Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать сущность социального воспитания личности школьника
Задачи исследования:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по социальному воспитанию школьника;
2. Изучить и описать опыт педагогической работы по реализации принципов социального воспитания личности школьника, на практике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Социализация личности школьника как педагогическая проблема
1.1 Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации…………………………………………………………….5
1.2 Социальное воспитание как процесс целенаправленной и регулируемой социализации, его задачи и принципы………………..8
1.3 Характеристика системы социального воспитания в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
Глава 2 Социализация и социальнае воспитание учащихся на современном этапе
2.1 Системный и личностный подходы в организации социального воспитания в условиях школы (из опыта работы ОШ № 1)…………….19
2.2 Социальное воспитание учащихся в условиях молодежных общественных объединений, учреждений дополнительного
образования………………………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………....30
Список использованных источников……………………………………..31

Файлы: 13 файлов

содержание(печать).docx

— 44.22 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Список литературы.docx

— 14.81 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульник(печать).docx

— 13.83 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.docx

— 16.65 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

заключение.docx

— 13.45 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсач(печать).docx

— 75.65 Кб (Скачать файл)

Существенно обновлена материальная база: осуществлено строительство почти 300 новых объектов образования, капитально отремонтировано 1/3 учреждений образования  от общей их численности. Компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе стали не просто доступными, но и привычными.

Создана национальная система  учебного книгоиздания. С 2006 по 2010 гг. на издание учебников и учебных  пособий только для общеобразовательных  учреждений из государственного бюджета  было выделено 96,2 млрд. рублей ($35 млн.), издано 843 наименования учебников и  учебных пособий, 192 наименования учебно-методических пособий.

Функционирование и развитие системы образования Республики Беларусь

 

Общее среднее образование  – уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной  жизни в обществе, овладение учащимся основами наук,

 государственными языками  Республики Беларусь, навыками умственного  и физического труда, формирование  нравственных убеждений, культуры  поведения, эстетического вкуса  и  здорового образа жизни,  готовности к самостоятельному  жизненному выбору, началу трудовой  деятельности и продолжению образования.

Общее среднее образование  включает три ступени:

I ступень — начальное  образование (I – IV классы);

II ступень — базовое  образование (V – IX классы);

III ступень — среднее  образование (X – XI классы, в вечерних

 школах –X – XII классы, вечерние классы – X – XII классы).

I и II ступени общего  среднего образования составляют  общее базовое образование.

I, II и III ступени общего  среднего образования составляют  общее среднее образование.

В 2011 году в республике функционируют 3 516 общеобразовательных учреждений. В сельских населенных пунктах – 2 265 (64,4%); городских – 1 251 (35,6%). В общеобразовательных  учреждениях обучаются 940 360 учащихся. В сельских населенных пунктах – 220 158 учащихся (23,4%), городских – 720 202 учащихся (76,6%).

В соответствии с демографической  ситуацией и потребностью регионов осуществляется оптимизация и рационализация сети общеобразовательных учреждений. При этом учитываются как социальные, экономические, так и демографические  факторы региона.

Образовательный процесс  в общеобразовательных учреждениях  организован в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную  учебную неделю и один день для  проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового  обучения, в том числе учебных  занятий на учебно-производственных объектах.

В общеобразовательных учреждениях  обязательными для изучения являются два государственных языка –  белорусский и русский, а также  один из иностранных языков – английский, немецкий, французский, испанский или  китайский.

Обеспечены права граждан, которые относятся к национальным меньшинствам, изучать родной язык, культуру и традиции своего народа, (граждане польской, литовской, украинской и других национальностей).

В учебном плане общеобразовательных  учреждений предусмотрены кроме  обязательных предметов (74%) факультативные занятия (26%).  Факультативные занятия проводятся по желанию учащихся в группах по 3–5 человек и финансируются из госбюджета.

У одаренной и талантливой  школьной молодежи есть возможность  осваивать учебные программы  на повышенном уровне. В этих целях  создана и развивается сеть гимназий и лицеев (212 гимназий и 29 лицеев).

Уровень образования, его  конкурентоспособности на мировом  рынке образовательных услуг  стабильно высокий. В копилке  международных наград белорусских  школьников, завоеванных за последних пять лет, 123 медали, из них 15 золотых и 48 серебряных.

 

Специальное образование  — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями  психофизического развития, посредством  реализации образовательных программ специального образования на уровнях  дошкольного, общего среднего образования. Специальное образование включает в себя создание специальных условий  для получения специального образования  на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию  имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.

Большое внимание в Республике Беларусь уделяется обеспечению  прав на общее и профессиональное образование инвалидов и лиц  с особенностями психофизического развития. Определены правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и принятым в 2004 году Закона Республики Беларусь «Об  образовании лиц с особенностями  психофизического развития (специальном  образовании)» государство не только признает, но и гарантирует каждому  ребенку право на получение образования  в соответствии с познавательными  возможностями и состоянием здоровья. Обновлено содержание специального образования. Принят образовательный  стандарт «Специальное образование (основные нормативы и требования)», и предметные стандарты, создан банк данных детей  с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет, в  котором содержатся сведения о 127 тысяч  детей.

В 143 центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обучаются  и получают коррекционно-педагогическую помощь около 7 тыс. детей с особенностями  психофизического развития, в том  числе с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Более 1 тыс. детей с особенностями психофизического развития охвачены ранней комплексной медико-педагогической помощью.

В дошкольных учреждениях, общеобразовательных  школах по месту жительства детей  открыты группы и классы интегрированного обучения, специальные классы, пункты коррекционно-педагогической помощи. В систему общего среднего образования  интегрировано 62%% от общего количества детей с особенностями психофизического развития, получающих специальное образование. С целью повышения социальной защищенности выпускников с особенностями  психофизического развития с 2005 г. учреждения образования осуществляют их психолого-педагогическое сопровождение на протяжении двух лет  после окончания учебного заведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социализация и социальнае воспитание учащихся на современном этапе

2.1 Системный и личностный подходы в организации социального воспитания в условиях школы (из опыта работы ОШ № 1).

 

Системный подход в организации социального воспитания в условиях школы.

Процесс воспитания - сложная  динамичная система. Каждый компонент  этой системы может рассматриваться  как система, создавая свои компоненты. Системный подход к анализу воспитательного  процесса обязательно предусматривает  изучение взаимодействия системы со средой, т. к. любая система не может  существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии.

Необходимо зафиксировать  участие элементов и систем в  процессе, т. е.                              В непрерывном изменении во времени. Поэтому процесс воспитания рассматривается  как динамичная система, где определяется как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем.

 

Критерии выделения и  анализа систем в воспитательном процессе:

-         цель и задачи;

-         содержание воспитательного процесса;

-         условия протекания воспитательного процесса;

-         взаимодействие воспитателей и воспитанников;

-         методы, применяемые в воспитательном  процессе;

-         формы воспитательной деятельности;

-         этапы (стадии) развития процесса  во времени и мн. др.

 

По целевому критерию структура  воспитательного процесса представляет совокупности задач, на решение которых  направлен процесс. В условиях ОШ №1 процесс воспитания направлен на:

-         целостное воспитание личности  с учетом цели всестороннего  гармонического развития личности;

-         формирование нравственных качеств  личности на основе общечеловеческих  ценностей, социально ориентированной  мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер  развития личности;

-         приобщение школьников к общественным  ценностям в области науки, культуры, искусства;

-         воспитание жизненной позиции,  соответствующей демократическим

 

преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

-         развитие склонностей, способностей  и интересов личности с учетом  ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

-         организацию познавательной деятельности  школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

-         организацию личностной и социально  ценной, многообразной деятельности, стимулирующей образование, обусловленной  целью воспитания качеств личности;

-         развитие важнейшей социальной  функции личности – общение  в изменяющихся условиях трудовой  деятельности и повышение социальной  напряженности.

 

Критерий – последовательность этапов, через которые обязательно  должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна  для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного  процесса.

 

Эффективность воспитания зависит:

1.     От сложившихся воспитательных отношений.

2.     От соответствия  цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.

3.     От соответствия  социальной практики и характера  (направленности, содержания) влияния  на воспитанников. 

 

Сам процесс воспитания динамичен. Это выражается в его непрерывном  развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс  развивается в соответствии с  действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и тоже воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.

Диалектика воспитательного  процесса раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним  из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления  личности, выступает противоречие между  возникающими у нее новыми потребностями  и возможностями их удовлетворения. 

Возникающие при этом «рассогласование»  побуждает человека активно 

пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы  поведения, усваивать нормы и  правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности.

Назначение воспитания –  правильно сориентировать формирование  личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.

Внешние противоречия также  сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного  процесса. Отмечу сильно обострившееся  противоречие содержание информации (исторической, литературной, политической) внесение немалую сумятицу в молодые умы. Противоречие между словом и делом  нередко становится причиной многих затруднений и недостатков воспитания также, как и преобладание словесных  методов воспитания и относительно их обособленности от практического поведения личности.

Особенно внимательно  педагогам надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними  стремлениями воспитанников. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка, деятельность педагога обречена на безнадежный формализм.

 

Личностный подход в организации социального воспитания в условиях школы.

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение в личностном подходе имеет не столько знания воспитательного возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора  на личностные качества, которые выражают важные для воспитания характеристики – направленность личности; ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности  (характер, темперамент, воля и др.), просматриваемые изолированно от названных  ведущих качеств, не обеспечивают достаточных  оснований для высококачественного  личностно – ориентированного воспитания. Ценностная ориентация, жизненные планы,  направление личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными  особенностями. Но только приоритет  главных личностных характеристик  выводит на правильный учет данных качеств.

 

 

Принцип личностного подхода  в воспитании требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и  хорошо знал индивидуальные особенности  темперамента, черты характера, взгляды,  вкусы, привычки своих воспитанников.

маё задание.docx

— 16.57 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации