Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:45, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать сущность социального воспитания личности школьника
Задачи исследования:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по социальному воспитанию школьника;
2. Изучить и описать опыт педагогической работы по реализации принципов социального воспитания личности школьника, на практике.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Социализация личности школьника как педагогическая проблема
1.1 Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации…………………………………………………………….5
1.2 Социальное воспитание как процесс целенаправленной и регулируемой социализации, его задачи и принципы………………..8
1.3 Характеристика системы социального воспитания в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
Глава 2 Социализация и социальнае воспитание учащихся на современном этапе
2.1 Системный и личностный подходы в организации социального воспитания в условиях школы (из опыта работы ОШ № 1)…………….19
2.2 Социальное воспитание учащихся в условиях молодежных общественных объединений, учреждений дополнительного
образования………………………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………....30
Список использованных источников……………………………………..31
2) имел диагностировать
и знал реальный уровень
3) постоянно привлекал
каждого воспитанника к
4) своевременно выявлял
и устранял причины, которые
могут помешать достижению
5) максимально опирался на собственную активность личности
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания.
7) развивал самостоятельность,
инициативу, самостоятельность
Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
2.2 Социальное воспитание учащихся в условиях детских и молодежных общественных объединений, учреждений дополнительного образования.
Внешкольное воспитание возникло в середине XIX — начале ХХ века в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, и предполагало введение в образовательных учреждениях дополнительных учебных дисциплин. Изначально построенное на добровольности внешкольное воспитание несло в себе потенциал продуктивного сочетания стремления взрослых дифференцировать трансляцию социального опыта и устремленности детей к самореализации в различных сферах бытия. Эта тенденция по существу не была утрачена и с 1918 года, когда внешкольные учреждения стали государственными. Благодаря созданной в ХХ веке мощной системе внешкольного воспитания у школьников СССР имелись возможности выбора различного рода занятий. Однако перемены начала 90-х годов привели к изменениям не только названия воспитательных организаций данного типа (место учреждений внешкольного воспитания заняли учреждения дополнительного образования детей), но и к серьезным противоречиям в понимании статуса их в системе социального воспитания.
В процессе становления системы
во внешкольных учреждениях
Осмысление различных взглядов на сущность дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруднов, А.В. Золоторева, М.Б. Коваль, Г.Н. Попова, А.Б. Фомина) дает основание сформулировать социально-педагогическую миссию учреждений дополнительного образования детей —
обеспечение конвенции интересов воспитанника (его родителей, семьи) и общества. В данном случае под конвенцией понимается сопряжение интересов общества и индивида в процессе социального воспитания, социальное действие индивидов конструирующих интерсубъективный мир. Если каждый индивид создает свой субъективный мир и свое социокультурное пространство, то в ситуации социальной интеграции эти плюралистичные миры и пространства должны пересекаться.
Личная составляющая конвенции
предполагает: конструирование собственного
варианта жизни в соответствии с
необходимостью реализации в ней
одной из пяти социокультурных функций,
освоение образа жизни социальной группы
реализующей эту функцию, интеграция
в соответствующую
Культура предстает как обобщенный эталон, рамки человечности, в социокультурном качестве (культура определенной социальной группы), в виде организационной культуры (культуры отдельной социальной организации), как персональная культура бытия человека — образ жизни. Все названные проявления культуры имеют место в социальном воспитании.
Рассмотрим поподробнее
социальную составляющую конвенции, которая
связана с пониманием стратификации
общества. Одним из первых проблему
социального неравенства
— трактовкой социальной
группы как социального
— наделением каждой
социальной группы
— изучением устойчивых,
существующих как рамки для
социального поведения,
Социальное воспитание может быть представлено как организованное воспроизводство культуры определенных групп, взращивание детей по образу и
подобию некоего социокультурного
идеала, подготовки подрастающего поколения
к выполнению совершенно определенных
социальных функций, проектирования адекватного
в социокультурном плане
Для объяснения избранного нами пути больше всего подходит идея О. Шпенглера о «пра-форме» (начальной, архетипичной конструкции), как некой естественно возникшей структуре, отражающей ментальные основания. Отталкиваясь от нее можно предположить, что некогда возникло несколько начальных форм воспитательных организаций, которые потом тиражировались, модифицировались и дошли до наших дней не утратив сущностные характеристики пра-формы, поэтому вопрос об основаниях возникновения «пра-форм» воспитательных организаций представляется достаточно принципиальным.
Опираясь на положения Дж. Мида о роли игры как пространства, в котором индивид принимает на себя роль «обобщенного другого» (некий обобщенный образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду), Н. Смелзера об имитации (осознанном стремлении ребенка копировать определенную модель поведения) как психологическом механизме социализации, Т. Парсонса о главной функции культуры в социальной структуре общества — «сохранение и воспроизводство образца», можно предположить существование социокультурной имитации как важного механизма определяющего социальное воспитание школьников.
Вообще слово имитация происходит от лат. imitatio , и трактуется как подражание кому-либо или чему-либо, воспроизведение. Общеизвестно, что подражание является одним из способов усвоения новых форм поведения и деятельности через копирование чужих движений, действий. Отсюда происходит предположение о возможности создания социокультурных форм, в которых воспитанник и будет имитировать поведенческие программы взрослых и таким образом овладевать социальным опытом. Понятие «воспроизведение» может рассматриваться как акт воспроизводства, непрерывное движение и возобновление процесса производства жизни какой-либо системы — биологической или социальной. Социокультурная имитация в социальном воспитании учащихся это — механизм воспроизводства культуры общества и социальной деятельности путем отображения в функционировании воспитательных организаций социокультурных аналогов социальных организаций, выполняющих ключевые социальные функции.
Схема социокультурного воспроизводства выглядит следующим образом:
1. Определенный тип социальных
организаций, реализующих
социокультурным аналогом отдельного типа воспитательных организаций.
2. Воспитательная организация,
имитирующая в своем
3. Ребенок, включаясь в
жизнь воспитательной
Другими словами можно утверждать, что воспроизводство культуры, взращивание определенного набора образов жизни в очередном поколении происходит за счет того, что существует определенный набор воспитательных организаций, имитирующий в своем быте, жизнедеятельности ключевые социальные организации. Рассуждая таким образом, получаем в качестве социокультурных аналогов воспитательных организаций:
— производственные организации;
— организации, призванные
«производить» образцы
— организации, созданные для обороны, защиты общества (силовые структуры);
— организации,
— организации, интегрирующие
социальные функции (
Весьма важным при формировании
совокупности вариантов воспитательных
организаций нам показалось опереться
на принцип вариативности в
Обращение к историко-педагогическим
исследованиям помогло
— школьная модель (гимнасии, гимназии, олимпийская педагогика);
— военно-служебная (спартанская);
— студийная (ликейская, академическая);
— клубная (общественная);
— производственная.
Главным образом осуществление
смыслового переноса определяющих свойств
бытия, образа жизни из социальной организации
(аналога) в воспитательную организацию
(модель) и обратно происходи за
счет социокультурного контекста. По своему
назначению социокультурный контекст
в социальном воспитании обеспечивает
взаимосвязь элементов
Примерами осуществления
школьной модели социального воспитания
в учреждениях дополнительного
образования являются художественная,
музыкальная, спортивная школа, профильная
очно-заочная школа. Направленные на
трансляцию социокультурного образца
воспитательные организации школьной
модели тяготеют к репродуктивности,
достаточно строгой дисциплине, здесь
может проявляться педагогика авторитета,
педагог выступает как тренер.
Военно-служебная модель в дополнительном
образовании представлена клубами
и центрами юных летчиков, десантников,
моряков. По контексту клуб юных моряков
представляет собой корабль, клуб юных
летчиков, десантников — военную
часть, пограничников — заставных
— пожарную часть. Студийной модели
социального воспитания в системе
дополнительного образования
производственной структуры
— конструкторско-проектной
Информация о работе Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации