Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:58, курс лекций

Описание работы

Слово "статистика" походить від латинського слова status, що означає "стан речей". Від кореня цього слова виникло італійське слово stato – держава. Осіб, які володіли знаннями про устрій та стан справ у державі, тобто державних діячів, називали statusta . Від кореня цього ж слова утворився іменник statustuca.
Тема 1. Предмет і метод статистики
Тема 2. Статистичне спостереження

Содержание работы

Предмет статистики.
Основні категорії статистики.
Статистична методологія.
Організація статистики в Україні
Суть, джерела та організаційні форми статистичного спостереження.
План статистичного спостереження.
Види статистичного спостереження.
Способи статистичного спостереження.
Помилки спостереження та контроль даних.

Файлы: 26 файлов

30 балов- 2 (2013).doc

— 297.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Sotsiologia_4-ое издание.doc

— 1.01 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопросы по статистике.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Книга по политологии. Назарова.doc

— 900.50 Кб (Скачать файл)

Возникает вопрос, а зачем  тогда вообще нужна монархия, если король практически никакой властью  не обладает?

По-видимому в силу традиции, которая насчитывает много столетий. Институт королевской власти рассматривают как стабилизирующую силу в обществе. Англичане вообще без королевы своей жизни не представляют.

Но есть в наше время и монархии в своем неизменном виде. Это ряд  стран в районе Персидского залива: Бахрейн, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Иордания, а также Марокко.

Авторитаризм как политический режим представляет своего рода компромисс между тоталитаризмом и демократией. С одной стороны, он мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но, с другой стороны, он, безусловно, жестче, антинароднее, чем режим демократический. Поэтому авторитарный режим отличается, с одной стороны, от тоталитарного, а с другой – от демократического.

В отличие от парламентской демократии авторитарный режим  характеризуется:

  • резким усилением государственной власти,
  • парламент лишен прав контроля за политикой государства,
  • выборная система, по сути, лишена демократического содержания.

От тоталитаризма авторитарный режим отличается тем, что:

  • отсутствует единая идеология,
  • возможна многопартийность,
  • сохраняется оппозиция, хотя и в ослабленном виде,
  • допускается ограниченный плюрализм (без реальной борьбы за власть),
  • сохраняются парламентские институты, хотя и испытывают нажим,
  • может быть как командная, так и рыночная экономика,
  • гражданское общество полностью не поглощено государством,
  • в меньшей мере используются насильственные методы подавления социального недовольства, упор делается на социальную демагогию.

Что касается типологии авторитарных режимов, то, хотя единого подхода нет, тем не менее можно назвать некоторые разновидности:

  • теократические (у власти религиозные кланы, например, Иран, где исламские фундаменталисты установили такой режим после революции 1979 года);
  • абсолютные монархии (династический режим) - власть организована и осуществляется на основе строгих правил и процедур. Обычно власть разделена между членами семьи монарха, передается по наследству и является легитимной в силу традиций (Саудовская Аравия, Султанат Бруней, Объединенные Арабские Эмираты, Омар, Катар);
  • военно-бюрократические (в прошлом режим «черных полковников» в Греции). А вообще военные авторитарные режимы довольно распространенный вид. Это две трети молодых независимых государств.

Что собой представляют современные  авторитарные режимы и почему они возникают?

Установление авторитарных режимов в ХХ веке обусловлено  рядом обстоятельств.

Во-первых, необходимостью провести экономическую модернизацию, совершить своего рода рывок от феодальных форм производства и общественной жизни  к современным, индустриальным.

Действительно, целый  ряд стран, так называемые «диктатуры развития» (Южная Корея, Сингапур, Чили и др.), сумели достичь значительных экономических успехов, демонстрируя сочетания сильной власти со свободной  экономикой. Правда, не следует забывать, ценой каких человеческих жертв был обеспечен приход Пиночета к власти.

Во-вторых, в целях  легитимации власти авторитарные режимы в ХХ веке широко использовали националистический идеал. Так, большинство аторитарных  режимов  в странах Латинской  Америки, Африки и Азии оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения. Такие режимы даже признают права человека, все, за исключением политических.

Особенно широкое распространение  авторитарные режимы получили во второй половине ХХ века в странах «третьего» мира, прежде всего в Африке. Около 70 переворотов произошли на континенте после 1960 года, когда большинство стран получило независимость.  Борьба шла между военной верхушкой, имеющей различную ориентацию в зависимости от того, где заканчивали военные заведения, в Париже и Лондоне или Праге и Москве.

В конце столетия во многих африканских странах начался  переход от жестких авторитарных режимов к полуконкурентным (с  наличием оппозиции, многопартийности и т.д.); но тем не менее, процесс демократизации еще далек от своего завершения.

 В-третьих, переход  от тоталитаризма к демократии  на огромных просторах постсоветсвкого  пространства не избежал соблазна  установления сильной власти. В  условиях отсутствия демократических  традиций, острой социальной напряженности, неспособности правящей верхушки проводить эффективную экономическую и социальную политику, выход ищут в установлении власти твердой руки. В таких случаях власть сосредотачивается в руках одного человека или узкой группы лиц, а большинство граждан отчуждено от процесса принятия решения.

 

3. Основные  признаки тоталитарного режима

Тоталитарные режимы существовали еще 2,5 тыс. лет назад в виде деспотии.  Классическими деспотиями были государства  Древнего Востока: Ассирия, Вавилон, Египет, а также Китай в разные периоды своей истории, империя инков. Даже в древности человеческий разум ужасался, постигая всю глубину бесчеловечной сущности деспотических режимов. Для Аристотеля в деспотизме было что-то не человеческое.

Экономическую сущность деспотических режимов можно охарактеризовать как «азиатский способ производства» (Маркс): не рабовладение, а «всеобщее рабство населения». По уровню своей эффективности этот способ производства предшествует даже рабовладению, ибо в античном обществе наряду с рабами были и свободные граждане. Рабы были и во всех восточных деспотиях, но основная масса непосредственных производителей состояла не из них, а из псевдосвободных общенников, крестьян. Земля же по существу была как бы ничейной, что можна было наблюдать и в нашем недалеком прошлом в условиях «развитого социализма». Сущность такого способа производства состоит в применении тотального огосударствления и отсутствии собственности у населения.

Что собой представляли такие деспотии, можно увидеть  на примере империи инков, которая к моменту открытия испанцами Южной Америки существовала уже 200 лет, насчитывала более 10 млн. человек и охватывала всю северную часть этого континента. Неограниченная власть была сосредоточена в руках главного Инки, затем следовали «вельможи»-инки, и, наконец, бесправные крестьяне, жизнь которых была жестко регламентирована.

Утром по сигналу колокола все должны были приступить к работе. За свою жизнь инка выполняла 10 повинностей: пастух, гонец, рабочий по плетению корзин и т.д. Если не было сельхоз. работ, передвигали холм, перенося землю в корзинах. Сигнал на обед тоже давал колокол, меню регламентировалось. Раз в год приехавший чиновник регистрировал браки. Самые красивые девушки шли в наложницы главному Инке либо вельможам. За провинность следовали жесткие наказания (например, подвешивание за волосы над бездной). Жителям каждой провинции выдавался плащ определенного покроя и цвета, чтобы надсмотрщики могли легко следить за передвижением людей.

Испанцы были поражены грандиозными сооруженими храмов, дворцов из огромных каменных блоков, великолепными дорогами, что шли через болота, вырубались в скалах, пересекали пропасти с помощью висячих мостов, тем более, что инки не знали железа.

Почему же в древности  создавались такие деспотии?

Главная причина возникновения  такой формы правления – это  внешние факторы, необходимость  мобилизации огромных масс людей  для защиты от стихийных сил (сооружение защитных дамб на берегах таких капризных  рек, как Хуанхе и Янцзы, которые  на протяжении веков неоднократно меняли свое русло), строительства ирригационных сооружений для обеспечения земледелия водой и т.д.

И вот, казалось бы, когда  ушли в прошлое не только древние  деспотии, но и большинство монархий, в первой трети ХХ века произошел  «всплеск» тоталитарных режимов: Германия, Италия, СССР, Китай, Северная Корея, Куба.

Ученые по-разному  объясняют это явление. Наиболее интересной представляется концепция  «запоздалой модернизации». Суть ее в следующем.

В начале ХХ века наиболее развитые страны (США, Англия) резко вырвались вперед и бросили остальным вызов: либо доганяйте, либо оставайтесь в аутсайдерах ( со всеми последствиями отсталости, зависимости и т.д.).

Такие бывшие империи  как Германия, Россия оставаться в  арьергарде никак не могли (имперские амбиции не позволяли). А произвести модернизацию, мобилизацию всех ресурсов: природных, человеческих, финансовых и проч. – демократичским путем «не умели», так как в этих странах еще попросту демократических традиций не было. Веймарская республика  в Германии существовала несколько лет, а Временное правительство в России и вовсе несколько месяцев. Поэтому мобилизация была проведена  «сильной рукой», т.е. тоталитарным образом.

На определенный исторический срок это дало свои плоды: Гитлер сумел  завоевать всю Европу, первые пятелетки в СССР позволили преодолеть последствия революции и гражданской войны и даже победить нацистскую Германию. Но в конечном счете все это завершилось крахом, о чем скажем ниже, а сейчас посмотрим, что же собой представляют тоталитарные режимы ХХ века.

Термин «тоталитаризм» (от лат. – totalis) означает весь, полный целый. Режим этот характеризуется тем, что вся полнота власти сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии).

Изучением этой проблемы зарубежные политологи, главным образом американские, занялись еще до второй мировой войны, пытаясь осмыслить причины установления фашизма. Но особенно много работ появилось после войны. Большинство исследователей сходятся на том, что тоталитарное общество – это закрытое общество.   В   таком закрытом обществе, по мысли

Х.Арендт «все – от воспитания детей до выпуска продукции –  контролируется из одного центра»; эта  формула тоталитарного режима вошла  во все учебники и хрестоматии.

ХХ век дал две  основные разновидности тоталитаризма: националистическую (Германию) и коммунистическую (СССР).

Некоторые авторы выделяют три разновидности  тоталитарного режима:

  • коммунисти<span class="dash041e_0431_044

МУ.заоч.(2012р).doc

— 787.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

П-Я 30 баллов заочный.doc

— 138.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экзаменационные вопросы.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 1.docx

— 17.68 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2.docx

— 16.95 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

politologija1.pdf

— 1.61 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

r_1.zip

— 29.15 Кб (Скачать файл)

r_2.zip

— 165.76 Кб (Скачать файл)

r_3.zip

— 34.86 Кб (Скачать файл)

r_4.zip

— 87.30 Кб (Скачать файл)

r_5.zip

— 75.59 Кб (Скачать файл)

r_6.zip

— 137.50 Кб (Скачать файл)

r_7.zip

— 59.97 Кб (Скачать файл)

r_8.zip

— 140.48 Кб (Скачать файл)

tema_3.zip

— 17.93 Кб (Скачать файл)

tema10.zip

— 35.30 Кб (Скачать файл)

tema11.zip

— 59.62 Кб (Скачать файл)

tema4.zip

— 33.20 Кб (Скачать файл)

tema6.zip

— 32.55 Кб (Скачать файл)

tema7.zip

— 16.10 Кб (Скачать файл)

tema8.zip

— 10.03 Кб (Скачать файл)

tema9.zip

— 17.20 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Статистике"