Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:58, курс лекций

Описание работы

Слово "статистика" походить від латинського слова status, що означає "стан речей". Від кореня цього слова виникло італійське слово stato – держава. Осіб, які володіли знаннями про устрій та стан справ у державі, тобто державних діячів, називали statusta . Від кореня цього ж слова утворився іменник statustuca.
Тема 1. Предмет і метод статистики
Тема 2. Статистичне спостереження

Содержание работы

Предмет статистики.
Основні категорії статистики.
Статистична методологія.
Організація статистики в Україні
Суть, джерела та організаційні форми статистичного спостереження.
План статистичного спостереження.
Види статистичного спостереження.
Способи статистичного спостереження.
Помилки спостереження та контроль даних.

Файлы: 26 файлов

30 балов- 2 (2013).doc

— 297.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Sotsiologia_4-ое издание.doc

— 1.01 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопросы по статистике.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Книга по политологии. Назарова.doc

— 900.50 Кб (Скачать файл)

3. бессилие групп порядка,  другими словами, деградация правящей  элиты, которая попросту не  может удержать власть.

Следует подчеркнуть, что  отсутствие хотя бы одного из этих факторов будет достаточно, чтобы революция  так и не свершилась. Так, например, если в cтрaнe силен военно-карательный  аппарат, то сколько бы массы не страдали, революцию им не совершить.

Исторический опыт показывает, что процесс совершения революций, их последствия во всех странах имеют  определенные закономерности, которые  можно сформулировать как законы революции. Назовем их «законом маятника», «законом Кроноса» и «законом Бисмарка».

«Закон маятника». Революции, вовлекая в свою орбиту многомиллионные массы людей, как огромный маховик не в состоянии, если так можно сказать, вовремя остановиться, а потому они забегают всегда слишком далеко вперед. Срабатывает своеобразный «закон маятника». Отдавая себе, отчет о силе влияния массовой психологии, Энгельс в свое время писал, что, придя к власти, мы вынуждены будем проводить такие опыты, за которые потомки назовут нас в лучшем случае дураками.

Направление и темпы  развития революции в России определяли не столько большевики, сколько менталитет народа, в котором преобладали анархистские настроения. Вся история страны говорила о том, что рвущийся к воле народ понимал под ней (волей, а не свободой, ибо в народном сознании даже понятия свободы не имело корней) вседозволенность, расправу с врагами вплоть до их физического уничтожения. Отсюда призыв Чернышевского «К топору зовите Русь!» и страстные слова из поэмы Шевченко «І вражою, злою кров'ю волю окропiте».

«Закон Кроноса». Революции и революционные войны всегда вели к огромным человеческим жертвам, несли гибель культуре и духовным ценностям, способствовали пробуждению низменных качеств человеческой натуры. Убедительным подтверждением известного древнегреческого мифа о Кроносе, пожирающем своих детей, может служить Великая Французская революция, когда гильотина рубила головы не только королевской чете, но и безжалостно уничтожала самих «отцов» революции.

Сначала Дантон и Робеспьер  уничтожают жирондистов, потом Робеспьер  «во имя революционной справедливости» отправляет на гильотину своего друга Дантона, а затем черное крыло террора накрывает и его. В России повторилась та же закономерность. Начиная с Каменева и Зиновьева, затем Бухарина и завершая военоначальниками гражданской войны, Сталин, по сути, к 1941 году убрал всех, кто стоял у колыбели революции.

Таким образом, практика якобизма, а затем и большевизма  показала: движение по пути цивилизации  методом социального взрыва —  слишком дорогая цена для человечества. Когда-то Достоевский сказал, что социализм обойдется России в сто миллионов человек. Этот фантастический прогноз не только сбылся, настоящие потери от революции и последующих экспериментов намного превысили эту цифру.

«Закон Бисмарка». В свое время Бисмарком были сказаны слова, верность которых наглядно подтвердил опыт развития СССР: «Революции разрабатывают гении, совершают фанатики, а плодами пользуются только негодяи». Дело в том, что революция — это огромной силы социальный взрыв, но этот взрыв не бывает узко и точно направленным. И в результате взрыва не только расчищаются завалы на исторических дорогах, ударная волна нередко деформирует саму цель движения.

Известно историческое проклятие всех революций: победу одерживают не те, кто боролся, и не те, кто  ее затевал. Обессилев от взаимного истребления, борющиеся классы открывают путь третьим силам. Феодалу - раб и рабовладелец, буржуа - крепостной и феодал. Октябрьская революция также не привела к победе пролетария и крестьянина. К власти пришла номенклатура.

По мысли П. Сорокина, в результате революции совершается отрицательная селекция. И потому прав был В. Франклин, говоря, что по векселям войны, особенно гражданской, главные платежи приходится платить не столько во время войны и революции, сколько потом.

Таким образом, опыт всех известных революций служит серьезным предостережением человечеству.

К революционным формам политических действий относится также  бунт (стихийный протест людей, доведенных  до отчаяния нестерпимыми условиями  своего существования), восстание –  массовое открытое вооруженное выступление определенного класса или социальной группы против существующей власти, это один из способов завоевания политической власти.

В ХХ в. получил довольно широкое распространение такой  способ завоевания политической власти как путч. По сути это государственный переворот (или его попытка) путем выступления противников существующей власти с привлечением армейских формирований. Осуществляется узким кругом заговорщиков и приводит, как правило, к установлению военно-авторитарных режимов.

Перевороты довольно часто практиковались в ХVIII-ХІХ в.в. Они не вели к коренной смене социально-политического устройства, а использовались для персональной перестановки в рамках правящей элиты. Перевороты бывают государственные, дворцовые, немало их было в истории России (убийство Петра III, Павла I).

Порой Октябрьскую революцию  называют переворотом. Так что же это все-таки было: революция или  переворот? Перевороты, как уже отмечалось, совершаются узкой группой и  не ведут к смене существующего  строя. В Октябрьской революции были задействованы миллионы и миллионы людей, и катилась она по всей России до самого Тихого океана. Поэтому при всей неоднозначности отношения к ее результатам нельзя отрицать, что это была революция. П. Сорокин, которого никак нельзя упрекнуть в симпатии к большевикам, по этому поводу заметил, что большевики гениально примазались к историческому процессу и маховик истории вынес их наверх.

 

    1. Реформа и ее место в политическом процессе

Реформы представляют собой (в отличии от революций) другой тип политических процессов, направленных на разрешение конфликтов. Реформы ведут к общественным изменениям, не подрывая основы власти правящего класса. Существенное отличие реформы - поэтапность изменения, постепенность и последовательность. Реформирование осуществляется сознательно и целенаправленно группой людей или лидером (например, реформы Мейзди в послевоенной Японии и Эрхарда в послевоенной Германии).

Реформы позволяют приспособить существующую политическую систему  к изменяющимся условиям внутренней и международной жизни, максимально используя внутренние ресурсы и избегая революционного взрыва.

Отношение к реформе  как инструменту социально-политических преобразований у различных политических течений далеко не однозначно. От полного  отрицания (марксизм) до понимания приоритетности в общественном развитии (социал-реформизм), от осторожности и постепенности у консерваторов, до требований вовлеченности всех граждан страны в процесс реформирования у либералов.

Успех реформистской  политики зависит от своевременности ее проведения. Запоздавшие реформы не приводят к смягчению социальной напряженности, и в таком случае может быть открыт путь к революционным процессам.

Украина в настоящее  время переживает процесс глубокого  реформирования во всех сферах жизнедеятельности общества. Начало политических реформ связано с избранием первого украинского парламента весной 1990 г. Важнейший этап - провозглашение независимости Украины (август 1991 г.) и выборы первого президента (декабрь 1991 г.). С принятием Конституции Украины (июнь 1995 г.) в основном завершился процесс создания президентско-парламентского правления в стране. Принятые в 2005 г. изменения в Конституцию Украины, отвечая запросам времени, положили начало преобразования президентско-парламентского  правления в парламентско-президентские.

 

Вопросы для  самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.

1.Что такое политической процесс?  В каких формах он может  протекать?

2.От чего зависит  интенсивность политического процесса?

3.Цивилизация и революция: их соотношение в прошлом и настоящем?

4.Почему революции  "забегают слишком далеко вперед"?

5.Почему революции  уничтожают не только своих  противников, но и своих "творцов", о чем свидетельствует опыт  и Великой Французской революции,  и Российской 1917 г.?

6.Согласны ли вы  со словами, сказанными Бисмарком: "Революции разрабатывают гении,  совершают фанатики, а плодами  пользуются негодяи". Прокомментируйте  это высказывание.

7.В октябре 1917 года  в России совершилась революция  или это был переворот?

8.Согласны ли вы  с высказыванием Н.А. Бердяева  о том, что в Октябрьской  революции Маркс был соединением  со Стенькой Разиным? 

9.Прокомментируйте мысль:  различие между святым и революционером  состоит в том, что святой  творит добро, не причиняя зла, а революционеру, чтобы сотворить добро, требуются гекатомбы. 10. В чем отличие революции от переворота?

11.Прокомментируйте высказывание  В. Франклина о том, что по  векселям войны, особенно гражданской,  главные платежи приходится платить  не столько во время войны, сколько после?

12.Как понимать слова  П. Сорокина о том, что большевики  «гениально примазались» к историческому  процессу?

13.Что дало основание  Б. Шоу заявить, что «революции  никогда не помогают скинуть  бревно тирании: максимум, что  они могут, это переложить его с одного плеча на другое»?

14.Каковы причины и  последствия революций? 

15.Что понимают в  политологии под социально-политическим  конфликтом?

16.Каковы пути разрешения  конфликтов?

17.Социально-политические  конфликты: норма или социальная патология?

18.Можно ли разрешить  конфликты раз и навсегда?

19.Может ли общество  жить без конфликтов?

20.Может ли такой  «инструментарий», как толерантность,  плюрализм, компромиссы, консенсус,  служить разрешению социально-политических  конфликтов?

21.К чему ведет неразрешимость конфликтов?

22.Что понимается под  кризисом в политологии и как  кризисы протекают? 

23.Что собой представляет  реформа как форма политического  процесса?

24.Как проходит политическое  реформирование в Украине? 

Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

 

  1. Сущность политики
  2. Феномен политической власти
  3. Понятие легитимности политической власти
  4. Структура и виды политических систем.

 

  1. Сущность политики

Когда появилась политика? Существовала ли она в первобытном  обществе? Heт. Политика появляется с зарождением государства. Государство - это, по сути, политическая оболочка общества. И политика пронизывает все сферы жизнедеятельности общества; любые структурные образования в нем так или иначе носят политический характер.

Партиям присущ политический характер? Безусловно. А союзу писателей? Да, и союз писателей имеет определенные политические грани. Но если у партии все грани носят политический характер, это сугубо политическая организация, то в союзе писателей лишь отдельные грани окрашены в политический цвет.

Можно ли рядовому гражданину жить без политики? Уехать на дачу, телевизор  не смотреть, газет не читать, радио  не слушать? Неделю на даче можно, пожалуй, прожить и без политики, а вот  вообще изолировать себя от неё нельзя, ибо если вы не будете заниматься политикой, то, как замечал У. Черчилль, политика займется вами. А ему можно в этом отношении верить. Хотим мы того или нет, но наша жизнь зависит от того, что решают политики в парламенте, которых мы избрали (повысить ли зарплату или квартплату).

Так, что же такое политика? Единого определения в политологии  нет. Сам термин «политика» происходит от древнегреческого «politike», что в  переводе означает искусство управления государством (полисом). В таком смысле трактует политику и В. Даль: «Политика - наука государственного управления».

Существует немало и  других определений: политика есть искусство  возможного (О. Бисмарк), ленинское - «политика - это концентрированное выражение  экономики», а по словам Лафоллета, «это экономика в действии» и др.

Считая, что политика «имеет чрезвычайно широкий смысл  и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству», М. Вебер полагал, что можно говорить о политике профсоюзов, о политике корпораций и даже о политике умной  жены, которая стремится управлять своим мужем, всячески подчеркивая его главенствующую роль. А в более точном смысле политика, по Веберу, это «стремление к участию во власти или оказание влияния на распределение власти, будь-то между государствами, будь-то внутри государства между группами людей, которых оно в себе заключает… Кто занимается политикой, тот стремится к власти».

Политика - это искусство управления государством, использования, завоевывания и удержания власти, претворения  в жизнь различных общественных целей и интересов. Причем политический руководитель ограничен в своей деятельности наличными ресурсами: он должен учитывать соотношение сил, общественное мнение, состояние политической культуры и ряд других факторов. Искусство политики заключается в том, чтобы достичь поставленной цели с минимальными затратами и потерями.

Политику не случайно определяют как науку и искусство, ибо здесь мало знать, талантливый  политик должен обладать и политической интуицией, которая в некоторых  случаях может сыграть решающую роль. Как бы мы не относились к Ленину, нельзя не отдать должное ему как политику, который сумел «почувствовать» точное время штурма Зимнего, чтобы не было ни слишком «рано», ни слишком «поздно».

МУ.заоч.(2012р).doc

— 787.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

П-Я 30 баллов заочный.doc

— 138.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экзаменационные вопросы.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 1.docx

— 17.68 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2.docx

— 16.95 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

politologija1.pdf

— 1.61 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

r_1.zip

— 29.15 Кб (Скачать файл)

r_2.zip

— 165.76 Кб (Скачать файл)

r_3.zip

— 34.86 Кб (Скачать файл)

r_4.zip

— 87.30 Кб (Скачать файл)

r_5.zip

— 75.59 Кб (Скачать файл)

r_6.zip

— 137.50 Кб (Скачать файл)

r_7.zip

— 59.97 Кб (Скачать файл)

r_8.zip

— 140.48 Кб (Скачать файл)

tema_3.zip

— 17.93 Кб (Скачать файл)

tema10.zip

— 35.30 Кб (Скачать файл)

tema11.zip

— 59.62 Кб (Скачать файл)

tema4.zip

— 33.20 Кб (Скачать файл)

tema6.zip

— 32.55 Кб (Скачать файл)

tema7.zip

— 16.10 Кб (Скачать файл)

tema8.zip

— 10.03 Кб (Скачать файл)

tema9.zip

— 17.20 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Статистике"