Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:45, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать сущность социального воспитания личности школьника
Задачи исследования:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по социальному воспитанию школьника;
2. Изучить и описать опыт педагогической работы по реализации принципов социального воспитания личности школьника, на практике.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Социализация личности школьника как педагогическая проблема
1.1 Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации…………………………………………………………….5
1.2 Социальное воспитание как процесс целенаправленной и регулируемой социализации, его задачи и принципы………………..8
1.3 Характеристика системы социального воспитания в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
Глава 2 Социализация и социальнае воспитание учащихся на современном этапе
2.1 Системный и личностный подходы в организации социального воспитания в условиях школы (из опыта работы ОШ № 1)…………….19
2.2 Социальное воспитание учащихся в условиях молодежных общественных объединений, учреждений дополнительного
образования………………………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………....30
Список использованных источников……………………………………..31
4. Принцип вариативности
– предполагает, что условия для
духовно-нравственного
5. Принцип активности
– предполагает создание
как различного рода перемещений личности или социальной группы; разнообразие способов и сфер действия (большую активность обеспечивает большее число общественных связей и взаимодействий); сознательность осуществляемых действий, приобретающих свойства общественно значимых поступков; использование опыта других субъектов, привлечение сил других субъектов; творческий потенциал субъекта, его установка на инноваци¬онный поиск.
Психолого-педагогические
1. Принцип «само» (умение реализовать себя) – направлен на самостоятельную реализацию человека в любой сфере жизнедеятельности, прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность, самоуправление, самовоспитание, самостоятельность и т.д.); свобода выбора сфер самореализации.
2. Принцип творческой
активности (умение искать творческие
решения) – может выступать
механизмом реализации
3. Принцип успешности (умение
делать). Основными понятиями его
могут быть ощущение нужности,
востребованности, желание делать,
конкурентоспособность («Я
4. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать) – направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать. В основе его – гуманизм, толерантность, милосердие, воспитание доброго отношения к людям.
5. Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора путей жизненного самоопределения. Под элективностью подразумеваются действия человека, ориентированные на осознанную возможность правильного, реального и позитивного выбора труда (физического, интеллектуального, эстетического), приносящего пользу и самому человеку, и обществу (в том числе выбора будущей профессии), личностных ценностей, жизненных ориентиров, социальных и духовных приоритетов (индивидуальная, личностная, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, самореализация и т.д.), умение вести себя в соответствии с правовыми нормами, противодействовать асоциальным явлениям.
Организационно-педагогические
1. Принцип адаптивности
как ведущий принцип
управления (через создание условий и мотивацию).
2. Принцип сочетания
3. Принцип адекватного
кадрового обеспечения.
4. Принцип интеграции
программ социального
5. Принцип социально-
Цель и задачи социального воспитания:
Целью социального воспитания, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Беларуси, является:
на региональном уровне – становление и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина
Беларуси посредством создания межведомственной системы социального
воспитания детей и молодежи.
Задачи:
- повышение социального
статуса воспитания и
- дальнейшее формирование
целостной региональной
- расширение состава субъектов
социального воспитания детей
и молодежи региона,
- создание адекватной системы мониторинга результатов социального воспитания детей и молодежи в регионе;
- обеспечение доступности
социально-педагогической
На муниципальном уровне – становление и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Беларуси посредством обеспечения реализации государственной политики в сфере социального воспитания детей и молодежи с учетом особенностей муниципалитета.
Задачи:
- формирование воспитательного пространства муниципалитета;
- обеспечение возможностей
для самостоятельного выбора
детьми и молодежью вида
- поддержка социально-
- адаптация системы мониторинга результатов социального воспитания детей и молодежи в регионе к особенностям муниципалитета, учет результатов мониторинга в развитии и совершенствовании социального воспитания детей и молодежи в муниципалитете;
- выявление и своевременное
адекватное реагирование на
На уровне учреждения – личностный рост детей и молодежи как результат сбалансированного развития и реализации индивидуально-личностных особенностей каждого воспитанника и освоения и присвоения ими социально одобряемых характеристик.
Ведущие социально одобряемые характеристики базируются на:
- любви к своему краю, знании белорусского и родного языка, уважении своего народа, его культуры и духовных традиции;
- осознании и принятии ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального человечества;
- активном и заинтересованном познании мира, осознании ценности труда, науки и творчества;
- умении учиться, осознании важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способности применять полученные знания на практике;
- социальной активности,
уважении закона и
- уважении других людей, умении вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанном выполнении правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентации в мире
профессий, понимании значения
профессиональной деятельности
для человека в интересах
Задачи:
- совершенствование
- формирование общешкольного коллектива;
- создание условий для
совершенствования
- преодоление школоцентризма, педагогоцентризма, субъект-объектной направленности в воспитательной деятельности;
- обеспечение в образовательном
учреждении условий для
1.3 Характеристика
системы социального
Национальное образование Республики Беларусь традиционно является одной из высших ценностей белорусского народа.
Свидетельством достигнутых
результатов являются досрочное
выполнение Республикой Беларусь ряда
Целей развития тысячелетия, высокий
уровень человеческого
Выбор курса на создание
социального государства
Каждый третий житель республики учится.
Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых:
государственно-общественный характер управления;
обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;
повышение качества образования для каждого.
Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
В стране функционируют почти 10 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2,0 млн. детей, учащихся и студентов обеспечивают около 445 тыс. работников.
Приняты социальные стандарты
в области образования и
На образовательную систему в последние годы государством выделяется не менее 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах.
В 1991–2011 гг. национальная система
образования развивалась и
Национальной стратегией
устойчивого социально-
Республика Беларусь располагает
эффективной нормативной
Важным событием для системы
образования стало принятие 13 января
2011 года Кодекса Республики Беларусь
об образовании. Тем самым, впервые
в стране решена задача кодификации
общественных отношений в сфере
образования, сформирована самостоятельная
отрасль права –
Информация о работе Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации