Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:58, курс лекций
Слово "статистика" походить від латинського слова status, що означає "стан речей". Від кореня цього слова виникло італійське слово stato – держава. Осіб, які володіли знаннями про устрій та стан справ у державі, тобто державних діячів, називали statusta . Від кореня цього ж слова утворився іменник statustuca.
Тема 1. Предмет і метод статистики
Тема 2. Статистичне спостереження
Предмет статистики.
Основні категорії статистики.
Статистична методологія.
Організація статистики в Україні
Суть, джерела та організаційні форми статистичного спостереження.
План статистичного спостереження.
Види статистичного спостереження.
Способи статистичного спостереження.
Помилки спостереження та контроль даних.
Пронизывая все сферы
М. Вебер, считая политику соединением божественного и дьявольского начал, по-видимому, имел в виду, насколько в политике присутствует мораль, нравственность.
Если рассматривать
- античный, который связан с именами Сократа, Платона и др. Сократ, как известно, говорил, что этика должна быть политична, а политика этична, т.е. политика должна делаться чистыми руками. Многие античные мыслители считали, что управлять должны мужи - философы, т.е. люди знающие и благородные. В их представлении мораль и политика неразрывны;
- макиавеллистский. Провозгласив тезис «цель оправдывает средства», Н. Макиавелли по сути развел политику и мораль, поставив во главу угла целесообразность;
- веберовский. М. Вебер, пытаясь примирить оба подхода, обе крайности, считал, что в целом политика не должна быть безнравственной, но в некоторых случаях в интересах общей пользы приходится отступать от моральных принципов. Он разделял мораль на этику убеждений и этику ответственности. Первая предполагает неотступное следование нравственным принципам при любых обстоятельствах, вторая требует учета конкретных обстоятельств. Их соотношение и должен определить сам политик.
От чего же вообще зависит присутствие нравственных начал в политике. Наверное, определяющую роль играет политический режим. Но не только. Многое зависит и от зрелости гражданского. общества, политической культуры граждан и др. факторов, в том числе и чисто индивидуального личностного характера лидера.
2. Феномен политической власти
Проблема власти занимала умы еще античных авторов, не меньший интерес она вызывает и теперь. В научной литературе существует несколько подходов к определению власти и раскрытию ее сущности.
1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей. «Власть может быть определена как реализация намеченных целей», - пишет Бертран Рассел. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром — в этом смысле говорят, например, о власти над природой.
2. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход обращает особое внимание на субъективную мотивацию власти. Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.
3.Психологические интерпретации власти пытаются раскрыть субъективную мотивацию поведения индивидов, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Психоанализ трактует стремление к власти как проявление подавленных влечений преимущественно сексуального характера (Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Фрейдом был составлен обширный список исторических деятелей, которые пытались свою физическую или духовную ущербность компенсировать полнотой власти.
4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому толкованию власти является ее системная трактовка. Если первые два подхода идут снизу вверх в понимании власти, то системный метод рассматривает власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К.Дойч, Н.Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.
5. Структурно-функциональный подход рассматривает власть как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Другими словами: поскольку само общество устроено иерархично, то власть, по сути, представляет собой отношения неравноправных субъектов, как отношения между теми, кто управляет, и теми, кем управляют.
6. Реляционистские определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на другого. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
Другими словами для реализации власти необходимо наличие следующих факторов:
- субъект и объект властных отношений;
- приказ;
- общепринятые нормы, согласно которым одни приказывают, а другие подчиняются.
Иллюстрацией может служить четверостишье из пушкинского стихотворения «Анчар»:
…но человека человек Послал к анчару властным взглядом. И тот послушно в путь потек, И к утру возвратился с ядом. |
(субъект и объект) (приказ) (общепринятые нормы) |
Такова «технология» осуществления
власти.
Что касается определения власти, то их немало. Гоббс считал, что власть – это «средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смертью». Общепризнанным определением власти является веберовское, согласно которому это «возможность осуществить свою волю вопреки противодействию других с помощью авторитета, права, насилия и других способов».
В обществе власть имеет множество проявлений: экономическая, политическая, семейная власть и др. Отличительная черта политической власти от всех других – это способность определенного класса, группы, социального слоя проводить свою волю посредством политики и правовых норм. Семейная власть отца, например, может осуществляться как с помощью назиданий, так и ремня.
Власть – это сердцевина политической системы; не случайно Т.Парсонс считал, сто власть занимает в политической системе такое же место, как деньги в экономической.
Наиболее полное выражение политической власти – государственная власть, хотя эти понятия не синонимичны. Политическая власть не сводится только к государственной власти, так как она включает также и власть партий, лидеров, общественных организаций и т.д., а с другой стороны, государственная власть не сводится только к политической, так как может выполнять и неполитические задачи, которые однако могут приобретать и политический характер в силу тех или иных причин (экология, образование и т.д.).
В политологии различают такие виды власти, как политическое господство, политическое насилие, политический авторитет, политическое руководство и др.
Вообще классификация видов власти может строиться по разным основаниям.
Например, по субъектности: законодательная, исполнительная, судебная власть; по сферам жизнедеятельности: политическая, экономическая, идеологическая, семейная и др.; по режиму правления: деспотическая, тоталитарная, демократическая, охлократическая.
В политической системе общества власть выполняет ряд социальных функций:
- интегрирующую: объединяет все социальные силы, социально-политические и интеллектуальные ресурсы общества, подчиняя их политическим, общественно-значимым целям;
- регулятивную: создает политические механизмы регулирования жизнедеятельности общества;
- репрессивную: добивается поддержания существующего правового порядка;
- стабилизирующую: способствует устойчивому развитию общества, всех структур его политической системы.
3. Понятие «легитимности» политической власти
Термин «легитимность», возникший во Франции, использовался для обозначения законно установленной власти. Вообще следует различать легитимность власти, т.е. ее общественное признание, и легальность - правовое, формальное закрепление. Поэтому в точном смысле слова легитимность власти - это признание обществом законности и правомерности официальной власти.
Наиболее полно проблемой
легитимации власти занимался М.Вебер
Господство, по Веберу, означает шанс встретить
повиновение определенному
Вебер выделял три «чистых» типа господства. Анализируя их с точки зрения возможных (типичных) «мотивов поведения», он приходит к выводу, что «господство может быть обусловлено интересами, т.е. целерациональными соображениями повинующихся относительно преимуществ или невыгод; оно может обусловливаться просто нравами, привычкой к определенному поведению; наконец, оно может основываться на простой личной склонности подданных, т.е. иметь аффективную базу.
Итак, первый тип - рационально-легальный, т.е. господство, основанное на легальности и интересах тех, кто повинуется. Говоря нашим языком, это политическая практика демократических стран, где существует конституция и граждане на основе своих интересов легально выбирают конгрессмена, депутата, президента и т.д.
Второй тип - традиционный. Традиции господства основаны на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Примером может служить патриархальное господство монархов, баев, феодалов, князей и т.д. (Египет, Персия, Вавилон, средневековая Европа).
Третьим «чистым» типом господства является харизматическое господство. Понятие «харизмы» (в переводе с греческого - божественный дар) известно еще с периода раннего христианства и означает сверхъестественные свойства личности, позволяющие ей подчинять себе массы. По Веберу, это некая экстраординарная способность не столько приобретенная, сколько дарованная природой, богом, судьбой (своего рода Кашпировский, только колоссального масштаба).
Харизмой, по мнению Вебера, обладали великие законодатели и основатели государств: Солон (одним указом ликвидировав все долги, из-за которых многие афиняне оказались в рабстве, он даже уехал из города и никто не посмел нарушить этот указ), Ликург (по законам Ликурга Спарта жила 800 лет). По Веберу, это - великие завоеватели и полководцы: Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, основатели мировых религий: Магомет, Иисус Христос. Примером харизматического господства могут служить: Рим времен Цезаря, Египет, империя инков и др.
Веберу не пришлось увидеть, как действовала харизма Гитлера и Сталина, но их власть, безусловно, опиралась на харизму. На вечерних митингах (а это не случайно: к вечеру у людей ослабевает волевая регуляция, а свет факела усиливает харизматическое воздействие) при выступлении любимого фюрера толпа неистово ревела, а немки в экстазе кричали: «хочу родить от Гитлера». В подвалах Лубянки люди гибли с именем товарища Сталина на устах.
Представление об основных компонентах власти можно получить из представленной схемы:
4. Структура и виды политических систем.
Общество представляет собой сложную систему, состоящую из многих подсистем (экономической, культурной, семейной и др.). В их числе и политическая система, которая представляет собой совокупность политических институтов и отношений, базирующихся на политических, юридических и др. нормах.
Категория «политическая система» наряду с категорией «власть» занимает центральное место в политической науке. Понятие «политическая система» получило широкое распространение и стало доминирующим после второй мировой войны. В самом широком смысле политическая система есть совокупность отношений по поводу участия в политической власти.
Если говорить о политической системе отдельных стран, то это по сути комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Это прежде всего институты и организации управления, руководства и координации политической жизни страны.
Характер политической системы зависит от взаимоотношений между властью и обществом. Конкретно это выражается в следующем:
а) как осуществляется передача власти (в условиях монархии – по наследству, республиканское правление – на основе выборов);