Развитие интереса к музыке у детей 3-его года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: система музыкального развития детей раннего возраста
Предмет исследования: процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни.
Гипотеза исследования: процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни улучшается если:
- изучить процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни;

Файлы: 1 файл

титульник.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

Проанализировав результаты контрольного эксперимента, выявлено, что после проведения нами систематической и целенаправленной работы на развитие интереса к музыке  у детей младшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах уровень развития интереса к музыке  существенно повысился.

 

Таблица 6 – Распределение детей третьего года жизни по уровню развития интереса к музыке по результатам двух методик на контрольном этапе

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Абс.

%

Абс.

%

Высокий уровень

19

38%

22

44%

Средний уровень

28

56%

27

54%

Низкий уровень

5

6%

1

2




 

 

Рис. 10 - Распределение детей третьего года жизни по уровням развития интереса к музыке по результатам двух методик в экспериментальной группе на контрольном этапе.

Рис. 11 - Распределение детей третьего года жизни по уровням развития интереса к музыке по результатам двух методик в контрольной группе на контрольном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Данная работа была ориентирована на развитие интереса к музыке у детей третьего года жизни. Нами было рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах разных отечественных и зарубежных исследователей, разработаны рекомендации для педагогов ДОУ по данной теме, проведены методики, в ходе которой были выявлены особенности развития интереса к музыке у детей третьего года жизни.

Все авторы согласны с тем, что главной и существенной характеристикой интереса является проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее  стремление  познать его.  Интерес обусловлен не только внутренними, но и внешними причинами, то есть качествами и особенностями того, что воспринимается. Мы отметили, что интерес к музыке у детей данного возраста развивается по-разному.

Мы рассмотрели разные приемы для развития интереса к музыке у детей третьего года жизни. Нами были проанализированы основные понятия, связанные с данным разделом, выделены основные виды музыкальных инструментов  используемые в работе с детьми раннего возраста. Также нами были подробно рассмотрены особенности развития интереса к музыке у детей третьего года во время прогулки, утренней гимнастики, физкультурного занятия, во время самостоятельной деятельности детей.

Нами были выделены педагогические условия развития интереса к музыке у детей третьего года жизни. Для этого педагог должен грамотно руководить музыкальным занятием, должен уметь заинтересовывать детей, создавать благоприятную атмосферу. Также важно, чтобы педагог во время занятия  использовал разнообразные методы и формы работы, отбирал репертуар по основным принципам.

 

 

Нами был проведены констатирующий и контрольный эксперименты, выделены цели, задачи методики, а также показатели, по которым проходило распределение детей по уровням развития интереса к музыке.

Цель исследования – развитие интереса к музыке у детей третьего года жизни.

По выявленным данным можно сделать вывод, что проблема развития интереса к музыке у детей третьего года жизни является актуальной.

Экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка –   детский   сад   № 178»   города   Чебоксары  Чувашской   Республики.  В эксперименте приняло участие 50 нормально развивающихся детей третьего года жизни. При проведении исследования использовались методики направленные на выявление интереса к музыке у детей третьего года жизни, также мы провели анкетирование среди родителей и педагогов.

Нами выявлены особенности развития интереса к музыке у          детей третьего года жизни. Проведенное исследование на констатирующем этапе показало, что дети третьего года жизни имеют преимущественно средний уровень развития интереса к музыке, что говорит о необходимости проведения систематической и целенаправленной работы по развитию интереса к музыке у детей третьего года жизни.

     Нами были выполнены все поставленные перед нами задачи исследования:

1. изучить теоретические аспекты развития интереса к музыке детей третьего года жизни;

2. выявить экспериментальным путем педагогические условия развития интереса к музыке детей третьего года жизни.

Таким образом, при выполнении данной работы все поставленные задачи исследования решены, и цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная  психология: Учеб. пособие для студ. вуз. –   4-е изд., стериотип / Г.С. Абрамова – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей / Ю.Б. Алиев. –Воронеж : НПО «МОДЕК», 1998.

3. Асафьева, Б. В. О народной музыке / Б.В. Асафьева – М.: «Музыка» 1987.

4. Баранова, Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. учеб. пособие / Э.А. Баранова – СПб.: Речь, 2006.

5. Божович ,Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968.

6. Бурлина, Е.Я. О понятии "музыкальный интерес" // Музыка в социалистическом обществе: Сб. статей / А.А.Фарбштейн. - Л.: Музыка, 1975.

7. Венгер Л.А. Мухина В.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина / / учеб. пособие для учащ-ся . – М. : Просвещение, 1988.

8. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981.

9. Ветлугина, Н. А Музыка в детском саду / Н.А. Ветлугиной - М. : Музыка, 2000.

10. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина - М.: Просвещение, 1967.

11. Готсдинер А.Н. Музыкальная психология / А.Н. Готсдинер - МИЛ "Магистр", 1993.

12. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 93 с.

13. Гогоберпдзе, А.Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие / А. Г. 13. 14. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010. - 656 с.

15.  Готсдинер, А.Л.  Музыкальная психология /А.Л. Готсдинер - М., 2002 .

16. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников/ / И.Л. Дзержинская - М.: Просвещение, 1985.

17. Кабалевский, Д.Б. Как рассказать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский – М., 1982.

18. Камыно, Д. Музыкальное воспитание дошкольников. Теория и практика/  Д. Камыно -Нобель Пресс, 2012 г.

 

19. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах / Н.Г. Кононова – М. : Просвящение, 1990.

20. Маклаков, А.Г. Общая психология / А. Г. Маклаков - СПб. : 2008.

21. Метлов, Н.А. Музыка-детям / Н. А. Метлов - М. : Просвещение, 2001.

22.Мещеряков Б.Г. Большой психологический  словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М. , 2003.

24. Ожигов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожигов, Н.

 Ю. Шведова. – М. , 1992.

25. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин - М.: ВЛАДОС, 1997.

26. Попов, В. Методика музыкального воспитания / В. Попов - М., 2002 .

27. Программа воспитания ребенка – дошкольника. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1995

28. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания/ О.П. Радынова / / Дошкольное воспитание.-1994-№ 2  С. 24 -30.

29. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студентов высш. и сред. учеб.  заведений / О.П. Радынова, А.И. Катимен, М.Л. Палавандашвили: М., 1998.

30. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа музыкального развития дошкольников/ О. П. Радынова. – М. : МИГУ, 1997.

31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - в 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. I.

32. Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культура / А.Н. Сохор  — М., 1975.

33. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов – М., Наука, 2003-379 с.

34. Халабузарь П., Методика музыкального воспитания / П. Халабузарь– М., 1989.

35. Цукерман B.C. Музыка и слушатель / В.С. Цукерман - М.: Музыка, 1972.

36. Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства / Л.Г. Юлдашев - М.: Мысль, 1969.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Анкетирование родителей

Вопросы родителям:

  1. Часто ли в вашем доме звучит музыка? Укажите как часто(каждый день, несколько раз в неделю, по праздникам).
  2. Музыка является фоном или звучит целенаправленно?
  3. Предпочтительные музыкальные направления (поп, рок, джаз, классика, ретро).
  4. Есть ли у вашего ребенка специальные кассеты с детскими песнями?
  5. Есть ли у вашего ребенка детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки? Если да, то укажите, какие.
  6. Есть ли у вашего ребенка любимая песня? Какая?
  7. как ваш ребенок реагирует на музыку (подпевает, пританцовывает, внимательно слушает, никак не реагирует)?

Считаете ли вы музыкальное развитие важным для своего ребенка? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Анкета для педагогов, определяющая профессиональную направленность профессиональной деятельности.

Инструкция: прочтите внимательно предлагаемые вопросы  и выберите наиболее подходящий для вас  вариант ответа (допустим выбор только одного из тех ответа).

  1. Что вы считаете наиболее значимым для себя в педагогическом процессе ?

а) изучение и понимание ребенка, установление с ним эмоционального контакта;

б) развитие у детей творческих умений, изучение продуктов детского творчества;

в) реализация себя как личности, самосовершенствование.

2. Нужны ли педагогу, ведущему музыкальные занятия, специально-педагогические и музыкальные занятия, специальное  педагогическое и музыкальное образование, курсы повышения квалификации?

а) Музыкальное образование гораздо важнее, так как человек, ведущий музыкальные занятия, в первую очередь должен научиться музыкальным умениям;

б) в основе лежит педагогическое образование, но музыкальные умения тоже важны;

в) ни музыкальнее, ни педагогическое образование не играют решающей роли, так как главное – общий уровень образованности.

3. Считаете ли вы необходимым  для педагога подготовка к  каждому музыкальному занятию?

а) Да

б) это вовсе не обязательно.

в) это важно, так как необходимо подготовит наглядный материал, инструменты и так далее.

4. Влияет ли форма организации  занятий на активность детей и продуктивность музыкальной деятельности?

а) вряд ли, так как все зависит от вдохновения;

б) да, и задача педагога состоит в том, чтобы правильно подобрать наиболее удобную форму занятий;

в) главное - музыкальное содержание.

5.Считаете ли вы важным развитие у детей музыкальных способностей  и приобщение их к искусству?

а) да, я считаю, что это самое главное для ребенка и человека вообще;

б) считаю это важным наряду с развитием речи, художественных способностей и прочего;

в) на мой взгляд, каждый человек сам должен решать для себя.

6. Используете ли вы различные  приемы м методы в работе  с детьми разного темперамента, пытаетесь ли максимально учитывать  интересы детей?

а) это вовсе не обязательно на музыкальных занятиях, так как    главное – это музыкальные способности, которые от темперамента не зависят;

Информация о работе Развитие интереса к музыке у детей 3-его года жизни