Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 15:05, курсовая работа
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: система музыкального развития детей раннего возраста
Предмет исследования: процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни.
Гипотеза исследования: процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни улучшается если:
- изучить процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни;
Проанализировав результаты контрольного эксперимента, выявлено, что после проведения нами систематической и целенаправленной работы на развитие интереса к музыке у детей младшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах уровень развития интереса к музыке существенно повысился.
Таблица 6 – Распределение детей третьего года жизни по уровню развития интереса к музыке по результатам двух методик на контрольном этапе
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||
Абс. |
% |
Абс. |
% | |
Высокий уровень |
19 |
38% |
22 |
44% |
Средний уровень |
28 |
56% |
27 |
54% |
Низкий уровень |
5 |
6% |
1 |
2 |
Рис. 10 - Распределение детей третьего года жизни по уровням развития интереса к музыке по результатам двух методик в экспериментальной группе на контрольном этапе.
Рис. 11 - Распределение детей третьего года жизни по уровням развития интереса к музыке по результатам двух методик в контрольной группе на контрольном этапе.
Заключение
Данная работа была ориентирована на развитие интереса к музыке у детей третьего года жизни. Нами было рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах разных отечественных и зарубежных исследователей, разработаны рекомендации для педагогов ДОУ по данной теме, проведены методики, в ходе которой были выявлены особенности развития интереса к музыке у детей третьего года жизни.
Все авторы согласны с тем, что главной и существенной характеристикой интереса является проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление познать его. Интерес обусловлен не только внутренними, но и внешними причинами, то есть качествами и особенностями того, что воспринимается. Мы отметили, что интерес к музыке у детей данного возраста развивается по-разному.
Мы рассмотрели разные приемы для развития интереса к музыке у детей третьего года жизни. Нами были проанализированы основные понятия, связанные с данным разделом, выделены основные виды музыкальных инструментов используемые в работе с детьми раннего возраста. Также нами были подробно рассмотрены особенности развития интереса к музыке у детей третьего года во время прогулки, утренней гимнастики, физкультурного занятия, во время самостоятельной деятельности детей.
Нами были выделены педагогические условия развития интереса к музыке у детей третьего года жизни. Для этого педагог должен грамотно руководить музыкальным занятием, должен уметь заинтересовывать детей, создавать благоприятную атмосферу. Также важно, чтобы педагог во время занятия использовал разнообразные методы и формы работы, отбирал репертуар по основным принципам.
Нами был проведены констатирующий и контрольный эксперименты, выделены цели, задачи методики, а также показатели, по которым проходило распределение детей по уровням развития интереса к музыке.
Цель исследования – развитие интереса к музыке у детей третьего года жизни.
По выявленным данным можно сделать вывод, что проблема развития интереса к музыке у детей третьего года жизни является актуальной.
Экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 178» города Чебоксары Чувашской Республики. В эксперименте приняло участие 50 нормально развивающихся детей третьего года жизни. При проведении исследования использовались методики направленные на выявление интереса к музыке у детей третьего года жизни, также мы провели анкетирование среди родителей и педагогов.
Нами выявлены особенности развития интереса к музыке у детей третьего года жизни. Проведенное исследование на констатирующем этапе показало, что дети третьего года жизни имеют преимущественно средний уровень развития интереса к музыке, что говорит о необходимости проведения систематической и целенаправленной работы по развитию интереса к музыке у детей третьего года жизни.
Нами были выполнены все поставленные перед нами задачи исследования:
1. изучить теоретические аспекты развития интереса к музыке детей третьего года жизни;
2. выявить экспериментальным путем педагогические условия развития интереса к музыке детей третьего года жизни.
Таким образом, при выполнении данной работы все поставленные задачи исследования решены, и цель достигнута.
Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вуз. – 4-е изд., стериотип / Г.С. Абрамова – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей / Ю.Б. Алиев. –Воронеж : НПО «МОДЕК», 1998.
3. Асафьева, Б. В. О народной музыке / Б.В. Асафьева – М.: «Музыка» 1987.
4. Баранова, Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. учеб. пособие / Э.А. Баранова – СПб.: Речь, 2006.
5. Божович ,Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968.
6. Бурлина, Е.Я. О понятии "музыкальный интерес" // Музыка в социалистическом обществе: Сб. статей / А.А.Фарбштейн. - Л.: Музыка, 1975.
7. Венгер Л.А. Мухина В.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина / / учеб. пособие для учащ-ся . – М. : Просвещение, 1988.
8. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981.
9. Ветлугина, Н. А Музыка в детском саду / Н.А. Ветлугиной - М. : Музыка, 2000.
10. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина - М.: Просвещение, 1967.
11. Готсдинер А.Н. Музыкальная психология / А.Н. Готсдинер - МИЛ "Магистр", 1993.
12. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 93 с.
13. Гогоберпдзе, А.Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие / А. Г. 13. 14. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010. - 656 с.
15. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология /А.Л. Готсдинер - М., 2002 .
16. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников/ / И.Л. Дзержинская - М.: Просвещение, 1985.
17. Кабалевский, Д.Б. Как рассказать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский – М., 1982.
18. Камыно, Д. Музыкальное воспитание дошкольников. Теория и практика/ Д. Камыно -Нобель Пресс, 2012 г.
19. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах / Н.Г. Кононова – М. : Просвящение, 1990.
20. Маклаков, А.Г. Общая психология / А. Г. Маклаков - СПб. : 2008.
21. Метлов, Н.А. Музыка-детям / Н. А. Метлов - М. : Просвещение, 2001.
22.Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М. , 2003.
24. Ожигов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожигов, Н.
Ю. Шведова. – М. , 1992.
25. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин - М.: ВЛАДОС, 1997.
26. Попов, В. Методика музыкального воспитания / В. Попов - М., 2002 .
27. Программа воспитания ребенка – дошкольника. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1995
28. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания/ О.П. Радынова / / Дошкольное воспитание.-1994-№ 2 С. 24 -30.
29. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студентов высш. и сред. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катимен, М.Л. Палавандашвили: М., 1998.
30. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа музыкального развития дошкольников/ О. П. Радынова. – М. : МИГУ, 1997.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - в 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. I.
32. Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культ
33. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов – М., Наука, 2003-379 с.
34. Халабузарь П., Методика музыкального воспитания / П. Халабузарь– М., 1989.
35. Цукерман B.C. Музыка и слушатель / В.С. Цукерман - М.: Музыка, 1972.
36. Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства / Л.Г. Юлдашев - М.: Мысль, 1969.
Приложения
Приложение А
Анкетирование родителей
Вопросы родителям:
Считаете ли вы музыкальное развитие важным для своего ребенка? Почему?
Приложение Б
Анкета для педагогов, определяющая профессиональную направленность профессиональной деятельности.
Инструкция: прочтите внимательно предлагаемые вопросы и выберите наиболее подходящий для вас вариант ответа (допустим выбор только одного из тех ответа).
а) изучение и понимание ребенка, установление с ним эмоционального контакта;
б) развитие у детей творческих умений, изучение продуктов детского творчества;
в) реализация себя как личности, самосовершенствование.
2. Нужны ли педагогу, ведущему музыкальные занятия, специально-педагогические и музыкальные занятия, специальное педагогическое и музыкальное образование, курсы повышения квалификации?
а) Музыкальное образование гораздо важнее, так как человек, ведущий музыкальные занятия, в первую очередь должен научиться музыкальным умениям;
б) в основе лежит педагогическое образование, но музыкальные умения тоже важны;
в) ни музыкальнее, ни педагогическое образование не играют решающей роли, так как главное – общий уровень образованности.
3. Считаете ли вы необходимым для педагога подготовка к каждому музыкальному занятию?
а) Да
б) это вовсе не обязательно.
в) это важно, так как необходимо подготовит наглядный материал, инструменты и так далее.
4. Влияет ли форма организации занятий на активность детей и продуктивность музыкальной деятельности?
а) вряд ли, так как все зависит от вдохновения;
б) да, и задача педагога состоит в том, чтобы правильно подобрать наиболее удобную форму занятий;
в) главное - музыкальное содержание.
5.Считаете ли вы важным развитие у детей музыкальных способностей и приобщение их к искусству?
а) да, я считаю, что это самое главное для ребенка и человека вообще;
б) считаю это важным наряду с развитием речи, художественных способностей и прочего;
в) на мой взгляд, каждый человек сам должен решать для себя.
6. Используете ли вы различные
приемы м методы в работе
с детьми разного темперамента,
пытаетесь ли максимально
а) это вовсе не обязательно на музыкальных занятиях, так как главное – это музыкальные способности, которые от темперамента не зависят;
Информация о работе Развитие интереса к музыке у детей 3-его года жизни