
Отнесение испытуемых к тому или иному уровню осуществлялось с учетом проявления интереса к различным музыкальным направлениям.
Низкий уровень: ребенок выбирает лишь одно музыкальное направление;
Средний уровень: выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
Высокий уровень: проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям.
Таблица 1 – Результаты исследования по методике «Музыкальный магазин»
|
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Абс. |
% |
Абс. |
% | |
Высокий уровень |
8 |
32 |
9 |
36 |
Средний уровень |
12 |
48 |
12 |
48 |
Низкий уровень |
5 |
20 |
4 |
16 |
Рис. 1 - Анализ результатов исследования уровня развития интереса у детей третьего года жизни в экспериментальной группе на констатирующем этапе (методика «Музыкальный магазин»)
Рис. 2 - Анализ результатов исследования уровня развития интереса к музыке у детей в контрольной группе на констатирующем этапе
(методика «Музыкальный магазин»)
По результатам диагностики, проведённой на констатирующем этапе исследования, можно заметить, что развитие интереса к музыке у детей третьего года жизни находится на среднем уровне (48%). Высокий уровень имеют 36 % детей. У 16% детей является низкий уровень развития интереса к музыке.
Целю методики А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская «Игровые индивидуальные задания» является изучение особенностей проявления интереса у детей третьего года жизни.
Использовался следующий материал: бубен. дудочка, колокольчики, погремушки.
Ребенку показывают приготовленные предметы; затем педагога ширмой извлекает из них звуки, а ребенок угадывает
Оценка выполнения заданий:
– 2 балла – ребенок полностью справился с заданием без особых затруднений;
– 1 балл – ребенок частично справился с заданием, путался, отвечал не на все вопросы;
– 0 баллов – ребенок не справился с заданием.
Баллы суммируются, и дается вывод об уровне музыкального развития ребенка: –0 – 9 баллов – низкий уровень,
–10 – 14 баллов – средний уровень,
–15 – 18 баллов –высокий уровень.
Диагностику рекомендуется проводить в два этапа: 1 этап – задания 1, 2; 2 этап – 3, 4
Таблица 2– Результаты исследования по методике «Игровые индивидуальные задания» ( по А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская)
|
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Абс. |
% |
Абс. |
% | |
Высокий уровень |
4 |
16 |
7 |
28 |
Средний уровень |
18 |
72 |
16 |
64 |
Низкий уровень |
3 |
12 |
2 |
8 |
Информация о работе Развитие интереса к музыке у детей 3-его года жизни