Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать сущность социального воспитания личности школьника
Задачи исследования:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по социальному воспитанию школьника;
2. Изучить и описать опыт педагогической работы по реализации принципов социального воспитания личности школьника, на практике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Социализация личности школьника как педагогическая проблема
1.1 Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации…………………………………………………………….5
1.2 Социальное воспитание как процесс целенаправленной и регулируемой социализации, его задачи и принципы………………..8
1.3 Характеристика системы социального воспитания в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
Глава 2 Социализация и социальнае воспитание учащихся на современном этапе
2.1 Системный и личностный подходы в организации социального воспитания в условиях школы (из опыта работы ОШ № 1)…………….19
2.2 Социальное воспитание учащихся в условиях молодежных общественных объединений, учреждений дополнительного
образования………………………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………....30
Список использованных источников……………………………………..31

Файлы: 13 файлов

содержание(печать).docx

— 44.22 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Список литературы.docx

— 14.81 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульник(печать).docx

— 13.83 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.docx

— 16.65 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

заключение.docx

— 13.45 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсач(печать).docx

— 75.65 Кб (Скачать файл)

Для рассмотрения особенностей социального воспитания в рамках названных моделей мы исходим  из социально-педагогической концепции  А.В. Мудрика:

 — социальное воспитание  включает организацию социального  опыта, образование, индивидуальную  педагогическую помощь;

 — параметрами, позволяющие обнаружить разницу в моделях социального воспитания можно назвать: социокультурный контекст, содержание организуемого социального опыта, тип объединения, способы бытия воспитанников, типовые формы организации взаимодействия, иерархия сфер жизнедеятельности, правила и нормы (этикет), социальные роли взрослых и детей, регламентированность обучения, виды и методы обучения, виды просвещения, направленность самообразования, содержание индивидуальной педагогической помощи.

Социальное воспитание в  учреждениях дополнительного образования  детей можно представить как  последовательную реализацию функций  трех уровней:

 — первый уровень  — эмоциональная конвенция взаимосвязь  мотивации воспитанника к участию  в жизнедеятельности детского  объединения и самореализации  в ней (структурирование свободного  времени ребенка, различные виды  рекреации, развлечение, коммуникация, идентификация с референтной группой),

 — второй уровень  — содержательная конвенция (организация  социального опыта соответствующего  образу жизни социальной группы, реализующей определенную социокультурную  функцию, интеграция в определенное  социокультурное сообщество; образование,  в том числе допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка, индивидуальная педагогическая помощь в преодолении трудностей, связанных с несоответствиями между задачами и наличными возможностями воспитанника),

 — третий уровень — смысло-жизненной конвенции (ориентация на общие и дифференциальные социокультурные ценности, содействие воспитаннику в самоопределении по отношению к исполнению социокультурной функции, конструировании варианта собственной жизни, организация опыта

 

самоопределения и конструирования  варианта жизни).

По итогам опытно-экспериментальной  работы на базе учреждений дополнительного  образования детей можно утверждать, что социально-педагогическая миссия учреждений дополнительного образования детей может быть выполнена, если:

 — жизнедеятельность  воспитательных объединений в  учреждениях дополнительного образования  детей обеспечивает встречу воспитанника  со стилями жизни социальных  групп;

 — воспитательные  объединения (учреждения дополнительного  образования детей) находящиеся  в непосредственном социальном  окружении воспитанника включают  полный набор социокультурных  вариантов;

 — воспитаннику учреждения  дополнительного образования детей  предоставляется возможность стать  субъектом творчества собственной  жизни на основе осознанного  выбора стиля жизни определенной  социокультурной общности.

 

Как показывают результаты моего исследования, социальное воспитание в учреждении дополнительного образования детей будет успешным, если социокультурному контексту соответствуют характеристики компонентов воспитательного процесса (субъект педагогической деятельности, содержание и организация жизнедеятельности детских воспитательных объединений, характер взаимодействия воспитательной организации с окружающей средой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Миру нужен самостоятельный  человек. Несамостоятельный опасен для мира. В условиях быстро меняющейся социальной, экономической, политической обстановки, человек рассматривающий эти изменения как трагедию вступает в пограничное отношение с миром. Чтобы такого не случилось, еще на школьной скамье ребенка нужно научить хорошо ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения.

Решить эту глобальную задачу, помочь состояться молодому человеку, может один из социальных институтов – школа. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом – необходимо создать  для ученика условия свободы, творчества, уважать каждого отдельного ученика, и совместно с учениками  осваивать культурные взаимодействия с миром, человечеством, и что  не маловажно с самим собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Андреева, И.Н. Антология  по истории и теории социальной  педагогики / И.Н. Андреева. – М.: Изд.  центр «Академия», 2002. – 176 с.

2. Бедулина, Г.Ф. Социальный портрет современной белорусской молодежи / Г.Ф. Бедулина //  Кiраванне у адукацыi. – 2008. – № 2. – С. 51–55.

3. Иоффе, Э.Г. Политическая социализация молодежи Беларуси / Э.Г. Иоффе // Народная асвета. – 2008. – № 5. – С. 3–6. 

4. Кошель, Н.Н. Комплексно-целевая программа «Социальная адаптация школьников» / Н.Н. Кошель, И.Р. Перережко // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. – № 11. – С. 3–7.

5. Лесун, Л.И. Влияние субкультуры на социализацию подростков / Л.И. Лесун, Е.В. Хмаро // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. – № 3. –С. 15–19.  

6. Минкевич, А.О. Творческая деятельность как условие социализации подростков с девиантным поведением / А.О. Минкевич //  Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. – № 2. – С. 25–29. 

7. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 200 с.

8. Перережко, И.Р. Управление процессом социальной адаптации учащихся / И.Р. Перережко // Кiраванне ў адукацыi. – 2007. – № 9. – С.61–64.

9. Перережко, И.Р. Научно-методическое обеспечение процесса социальной адаптации учащихся / И.Р. Перережко // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. – № 5. – С. 3–9.

10. Сезнева, Т.А. Роль семьи и социального окружения                         в формировании ценностей подростков / Т.А. Сезнева // Адукацыя                   i выхаванне. – 2000. – № 11. – С. 35–38. 

11. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С. 112–126.

12. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности: пособие для соц. педагогов / В.Н. Наумчик [и др.]; под общ. ред. В.Н. Наумчика. – Минск: Выш. школа, 2004. – 143 с.

13. Храмцова, Ф.И. Социокультурные аспекты внешкольной педагогики / Ф.И. Храмцова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. –   № 6. – С. 9–12.

14. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 272 с.

15. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.В. Шакурова. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 270 с.


маё задание.docx

— 16.57 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации