Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать сущность социального воспитания личности школьника
Задачи исследования:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по социальному воспитанию школьника;
2. Изучить и описать опыт педагогической работы по реализации принципов социального воспитания личности школьника, на практике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Социализация личности школьника как педагогическая проблема
1.1 Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации…………………………………………………………….5
1.2 Социальное воспитание как процесс целенаправленной и регулируемой социализации, его задачи и принципы………………..8
1.3 Характеристика системы социального воспитания в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
Глава 2 Социализация и социальнае воспитание учащихся на современном этапе
2.1 Системный и личностный подходы в организации социального воспитания в условиях школы (из опыта работы ОШ № 1)…………….19
2.2 Социальное воспитание учащихся в условиях молодежных общественных объединений, учреждений дополнительного
образования………………………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………....30
Список использованных источников……………………………………..31

Файлы: 13 файлов

содержание(печать).docx

— 44.22 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Список литературы.docx

— 14.81 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульник(печать).docx

— 13.83 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.docx

— 16.65 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

заключение.docx

— 13.45 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсач(печать).docx

— 75.65 Кб (Скачать файл)

4. Принцип вариативности  – предполагает, что условия для  духовно-нравственного развития  планомерно создаются на региональном, муниципальном и локальном уровнях.  Данный принцип диктует необходимость создания многообразных видов и типов воспитательных организаций; дифференциации содержания, форм и методов социального воспитания и дополнительного образования применительно к видам и типам воспитательных организаций, половозрастным особенностям и возможностям воспитуемых, условиям и традициям муниципальных и региональных образований (А.В. Мудрик); построение региональных и муниципальных систем социального воспитания, создание локальных воспитательных систем.

5. Принцип активности  – предполагает создание условий  для мобильности 

как различного рода перемещений  личности или социальной группы; разнообразие способов и сфер действия (большую  активность обеспечивает большее число  общественных связей и взаимодействий); сознательность осуществляемых действий, приобретающих свойства общественно  значимых поступков; использование  опыта других субъектов, привлечение  сил других субъектов; творческий потенциал  субъекта, его установка на инноваци¬онный поиск.

Психолого-педагогические

1. Принцип «само» (умение реализовать себя) – направлен на самостоятельную реализацию человека в любой сфере жизнедеятельности, прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность, самоуправление, самовоспитание, самостоятельность и т.д.); свобода выбора сфер самореализации.

2. Принцип творческой  активности (умение искать творческие  решения) – может выступать  механизмом реализации коллективных  дел и личностных задач. Он  направлен на поиск нового, на  развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых и является  главным стимулом интересных  дел (мобильность, творчество, активность, действие и т.д.).

3. Принцип успешности (умение  делать). Основными понятиями его  могут быть ощущение нужности, востребованности, желание делать, конкурентоспособность («Я нужен», «Я могу», «Я делаю»).

4. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать) – направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать. В основе его – гуманизм, толерантность, милосердие, воспитание доброго отношения к людям.

5. Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора путей жизненного самоопределения. Под элективностью подразумеваются действия человека, ориентированные на осознанную возможность правильного, реального и позитивного выбора труда (физического, интеллектуального, эстетического), приносящего пользу и самому человеку, и обществу (в том числе выбора будущей профессии), личностных ценностей, жизненных ориентиров, социальных и духовных приоритетов (индивидуальная, личностная, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, самореализация и т.д.), умение вести себя в соответствии с правовыми нормами, противодействовать асоциальным явлениям.

Организационно-педагогические

1. Принцип адаптивности  как ведущий принцип управления. В условиях демократизации и  децентрализации, на первый план  выходят мягкие методы 

управления (через создание условий и мотивацию).

2. Принцип сочетания традиционных  и инновационных направлений  деятельности. В современных условиях  модернизации необходимо обеспечить  разумный баланс традиций и  инноваций в жизнедеятельности  учреждения, системы в целом. Недопустимы  необоснованные эксперименты в  системе социального воспитания  и  дополнительного образования  детей и молодежи, переключение  с одного приоритетного вида  деятельности на другой под  влиянием сиюминутных  факторов.

3. Принцип адекватного  кадрового обеспечения. Сложившаяся  практика педагогического образования  не сориентирована на непосредственную  подготовку педагогов как воспитателей, отсутствует соответствующая сертификация. В этих условиях необходим  внимательный отбор и многоуровневая  система повышения квалификации  специалистов, привлекаемых к решению  задач социального воспитания  и  дополнительного образования  детей и молодежи.

4. Принцип интеграции  программ социального воспитания  и дополнительного образования  детей и молодежи. Интеграция  предполагает не механическое  суммирование всех возможных  направлений деятельности, а выделение  и приоритетное развитие стержневых  направлений, единых для всех  субъектов социального воспитания  и дополнительного образования.  При этом каждый субъект осуществляет  эти направления, используя только  ему присущие механизмы, ресурсы,  технологии.

5. Принцип социально-педагогического  партнерства. Социальное партнерство  – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на  равноправное сотрудничество, поиск  согласия и достижения консенсуса, оптимизацию отношений. Оно предполагает  добровольность; взаимовыгодность и взаимодополняемость; открытость участников партнерства по отношению друг к другу в той степени, которую они считают допустимой для себя и при этом сохраняющей партнерство; согласования интересов на основе переговоров и компромиссов; закрепление отношений в нормативных и договорных актах; взаимную ответственность и обязанности выполнения субъектами достигнутых договоренностей; взаимопомощь и взаимозащиту участников партнерства в отношениях с иными субъектами

Цель и задачи социального воспитания:

Целью социального воспитания, духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина Беларуси, является:

на региональном уровне –  становление и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина

 

 

Беларуси посредством создания межведомственной системы социального

воспитания детей и  молодежи.

Задачи:

- повышение социального  статуса воспитания и воспитателей  как в регионе в целом, так  и в системе образования, в  частности;

- дальнейшее формирование  целостной региональной системы  социального воспитания на основе  учета традиций, территориальных  социокультурных особенностей, перспектив  развития региона;

- расширение состава субъектов  социального воспитания детей  и молодежи региона, координация  их действий, укрепление социального  партнерства;

- создание адекватной  системы мониторинга результатов социального воспитания детей и молодежи в регионе;

- обеспечение доступности  социально-педагогической поддержки  и помощи.

На муниципальном уровне – становление и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Беларуси посредством обеспечения реализации государственной политики в сфере социального воспитания детей и молодежи с учетом особенностей муниципалитета.

Задачи:

- формирование воспитательного  пространства муниципалитета;

- обеспечение возможностей  для самостоятельного выбора  детьми и молодежью вида досуговой,  социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной,  общественно-полезной деятельности;

- поддержка социально-педагогических  инициатив субъектов социального  воспитания детей и молодежи;

- адаптация системы мониторинга результатов социального воспитания детей и молодежи в регионе к особенностям муниципалитета, учет результатов мониторинга в развитии и совершенствовании социального воспитания детей и молодежи в муниципалитете;

- выявление и своевременное  адекватное реагирование на социально-педагогические  проблемы муниципалитета.

На уровне учреждения – личностный рост детей и молодежи как результат сбалансированного развития и реализации индивидуально-личностных особенностей каждого воспитанника и освоения и присвоения ими социально одобряемых характеристик.

Ведущие социально одобряемые характеристики базируются на:

- любви к своему краю, знании белорусского и родного языка, уважении своего народа, его культуры и духовных традиции;

- осознании и принятии ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального человечества;

- активном и заинтересованном  познании мира, осознании ценности труда, науки и творчества;

- умении учиться, осознании важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способности применять полученные знания на практике;

- социальной активности, уважении закона и правопорядка, соизмерении своих поступков  с нравственными ценностями, осознании  своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважении других людей, умении вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанном выполнении правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентации в мире  профессий, понимании значения  профессиональной деятельности  для человека в интересах устойчивого  развития общества и природы.

Задачи:

- совершенствование системообразующих  видов воспитательной деятельности  образовательного учреждения;

- формирование общешкольного  коллектива;

- создание условий для  совершенствования профессионально-личностной  позиции педагогов как воспитателей;

- преодоление школоцентризма, педагогоцентризма, субъект-объектной направленности в воспитательной деятельности;

- обеспечение в образовательном  учреждении условий для социального  воспитания учащихся, развития социального  партнерства субъектов социального  воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Характеристика  системы социального воспитания  в республике Беларусь.

 

Национальное образование  Республики Беларусь традиционно является одной из высших ценностей белорусского народа.

Свидетельством достигнутых  результатов являются досрочное  выполнение Республикой Беларусь ряда Целей развития тысячелетия, высокий  уровень человеческого развития, обеспечение политической и социально-экономической  стабильности в стране.

Выбор курса на создание социального государства позволил определить верную стратегию ее функционирования и развития. Об этом свидетельствуют  такие макропоказатели, как уровень  грамотности взрослого населения (99,7%), охват базовым, общим средним  и профессиональным образованием занятого населения (98%). По показателям поступления  детей в начальную и среднюю  школу, количеству студентов высших учебных заведений Беларусь находится  на уровне развитых стран Европы и  мира.

Каждый третий житель республики учится.

Государственная политика в  сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых:

государственно-общественный характер управления;

обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;

повышение качества образования  для каждого.

Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего  образования.

В стране функционируют почти 10 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2,0 млн. детей, учащихся и студентов обеспечивают около 445 тыс. работников.

Приняты социальные стандарты  в области образования и обеспечивается их выполнение. Создана развитая система  социальной поддержки обучающихся.

На образовательную систему  в последние годы государством выделяется не менее 5% ВВП, что не уступает объемам  финансирования сферы образования  в развитых европейских странах.

В 1991–2011 гг. национальная система  образования развивалась и развивается  в соответствии с Программами  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., 2006–2010гг. и  2011-2015 гг., а также принятой в 2004 г.

 

Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020). НСУР-2020 – программный  документ, определяющий перспективные  направления и прогнозные показатели развития страны с учетом достигнутых  результатов и глобальных тенденций  мирового развития. В НСУР-2020 главное внимание уделено реализации «Повестки дня на XXI век», определенной Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (сентябрь, 2000 г.), Политической декларации и Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь, 2002 г.), других международных соглашений.

Республика Беларусь располагает  эффективной нормативной правовой базой, регулирующей общественные отношения  в сфере образования. Правовую основу отрасли составляют Конституция  Республики Беларусь, законы Республики Беларусь ”Об образовании“ (1991), ”О профессионально-техническом образовании“ (2003), ”Об образовании лиц с  особенностями психофизического развития (специальном образовании)“ (2004), ”Об  общем среднем образовании“ (2006), ”О высшем образовании“ (2007).

Важным событием для системы  образования стало принятие 13 января 2011 года Кодекса Республики Беларусь об образовании. Тем самым, впервые  в стране решена задача кодификации  общественных отношений в сфере  образования, сформирована самостоятельная  отрасль права – образовательного. Уточнена структура национальной системы  образования. Обновлены название и  содержание уровней образования.

маё задание.docx

— 16.57 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации