Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:45, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать сущность социального воспитания личности школьника
Задачи исследования:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по социальному воспитанию школьника;
2. Изучить и описать опыт педагогической работы по реализации принципов социального воспитания личности школьника, на практике.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Социализация личности школьника как педагогическая проблема
1.1 Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации…………………………………………………………….5
1.2 Социальное воспитание как процесс целенаправленной и регулируемой социализации, его задачи и принципы………………..8
1.3 Характеристика системы социального воспитания в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
Глава 2 Социализация и социальнае воспитание учащихся на современном этапе
2.1 Системный и личностный подходы в организации социального воспитания в условиях школы (из опыта работы ОШ № 1)…………….19
2.2 Социальное воспитание учащихся в условиях молодежных общественных объединений, учреждений дополнительного
образования………………………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………....30
Список использованных источников……………………………………..31
Существенно обновлена материальная база: осуществлено строительство почти 300 новых объектов образования, капитально отремонтировано 1/3 учреждений образования от общей их численности. Компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе стали не просто доступными, но и привычными.
Создана национальная система учебного книгоиздания. С 2006 по 2010 гг. на издание учебников и учебных пособий только для общеобразовательных учреждений из государственного бюджета было выделено 96,2 млрд. рублей ($35 млн.), издано 843 наименования учебников и учебных пособий, 192 наименования учебно-методических пособий.
Функционирование и развитие системы образования Республики Беларусь
Общее среднее образование
– уровень основного
государственными языками
Республики Беларусь, навыками умственного
и физического труда,
Общее среднее образование включает три ступени:
I ступень — начальное образование (I – IV классы);
II ступень — базовое образование (V – IX классы);
III ступень — среднее образование (X – XI классы, в вечерних
школах –X – XII классы, вечерние классы – X – XII классы).
I и II ступени общего
среднего образования
I, II и III ступени общего
среднего образования
В 2011 году в республике функционируют
3 516 общеобразовательных
В соответствии с демографической
ситуацией и потребностью регионов
осуществляется оптимизация и рационализация
сети общеобразовательных
Образовательный процесс
в общеобразовательных
В общеобразовательных
Обеспечены права граждан,
которые относятся к
В учебном плане
У одаренной и талантливой школьной молодежи есть возможность осваивать учебные программы на повышенном уровне. В этих целях создана и развивается сеть гимназий и лицеев (212 гимназий и 29 лицеев).
Уровень образования, его конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг стабильно высокий. В копилке международных наград белорусских школьников, завоеванных за последних пять лет, 123 медали, из них 15 золотых и 48 серебряных.
Специальное образование
— обучение и воспитание обучающихся,
которые являются лицами с особенностями
психофизического развития, посредством
реализации образовательных программ
специального образования на уровнях
дошкольного, общего среднего образования.
Специальное образование
Большое внимание в Республике
Беларусь уделяется обеспечению
прав на общее и профессиональное
образование инвалидов и лиц
с особенностями
В соответствии с Конвенцией
о правах ребенка и принятым в
2004 году Закона Республики Беларусь «Об
образовании лиц с
В 143 центрах коррекционно-
В дошкольных учреждениях, общеобразовательных
школах по месту жительства детей
открыты группы и классы интегрированного
обучения, специальные классы, пункты
коррекционно-педагогической помощи.
В систему общего среднего образования
интегрировано 62%% от общего количества
детей с особенностями
2. Социализация и социальнае воспитание учащихся на современном этапе
2.1 Системный и личностный подходы в организации социального воспитания в условиях школы (из опыта работы ОШ № 1).
Системный подход в организации социального воспитания в условиях школы.
Процесс воспитания - сложная динамичная система. Каждый компонент этой системы может рассматриваться как система, создавая свои компоненты. Системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой, т. к. любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии.
Необходимо зафиксировать
участие элементов и систем в
процессе, т. е.
Критерии выделения и анализа систем в воспитательном процессе:
- цель и задачи;
- содержание воспитательного процесса;
- условия протекания воспитательного процесса;
- взаимодействие воспитателей и воспитанников;
- методы, применяемые в воспитательном процессе;
- формы воспитательной деятельности;
- этапы (стадии) развития процесса во времени и мн. др.
По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет совокупности задач, на решение которых направлен процесс. В условиях ОШ №1 процесс воспитания направлен на:
- целостное воспитание личности с учетом цели всестороннего гармонического развития личности;
-
формирование нравственных
-
приобщение школьников к
-
воспитание жизненной позиции,
соответствующей
преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
-
развитие склонностей,
-
организацию познавательной
-
организацию личностной и
-
развитие важнейшей социальной
функции личности – общение
в изменяющихся условиях
Критерий – последовательность
этапов, через которые обязательно
должен пройти процесс, направленный на
качественное решение поставленных
задач. Данная структура очень важна
для понимания глубинной
Эффективность воспитания зависит:
1. От сложившихся воспитательных отношений.
2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.
3. От соответствия
социальной практики и
Сам процесс воспитания динамичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и тоже воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.
Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.
Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно
пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности.
Назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.
Внешние противоречия также
сильно сказываются на направленности
и результатах воспитательного
процесса. Отмечу сильно обострившееся
противоречие содержание информации (исторической,
литературной, политической) внесение
немалую сумятицу в молодые умы.
Противоречие между словом и делом
нередко становится причиной многих
затруднений и недостатков
Особенно внимательно педагогам надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка, деятельность педагога обречена на безнадежный формализм.
Личностный подход в организации социального воспитания в условиях школы.
Психолого-педагогические исследования
последних десятилетий
Ни возраст, взятый в отдельности,
ни индивидуальные особенности личности
(характер, темперамент, воля и др.),
просматриваемые изолированно от названных
ведущих качеств, не обеспечивают достаточных
оснований для
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и
хорошо знал индивидуальные
Информация о работе Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации